Трехглавный дракон Третьего Рейха
Их было у Гитлера три штуки, три линкора, неповторимых по своей мощи: «Бисмарк», «Тирпиц» и «Фридрих». Три уродливые головы чудовищного дракона, порожденные матерью Германией, от отца фашизма. Они были спущены на воду недавно, с официальным водоизмещением 35 000 тонн.
Впрочем, это — для дипломатов, для мирных конгрессов…
Предвоенная гонка вооружений имела свои злокачественные тайны. Риббентроп заверил Англию, что водоизмещение линкоров типа «Бисмарк» составит 35000 тонн, длина их почти четверть километра, а ширина — 36 метров; так что Англия может спать спокойно. Но британские адмиралы сразу заметили подозрительное несоответствие в цифрах: «С шириной корпуса у немцев что-то неладное. Очевидно, они задумали раскатать свои линкоры в плоский блин, сделав их мелкосидящими, как сковородки». Берлин подтвердил, что осадка линкоров всего 7 метров » (плюс какие-нибудь сантиметрики). А это значило, что Гитлер готовит линкоры для мелководной Балтики — против СССР! Такое положение вполне устраивало политиков мюнхенского сговора с Гитлером, и Англия вроде бы успокоилась…
«Бисмарк», «Тирпиц» и «Фридрих», три великана, могли развивать скорость до 30 узлов, обладая при этом дальностью плавания в 17 500 миль; линкоры несли на себе по 8 башенных орудий всесокрушающего калибра в 15 дюймов, имели в ангарах самолеты, торпедное вооружение и команды в 2400 человек.
Геббельсовская пропаганда считала их непобедимыми.
Это в какой-то степени правда, ибо ни один флот Европы не имел тогда таких могучих и совершенных кораблей…
В то время, как младшие сестры — «Тирпиц» и «Фридрих» еще только учились манерам, их старшая сестра — линкор «Бисмарк» отстаивался в оккупированной стране, на зеркальной тиши рейда, уже готовый к «прыжку Пантеры» – вырваться на просторы Атлантики чтобы начать планомерный разгром и всего и вся, что встретится ему по курсу. В этом благородном разбойном деле, ’’морскому дипломату’’, должны были помочь неразлучные браться «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также крейсер «Принц Ойген»; все вместе они становились могучей эскадрой рейдеров в океане.
Адмирал Лютьенс уже имел в подобном разбое немалый опыт на линкорах «Шарнхорст» и «Гнейзенау», и теперь рейд следовало повторить, удвоив силы.
Однако, что-то шло не так – «Гнейзенау» получил повреждения от шального самолета, «Шарнхорст» встал на ремонт из-за проблем с турбинами, спешно ремонтировался попавший на мину «Ойген», и возник вопрос, а может планирующийся рейд отменить?
Содержание:
Небольшая история
Заказ на линкор «F», будущий «Бисмарк», был выдан верфи «Блом унд Фосс» 16 ноября 1935 года. В документах он проходил под обозначением «Эрзац-Ганновер». Его хотели заложить раньше 1 января 1936 года, но по политическим причинам этого не сделали. Чтобы ввести его в строй как можно быстрее, 1 октября 1939 года, вместо первоначально запланированного 1 декабря 1939 года, было принято решение ускорить темпы строительства. При спуске на воду линкор получил имя «Бисмарк»
Линкор «G», будущий «Тирпиц», решили заказать казённой верфи в Вильгельмсхафене после спуска на воду «Шарнхорста»». Размер стапеля не позволял строить линкор такого размера полностью, поэтому изначально планировалось закладывать только часть корпуса. Верфь получила заказ 14 июня 1936 года. Закладка была запланирована на 1 января 1937 года, а сдача флоту 1 февраля 1940 года. Тем не менее, «Тирпиц» был заложен раньше – 2 ноября 1936 года, но и включен в состав флота позднее – 25 февраля 1941 года.
Линкор «Н», будущий «Фридрих» был заложен на верфях «Дойче Верке», в самом конце уходящего года — 28 декабря 1936 года. Изначально планировалось заложить авианосец «Граф Цеппелин», но работы над плавучим аэродромом так и не вышли за стадию бумажных работ (историки не определились, или Гитлер проявил близорукость отказавшись от авианосцев, или все дело в соперничестве Редера и Геринга). Достройка линкора ’’Н’’ затянулась, он был сдан флоту только весной 1941 года
***********************
Коллега Андрей Уваров:
Если вдуматься, то немцам по крайней мере последнюю пару, КРТ Зейдлиц и Лютцов просто не надо было закладывать и строить.
Вместо них могли заложить и построить ещё один ЛК типа Бисмарк, как раз помещается в предусмотренный на постройку КРТ бюджет! Он мог был быть заложен в начале 1937 года, как раз тогда когда англичане объявили о закладке и строительстве вначале 3х ЛК типа Кинг Джордж, а потом ещё 2х. Кстати, у немцев как раз имелся ещё лимит по водоизмещению на 30-35Кт!
https://alternathistory.ru/sovetskij-hipper-zagadki-istorii-tyazhyologo-krejsera-tallin/#comment-950630
А собственно, почему бы и нет?
Водоизмещение (взято стандартное) линкора «Бисмарк» — 41700 тонн; «Тирпиц» потяжелее 42900 тонн, в то время как совокупное водоизмещение «Граф Цеппелина» (23200 т), «Зейдлица» (14250 т) и «Лютцева» (14250 т) должно составить 51680 тонн. Пожалуй, три недостроенных корабля даже больше по весу, но учтем не дострой.
Вот только, что быстрее строится – один корабль в 42000 тонн или три корабля с общим водоизмещением 51000 тонн? Ведь не закладка трех кораблей, это переброска рабочих на другие объекты строительства…
Да, и сами размеры «Фридриха» — какие они?
Если «Фридрих» взять средним – между «Бисмарком» и «Тирпицем», то его водоизмещение составит 42300 тонн, и учитывая темпы строительства его систершипов, войдет в строй 15 марта 1941 года.
Если «Фридрих» прибавит в размерах, и будет больше «Тирпица» (44100 тонн, а может и 406-мм орудия), то при прежних темпах строительства, он войдет в строй только 6 июня 1941 года.
*************************
Собственно, если Третий Рейх получит третий линкор типа «Бисмарк», вместо недостроенных «Граф Цеппелина», «Зейдлица» и «Лютцева», то глобальных развилки две:
«Бисмарк» отправляется в рейд – и гибнет.
«Бисмарк» не отправляется в рейд и соответственно не гибнет.
В РИ, планирующейся рейд «Бисмарк», «Гнейзенау», «Шарнхорст», «Огейн», не смотря на выбытие двух братьев-акробатов отменен не был. Не стали дожидаться и вступления в строй «Тирпица», который уже проходил испытания. Так что большая вероятность, что и в новой реальности, не станут дожидаться вступления в строй «Тирпица» и «Фридриха», ну и ремонта «Шарнхорста» и «Гнейзенау»…
А с другой стороны, имеем постепенное выбытие кораблей планирующегося рейда, плюс скорая достройка все же не одного, а двух линкоров (хотя, «Фридрих» будет готов к боевым действиям только осенью). И не стоит забывать, что вот-вот (ситуация на май 1941 года) начнется война с СССР. И вот по окончании войны с Россией (сентябрь-октябрь), когда все 5 линейных кораблей будут готовы (ну а там еще и тяжелые крейсера типов «Хиппер» и «Дойчланд»), и вывести всю эскадру в море. При потери единственного оставшегося сухопутного союзника, да еще и при морской угрозе, принудить Великобританию к миру будет куда проще. Другими словами, при такой логике, рейд «Бисмарка» не состоялся…
Но, СССР не сдается, война затягивается, и немецким линкорам, вместо последнего решающего аргумента, придется повоевать. А значит, в зависимости от развилки (был рейд «Бисмарка» или нет), у Германии с осени 1941 года в строю 4-5 линейных кораблей: «Бисмарк» (может да, может нет), «Тирпиц» (РИ), «Фридрих» (альтернативный линкор) «Шарнхорст» (РИ), ну и «Гнейзенау» (но он из-за повреждений в строй не введен). А это приводит различным вариантам истории.
Возможные альтернативы
Вариант-1. рейд «Бисмарка» и ситуация для конвоев
Рейд «Бисмарка» состоялся, он утонул (как и «Худ»), но у немцев два линкора которые представляют угрозу конвоям и коммуникациям в Атлантике. А значит, США и Великобритания для противодействия немецкой эскадре линкоров должны будут выставить свои силы, чтобы иметь перевес, т.е. от 5 до 8 линкоров (если «Шарнхорст» посчитать за слабака). Но, вот какие линкоры США и Великобритания выставит?
Например, линкор «Вашингтон» в 1942 году не отправлен на Тихий океан, и продолжает сторожить немецкие линкоры (не только как защита конвоев, но и опасение рейда в Атлантику). Значит, в боях за Гуадалканал 14 ноября, японский линейный крейсер «Кирисима» атакует американский линкор «Саут Дакоту», и не получит удар от «Вашингтона»; и американцы потеряют еще один линкор, причем не мирно стоящий в Перл-Харборе, а в бою.
И раз, японцы ликуют, а вот в США не очень (сражение за Гуадалканал затягивается). Да, вместо «Вашингтона» может быть отправлен другой линкор, но вряд ли будет ли он действовать точно так же; вдруг, еще и поможет «Кирисиме» топить «Дакоту»! Или не удачно сманеврирует, и подставится под удар японских торпед. Вот так, наличие одного немецкого линкора, может привести к гибели двух линкоров американских…
Вариант-2. +3 Великобритании
С другой стороны, если рейд «Бисмарка» не состоялся, то и «Худ» не потоплен. Вполне возможно, что и «Принц Уэльский» и «Рипалс» так же не отправлены на Тихий океан. А значит, что если у Германии +2 линкора в 1942 году, то и у Великобритании + 3 линейных корабля! Вот и нашлись дополнительные силы, которые будут сторожить немецкий флот…
Или все же, англичане посчитают, что раз немцы сидят смирно в 1941 году, напуганные английским флотом, то (в зависимости от был ли рейд «Бисмарка» или нет), отправят на Тихий океан (вместе с «Принцом Уэльским» и «Рипалсом») еще и «Худ».
Вариант-3. Рейд не весной, а осенью 1941 года
Или, все же, раз рейд «Бисмарка» весной отменен, и немцы действительно решили спланировать рейд линейных сил на сентябрь-октябрь 1941 года после разгрома СССР, то они могут так и поступить. Да, Россия не сдалась, но начато наступление (операция «Тайфун»), которое покончит с ними, и в этот момент – почему бы и не показать англичанам грозу на море? Погода в октябре-ноябре в Атлантике похуже чем в мае, шторма, туманы, а значит заменить немецкий рейдеров будет сложнее. Ну и в зависимости от результатов этого рейда, уже и следует рассматривать дальнейшие события…