Почему американская БМП «Брэдли» считается самой живучей в мире. В чем секрет защиты американской бронемашины?
Сегодня БМП «Брэдли» активно используется Украинской армией в боях с армией России и в этих боях данная машина проявила как очень живучая. В сети можно найти кадры дуэли Брэдли и нашего БМП-2, что называется на пистолетной дистанции, в которой американская бронемашина буквально делает из нашей БМП дуршлаг, оставаясь невредимой. В чем же секрет такой живучести попробуем разобраться ниже.
БМП – широко распространённый вид бронетехники. Бронетранспортёр оказался крайне полезной техникой и выполняет множество задач на поле боя, но при этом его постоянно критикуют. Главная причина тому – плохая защищённость, но всё зависит от конкретной машины. К примеру, разработчики БМП M2 Bradley немало постарались, чтобы сделать его более безопасным.
Содержание:
Американский БМП
Началом истории бронетранспортёра M2 Bradley можно считать 1960 год, когда был выпущен основной бронетранспортёр Соединённых Штатов M113. Изначально его делали максимально дешёвым, чтобы можно было легко продавать на зарубежных рынках. В итоге его выпустили в огромном количестве и продали в десятки стран по всему миру. Ещё одной особенностью было использование брони из алюминия (был и второй, более тяжёлый вариант). К тому же конструкторы попытались снизить массу бронетранспортёра и уменьшить нагрузку на силовую установку, которую вообще взяли от обычного автомобиля. Конечно, это сильно повлияло на защищённость M113. Через несколько лет эксплуатации военные прочувствовали на себе низкий уровень безопасности и захотели новый БМП.
В 1964 году военное командование открыло проект Mechanized Infantry Combat Vehicle, в ходе которого собирались разработать новый бронетранспортёр повышенной безопасности. Несколько производителей представили свои прототипы, и среди них выбрали ХМ701 от компании Pacific Car and Foundry. Работа над серийной моделью продолжалась вплоть до 1980 года, а в 1981 БМП M2 Bradley уже поступил в эксплуатацию. Правда, слишком массовым он не стал, поскольку его предшественник был проще и дешевле. Всего было произведено около 10 тысяч экземпляров в разных модификациях, причём купили M2 Bradley лишь несколько стран.
За время производства M2 Bradley претерпел большие изменения, хоть внешне это на бронетранспортёре почти никак не сказалось. Современный БМП имеет принципиально другую структуру, которая строится по модульному типу. Это значит, что путём простой замены модулей с вооружением и с разнообразным оборудованием можно радикально изменить возможности и назначение техники. Боевую машину производят до сих пор, оснащают её современными системами вооружений и высокотехнологичным оборудованием, благодаря чему «Бредли» стал незаменим на поле боя. Он получил мощную силовую установку, современную систему управления огнём и устройства прицеливания, может отслеживать несколько целей и довольно точно вести огонь на ходу благодаря системе стабилизации. M2 Bradley успешно использовали в нескольких военных конфликтах и на основе собранных данных вносили серьёзные усовершенствования. Последняя же версия, выпущенная весной 2024 года, получила обновлённую защиту.
Совсем не танк
Нужна ли защита бронетранспортёру – большая и сложная тема, вокруг которой до сих пор разгораются жаркие дискуссии. Относительно танков подобных вопросов не возникает, они просто обязаны иметь хорошее бронирование и разнообразные системы защиты, чтобы выполнять свою работу – уничтожать противника на переднем крае и вести штурмовые действия. С бронетранспортёрами, да и со всеми остальными аналогичными машинами, ситуация совершенно другая. Они не предназначены для прямого боестолкновения, а их роль на поле боя сводится к поддержке. Оснащённые разнообразным вооружением, бронированные машины могут успешно прикрывать пехоту и подавлять огонь противника, их используют для разведки, эвакуации и транспортировки личного состава. У этих машин имеется только лёгкое бронирование, но оно не защищает от более или менее серьёзного вооружения. В БТР Bradley именно эту проблему и попытались решить.
Всё дело в защите
Создатели «Бредли» прекрасно осознавали, что их детище имеет серьёзные недостатки и ограничения, поэтому сосредоточились на поиске нестандартных технических решений. Пример тому – противоминная защита и её обязательный атрибут, V-образный корпус. Он способен защитить от взрыва лишь до некоторой степени, но всё равно деформируется от мощной волны детонации, поэтому инженеры изменили подход. Во-первых, они расширили бронирование днища и закрыли им снизу весь БМП, насколько могли. К тому же размещённые внутри боеприпасы поместили в отдельный защищённый контейнер с термоизоляцией. До того момента боеприпасы лежали на полу, а во время подрыва на мине легко разлетались от удара, могли детонировать и в любом случае вызывали ранение экипажа.
Инженеры создали собственную концепцию живучести, включив в неё буквально всю конструкцию бронетранспортёра. Сюда входило и бронирование днища, и защищённость крыши, и даже крепления кресел. Всё это прямо или косвенно влияет на сохранность машины и экипажа. К примеру, во время подрыва на мине энергия детонации деформирует и подбрасывает дно, а заодно и сидящего в кресле солдата, закреплённого ремнями безопасности. При этом солдат получает травмы от ремней и удара о потолок. Эту проблему решили при помощи дополнительной амортизации кресел. Ещё одной неизменной проблемой бронетехники является топливный бак, а точнее пожар после его пробития. Пообщавшись с авиаконструкторами, инженеры позаимствовали их опыт и установили топливные баки, пробоины в которых затягиваются сами собой.
Противотанковое оружие
Бронирование «Бредли» как было, так и осталось алюминиевым. Оно представляет собой сэндвич с заполнением из полиуретановой пены, что позволяет «разбить» кумулятивную струю в случае удара бронебойным зарядом. Для увеличения защиты при этом используются внешние стальные пластины, которые навешиваются при помощи штатных креплений. Правда, для полноценной защиты этого недостаточно. Такое бронирование может защитить разве что от стрелкового оружия и частично от осколков, но попадание чего-нибудь более серьёзного станет для бронетранспортёра фатальным.
Для защиты от выстрелов из ручных противотанковых гранатомётов и ПТУР бронетранспортёры в своё время получили динамическую защиту. От артиллерийских снарядов она не спасает, но помогает при попадании реактивной гранаты с кумулятивной боевой частью. Блоки динамической защиты реагировали на угрозу и производили направленный взрыв в сторону боеприпаса. Ими пользовались долгое время, а в 2024 году провели очередную модернизацию, и обновлённый Bradley M2A4E1 получил более эффективный защитный комплекс.
Комплекс Iron Fist представляет собой пакет обновлений, предназначенный для замены уже имевшейся системы динамической защиты. Помимо новых модулей ДЗ, он включает в себя целый набор инфракрасных датчиков и радаров с охватом 360 градусов. Комплекс управляется интеллектуальной системой, она сканирует окружающее пространство и активирует защиту при обнаружении угрозы, после чего в сторону цели (ракета или противотанковая граната) выстреливается заряд шрапнели. Конечно, это не спасает от артиллерии, беспилотников и 30-миллиметровых автоматических пушек, которыми оснащается немалая часть современной бронетехники.
Концепция БТР в России активно развивается, и в своё время их ряды мог пополнить БТР-90, но уже полностью готовую к производству машину забросили.
Источник — https://dzen.ru/a/Z4gY0PKVx0URlhq9