Начало чехословацкого авиастроения. Истребители Avia BH-21

16

Начало чехословацкого авиастроения. Истребители Avia BH-21

Начало истории авиастроительной компании Avia неразрывно связано с инженерами-авиаконструкторами Павлом Бенешем (Pavel Beneš) и Мирославом Хайном (Miroslav Hajném). Прогрессивная конструкция, вдохновленная разработками компаний Fokker и Junkers, позволила пройти путь от легкого спортивного самолета BH-1 через одноместные (BH-3, BH-10) и двухместные (BH-5, BH-9, BH-11) самолеты к мощным, хотя и несколько консервативным истребителям-бипланам Avia BH-21. В компании Avia эпоха перспективных низкопланов окончательно завершилась произошедшей в августе 1924 года катастрофой прототипа BH-19. Предыдущие аварии подобных монопланов, несовершенство аэродинамики машин и проблемы механики полета на более высоких скоростях привели министерство национальной обороны (Ministerstvo národní obrany – MNO [МНО]) к отказу от новых заказов на самолеты такой конфигурации и, таким образом, побудили конструкторов компании Avia спроектировать классический биплан. В 1923 году был создан прототип истребителя-биплана BH-6 (после аварии обозначение было заменено на BH-8), который в 1924 году был запущен в серийное производство и принят на вооружение под обозначением B-17 (обозначение BH было внутрифирменным, с февраля 1923 года МНО для обозначения стало использовать литеру B). Истребители B-17 оснащались восьмицилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS 8Fb мощностью 300 л.с. (224 кВт), которые с 1922 года по лицензии выпускались в Пльзене на заводах компании Škoda. К сожалению, «семнадцатые» не добились большого успеха в ВВС Чехословакии.

Одновременно с заказом на истребители B-17 компания Avia получила заказ на создание улучшенных версий B-18 и B-19, причем первый должен был быть бипланом, а второй – истребителем-монопланом. Однако проект B-18 остался на бумаге, а после крушения B-19 заказ на эти машины был приостановлен. Однако несколько позже интерес МНО возобновился, и заказ был переведен на проект модернизированного биплана, который в ноябре 1924 года начал обретать свои очертания на чертежных досках расположенного в Голешовице (Holešovice) конструкторского бюро компании Avia. Новая машина получила внутрифирменное обозначение BH-21 и в качественном отношении представляла собой значительный шаг вперед.

Конструкция самолета осталась цельнодеревянной, сохранились оригинальная силовая установка, вооружение из двух синхронизированных 7,7-мм пулеметов Vickers осталось прежним, равно как и конфигурация несущих поверхностей с верхним крылом меньшего размаха, чем нижнее. Однако новая машина была избавлена от недостатков «семнадцатого»: пилон между фюзеляжем и верхним крылом, ограничивающий обзор пилоту, был заменен на центропланные стойки. Также были усовершенствованы силовая установка, а также системы охлаждения масла и охлаждающей жидкости. Конструкция фюзеляжа была упрощена, крылья получили новый аэродинамический профиль, а на смену относительно широким I-образным межкрыльевым стойкам с обтекателями в местах соединения с крыльями пришли узкие N-образные стойки. Под фюзеляжем был установлен выдвижной сотовый радиатор для охлаждающей жидкости, в то время как маслорадиатор располагался по левому борту перед ним.

Изготовление прототипа BH-21 было завершено 22 февраля 1925 года, а два дня спустя заводской летчик-испытатель компании Avia Карел Фрич (Karel Fritsch) поднял машину в небо. В конце марта самолет был передан представителям МНО. Во время приемо-сдаточных испытаний были оценены улучшенные летные характеристики – управляемость, устойчивость и скороподъемность – и в первую очередь большой диапазон между минимальной и максимальной скоростями (от 90 до 246 км/ч). Самолет соответствовал требованиям и был заказан в качестве стандартного истребителя ВВС Чехословакии. Уже упомянутый выше контракт на истребители Avia B-18/19 (исх. 3393/37/let./24) предусматривал производство самолетов I серии (с B-21.1 по B-21.66). Выпуск самолетов по этому контракту вскоре был завершен, и изготовленные машины с июня по сентябрь 1925 года были переданы подразделениям чехословацких ВВС (первой была 34-я эскадрилья 1-го авиаполка, Прага). Этот успех побудил руководство компании представить в июне того же года новое предложение о производстве еще ста истребителей Avia BH-21. В ответ на это предложение МНО ответило заказом в октябре 1925 года II серии из 25 экземпляров (с B-21.67 по B-21.91). Еще один заказ на истребители Avia BH-21 (с B-21.92 по B-21.116) был выдан в марте следующего года и вскоре после этого (в мае 1926 года) последовал последний заказ на IV серию из 20 самолетов (с B-21.117 по B-21.136). Еще один истребитель B-21 был заказан отдельно в июле 1928 года. Самолеты II серии были переданы в части ВВС Чехословакии в феврале-марте 1926 года, III и IV серий передавались небольшими партиями до июля 1927 года, а последний B-21.137 был передан чехословацким военным в конце сентября 1928 года.

истребитель Avia B-21 из состава 37-й эскадрильи 1-го авиаполка с окрашенными в цвет хаки верхними поверхностями. Нижняя часть эмблемы полка была красного цвета

истребитель Avia B-21 из состава 37-й эскадрильи 1-го авиаполка с окрашенными в цвет хаки верхними поверхностями. Нижняя часть эмблемы полка была красного цвета

В ходе производства конструкция самолета постепенно совершенствовалась. Были улучшены органы управления, была усовершенствована топливная система и был переработан механизм уборки радиатора охлаждающей жидкости. Истребители I серии имели сиденья пилота, рассчитанные на использование подушечного парашюта, тогда как на более поздних машинах их модифицировали для использования с наспинным парашютом. Более новые машины также имели более рациональное расположение приборов на приборной панели (например, тахометр перенесли на приборную панель со стойки верхнего крыла) и на бортах фюзеляжа несли более длинные выпускные коллекторы (с октября 1927 года). Постепенно на самолетах стали устанавливать баллоны со сжатым воздухом для самостоятельного запуска двигателя, некоторые B-21 оснащались электрооборудованием для ночных полетов, а все машины IV серии были модифицированы для электрического обогрева костюма пилота. Основываясь на испытаниях, проведенных зимой 1925-1926 годов в составе 1-го авиаполка, стало возможным легко менять колеса на лыжи для эксплуатации на заснеженных аэродромах.

истребитель Avia B-21 из состава 1-й эскадрильи 3-го авиаполка, сфотографированная на аэродроме в Кошице

истребитель Avia B-21 из состава 1-й эскадрильи 3-го авиаполка, сфотографированная на аэродроме в Кошице

линейка истребителей Avia B-21 из состава 3-го авиационного полка; аэродром Вайноры (Vajnory), 1929 год

линейка истребителей Avia B-21 из состава 3-го авиационного полка; аэродром Вайноры (Vajnory), 1929 год

К общему количеству изготовленных истребителей семейства BH-21 необходимо добавить еще две машины, изготовленные для нужд компании Avia: BH-21J радиальным девятицилиндровым двигателем Bristol Jupiter IV мощностью 430 л.с. (320 кВт), который летал с мая 1926 года, и прототип BH-21 для ВВС Бельгии (поставлен 2 июля 1926 года). В дополнение к ним в 1934 году компания Avia изготовила небольшую серию из десяти невооруженных учебных самолетов Bš-21 оснащенных теми же двигателями, что и боевые машины B-21 и предназначавшихся для обучения молодых летчиков-истребителей.

истребитель Avia B-21.1 из состава 34-й эскадрильи 1-го авиационного полка (аэродром базирования Прага-Кбелы), на котором летал летчик младший сержант Визнер (desátník Wiesner) и который разбился из-за отказа двигателя 21 апреля 1928 года. На момент крушения самолет все еще нес трехцветный камуфляж 1922-26 годов. Верхние поверхности представляли собой сочетание коричневого, зеленого и охристого цветов, межкрыльевые стойки имели цвет того участка поверхности крыла, из которого они вышли. Нижние поверхности были окрашены алюминиевой краской. Опознавательные знаки были в виде государственного флага. Квадраты на бортах фюзеляжа несли в себе эмблемы авиационных полков, в данном случае это черный лев на белом поле

истребитель Avia B-21.1 из состава 34-й эскадрильи 1-го авиационного полка (аэродром базирования Прага-Кбелы), на котором летал летчик младший сержант Визнер (desátník Wiesner) и который разбился из-за отказа двигателя 21 апреля 1928 года. На момент крушения самолет все еще нес трехцветный камуфляж 1922-26 годов. Верхние поверхности представляли собой сочетание коричневого, зеленого и охристого цветов, межкрыльевые стойки имели цвет того участка поверхности крыла, из которого они вышли. Нижние поверхности были окрашены алюминиевой краской. Опознавательные знаки были в виде государственного флага. Квадраты на бортах фюзеляжа несли в себе эмблемы авиационных полков, в данном случае это черный лев на белом поле

До 1929 года военно-воздушные силы Чехословакии насчитывали три авиаполка (базировались в Праге, Оломоуце и в Нитре/Пьештяны [Nitra/Piešťany]), на затем их количество было увеличено до шести (в порядке нумерации: Прага, Оломоуц, Пиештяны, Градец-Кралове, Брно и Прага). Помимо этих соединений первой линии, некоторое количество самолетов типа B-21 использовались для обучения в Хебе (Cheb; летом 1927 года школа переехала из Хеба в Простеёв [Prostějov], куда были переданы все учебные B-21). Также несколько самолетов типа B-21 прошли испытания в научном институте военной авиации (Vojenský letecký ústav studijní – VLUS).

Истребители Avia B-21 были одними из лучших, которыми могли похвастаться ВВС Чехословакии в середине двадцатых годов прошлого века. В дополнение к надежной и длительной эксплуатации (машины были сняты с вооружения лишь в середине 1930-х годов), они прославились еще и благодаря чехословацких «королям воздуха» таким как Малковский (Malkovský), Княжиковский (Kňažikovský), Новак (Novák) и Широкий (Široký), которые во время многочисленных выступлений поражали публику фигурами высшего пилотажа. Как обычные, так и специально модифицированные BH-21 также участвовали в ряде чехословацких авиагонок, так и в международных авиационных соревнованиях. Истребитель BH-21 также принес Чехословакии крупный коммерческий успех, на международном рынке, когда в 1926 году самолеты данного типа были выбраны командованием ВВС Бельгии в качестве замены устаревшему истребителю, и бельгийская авиапромышленность по лицензии выпустила 44 экземпляра.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Avia BH-21

Назначение: истребитель

Статус: серийное производство

Компания-производитель;

• Miloš Bondy a spol., авиастроительная компания Avia, Прага-Голешовице (149 экземпляров в т.ч. и 1 экземпляр для ВВС Бельгии и 1 экземпляр BH-21J)
• SABCA (Бельгия; 39 экземпляров)
• SEGA (Бельгия; 5 экземпляров)

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один восьмицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza HS 8Fb (лицензионное производство Škoda), развивавший мощность 300 л.с. (224 кВт)

Размеры:

размах крыльев 8,90 м
длина 6,87 м
высота 2,74 м
площадь крыльев 21,96 м²

Масса:

пустого самолета 720 кг
максимальная взлетная 1085 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 246 км/ч
практический потолок 5500 м
дальность полета 440 км

источник: Text Ing. Michal Ovčáčík Foto: sbírky Bohumíra Kudličky, Michala Ovčáčíka a Václava Šorela; Kresba: Petr Kolmann. «Československa letadla. Avia BH-21» «Letectví + kosmonautika» 2020-01, str.36-37

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-istrebiteli-avia-bh-21-chehoslovakiya

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account