Насколько знаменитые «Зверобои» Су-152 и ИСУ-152 были хороши как истребители танков
Принято считать, что наши 152-мм САУ были исключительно удачны в плане борьбы с немецкими танками. Это утверждение основано на исключительной мощи снарядов их пушек, которые могли отправить в ангар, практически любой танк Германии. Однако пушка и снаряды — это далеко не всё что требуется хорошему истребителю танков. Ниже мы разберёмся насколько реально хороши были «Зверобои в борьбе с бронетехникой противника и какие у этой техники были проблемы.
Военно-исторические и технические работы, посвященные Великой Отечественной, часто чрезмерно восхваляют противотанковые возможности советских САУ СУ-152 и ИСУ-152. Авторы, подчеркивая разрушительную силу 152-мм снаряда против бронетехники противника, упускают из виду другие аспекты крупнокалиберного орудия и истинное предназначение этих тяжелых самоходок.
После провала тяжелого штурмового танка КВ-2, по сути, САУ с 152-мм гаубицей в башне, в период оборонительных боев острая потребность в тяжелой самоходке отсутствовала. Переход к стратегической инициативе и наступательные действия РККА требовали принципиально новой техники. Опираясь на опыт эксплуатации СУ-76М и СУ-122, возникла задача создания штурмовых САУ с крупнокалиберными орудиями. Их первоочередной задачей было разрушение укреплений при прорыве обороны противника. Наступательные планы 1943 года предполагали прорыв долговременной, глубоко эшелонированной обороны с бетонными дотами, что требовало тяжелой САУ, аналогичной КВ-2. Однако производство 152-мм гаубиц М-10 было остановлено, а КВ-2 были практически потеряны в боях. Анализ опыта использования САУ показал, что размещение крупнокалиберного орудия в бронированной рубке оптимальнее, чем в башне, с точки зрения габаритов и веса. Отказ от башни позволял увеличить боевое отделение, снизить массу и стоимость машины.
Содержание:
Тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-152
В конце января 1943 года на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) был создан первый опытный образец тяжелой самоходной артиллерийской установки (САУ) СУ-152. Эта машина была оснащена 152-мм орудием МЛ-20С, представлявшим собой танковую модификацию хорошо зарекомендовавшей себя 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20). Орудие позволяло вести огонь в горизонтальном секторе 12°, с углами вертикальной наводки от −5 до +18°. Боекомплект САУ состоял из 20 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. В ходе испытаний была достигнута скорострельность 2,8 выстрела в минуту при использовании боеукладки первой очереди, но в реальных боевых условиях она обычно не превышала 1-1,5 выстрела в минуту. Дальность прицельного огня по видимым целям с использованием телескопического прицела СТ-10 достигала 3,8 км. На первых машинах устанавливался прицел Т-9 (ТОД-9), изначально разработанный для тяжелого танка КВ-2. Для стрельбы с закрытых позиций применялся панорамный прицел ПГ-1 с панорамой Герца, обеспечивавший максимальную дальность стрельбы до 6,2 км. Теоретически, огонь можно было вести и на большее расстояние, но стрельба с закрытых позиций САУ осуществлялась редко.
В качестве базы для новой САУ использовался танк КВ-1с. Компоновка СУ-152 была типичной для советских самоходных установок того времени. Бронированный корпус делился на две части: в передней части в броневой рубке размещались экипаж, орудие и боезапас (совмещенные боевое отделение и отделение управления), а в корме — двигатель и трансмиссия. Экипаж состоял из пяти человек, трое из которых (механик-водитель, наводчик и заряжающий) находились слева от орудия, а командир машины и замковый — справа. Топливные баки располагались как в моторном (один бак), так и в боевом отделении (два бака).
По уровню защиты СУ-152 была сопоставима с танком КВ-1с. Толщина лобовой брони рубки составляла 75 мм, лба корпуса – 60 мм, а бортов корпуса и рубки – 60 мм. Боевая масса САУ составляла 45,5 тонны. Дизельный двигатель В-2К мощностью 500 л.с. позволял развивать скорость до 43 км/ч по шоссе, но по грунтовым дорогам скорость не превышала 25 км/ч. Запас хода по шоссе составлял до 330 км.
В феврале 1943 года военная комиссия приняла первую партию, состоящую из 15 машин. 14 февраля того же года, одновременно с принятием на вооружение самоходной установки СУ-152, Государственный комитет обороны издал постановление №2889 «О формировании тяжелых самоходно-артиллерийских полков РГК». Этот документ предусматривал создание 16 тяжелых самоходно-артиллерийских полков (ТСАП). Изначально в составе ТСАП находилось 6 батарей, в каждой из которых было по две установки. Впоследствии, опираясь на опыт боевых действий, организационная структура ТСАП была пересмотрена с целью унификации со штатами полков, оснащенных СУ-76М и СУ-85. Согласно новому штатному расписанию, в ТСАП стало 4 батареи по три самоходки в каждой, численность личного состава полка уменьшилась с 310 до 234 человек, а во взвод управления был добавлен «командирский» танк КВ-1с и бронеавтомобиль БА-64.
Первоначально предполагалось, что ТСАП будут действовать аналогично артиллерийским полкам, вооруженным 152-мм гаубицами-пушками МЛ-20. Однако на практике наводчики СУ-152 в основном вели огонь по визуально наблюдаемым целям, что снижало потребность в передовых артиллерийских наблюдателях и корректировщиках в ТСАП. Самоходки обычно оказывали огневую поддержку наступающим танкам, двигаясь позади них на расстоянии 600-800 метров, вели огонь прямой наводкой по укреплениям противника, уничтожая оборонительные узлы, или использовались в качестве противотанкового резерва. Таким образом, тактика применения ТСАП незначительно отличалась от тактики танковых подразделений и САП, оснащенных СУ-76М и СУ-85.
Некоторые ТСАП на СУ-152 сохраняли прежний штат, в то время как другие были переведены на новый, оставаясь с прежней техникой. Из-за дефицита СУ-152 иногда ТСАП комплектовались другими машинами, например, восстановленными КВ-1с или новыми КВ-85. И наоборот, случалось, что в тяжелые танковые полки вместо потерянных в боях или отправленных на ремонт танков поступали СУ-152. Так в РККА появились отдельные тяжелые танкосамоходные полки, и подобная практика продолжалась до конца войны. На заключительном этапе войны в ТСАП, сформированных в 1943-1944 годах, наряду с СУ-152 могли использоваться ИСУ-122 и ИСУ-152.
Несмотря на то, что первые 152-мм установки были сданы еще в феврале 1943 года, в войска они начали поступать только в апреле. Значительное время было потрачено на устранение производственных дефектов и «детских болезней». Кроме того, после первых боевых применений СУ-152 на фронте выяснилось, что при стрельбе внутри боевого отделения накапливается большое количество пороховых газов, что приводило к снижению работоспособности экипажа. Об этом стало известно не только в ГАБТУ, но и на самом высоком уровне. Вопрос о решении этой проблемы 8 сентября 1943 года во время показа в Кремле новых образцов бронетанковой техники поднял лично Сталин. По его распоряжению на крыше боевого отделения СУ-152 стали устанавливать два вентилятора.
Из действующих армейских частей поступали жалобы на плохой обзор из боевого отделения. Перископические приборы имели значительные зоны невидимости, что нередко приводило к потерям машин. Много нареканий вызывал малый боезапас. В подразделениях практиковалось увеличение боекомплекта до 25 выстрелов путем размещения дополнительных 5 выстрелов под орудием. Эти снаряды и заряды находились на полу, закрепленные самодельными деревянными колодками. Загрузка дополнительного боекомплекта была трудоемкой и физически тяжелой операцией, занимавшей более 30 минут. Расположение топливного бака внутри боевого отделения в случае пробития брони вражеским снарядом нередко становилось причиной гибели всего экипажа.
Тем не менее, из трех первых советских штурмовых самоходных установок, производство которых началось после начала войны, эта машина оказалась наиболее удачной. В отличие от СУ-76, у СУ-152 не было серьезных недостатков, связанных с общей конструкцией моторно-трансмиссионной группы. Кроме того, боевое отделение самоходки, созданной на базе тяжелого танка КВ-1с, было более просторным, чем у СУ-122. В целом конструкция боевой машины, оснащенной мощным 152-мм орудием, оказалась достаточно успешной.
По имеющимся сведениям, боевое крещение СУ-152 состоялось на Курской дуге, где находились два ТСАП. За период с 8 по 18 июля 1541-й ТСАП отчитался об уничтожении 7 танков «Тигр», 39 средних танков и 11 самоходных установок противника. 1529-й ТСАП 8 июля уничтожил и подбил 4 танка (в том числе 2 «Тигра»), а также 7 самоходок. В ходе Курской битвы самоходки, следуя за танками, оказывали им огневую поддержку и вели огонь с закрытых огневых позиций. Для поражения противника использовались только осколочно-фугасные снаряды, так как бронебойных 152-мм снарядов в боекомплекте в то время не было. Ввиду небольшого количества прямых столкновений с немецкими танками потери самоходок были относительно небольшими. Однако следует учитывать, что лобовая броня СУ-152 к середине 1943 года уже не обеспечивала достаточной защиты и могла быть пробита длинноствольным орудием модернизированного «четвертого» танка с расстояния 1000 метров. В некоторых источниках утверждается, что немцам удалось детально изучить подбитую СУ-152 летом 1943 года.
В отчетах о результатах боевых действий среди бронетехники, уничтоженной экипажами СУ-152, неоднократно упоминаются тяжелые танки «Тигр» и САУ «Фердинанд». В советских войсках самоходки СУ-152 получили почетное прозвище «Зверобой». Из-за того, что в сражении эпизодически участвовали всего 24 тяжелые самоходные установки, они не оказали значительного влияния на ход боевых действий. Тем не менее, следует признать, что СУ-152 летом 1943 года была единственной советской самоходкой, способной эффективно поражать тяжелые немецкие танки и САУ на всех дистанциях боя. В то же время следует учитывать, что потери противника в отчетах о боевых действиях зачастую были значительно завышены. Если верить всем сводкам, поступавшим из действующих частей, то советские танкисты и артиллеристы уничтожили «Тигров» и «Фердинандов» в несколько раз больше, чем их было произведено. В большинстве случаев это происходило не из-за намерения приписать себе несуществующие заслуги, а из-за трудностей в идентификации вражеской бронетехники на поле боя.
Немецкие средние танки Pz.KpfW.IV поздних модификаций, оснащённые длинноствольными орудиями и противокумулятивными экранами, навешенными на борт корпуса и башню, до неузнаваемости меняли свои очертания и становились похожими на тяжелый «Тигр». «Фердинандами» с лета 1943 года в РККА называли все германские САУ с задним расположением боевого отделения. Также следует принять во внимание, что у противника была очень хорошо поставлена служба эвакуации с поля боя повреждённых танков. Достаточно часто «уничтоженные» в советских сводках «Тигры» успешно восстанавливались в полевых танкоремонтных мастерских и снова шли в бой.
Серийное производство СУ-152 продолжалось до января 1944 года. Всего было сдано 670 самоходок этого типа. Наиболее активно СУ-152 применялись на фронте в период с осени 1943 года до лета 1944 года.
По сравнению с танками самоходки СУ-152 несли меньшие потери от огня противотанковой артиллерии и танков противника. Может показаться странным, но заметное количество тяжелых САУ было списано ввиду полной выработки ресурса. По всей видимости, танкоремонтные предприятия в условиях насыщения войск самоходками на базе танка ИС не желали заниматься трудоёмким восстановлением машин, построенных на базе снятого с производства КВ-1с. Но часть СУ-152, прошедших восстановительный ремонт, участвовала в боевых действиях до капитуляции Германии.
Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152
В ноябре 1943 года на вооружение была принята тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152. Однако в связи с перегруженностью производственных мощностей ЧКЗ на первых порах новая САУ выпускалась в очень небольших объёмах и велась параллельная сборка СУ-152 и ИСУ-152.
При проектировании САУ ИСУ-152, созданной на базе тяжелого танка ИС-85, был учтён опыт эксплуатации СУ-152, и разработчики постарались избавиться от ряда конструктивных недостатков, выявившихся в ходе боевого применения. С учётом повышения огневой мощи немецкой противотанковой артиллерии защищённость ИСУ-152 существенно возросла. Толщина лобовой брони корпуса и рубки составляла 90 мм. Толщина верхней части борта корпуса и рубки – 75 мм, нижней части корпуса – 90 мм. Маска орудия – 100 мм. Во второй половине 1944 года был начат выпуск машин со сварной передней частью корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия увеличили до 120 мм.
Защищённость ИСУ-152 в целом была неплохой. Лобовая броня выдерживала попадания бронебойных снарядов, выпущенных из 75-мм противотанковой пушки Pak 40 и танкового орудия Kw.K.40 L/48 на дистанциях свыше 800 м. Самоходка была достаточно простой в ремонте. Повреждённые противником машины в большинстве случаев быстро восстанавливались в полевых условиях.
Конструкторы много внимания уделили повышению надёжности моторно-трансмиссионной части танка ИС-85 и машин, выпускаемых на его базе. На САУ ИСУ-152 устанавливался дизельный двигатель В-2-ИС с максимальной мощностью 520 л.с. Машина с боевой массой 46 т могла двигаться по шоссе со скоростью 30 км/ч. Скорость движения по грунтовой дороге обычно не превышала 20 км/ч. Запас хода по шоссе – до 250 км.
Основное вооружение, прицельные приспособления и состав экипажа остались такими же, как на СУ-152. Но по сравнению с предыдущей моделью условия работы самоходчиков и обзор из машины были улучшены. Орудие имело вертикальные углы наводки от −3° до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Боекомплект – 21 снаряд.
В конце 1944 года на САУ стали устанавливать 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК. На завершающем этапе войны крупнокалиберная зенитная пулемётная установка против вражеской авиации применялась редко, но она оказалась очень полезной в ходе уличных боёв.
В процессе производства в конструкцию ИСУ-152 вносились изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости САУ. После устранения «детских болячек» ИСУ-152 зарекомендовала себя очень надёжной и неприхотливой машиной. В связи с насыщением РККА противотанковой артиллерией и массовым производством СУ-85 противотанковая роль ИСУ-152 по сравнению с СУ-152 снизилась. Во второй половине 1944 года, когда САУ ИСУ-152 появились на фронте в заметных количествах, танки противника стали появляться на поле боя реже, и тяжелые самоходки в основном использовались по своему прямому назначению – для разрушения долговременных огневых точек, проделывания проходов в заграждениях, огневой поддержки наступающих танков и пехоты.
Весьма эффективными 152-мм осколочно-фугасные снаряды оказались в уличных боях. Попадания снаряда с установкой взрывателя на фугасное действие в двухэтажный кирпичный городской дом обычно приводило к обрушению межэтажных перекрытий и межкомнатных стен. После взрыва 43,56-кг снаряда 53-ОФ-540, содержащего почти 6 кг тротила, от здания зачастую оставались лишь полуразрушенные внешние стены. Благодаря относительно недлинному стволу орудия 152-мм самоходки достаточно свободно маневрировали на тесных улицах европейских городов. В тех же условиях экипажам САУ СУ-85, СУ-100 и ИСУ-122 было действовать гораздо сложней.
Из статистики боевого применения ИСУ-152 следует, что чаще всего самоходки вели огонь по укреплениям и живой силе врага. Бронетехника противника, как только она появлялась в поле зрения наводчика, мгновенно становилась приоритетной целью.
Как самоходная гаубица, ИСУ-152 в ходе войны использовалась редко. Это было связано с трудностью управления огнём самоходок, а также с тем, что при стрельбе с закрытых позиций САУ уступала буксируемой гаубице-пушке МЛ-20 с максимальным углом вертикального наведения 65°. При угле возвышения 20° 152-мм орудие МЛ-20С не могло вести огонь по навесным траекториям с высокой крутизной. Это существенно сужало область применения в качестве самоходной гаубицы. Подача снарядов с грунта в ходе стрельбы была затруднена, что отрицательно сказывалось на практической скорострельности. Наилучшую эффективность ИСУ-152 демонстрировала именно в роли штурмовой артустановки, стреляя по визуально наблюдаемым целям. В этом случае расход снарядов при выполнении одной и той же задачи был многократно меньше, чем когда самоходка вела огонь с закрытой позиции.
Что касается противотанковых возможностей отечественных 152-мм САУ, то они очень сильно преувеличены. В панцерваффе не было машин, способных выдержать попадание бронебойного снаряда 53-БР-540 массой 48,9 кг с начальной скоростью 600 м/с. В то же время с учётом того, что дальность прямого выстрела по цели высотой 3 м из орудия МЛ-20С составляла 800 м, а боевая скорострельность была не более 1,5 выстр./мин, на практике гораздо лучшую эффективность демонстрировала САУ СУ-85. Гораздо более дешевая самоходка, построенная на шасси Т-34 и вооруженная 85-мм пушкой, была способна сделать до 6 выстр./мин. На дистанции 800 м 85-мм бронебойный снаряд с достаточно высокой вероятностью пробивал лобовую броню «Тигра». При этом силуэт СУ-85 был ниже, а подвижность лучше. В дуэльной ситуации у экипажа «Тигра» или «Пантеры» имелось гораздо больше шансов на победу, чем у советской 152-мм САУ.
Самоходки с 152-мм орудиями могли успешно действовать против средних и тяжелых танков с длинноствольными 75-88-мм пушками только из засады. В то же время имеется немало примеров успешной стрельбы по танкам противника осколочно-фугасными снарядами на дистанции до 3800 м. В этом случае огонь по противнику, как правило, вели несколько самоходных установок. При прямом попадании снаряда во вражеский танк, даже если не происходило пробитие брони, он наверняка получал тяжелые повреждения. Близким разрывом тяжелого снаряда выводились из строя ходовая часть, вооружение и оптика. Попав под обстрел 152-мм осколочно-фугасными снарядами, танки противника в большинстве случаев спешно ретировались.
На завершающем этапе войны ИСУ-152 стала одним из наиболее эффективных средств по взлому долговременной обороны противника. Хотя самоходки при грамотной тактике применения несли меньшие потери, чем танки, в наступлении они порой сталкивались с противотанковой артиллерией, действующей из засад, установленными на переднем крае обороны 88-105-мм зенитками и немецкими тяжелыми танками.
В 1943 году ЧКЗ сдал военным 35 ИСУ-152, а в 1944 году – 1340 самоходок. ИСУ-152 вместе с СУ-152 и ИСУ-122 направились для формирования тяжёлых самоходно-артиллерийских полков. С мая 1943 года по 1945 год было сформировано 53 ТСАП. В каждом полку было 4 батареи по 5 САУ. Во взводе управления также имелся танк ИС-2 или самоходка командира полка. В декабре 1944 года для обеспечения огневой поддержки танковых армий началось формирование гвардейских тяжёлых самоходно-артиллерийских бригад. Их организационная структура была заимствована у танковых бригад, количество машин в обоих случаях было одинаковым — 65 самоходок или танков соответственно. За весь 1944 год на фронте было безвозвратно потеряно 369 машин.
С учётом того, что не все построенные в 1944 году самоходные установки попали на фронт, а часть машин находилась в учебных подразделениях, можно предположить, что среди ИСУ-152 участвовавших в боях в 1944 году потери составляли более 25%.
С ноября 1943 по май 1945 года было построено 1840 ИСУ-152. Производство самоходок завершилось в 1947 году. Всего военные приняли 2825 машин. В послевоенное время ИСУ-152 неоднократно модернизировались. В Советской Армии они служили до середины 1970-х, после чего были поставлены на хранение. Часть машин была переделана в тягачи и подвижные пусковые установки тактических ракет. Многие самоходки закончили свой жизненный путь в роли мишеней на полигонах. Достоверно известно, что САУ ИСУ-152 использовалась при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986 году.