Почему СССР проиграл воздушную войну в 1941 году. Когда качество важнее количества
Авиация – род войск, где как раз очень важны технические параметры самой техники. Особенно это критично именно в истребительной авиации. Если артиллерия, пехота и даже танки сражаются совместно с другими родами войск, и уничтожаются так же, то истребители часто бьются лицом к лицу. В воздухе есть всего лишь два параметра: опытность пилота и характеристики самого самолёта. К тому же, в авиации гораздо сложнее перебить качественные показатели, количественными. Это несколько танков поплоше смогут уничтожить один отличный танк, а истребитель «нового поколения» будет последовательно уничтожать самолёты противника, которые стоят классом ниже.
В этом-то и кроется один из элементов катастрофы, произошедшей в начальный период войны с советскими ВВС. Немцы вкладывали в развитие своих истребителей большие деньги, и поэтому ушли по качеству самолётов очень далеко. В СССР же на момент 22-го июня 1941-го года было очень много устарелых истребителей (И-16, И-153), которые и рассматривать-то нет смысла – они явно проигрывали немецким Мессершмитам 109, и могли при встрече с ними только выживать. Но в Советском Союзе успели построить небольшое количество и новых моделей самолётов таких, как МИГ-3, Як-1 и ЛАГГ-3, но это выправить ситуацию не помогло.
Содержание:
ЛаГГ-3
ЛАГГ-3 оказался на редкость неудачным самолётом. Хоть его во время войны и не называли «Лакированный Гарантированный Гроб», а это байка появилась уже после, но как ни странно, суть она отражает. ЛАГГ-3 имел слабый двигатель и был неимоверно тяжёлым, из-за чего уступал «мессершмитту» в скорости, и в вертикальном манёвре. На пикировании он терял очень много высоты, а набирал её с трудом. Хотя у него было мощное вооружение и малая горючесть при поражении огнём противника, но это далеко не компенсировало недостаточные лётные характеристики. Что толку было от сильного огня, когда догнать противника не представлялось возможным.
МиГ-3
МИГ-3 оказался крайне удачным самолётом. Он на голову превосходил Мессершмитт-109, но, к сожалению, только на высоте более 7-ти тысяч метров. Это был высотный перехватчик, развивавший скорость до 640 километров в час, что было на тот момент наивысшей скоростью полёта среди всех серийных самолётов. Так же, и по манёвру на высоте он был лучшим. К сожалению, у немцев не было высотных бомбардировщиков, и все воздушные бои Великой Отечественной войны происходили на высоте до 4-х тысяч метров, где МИГ-3 значительно терял все свои преимущества, и становился неуклюжим. Причём, истребители противника, если встречали в небе МИГ-3, то просто уходили ещё ниже, дополнительно снижая параметры советского самолёта. К тому же у него было слабое вооружение (3-5 пулемётов), а немцы после военных компаний в Испании, Польше и Франции, озаботились дополнительной защитой пилотов и важных узлов своих самолётов, и им, по сути, были мало страшны попадания патронов 7,62 мм.
Но по итогам первых месяцев войны МИГ-3 показал совершенно другое качество, которое от него никто не ждал. Выживаемость пилотов, летавших на этих самолётах, оказалась значительно выше, чем летавших на других советских истребителях, и благодаря этому они не только избегали смерти, но и проходили хорошую школу воздушных боёв. Недаром многие советские асы вначале своей карьеры воевали именно на МИГ-3.
Як-1
Самым удачным самолётом, который мог вести бой с Мессершмиттом был ЯК-1. Он был лёгким в управлении, и превосходил немецкий истребитель во время боёв на горизонталях. Так же он быстрее переходил из пикирования в набор высоты, и имел довольно таки мощное вооружение. Но данный самолёт, проигрывал немецкому в боях на вертикалях: он был медленнее в скороподъёмности и в скорости пикирования. К тому же, до войны ЯК-1 было выпущено всего 425 истребителей, а к концу 41-го года 1333. «Выпущено», это не значит, что они сразу же появлялись в войсках и, поэтому переломить положение в воздухе они не могли (ну, не они, а лётчики, воевавшие на них).
К тому же, освоенность самолётов новых поколений была у советских пилотов на низком уровне. Эти истребители стали поступать в войска только перед самой войной, а вот немецкие лётчики на своих Мессершмиттах уже облетели всю Европу.
Источник — https://dzen.ru/a/Z4pBiXri-CvR37fg