На заре отечественно военно-транспортной авиации. Пассажирский и военно-транспортный самолёт Лисунов Ли-2 (лицензионный Douglas DС-3). СССР
Если говорить о дружном и «многонациональном» семействе Douglas DС-3, то самым известным (после оригинала) и распространённым оказалось отечественное переосмысление, ПС-84. С 17 сентября 1942 года – Ли-2. Причём для СССР, появление в строю самолёта имело едва ли не большее значение, чем для страны-происхождения, так как серьёзной альтернативы просто не было.

На заглавной картинке от «Восточного Экспресса-1/144» машина с оборонительным вооружением, крупнокалиберным пулемётом УБТ в башне — стандартным оснащением отечественных «Дугласов» времен Войны.

Самолёты, несущие защитный камуфляж с зелёными пятнами и «змейками», были своеобразной «пожарной командой», занимавшейся срочной переброской едва ли не через всю страну людей и грузов.
Использование в «милитаристских» целях «Дугласов» ожидаемо произвело на командование самое лучшее впечатление и только подтвердило правильностью решения о лицензионном производстве, принятом еще 11 апреля 1936 года. Самолету в СССР было дано обозначение ПС-84, контрактом было предусмотрена стажировка советских специалистов в США, а руководителем проекта в 1937 году был назначен Мясищев В.М. Традиционная инсайдерская фотография c переговоров прилагается (чем-то огорчённый советский представитель НКАП на переднем плане, на заднем плане — капиталисты, не перепутайте):
Ровно как и в случае японских коллег, внедрение новой машины в производство проходило сложно и долго: перевод дюймов в метрическую систему с перерасчётом прочности, освоение на 84-ом заводе в подмосковных Химках, где планировалось производство, плазово-шаблонной технологии, ремоторизация на отечественную версию двигателя Wright R-1820, Швецов М-62ИР мощностью 1000 «лошадок». В общем, первый экземпляр DC-3, собранный из американских деталей взлетел только в ноябре 39-го. В том же ноябре, цеха завода покинули первые, частично «локализованные» машины.

Правда доводил производство до ума уже Сеньков А.А., так как еще в январе 38-го Мясищев В.М. был арестован и на время следствия направлен в «шарагу», ЦКБ-29, для работы по профилю, но над другими ЛА. В мае 40-го конструктора осудили на 10 лет (вредительство) и в июле того же года …освободили. Как всё это повлияло на внедрение «русского Дугласа», на самом деле не очень известно, но до начала Великой Отечественной успели выпустить 72 самолета для Аэрофлота, 49 для ВВС и пять для Флота. На фото один из первых ПС-84 (заводское обозначение ДС-3 2М-62ИР) на лыжном шасси. На боковичке: прототип десантного ПС-84К, не попавшего в серию.
С началом Войны производство машин для ГВФ (Гражданского Воздушного Флота) прекратилось, а к концу 41-го – началу 42-го года, к завершению эвакуации завода №84 в Ташкент, сформировался и серийный «мобилизационный» вариант, предусматривавший использование не только в качестве транспортного самолёта, но и бомбардировщика — возможно единственный случаю подобного дуализма. Если рассматривать «среднюю по больнице» версию, менявшуюся за время производства, то ПС-84 получил усиленное шасси и пол грузовой кабины, большую грузовую дверь, открываемую вверх. Конструкцию максимально упростили (деревянные внутренние двери и перегородки, такие же откидные лавки вдоль бортов) и предусмотрели возможность подвески тонны бомб (четыре ФАБ-250) на внешней подвеске под центропланом, а так же оборонительное вооружение.

С августа 41-го года машину стали оснащать четырьмя пулеметами (ШКАСЫ в носовой части, верхней турели УТК-1 и боковых окнах). С сентября 42-го в верхней башне пулемёт ШКАС был заменён на крупнокалиберный УБТ. Не обошлось и без какой-никакой пассивной защиты: за сиденьями пилотов на перегородке было установлено по 8-мм бронеплите. Был предусмотрен наддув топливных баков выхлопными газами.
В сентябре 42-го года машина получила новое обозначение, Ли-2, в честь главного инженера завода №84, Лисунова Б.П., отвечавшего за полную локализацию «Дугласа» и освоение производства в эвакуации, в солнечном Ташкенте. Однако чудес не бывает и Ли-2, поднимавший с отечественными двигателями без перегруза 1600 кг (против почти 2500 у C-47) еще потерял и в ЛТХ, за счет вооружения ( максимальная скорость не превышала 300 км/ч). Естественно оригиналу уступало и БРЭО с топливной системой, и надёжность, и удобство эксплуатации. С ремоторизацией тоже не срослось, была только выпущена небольшая серия с двигателями М-88. Поэтому единственной модификацией военной поры стал ночной бомбардировщик Ли-2НБ, появившейся в 1943 году: была изменена посадка членов экипажа и вместо простенького визира в застекленной двери был установлен бомбардировочный прицел НКПБ-7.

Описание боевых действий в Европе выходит за рамки и канала, и статьи, но вклад в Победу Ли-2, воевавших от первого до последнего дня Войны переоценить невозможно. Тут и такие знаковые операции, как снабжение Ленинграда, и воздушные десанты разных периодов, и партизаны, и массовое использование в АДД (последняя бомбардировка случалась в апреле 45-го). В общем, самолёт оказался крайне востребованным и до июня 45-го было произведено 2258 «советских Дугласов», при общем производстве в 4863 экземпляра. Прилагаемая фотография датируется 1943 годом.
Отдельной темой были «аутентичные» Douglas C-47 «Skytrain», поставляемые в СССР по Ленд-Лизу. Первые тридцать машин (из семьсот четырёх, попавших к нам) были переданы к марту 43-го года. Отношение в авиачастях к «американцу» было сугубо положительное, причём начиная от рядовых техников-пилотов и кончая руководящим составом разных уровней, включая даже И.В. Сталина, полетевшего в Тегеран-43 именно на специально подготовленном C-47. В рядовых же полках С-47 использовались с Ли-2 одновременно и параллельно, правда «Скайтрейны» не несли оборонительного вооружения и конечно не использовались в качестве «суррогатных бомбардировщиков».

Douglas С-47 из состава 10-ой ГАТД ГВФ (Гвардейской авиа-транспортной дивизии Гражданского Воздушного Флота), 1945 год. С начала ВОВ, самолеты ГВФ сводились в отдельные группы и использовались в боевых действиях.
Что касается дальневосточных событий августа 45-го, то в условиях массовой переброски целых соединений из Европейской части Страны на Дальний Восток и последующего стремительного наступления, без активной поддержки транспортной авиации обойтись было невозможно. Например 2-я АДОН трехполкового состава, имевшая на вооружении Ли-2 и С-47, выполнила 1809 вылетов, перевезя 5595 человек и 538 тонн грузов.

Douglas С-47, принадлежащий 2-ой АДОН (авиадивизии особого назначения), занимавшейся в частности, перевозкой высшего командного состава.1945 год.
Отдельной задачей было снабжение топливом и боеприпасами ушедших далеко вперёд танковых соединений, для чего активно использовались в основном «Дугласы». Посадка и разгрузка производилась зачастую на неподготовленные площадки: Ли-2 обычно перевозили 8-10 бочек солярки, С-47 мог двенадцать. В литературе упоминается и о попытках японских истребителей атаковать советские транспортные самолеты. Так, 15 августа заходивший на посадку на аэродром Ванемяо одиночный С-47 с грузом топлива для 6-й гв.танковой Армии был атакован парой истребителей, указываемых в разных документах по-разному, например, как тип «97» (Ki-27). На помощь взлетела пара Bell P-63C «Kingcobra» 17-го ИАП и мл. лт. Мирошниченко И.Ф. заявил одну воздушную победу – единственную, одержанную на этом типе истребителей (кстати, «Дуглас» благополучно приземлился).

Ли-2 из состава 8-го ТАП, 9 ВА Дальневосточного Фронта. Мукден. 1945 год. Одна эскадрилья полка, занимавшегося перегонкой ленд-лизовских «Дугласов» в СССР, во время скоротечного конфликта снабжала топливом и боеприпасами наступающие войска, а так же практиковала такой местный феномен, как высадка десантов посадочным способом на аэродромы в формальном тылу Квантунской Армии: Харбин, Гирин, Мукден.
В Забайкалье, в составе 12 ВА действовали 54-я и 21-я транспортные авиадивизии (АТД), оснащенные «Дугласами» различного происхождения и так же осуществлявшие и снабжение передовых подразделений, и десанты на вражьи аэродромы (в Сыпингае, Мукдене, Чанчуне, Дайрене и Порт-Артуре). Обычно такие захваты проводили сводные группы численностью от двух до девяти самолётов. Именно на «Дугласе» в Чанчунь прибыл полковник Артеменко И.Г., вручивший ультиматум командованию Квантунской армии. На такой же машине вывезли в Советский Союз «последнего Китайского Императора» Пу И.

Если что, пленённый император – гражданин с самой кислой физиономией, что вполне объяснимо, ибо перспективы открывались захватывающие (так примерно и вышло). «Скайтрейн» принадлежит 54-ой авиадивизии.
Война закончилась, а Ли-2 ожидала страшно подумать, какая долгая трудовая жизнь (только серийное производство машины продолжалось до 1953 года, в том числе с 1947 года в Комсомольске на Амуре). Самолеты активно поставлялись и дружественным странам, но к сожалению, сейчас в лётном состоянии остался всего один Ли-2, да и тот в Венгрии.
Источник — https://dzen.ru/a/Z_JE_iPUs2uLme9g