Линкор типа «Кинг Джордж 5» нельсоновской схемы.

15

Линкор типа «Кинг Джордж 5» нельсоновской схемы.

Линкор типа «Кинг Джордж 5» нельсоновской схемы.

В свой первый боевой поход, сразу против «Бисмарка», линкор «Принц Уэльский» вышел даже ни разу не выстрелив из своих пушек по надводным целям. В эскадре был линейный крейсер «Худ» под командованием вице-адмирала Холланда и «Принц Уэльский» под командованием капитана Лича.

С самого начала всё не задалось, так как радарный контакт с «Бисмарком» поддерживал крейсер «Саффолк», а крейсер «Саффолк» было необходимо еще позиционировать относительно Холланда. Затем англичане по ошибке сконцентрировали огонь не на линкоре “Бисмарк” а на крейсере “Принц Ойген”, что дало немцам преимущество – они пристрелялись по “Худу“…

Как взорвался «Худ» после залпа «Бисмарка» — с «Принца Уэльского» видели замечательно — линкор засыпало обломками. «Принц Уэльский» остался один против двух немецких кораблей, превосходящих его по калибрам.

«Принц Уэльский» обогнул обломки «Худа» и открыл огонь с кормы, причем дальномеры на башнях не работали, а работал только один дальномер на КДП. «Принц Уэльский» стрелял так называемой «лесенкой», всего 18 залпов, но с 25% пропусков — примерно 20 снарядов так и не удалось выпустить из-за заклинивания орудий. В первую и вторую башни попала вода, засоренные шпегаты в подбашенном отделении засорились и матросы работали по колено в воде (во второй башне вода дошла только до щиколоток).

В конечном счете британцы поняли, что вести бой на дистанции 13 километров неэффективно и «Принц Уэльский» вышел из боя, к тому времени первая башня окончательно сломалась. Через минуты после этого, «Принц Уэльский» сделал резкий разворот и уже в в третьей башне один из готовых снарядов в погребе выскользнул из желоба, полностью заблокировав всю башню.

 

Чем же закончился бой? Три залпа всё же накрыли «Бисмарк» и ровно три снаряда в него британцы засадили — эффективность 5%. Один из снарядов пробил нос немецкого линкора, пробил топливные баки и вышел в противоположном борту, сделав дырку в полтора метра диаметром. Собственно это попадание поставило крест на «Бисмарке» и на всей его операции в качестве рейдера.

(Источник: [Главная] › [Вторая мировая война Великобритания] › БОЙ линкора «Принц Уэльский» против «Бисмарка». 10 минут жестокой перестрелки и 1 роковое попадание (2021) слегка измененное)

***

Линкоры типа «Кинг Джордж-5» строились в условиях Вашингтонского договора, т.е. в условиях лимита на размеры – его водоизмещение не должно было превышать 35 000 длинных тонн (35 560 т). В результате перед конструкторами стала сложная задача создать линкор с ограниченным водоизмещением, но не в ущерб остальным характеристикам (скорость, броня, вооружение). В результате, общая компоновка корабля была разработана с целью сконцентрировать все жизненно важные механизмы и вооружение на как можно меньшей длине, обеспечив их максимальной защитой. Все три башни главного калибра были размещены перед настройкой, при этом третья башня располагалась приблизительно на середине длины корабля. Башни среднего калибра располагались в кормовой оконечности и были сведены в две группы — по три башни по каждому борту, средняя с возвышением над остальными.

К сожалению «Владычицы морей», первоначальные планы получить линкор с 12 356-мм орудиями потерпели крах – расчеты показывали, что носовая часть оказывается перегруженной. В результате, пришлось пойти на уменьшение вооружения: башню №1 сделали в двое уже – вместо 4-х орудий, она получила только два орудия. Тем не менее, как показала практика, английские линкоры все же страдали от волнения (особенно башня №1). Сооруди англичане полубак, и воды в подбашенных отделениях было бы куда меньше.

В советской, а позднее и российской историографии, существовала версия, что линкоры типа «Кинг Джордж» предназначены (как в свое время отечественные черноморские броненосцы типа «Екатерина») для узкой цели – войти в Балтийское море и вступить в бой с береговыми батареями. Отсюда все башни в носовой части, и то что прямо на нос английский линкор мог вести огонь из 8-и орудий. На самом деле, нет никаких свидетельств того, что англичане строили линкоры типа «Кинг Джордж» для операций на Балтике или против СССР. Да, и вести огонь прямо на нос из 8-и орудий, английскому линкору было тяжело – и скорее такое могло произойти в очень напряженный момент.

***

Собственно говоря.

Линкоры типа «Нельсон» проектируются в условиях Вашингтонского соглашения, и англичане, ища средства влезть в лимит применяют схему, где все три башни в носовой части. Вот только ограничения на лимит касались не только этих двух («Нельсон» и «Родней»), но и последующих кораблей, как линкоров, так и крейсеров. Но ведь удачный опыт не стандартной компоновки как уложиться в лимит уже есть. Более того, 20-30-е годы — это теория авианесущих гибридов, линкор-авианосец. Казалось (для схемы «Нельсон»), все складывается удачно – башни в носовой части, авиация в кормовой части, и экономия размеров, и возможность разместить большую авиагруппу…

Линкор типа «Кинг Джордж 5» нельсоновской схемы.

Но, «Нельсоновская схема» не получила широкого распространения – остальные страны предпочли классические схемы.

Линкор типа «Кинг Джордж 5» нельсоновской схемы.Линкор типа «Кинг Джордж 5» нельсоновской схемы.

и да, на «Кинг Джордже» можно было и две трубы оставлять, но раз была одна труба на оригинале, значит и будет одна

Линкор типа «Кинг Джордж 5» нельсоновской схемы.

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account