Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

16

В продолжение рассказа о немецких полугусеничных бронетранспортёрах, предлагаю вашему вниманию рассказ об их послевоенном использовании. И не только их.

В отечественных и иностранных источниках немало сказано о послевоенном использовании танков и самоходных артиллерийских установок, выпущенных в Третьем рейхе. В то же время массовый российский читатель очень плохо информирован относительно эксплуатации трофейных германских бронеавтомобилей и бронетранспортёров.
Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии
В данной публикации будут рассмотрены не все немецкие бронемашины, стоявшие на вооружении вермахта, войск СС и полицейских подразделений, а только те, послевоенное использование которых подтверждено документально.

Содержание:

Колёсный бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222

В 1938 году на вооружение вермахта поступил полноприводный двухосный бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222 (также имеется обозначение leichter Panzerspaehwagen (2cm).

Эта немецкая колёсная бронемашина, созданная компанией Eisenwerken Weserhütte, предназначалась для несения разведывательно-дозорной службы и обеспечения связи. Под «обеспечением связи» следует понимать доставку письменных депеш, на первом этапе бронеавтомобили не оснащались радиостанциями. Однако позднее на Sd. Kfz. 222 стали ставить радиостанции малой мощности с дальностью действия около 1 км.

Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222 получил 20-мм автоматическую пушку 2 cm KwK 30 L/55, с которой был спарен MG 34. Наведение на цель осуществлялась при помощи мускульной силы стрелка. Имелась возможность вести огонь одновременно из пушки и пулемёта или лишь из одного ствола.

Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222


Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222

Пушка и пулемёт устанавливались во вращающейся башне и могли наводиться в вертикальной плоскости в диапазоне от –7° до +80°, благодаря чему можно было обстреливать воздушные цели. Темп стрельбы автоматической пушки составлял 280 выстр./мин, у пулемёта – 900 выстр./мин. При стрельбе по самолётам защитные проволочные экраны откидывались.
Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Автоматическая пушка KwK 30 использовала боеприпасы размерности 20×138 мм от зенитного орудия FlaK 30. В боекомплекте имелись выстрелы с осколочно-трассирующими, осколочно-зажигательными, бронебойно-трассирующими, бронебойными и бронебойными подкалиберными снарядами.

Бронебойный 20-мм снаряд массой 148 г, покинув ствол с начальной скоростью 780 м/с, на дистанции 100 м обеспечивал пробитие 20-мм брони средней твёрдости, установленной под углом 30°. Подкалиберный снаряд весом 100 г, имевший начальную скорость 1 050 м/с, в тех же условиях пробивал 40-мм броню. При таких характеристиках бронепробиваемости 20-мм пушка на близких дистанциях могла поражать лёгкие и в ряде случаев средние танки.
Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Штатно возимый боекомплект состоял из 200 выстрелов к 20-мм пушке и 1 050 патронов к пулемету, но на практике экипаж мог взять с собой примерно на 50 % больший боезапас, так как в бронеавтомобиле было достаточно много свободного места. Впрочем, в этом случае 7,92-мм и 20-мм патроны перевозились в ящиках, и для их снаряжения в ленты и магазины требовалось время.

Первая модификация, известная как Sd. Kfz. 222 Ausf. A, выпускалась с 1938 по 1941 год. При полной массе 4 800 кг машина в лобовой проекции была прикрыта 14,5-мм бронёй, толщина других частей корпуса составляла 5–8 мм.

Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222, подготовленный для длительного марша


Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222, подготовленный для длительного марша

3,5-литровый 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 75 л. с. на шоссе разгонял броневик до 70 км/ч. Запас хода по дороге с твердым покрытием достигал 300 км, по грунтовке – 180 км. Экипаж – 3 человека. На поздних модификациях с усиленным бронированием устанавливали 3,8-литровые двигатели мощностью 90 л. с.

Поздний вариант, имевший обозначение Sd. Kfz. 222 Ausf. В, выпускался до 1944 года. Основные отличия от ранней модификации заключались в большей защищенности и улучшенном вооружении. Помимо более мощного двигателя, машину оснастили гидравлическими тормозами.

Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222 Ausf. В


Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222 Ausf. В

Лобовая броня была доведена до 30 мм, что позволило выдерживать обстрел 12,7-мм бронебойными пулями. Усовершенствованная 20-мм пушка 2 cm KwK 38 L/55 имела темп стрельбы 480 выстр./мин, но баллистические характеристики остались прежними.

Для ведения огня по наземным целям использовался телескопический прицел TZF 3a, на самолёты пушку и спаренный с ней пулемёт наводили при помощи зенитного Fligerviseer 38. Максимальный вертикальный угол наводки достигал +87°, что в сочетании с увеличенной скорострельностью повысило возможности в части борьбы с воздушными целями.

В общей сложности германская промышленность выпустила 994 бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222, которые активно применялись в течение всей войны. Большая часть лёгких колёсных бронеавтомобилей поступала в разведывательные части легких и танковых дивизий. В соответствии с действующим штатным расписанием 1939 года разведывательный батальон должен был иметь две роты бронеавтомобилей. В дальнейшем легкие бронеавтомобили очень часто передавались в разведывательные подразделения пехотных и моторизованных дивизий, а также использовались для связи, патрулирования и в роли машин передовых корректировщиков артиллерийского огня.

На первом этапе Второй мировой легкие бронеавтомобили Sd. Kfz. 222 действовали в целом успешно и вполне соответствовали своему назначению. Однако на Восточном фронте полный привод и зубастая резина не всегда справлялись с российской грязью.

Сравнительно большое удельное давление на грунт приводило к тому, что колёсные машины часто не могли двигаться вне твёрдых дорог, и разведывательные подразделения оказывались неспособны справиться с поставленной задачей. В зимнее время глубокие снежные сугробы оказывались непреодолимым препятствием для колёсных броневиков.

В связи с этим в 1942 году разведывательные подразделения, действующие на Востоке, стали вооружать полугусеничными бронетранспортерами Sd. Kfz. 250/9, которые были оснащены такой же башней, что и Sd. Kfz. 222, но выгодно отличались гораздо лучшей проходимостью по бездорожью.

Эксплуатация бронеавтомобилей Sd. Kfz. 222 в вооруженных силах других государств

В 1938 году китайское правительство купило в Германии 15 лёгких танков Pz. Kpfw. I Ausf. A, а также 18 колёсных бронеавтомобилей Sd. Kfz. 221 и 12 Sd. Kfz. 222.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Бронемашины с 20-мм пушками поступили в 3-й бронетанковый батальон, сформированный в Нанкине. В этом подразделении также имелись итальянские танкетки CV33. Бронеавтомобили немецкого производства активно воевали с японцами, и, согласно имеющимся архивным материалам, они оставались в строю в 1944 году.

Болгария получила 17 бронеавтомобилей Sd. Kfz. 222 и три Sd. Kfz. 223 (был вооружен 7,92-мм пулемётом, оснащён радиостанциями и использовался для управления войсками), которые на территории Македонии участвовали в боях с югославскими партизанами.

Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 223


Бронеавтомобиль Sd. Kfz. 223

После того, как осенью 1944 года Болгария присоединилась к антигитлеровской коалиции, бронемашины Sd. Kfz. 222 применялись в боевых действиях против гитлеровцев.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Уцелевшие в сражениях с вермахтом броневики немецкого производства в болгарской армии эксплуатировались до конца 1940-х годов.

Летом 1941 года британские войска захватили четыре исправных бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222 Ausf. A в Северной Африке.

Британские военнослужащие осматривают захваченный бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222


Британские военнослужащие осматривают захваченный бронеавтомобиль Sd. Kfz. 222

По меньшей мере два броневика Sd. Kfz. 222 до 1947 года имелись в распоряжении британского воинского контингента, размещённого в Палестине.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Трофейные бронеавтомобили осуществляли охрану военных баз и привлекались для патрулирования наравне с машинами, произведёнными в Англии.

Красная Армия захватила некоторое количество лёгких немецких колёсных броневиков, что подтверждено фотографиями.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Однако информации о регулярном использовании этих бронемашин найти не удалось. Трофейные бронеавтомобили могли применяться в РККА для патрулирования, охраны тыловых дорог и связи. Но их постоянная эксплуатация была затруднена отсутствием запчастей.

После окончания Второй мировой несколько десятков исправных или пригодных к восстановлению бронеавтомобилей Sd. Kfz. 222 осталось на территориях стран, освобождённых из-под немецкой оккупации, и они до начала 1950-х ограниченно применялись в вооруженных силах и полицейских формированиях Дании, Норвегии и Франции. Впоследствии башни с 20-мм автоматическими пушками усиливали долговременные укрепления противодесантной обороны на побережье.

Судя по всему, бронемашины Sd. Kfz. 222 участвовали в арабо-израильской войне 1948 года.

Башня бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222 в мемориальном комплексе Яд Мордехай


Башня бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222 в мемориальном комплексе Яд Мордехай

В настоящее время башня от Sd. Kfz. 222 экспонируется в мемориальном комплексе, посвящённом сражению за кибуц Яд Мордехай, находящийся на юге Израиля.

Известно, что в 1960-е годы как минимум одна башня, демонтированная с бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222 была установлена на бронепоезде, охранявшем французские коммуникации в Юго-Восточной Азии. В составе вооружения этого бронепоезда также имелись 7,62–12,7-мм пулемёты, 40-мм автоматические пушки и 81-мм миномёты.

Лёгкий полугусеничный бронетранспортёр Sd. Kfz. 250

Полугусеничные бронированные транспортёры периода Второй мировой являются таким же типичными образцами германской бронетехники, как танк Pz. Kpfw. IV или САУ StuG III.

Одним из наиболее распространенных был лёгкий БТР Sd. Kfz. 250 (нем. Sonderkraftfahrzeug 250 – специальное автотранспортное средство 250), на базе которого также создавались машины различного назначения.

Бронетранспортер Sd. Kfz. 250/1 ранней модификации


Бронетранспортер Sd. Kfz. 250/1 ранней модификации

Бронетранспортёр Sd. Kfz. 250, созданный фирмами Bussing-NAG (бронекорпус) и Demag (шасси) на базе полугусеничного артиллерийского тягача Sd. Kfz. 10 мог перевозить половину стрелкового отделения (4 человека) и предназначался в основном для использования в разведывательных подразделениях. Экипаж машины состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Механик-водитель управлял бронетранспортером с помощью автомобильных органов управления – руля и трех стандартных педалей – сцепление, газ и тормоз. Для крутого поворота использовались рычаги, при этом одна гусеница тормозилась, а другая вращалась быстрей.

Серийное производство осуществлялось на заводах Bussing-NAG, Weserhutte, Wumag, Wegmann, Ritscher и Deutsche Werke. С июня 1941 по март 1945 года было изготовлено 7 326 единиц. Бронетранспортёр выпускался в двух вариантах, так называемом старом (alt) и новом (neu). Для варианта neu корпус имел более простую конструкцию и собирался из меньшего числа деталей (9 деталей вместо 19 в варианте alt). Первые серийные Sd. Kfz. 250 начали поступать в войска в июле-августе 1941 года. Легкие бронетранспортеры Sd. Kfz. 250 различных модификаций участвовали в боевых действиях вплоть до капитуляции Германии.

Бронетранспортёр Sd. Kfz. 250/1 имел боевую массу 5 800 кг. Ходовая часть состояла из управляемого автомобильного моста в передней части машины и гусеничного движителя. Гусеничная ходовая часть каждого борта состояла из пяти опорных катков на торсионной подвеске, последний каток являлся направляющим, а также ведущего колеса в передней части. Все опорные катки имели резиновый бандаж.

Лёгкий бронетранспортёр обладал неплохой подвижностью. Карбюраторный двигатель Maybach HL 42 TUKRM объемом 4,171 литра и мощностью 100 л. с. на шоссе мог разогнать машину до 70 км/ч. Скорость передвижения по целине не превышала 25 км/ч. Запас хода – до 450 км.

Спереди Sd. Kfz. 250 был прикрыт броневыми листами толщиной 14,5 мм, борт имел толщину 8 мм, и корму защищала 10-мм броня. Боевое отделение бронетранспортера сверху было открытым. Стальная крыша имелась лишь над местами командира и механика-водителя. Для защиты десанта от непогоды предусмотривался монтаж над боевым отделением брезентового тента.

Вооружение состояло из 1–2 пулемётов винтовочного калибра MG 34 или MG 42. Один пулемёт с бронещитком устанавливался над крышей отделения управления, другой – в кормовой части корпуса на вертлюжной установке, позволяющей вести стрельбу с большими углами возвышения. Боекомплект составлял 2 000 патронов.

Помимо базовой пехотной модификации, существовали следующие серийные варианты:

Sd. Kfz. 250/2 – бронированный кабелеукладчик для прокладки полевых линий связи. Катушка с телефонным кабелем располагалась внутри кузова. Экипаж – 4 человека. Вооружение – 1 пулемет МG 34.

Sd. Kfz. 250/3 – машина связи. В зависимости от назначения оснащалась радиостанциями FuG 7, FuG 8 или FuG 12 со штыревыми или рамочными антеннами.

Sd. Kfz. 250/4 и Sd. Kfz. 250/5 – машины наблюдения и управления огнем самоходной артиллерии. Радиостанции FuG 15 и FuG 16 или одна FuG 12 . Экипаж составлял 4–5 человек. Вооружение – 1 пулемет MG 34.

Sd. Kfz. 250/6 – машина для перевозки боеприпасов к штурмовым орудиям. Вмещала 60–70 выстрелов к 75-мм пушке. Экипаж – 2 человека. Вооружение – 1 пулемет MG 34.

Sd. Kfz. 250/7 – самоходный 81-мм миномет (возимый боекомплект 12 выстрелов). Экипаж – 5 человек. Дополнительное вооружение – 1 пулемет MG 34.

Sd. Kfz. 250/8 – машина огневой поддержки, вооруженная короткоствольной 75-мм пушкой. Боекомплект – 20 выстрелов.

Sd. Kfz. 250/9 – бронированная разведывательная бронемашина. Установлена башня от бронеавтомобиля Sd. Kfz. 222 (позднее заменена на башню Hangelafette 38) с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и пулеметом MG 34.

Sd. Kfz. 250/10 – бронетранспортер, вооруженный 37-мм пушкой Pak 35/36, установленной в передней части кузова, и пулеметом MG 34. Боекомплект – 216 выстрелов и 2 100 патронов. Экипаж – 4 человека.

Sd. Kfz. 250/11 – бронетранспортер, вооруженный тяжелым противотанковым ружьем sPzB 41 калибра 20–28 мм с коническим стволом и пулеметом MG 34 (боекомплект 168 выстрелов и 1 100 патронов).

Sd. Kfz. 250/12 – машина артиллерийской инструментальной разведки. Радиостанция FuG 8, позднее FuG 12. Вооружение – 1 пулемет MG 34.

Sd. Kfz. 252 – транспортер боеприпасов для штурмовых орудий StuG III / StuG IV. Полностью закрытый бронекорпус с сильно скошенным кормовым листом. Экипаж – 2 человека.

Sd. Kfz. 253 – машина командиров взводов и батарей штурмовых орудий с полностью закрытым корпусом. Радиостанции F. Sp. H и FuG 7. Экипаж – 3 человека.

Кроме модификаций, изготовленных на заводах, существовали варианты, переделанные из линейных бронетранспортёров в войсковых мастерских. Наиболее известные из них – это машины, вооруженные французской противотанковой пушкой Hotchkiss SA-L калибра 25 мм, противотанковой 50-мм пушкой Pak 38, зенитными 20-мм пушками Flak 30 и Flak 38. Некоторое количество Sd. Kfz. 250 было переоборудовано в санитарно-эвакуационные машины.

Бронированная разведывательная машина Sd. Kfz. 250/9


Бронированная разведывательная машина Sd. Kfz. 250/9

Бронетранспортеры Sd. Kfz. 250 и специальные машины на их базе стояли на вооружении моторизованных частей, в подразделениях войск связи и штурмовой артиллерии. Например, в 1944 году танковой дивизии вермахта по штату полагалось 55 легких бронетранспортеров. Машины Sd. Kfz. 250/8 использовались в мотопехотных частях для огневой поддержки, a Sd. Kfz. 250/10 и Sd. Kfz. 250/11 – в качестве командирских.

По состоянию на 1 марта 1945 года в вооруженных силах Германии имелось 2 765 лёгких полугусеничных бронированных машин.

Эксплуатация бронетранспортеров Sd. Kfz. 250 в вооруженных силах других государств

Первые исправные бронетранспортёры Sd. Kfz. 250 были захвачены РККА поздней осенью 1941 года, но их регулярное использование началось в 1942 году.

Трофейный бронетранспортёр Sd. Kfz. 250, использовавшийся в одном из разведывательных подразделений РККА. Район Моздока, осень 1942 года


Трофейный бронетранспортёр Sd. Kfz. 250, использовавшийся в одном из разведывательных подразделений РККА. Район Моздока, осень 1942 года

После того, как Красная Армия перешла к наступательным действиям, количество захваченной немецкой бронетехники увеличилось, и трофейные БТР перестали быть редкостью.

Советский солдат в немецком бронетранспортере Sd. Kfz. 250 на одной из улиц Кенигсберга


Советский солдат в немецком бронетранспортере Sd. Kfz. 250 на одной из улиц Кенигсберга

В Красной Армии на завершающем этапе войны лёгкие бронетранспортёры немецкого производства использовались для ведения разведки, связи между подразделениями и для обеспечения жизнедеятельности штабов полкового и дивизионного звена.

Зачастую трофейные бронетранспортёры Sd. Kfz. 250 документально не фиксировались и эксплуатировались сверхштатно. Такой подход упрощал учёт и не требовал отчёта в случае утраты или поломки техники.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Иногда трофейные бронетранспортёры использовались в роли ремонтных летучек или тягачей артиллерийских орудий калибра 45–76 мм.

Бронетранспортёры Sd. Kfz. 250 служили в подразделениях РККА, дислоцированных на территориях европейских государствах, освобождённых от нацистов до конца 1946 года.

Американские вооруженные силы были хорошо насыщены собственными бронетранспортерами. Однако имеется немало подтверждений того, что армия США охотно применяла отбитые у противника машины.

Военнослужащие 334-го полка 84-й пехотной дивизии США пытаются починить немецкий бронетранспортер Sd. Kfz. 250, захваченный союзниками в Самре, Бельгия


Военнослужащие 334-го полка 84-й пехотной дивизии США пытаются починить немецкий бронетранспортер Sd. Kfz. 250, захваченный союзниками в Самре, Бельгия

В ряде случаев американские солдаты целенаправленно восстанавливали повреждённые или сломанные немецкие полугусеничные БТР, которые им удалось захватить.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Благодаря высокой проходимости и хорошей подвижности, трофейные немецкие БРМ Sd. Kfz. 250/9 были востребованы в американских разведывательных частях.

Значительное количество Sd. Kfz. 250 осталось на территории Чехословакии после капитуляции немецких войск.

Бронетранспортёр Sd. Kfz. 250, захваченный в ходе Пражского восстания


Бронетранспортёр Sd. Kfz. 250, захваченный в ходе Пражского восстания

В послевоенное время чехословацкая армия очень охотно использовала технику и вооружение, доставшиеся от Третьего рейха. Но БТР Sd. Kfz. 250 в этом отношении стал исключением.

Бронетранспортёр Sd. Kfz. 250 в словацком Военно-историческом музее Свидника


Бронетранспортёр Sd. Kfz. 250 в словацком Военно-историческом музее Свидника

В отличие от большинства других образцов бронетехники немецкого производства, лёгкие полугусеничные бронетранспортёры в Чехословакии списали в конце 1940-х.

То же произошло и в других европейских странах, где оставались исправные Sd. Kfz. 250. После завершения боевых действий вооруженные силы государств, оказавшихся под влиянием США, получали бронеавтомобили и бронетранспортёры американского производства, которых было выпущено очень много. В условиях дефицита запасных частей, трудностей с обслуживанием и ремонтом лёгкие Sd. Kfz. 250, обладавшие небольшой грузоподъёмностью, оказались невостребованными и по большей части были разделаны на металл.

Полугусеничный бронетранспортёр Sd. Kfz. 251

Наиболее известным немецким бронетранспортёром периода Второй мировой является Sd. Kfz. 251, который часто фигурирует как «Ганомаг» – по названию фирмы-изготовителя Hanomag (Hannoversche Maschinenbau AG).

Бронетранспортёр Sd. Kfz. 251/1 Ausf. C


Бронетранспортёр Sd. Kfz. 251/1 Ausf. C

Бронетранспортер Sd. Kfz. 251 был создан в 1938 году на базе артиллерийского трехтонного полугусеничного тягача Sd. Kfz. 11 и производился серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Промышленность Третьего рейха сумела сдать более 15 000 полугусеничных бронированных машин семейства Sd. Kfz. 251 в различных вариантах исполнения. Первые серийные Sd. Kfz. 251 прошли боевое крещение в ходе Польской кампании.

Как и в случае с легким бронетранспортером Sd. Kfz. 250, в ходовой части машины были применены гусеницы с наружными резиновыми подушками, передняя ось с управляемыми колесами и шахматное расположение опорных катков. В трансмиссии бронетранспортера использовалась автомобильная четырехступенчатая коробка передач. Управление осуществлялось при помощи поворота рулевого колеса автомобильного типа. При повороте на небольшой угол поворот осуществлялся только за счет использования передних колес. Для более крутого поворота механик-водитель использовал гусеницы.

Бронетранспортеры Sd. Kfz. 251 имели четыре серийные модификации: Ausf. А, В, С и D, а также специальные варианты, которые отличались друг от друга вооружением и оборудованием.

Основным являлся БТР Sd. Kfz. 251/1. Эта боевая машина, принятая на вооружение в 1940 году, предназначалась для перевозки пехотного отделения (10 человек), собственный экипаж состоял из командира и водителя. Главной специализацией бронетранспортера была транспортировка моторизованной пехоты (панцергренадеров).

Для борьбы с вражеской пехотой и воздушными целями устанавливалось 1–2 пулемёта MG 34 (в конце войны MG 42) с общим боекомплектом до 2 000 патронов. Пулемет в передней части корпуса был прикрыт бронещитком, а расположенный в корме машины крепился на вертлюжной установке.

Бронекорпус на первых моделях был клепаным, позднее стал полностью сварным и собирался из катаных бронелистов, расположенных под рациональными углами наклона толщиной от 6 мм (днище) до 14,5 мм (лоб). На среднем Sd. Kfz. 251 был установлен тот же двигатель, что и на легком Sd. Kfz. 250. С учетом того, что боевая масса Sd. Kfz. 251 составляла 9 140 кг, максимальная скорость движения по шоссе не превышала 53 км/ч. Запас хода – до 300 км.

Полугусеничный движитель обеспечивал машине возможность преодолевать подъёмы до 24°, рвы шириной до 2 м и броды глубиной до 1,5 м без какой-либо подготовки.

На базе бронетранспортёра Sd. Kfz. 251/1 были созданы следующие специальные машины, выпускавшиеся серийно:

Sd. Kfz. 251/2 – самоходный 81-мм миномёт (боекомплект 66 выстрелов), 1 7,92-мм пулемёт. Экипаж – 8 человек.

Sd. Kfz. 251/3 – бронированная командно-штабная машина. В зависимости от назначения оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях.

Sd. Kfz. 251/4 – транспортёр боеприпасов и тягач для буксировки 75-мм лёгких пехотных орудий, 105-мм лёгких полевых гаубиц и противотанковых пушек калибра 37–75 мм. Экипаж – 7 человек. Вооружение – 1 пулемёт MG 34.

Sd. Kfz. 251/5 и Sd. Kfz. 251/7 – бронированные машины для перевозки сапёров и приданного им оборудования. Экипаж – 9 человек, вооружение – 1 пулемёт MG 34.

Sd. Kfz. 251/6 – КШМ дивизионного, корпусного и армейского звена. Радиостанции FuG 11 и FuG Tr, позже – FuG 19 и FuG 12.

Sd. Kfz. 251/8 – бронированная машина для эвакуации раненых.

Sd. Kfz. 251/9 – САУ с короткоствольной пушкой 7,5 cm K 37 (позже 7,5 cm К 51). Экипаж – 5 человек, дополнительное вооружение – 1 пулемёт MG 34 или MG 42. Часто эта самоходка использовалась в роли бронированной разведывательной машины или для огневой поддержки пехоты.

Sd. Kfz. 251/10 – машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 и пулемёт MG 34. Экипаж – 5 человек.

Sd.Kfz. 251/11 – машина для укладки телефонного кабеля Экипаж 5 человек, вооружение 1 пулемёт MG 34.

Sd.Kfz. 251/12 – машина артиллерийской разведки и управления огнём. Радиостанция FuG 8 с рамочной антенной. Экипаж – 6 человек.

Sd. Kfz. 251/13 и Sd. Kfz. 251/14 – машины артиллерийской звуковой разведки. Экипаж – 8 человек.

Sd. Kfz. 251/15 – машина оптической разведки.

Sd. Kfz. 251/16 – самоходный огнемёт. Вооружение: два огнемёта и два пулемёта MG 34. Запас огнесмеси – 700 л (на 80 двухсекундных выстрелов). Дальность огнеметания – до 35 м (в зависимости от направления ветра).

Sd. Kfz. 251/17 – зенитная САУ с 20-мм автоматической пушкой Flak 38. Боекомплект – 600 выстрелов. Экипаж: 4–6 человек.

Sd. Kfz. 251/18 – машина наблюдения и связи. Радиостанция FuG 8. Экипаж – 6 человек.

Sd. Kfz. 251/19 – передвижная телефонная станция.

Sd. Kfz. 251/20 – самоходный инфракрасный прожектор. Командир БТРа с ИК-прожектором в ночное время управлял действиями взвода «Пантер» (5 танков) с помощью радиостанции FuG 5. Экипаж – 4 человека.

Sd. Kfz. 251/21 – ЗСУ с тремя 20-мм автоматическими пушками MG 151/20 или MG 151/15 калибра 15 мм. Экипаж – 6 человек.

Sd. Kfz. 251/22 – ПТ САУ с 75-мм противотанковой пушкой Pak 40/1 за штатным щитом в передней части кузова. Экипаж 4 человека.

Бронетранспортёры Sd. Kfz. 251 и специальные машины, созданные на его базе, активно использовались вермахтом и войсками СС на протяжении всей Второй мировой войны.

Эксплуатация бронетранспортеров Sd. Kfz. 251 в вооруженных силах других государств

С учётом массовости бронетранспортёров Sd. Kfz. 251 и машин различного назначения, созданных на его базе, они нередко становились трофеями РККА и американо-британских войск.

Советская промышленность в военное время не выпускала бронетранспортёры. Во второй половине войны заметное количество БТР поставили союзники, но с учётом масштабов и интенсивности боевых действий, импортных бронированных транспортёров всегда не хватало.

Бойцы Красной Армии осматривают неисправную немецкую БРМ Sd. Kfz. 251/9, лето 1943 г.


Бойцы Красной Армии осматривают неисправную немецкую БРМ Sd. Kfz. 251/9, лето 1943 г.

В сложившихся условиях бойцы Красной Армии охотно использовали трофейную технику, зачастую ремонтируя подбитые и брошенные противником неисправные машины.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии
Помимо широко распространенных бронетранспортёров, машин командира взвода и бронированных разведывательных машин, бойцы РККА иногда захватывали относительно редкие ПТ САУ Sd. Kfz. 251/22 с 75-мм противотанковой пушкой Pak 40/1.
Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Также имеются фотографии, свидетельствующие об активной эксплуатации Sd. Kfz. 251 в вооруженных силах США.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Как минимум один средний бронетранспортёр попал в руки поляков и использовался в ходе Варшавского восстания в августе 1944 года.

После освобождения от гитлеровцев западноевропейских стран союзники передавали трофейные бронетранспортеры в формируемые местные вооруженные и полицейские силы.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

Так, во Франции БТР немецкого производства наряду с другой трофейной бронетехникой эксплуатировались до первой половины 1950-х годов.

Дольше всех полугусеничные бронированные машины семейства Sd. Kfz. 251 эксплуатировала Чехословакия. Это связано с тем, что в годы Второй мировой чешские предприятия Hermann-Göring-Werke (Škoda) и Tatra-Werke AG осуществляли их выпуск. Естественно, что на местных заводах остались специалисты, технологическая оснастка, задел комплектующих и запчастей.

В чехословацкой армии оригинальные бронетранспортёры германского образца обозначались как HKL-6p Hakl. По состоянию на 1951 год в активной эксплуатации находилось 736 немецких бронетранспортеров. К 1957 году их количество сократилось до 630 единиц.

После прохождения капитального ремонта эти машины получили обозначение OPp3N (бронированный полугусеничный, 3 т, немецкий) и служили в пограничной охране примерно 10 лет, после чего их заменили БТР Tatra ОТ-810.

Бронетранспортёр ОТ-810


Бронетранспортёр ОТ-810

От своего германского прототипа чехословацкий БТР отличался новым дизельным двигателем воздушного охлаждения Tatra T-928-3 мощностью 120 л. с. Этот двигатель был создан при немцах, но серийно выпускался уже в послевоенное время. Так же ОТ-810 оснастили усовершенствованной ходовой частью и бронированной крышей, которая могла откидываться на петлях. С дизелем запас хода вырос вдвое, достигнув 620 километров. Вооружение ограничивалось одним 7,62-мм пулеметом.

Вид на десантное отделение бронетранспортёра OT-810


Вид на десантное отделение бронетранспортёра OT-810

С 1959 по 1963 год на Погронском машиностроительном заводе, расположенном в Словакии, выпустили около 1 800 бронетранспортеров, командирских машин, истребителей танков с 82-мм безоткатным орудием и ЗСУ со счетверённой 12,7-мм зенитной пулеметной установкой.

Эксплуатация ОТ-810 продолжалась до второй половины 1980-х годов, на хранении они находились до конца 1990-х.

Сергей Линник. Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии

После списания некоторое количество чешско-германских бронетранспортёров было продано частным лицам и гражданским организациям. Помимо коллекционеров, музеев и киностудий, часть демилитаризованных машин была переделана в тягачи и погрузчики-манипуляторы.

Источник — https://topwar.ru/229120-poslevoennoe-ispolzovanie-broneavtomobilej-i-bronetransporterov-sozdannyh-v-nacistskoj-germanii.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account