Т-34М здорового человека или «Малая» модернизация Т-34. По мотивам Т-34-85М
Содержание:
Вступление
Т-34 часто называют Лучшим Танком ВМВ, а так ли это на самом деле? Думаю для большинства людей интересующихся танкостроением в годы Второй Мировой Войны знают что на деле все не так гладко как на бумаге. Т-34 выпуска в плоть до начала 42 года боеспособным можно назвать весьма условно по целому ряду причин:
Во-первых, это не надежность и качество изготовления; моторесурс первых тридцать-четверок на практике был в разы ниже чем у тех же БТ-7, и касалось это отнюдь не только новомодного дизель-мотора(и печально известных фильтров) та же КПП бортовые фрикционы ну и конечно же вечно ломающийся Главный Фрикцион с которым воевали очень долго. Также добавлю проблемы с гусеницами доставшиеся в наследство от танка Кристи.
Во вторых это эксплуатационные качества танка и тесное Боевое Отделение. Башня танка изначально не рассчитанная на размещение в ней длинноствольных трехдюймовых пушек была Очень тесной, из-за того что люк на башне был всего один и при этом он был очень тяжёлый, командир не мог вести обзор за местностью даже в небоевой обстановке. В бою обзор танка был не просто плохим, его фактически не было за исключением жалких 26° обзора командирской панорамы. К тесноте и обзору добавлялась еще и загазованность Боевого отделения вызванная недостаточной мощностью вентиляции которая изначально была рассчитана на 45 мм пушку. Это не говоря о том что львиную долю места в БО занимали пожароопасные топливные баки.
Ну и третьем недостатком добавлю отсутствие 3 члена экипажа в башне, но это не проблема танка, а проблема заказчика который почему-то требовал 3-4 человека в экипаже.
Как решали проблемы в РеИ
После испытанный Т-34 а также немецких Т-3 к танку выкатили целый ряд требований/претензий. При чем особо выделю то что все вышеперечисленные мной проблемы Т-34 осознавали и наши «предки» пожалуй за исключением мотора. Мне лично непонятно, почему нельзя было вернуться к проверенному и очень надежному М-17? (хотя бы временно до момента доведения до ума В-2/34) Аргументы о пожароопасности мягко скажем противоречивы так как дизель хотя и горит медленнее, но он взрывоопаснее и его труднее потушить, а нехватка дизельного топлива в 41 году бала как бы не выше чем нехватка бензина.
В феврале 1941 года все это вылилось в начало работ по модернизации Т-34: на совещании у председателя Комитета обороны при СНК СССР К.Е. Ворошилова по вопросу плана заказов бронетанкового вооружения на 1941 г. среди принятых было и решение, согласно которому дальнейшее улучшение конструкции танка Т-34 должно было проводиться по двум направлениям – так называемым малой и большой модернизации. Малая модернизация осуществлялась путем проведения комплекса мероприятий по повышению боевых и эксплуатационных характеристик серийного танка Т-34 без радикального изменения его конструкции. Большая модернизация представляла собой создание по существу новой боевой машины с торсионной подвеской, полностью удовлетворявшей всем требованиям к среднему танку Т-34, изложенным в Постановлении КО № 428сс.
АИ
В начале 1938 года, как и в реальности по итогу множества совещаний была полностью переработана система автобронетанкового вооружения РККА принятая в конце 37 года. Тогда же было положено начало танку А-20 и его чисто гусеничной версии (А-20Г). И тут начинается развилка: в связи с неготовностью ХПЗ к производству Быстроходных Дизелей, а также низкой технической надежностью опытных БД-2 было принято решение что испытания БД-2 будет проходить на серийных БТ-7 в то время как А-20 и А-20Г будет временно оснащаться двигателями М-17Т. Весной того же 1938 года М.И. Кошкин предложил переработанный проект А-20Г(АИ А-32), в новом проекте танк заимствовал готовые узлы ходовой и КПП от серийного танка БТ-7 с поправкой на увеличенную до 320 мм ширину гусениц (как в изначальном проекте А-20 конца 37 года), это сулило в разы ускорить работы по опытной машине. По итогу проект был принят и уже к концу августа началось создание опытного образца осенью 1938 года он смог поступить на государственные испытания. На совещании в декабре 1938 Д.Г. Павлов и М.И. Кошкин совместно предложили отказаться от намного боле технически сложного колесно-гусеничного танка А-20 в пользу уже проходящего испытания А-32. По итогу совещания И.В. Сталин все же настоял на сохранении А-20, но при этом А-32 получил приоритет в разработке. Доработанный проект А-32 с новой ходовой и 30 мм бронированием(в том числе лобовым) массой 20 тонн вышел на испытания в марте 1939 года, а А-20 в мае того же года. По итогам испытаний было выявлено множество недостатков в основном связанных с качеством сборки и перегруженной КПП от БТ-7 что приводило к поломкам (впрочем более редким чем с РеИ совершенно новой КПП).
В июне 1939 года А-32 получил новую КПП а также начались испытания танков догруженных до 24 тонн, параллельно с устранением детских болезней. В августе 1939 был собран опытный образец А-34 массой 24 тонны с пушкой Л-10. Уже в сентябре 39 года танк был принят на вооружение РККА и началась подготовка к развертыванию его серийного выпуска на ХПЗ.
Несмотря на планы по выпуску 300 танков Т-34 за второе полугодие 39 было выпущено всего 50 машин. Также танк получил новый ГФ Сталь по Феродо.
Помимо этого В ноябре 1939 года в германии была закуплена пара танков Т-3 и Т-4 (раньше чем в РеИ). По итогам испытаний немецких танков Т-3 и Т-4, а также зимней войны в которой принимали участие несколько десятков Т-34, было принято решение о начале модернизации Танка Т-34(Т-34М) а также разработки танка ему на замену(Т-43). Из-за приближающейся войны Т-34М был более приоритетной задачей а Т-43 стал разрабатываться по остаточному принципу.
В декабре 1940 года был представлен Т-34М, танк представлял собой глубокую модернизацию А-34, Топливные баки были перенесены из БО, в кормовую часть как на БТ-7 и РеИ Т-34-85М, для облегчения кормовой части танка броню кормы урезали до 30 мм, при этом бортовую и лобовую броню по итогам испытаний немецких пак-36 усилили с 45 до 50 мм, серьезно переработана была и башня, которая стала трехместной сохраняя общие технологические решения ранних башен, погон башни был увеличен до 1530 мм а наклон бортов башни был сильно уменьшен. В целях улучшения обзора была установлена командирская башня, а также увеличено количество смотровых щелей. Также на крыше башни появились 2 дополнительных люка (для наводчика и заряжающего) на командирской башне была установлена зенитная пулеметная установка со спаркой пулеметов ДТ. В результате модернизации масса танка возросла до 27-27,5 тонн. Помимо всего прочего танк наконец получил более менее доведенный дизель мотор В-2 с моторесурсов 150 часов. Данный вариант танка был запущен в производство уже в январе 41 года.
Проанализировав различные смотровые приборы было принято решение о копировании польских приборов наблюдения имеющий простое устройство и хороший угол обзора. Данные приборы начали устанавливать только в мае 1941 года.
Работы по новому танку Т-43 были свернуты в июле 1941 года как и в РеИ.
По итогу боев была выявлена необходимость в штурмовых САУ в результате чего к началу 1942 года была разработана и запущена в производство СУ-122, отличающаяся от РеИ только усиленным до 60 мм лобовым бронированием (и базой АИ Т-34М)
В связи с известиями о новых немецких тяжелых танках в декабре 1942 года было выдано задание на разработку модернизированного Т-34 вооруженного 85 мм пушкой и защищённого от огня ПАК-40 в лобовой проекции танк получил индекс Т-34-85М, опытный образец был создан в марте 43 года, а уже в мае 1943 года был развернут серийный выпуск танков. Боевое крещение они получили на «Курской Дуге» внеся значительный вклад в победу красной армии. (От реального Т-34-85М АИ Т-34-85М ничем не отличается кроме пушки Д-5Т)
СУ-100 в АИ не создается поскольку война закончится быстрее и наладить производство 100 мм пушек и боеприпасов к ним мы не успеем.
(Боевую организацию АБВ РККА и прочее я не затрагиваю т.к. это заклепочный пост да и на все уже сказано до меня в этом вопросе)
Заклепки
Т-34М Образца 1941 года
Чертеж Т-34М обр.1941
ТТХ танка:
Бронирование — лоб 50 мм; борт 40/40 или 50 мм корма 30 мм, башня 50 мм по кругу.
Масса танка — 27,5 тонн.
Двигатель — В-34 мощностью 500 л.с. ,обеспечивает удельную мощность 18,2 л.с./тонну.
Подвижность — Скорость по шоссе 54 км/ч, 24 км/ч по пересеченной местности; Запас хода 385 км.
Экипаж — 5 человек.
Вооружение — 76 мм пушка Ф-34 с боекомплектом 77 выстрелов; Курсовой пулемет ДТ, Спаренный пулемет ДТ, Зенитная спарка пулеметов ДТ (Иногда ДШК).
***
Т-34-85М Образца 1943 года
ТТХ танка:
Бронирование — лоб 75/100(люк) мм; борт 40/40° или 50 мм корма 30 мм, башня 50 мм борт/корма.
Масса танка — 32,2 тонны.
Двигатель — В-34 мощностью 500 л.с. ,обеспечивает удельную мощность 15,5 л.с./тонну.
Подвижность — Скорость по шоссе 54 км/ч, 24 км/ч по пересеченной местности; Запас хода 350 км.
Экипаж — 5 человек.
Вооружение — 85 мм пушка Д-5Т/ЗИС-С53 с боекомплектом 56 выстрелов; Курсовой пулемет ДТ, Спаренный пулемет ДТ, Зенитная спарка пулеметов СГ-42(Иногда ДШК).
P.S.- В данном посте я показал свое виденье «правильной тридцатьчетверки» без попаданцев, после-знания и опережающих технологий.