Юрий Пашолок. Американский автострадный истребитель в Советском Союзе
Как американские истребители танков GMC T70 оценили советские испытатели, а также их след в советском танкостроении.
Несмотря на то, что истребителями танков американские военные занимались еще во второй половине 30-х годов, полноценные работы в данном направлении начались даже не во второй половине 1940, а скорее ближе к концу 1941 года. До того происходившее больше напоминало судорожные попытки построить хоть какой-то эрзац. Причины были на поверхности. Чтобы получить скоростной истребитель танков с вращающейся башней, требовалось соответствующее шасси, желательно танковое. Попытки пристроить для этих целей Light Tank M3 особым успехом не увенчались. Что-то более подходящее стало проклевываться в случае с Medium Tank M4. Нельзя сказать, что Истребительное командование было совсем довольно GMC T35. Главной причиной недовольства было то, что базой служил средний танк, заведомо более крупный и менее подвижный. Другой вопрос, что до определенной поры выбирать было не из чего.
Надо сказать, что GMC T35, позже превратившаяся в GMC M10, стала настоящей удачей для американского танкопрома. Машина получилась не только весьма подвижной, но и обладала более-менее нормальной броневой защитой. По крайней мере, от крупнокалиберных пулеметов она была хорошо защищена. Правда, в ходе работ зачем-то отрезали привод поворота башни, в результате вращать ее можно было только вручную. Между тем, генерал Эндрю Брюс, главный идеолог гусеничных истребителей танков, видел идеальный истребитель танков несколько иначе. По его мнению, оптимальная машина данного класса должна была иметь очень высокую скорость передвижения и низкий силуэт. Посему параллельно развивалась программа GMC T49, на собственной базе. Постепенно калибр орудий, которые ставились в эту машину, рос, пока, наконец, там не прописалась 76-мм пушка M1. По ТТХ она была очень похожа на орудие M7, которое ставили в GMC M10. Ну а далее проект подвергся существенной переделке.
В июле 1943 года с конвейера завода Buick сошли первые 6 серийных истребителя танков GMC T70. Это были первые серийные американские гусеничные боевые машины с торсионной подвеской. Для американского танкостроения GMC T70 стали настоящим достижением. Правда, стандартизировать GMC T70 Комитет по Вооружениям не спешил, поскольку работы по машине всё еще продолжались. Это не мешало Buick планомерно наращивать выпуск, а также строить планы поставок истребителей танков союзникам по Антигитлеровской коалиции. Эти поставки, забегая вперед, по ряду причин не задались. Англичанам ушло всего 2 таких машины. Еще 5 GMC T70 ушло в Советский Союз, где они прошли большой объем испытаний. Об их результатах, а также влиянии GMC T70 на советское танкостроение, и поговорим.
С GMC T70 советские военные познакомили еще до запуска машины в серию, при весьма комичных обстоятельствах. В июне 1943 года группа советских военных специалистов оказалась на полигоне в Мильфорд, штат Мичиган. Там располагался полигон General Motors, где проходились ходовые тесты целого ряда образцов бронетанковой техники. В их числе был и один из пилотных образцов GMC T70. Вообще группа специалистов во главе с инженером Сорвиным ехала смотреть на тяжелые танки M6, причем американцы не хотели особо делиться секретами. Но так получилось, что именно американцы, точнее, один из ключевых разработчиков GMC T70, наболтал много лишнего о боевой машине, про которую советские специалисты до того и не знали.
Слишком болтливым американским офицером оказался никто иной, как Квентин Берг, ведущий инженер разработки GMC M10. Причины, почему он проявил большой интерес к советским специалистам, легко объясняются проблемами с ходовой частью GMC T70. Она стала первым массовым американским образцом с торсионной подвеской, причем при ее разработке активно изучался КВ-1, прибывший в США осенью 1942 года. Но поначалу пилотные образцы GMC T70 имели проблемы с торсионами, поэтому Берг, имевший прямое отношение к разработке машины, поделился немалым объемом информации о ней. Удалось даже мельком ее увидеть, хотя нарисованный эскиз был не особо похож на реальный истребитель танков. В любом случае, общую картину по поводу GMC T70 получить удалось.
Уже на этом этапе Сорвин высказал некоторое недоумение, зачем машине нужна такая высокая скорость при столь тонкой броне. Год спустя примерно такое же недоумение высказывали американские военные, которые воевали на подобных машинах. Да и не только они. Изначально предполагалось, что за 1943-45 годы будет выпущено 8986 истребителей танков данного типа, из них 1600 для поставок по ленд-лизу. Но по факту англичане от поставок отказались, взяв всего 2 машины на пробу. В случае с Советским Союзом переговоры о поставках начались ближе к концу 1943 года. Всего поставили 5 машин. 1 февраля 1944 года в Мурманск прибыл конвой JW-56A. В его составе находился транспорт SS Thorstein Veblen с 3 GMC T70 на борту. Далее, 3 февраля 1944 года, в Северодвинск прибыл конвой JW-56B. В его составе оказался транспорт SS Albert C. Ritchie с еще 2 САУ на борту.
Поступившие в Советский Союз GMC T70 относились к машинам выпуска ноября 1943 года. Ноябрь был последним месяцем, когда GMC T70 имела ярко выраженные проблемы. Уже с декабря 1943 года основные болячки устранили, позже машины с серийными номерами 686 и выше подверглись модернизации, их довели до уровня GMC M18. А вот более ранние машины, в большинстве своём, переделали в AUV M39. Лишь 32 САУ выпуска июля-ноября 1943 года прошли модернизацию до уровня GMC M18, советские GMC T70 ей, естественно, не подвергались. О различных неполадках нашим военным, естественно, тоже никто говорить не стал. На этом фоне не стоит удивляться оценке машины с точки зрения ее ходовых качеств. Впрочем, некоторые оценки были очевидны и без всяких дефектов. Броневая защита, например, подверглась острой критике. Толщина большинства броневых листов составляла всего 12,7 мм. Исключение составляла бронировка орудийной системы: ее подвижная часть имела толщину 22 мм, а неподвижная 51 мм. Кроме того, кормовой лист башни имел толщину 40 мм. В данном случае это было связано с тем, что толстый лист, установленный в сильно развитой кормовой нише, выполняя роль противовеса. Даже если бы с ходовой частью всё было нормально, то за столь тонкую броню машину у нас забраковали. По сути броня не защищала даже от стрелкового оружия.
Новизна конструкции GMC T70 привела к тому, что прибывшие машины распределили по разным местам, где проводилось их изучение. НИБТ Полигонус досталась машина с серийным номером 446 и регистрационным номером U.S.A. 40108549, изготовленная в ноябре 1943 года. На полигон она прибыла 20 марта 1944 года, вместе с большим объемом документации. Это облегчило изучение «самоходной установки Т-70», как она проходила в переписке. Машина вызвала немалый интерес, поскольку она принципиально отличалась от того, что ранее присылалось американцами. Чего стоит система с быстрым демонтажем мотора и трансмиссионного блока. GMC T70 отличалась низким, по американским меркам, силуэтом, имелось у нее и сдвоенное управление, которое внедрили начиная с Light Tank M5A1. Интерес вызвала и торсионная подвеска.
Отдельно изучалось боевое отделение. Следует отметить, что в 1940-42 годах ГАБТУ КА и ГАУ КА предполагали разработку истребителей танков с вращающимися башнями, открытыми сверху. Примерным аналогом GMC M18 в Красной Армии должна была стать СУ-51, истребитель танков на базе Т-50 с 57-мм пушкой ЗИС-4. Но дальше проектов дело не продвинулось, американцы же довели данную идею до совершенства. Впрочем, чудес не бывает, и за любые технические решения приходится платить. В виду небольших габаритов машины боекомплект был небольшим — 45 унитаров. У немецкого Marder он оказался еще меньше, но машины эти не строились с нуля. У СУ-76М боекомплект был на четверть больше — 60 унитаров. Имелись претензии к обзорности, а смотровыми приборами был обеспечен только наводчик, у него же оказалось и наиболее удобное размещение. К местам наводчика и командира имелся ряд претензий. Заряжающему было неудобно работать, а командир и вовсе стоял, выполняя функции скорее пулеметчика, чем свои прямые обязанности. Место командира у нас и вовсе признали опасным. К слову, до того на НИБТ Полигоне испытали GMC M10, и ее боевое отделение признали удобным для работы.
Больше всего вопросов, впрочем, вызвали ходовые испытания машины. Всего до 8 мая 1944 года GMC T70 прошла 1048 километров, из них 172 по булыжному шоссе, 214 по асфальтовому шоссе, 530 по проселку и 132 по снежной целине. Для начала, до паспортной максимальной скорости машина так и не разогналась. По итогам четырех тесовых заездов максимальную скорость определили в 75,6 км/ч, вместо паспортных 80 км/ч. Обычно у американских боевых машин реальная максималка была выше паспортных данных, что уже намекает. Дальнейшие испытания показали, что средние скорости по асфальтовому шоссе достигали 47,6 км/ч, а по булыжному шоссе — 38,4 км/ч. Разогнаться можно было и выше, но на скоростях 60–70 км/ч машину начинало заносить.
При движении на скоростях 50 км/ч и выше испытатели жаловались на работу дифференциала, который не обеспечивал достаточную устойчивость машины. Еще одним недостатком дифференциала назвали большой радиус поворота, составивший 12,3 метров. Также испытатели обратили внимание на то, что передаточные числа КПП настроены на эксплуатацию в хороших дорожных условиях. Кроме того, расход топлива оказался очень высоким для машины такого класса — 203 литра на 100 километров. Положительным моментом отмечалась работа подвески, которая оказалась очень плавной. Лестных отзывов удостоилась и ходовая часть в целом. Достаточно сказать, что не было ни единого случая спадания гусениц, за что спасибо системе постоянного натяжения гусеничных лент.
Гораздо хуже ситуация оказалась на проселке. Средняя скорость движения снижалась до 23,8 км/ч, это хуже, чем у любого другой американской гусеничной боевой машины легкого класса. Естественно, надо делать поправку на сложные дорожные условия, но и американские легкие танки ездили совсем не летом. При этом расход топлива оказался каким-то запредельным — 357 литров бензина и 11,3 литров масла на 100 километров пути. Ехать при этом приходилось на 2-й передаче, а при переходе на 3-ю движение лимитировалось недостаточным крутящим моментом, передаваемым гидротрансформатором. Ехала машина откровенно плохо. Согласно отчету, движение по проселочной дороге с глубокими выбоинами и неукатанным грунтом было невозможно. Винили во всём гидротрансформатор, но на самом деле проблема была в другом. Ровно тот же кактус жрали и американские военные, когда GMC T70 вышли на войсковые испытания. Проблема оказалась в плохой настройке коробки передач, а это общий привет американскому Истребительному командованию.
Наиболее показательными оказались заезды по заснеженной целине и специспытания. На 100 километров пути требовалось 708 литров бензина и 20,2 литров масла. Причиной столь высокой прожорливости стало то, что двигатель работал на постоянных оборотах, соответствующих максимальной мощности. Гидротрансформатор на бездорожье автоматически менял передаточное отношение, при этом обороты двигателя оставались прежними. На подъёмах предельным углом оказался 18 градусов, причем проблема была в тяге мотора. Опять же, винили гидротрансформатор, но на самом деле проблема была в другом. Имелись проблемы и со сцеплением гусеничных лент с грунтом. Зато максимальная глубина преодолеваемого брода составила 1,55 метра, вполне достойный результат для такой машины.
По итогам испытаний GMC T70 забраковали. Выводы оказались предельно простыми — «автострадная» машина с откровенно слабой бронёй. Даже для САУ такого класса защита была недостаточной. Естественно, ни о каких поставок крупной серии по программе ленд-лиза не было и речи. При этом до истинной причины таких проблем с трансмиссионной группой докопались уже к 1946 году. До того главным обвиняемым считался гидротрансформатор, но уже в 1945 году мнение поменяли. Heavy Tank T26E3, с похожим гидротрансформатором, вполне успешно прошел ходовые испытания. Далее, в ходе изучения машины, докопались и до проблем с передаточными отношениями планетарной коробки передач. Об этом прямо говорится в материале инженера А.Б. Астрахана, который был опубликован в «Вестнике Танковой Промышленности» за июль-август 1946 года.
Вместе с тем, машина состояла не только из недостатков. С точки зрения вооружения GMC T70 показала себя хорошо. Надо сказать, что испытания стрельбой затянулись, поскольку поначалу имелась проблема с поставкой боеприпасов. При стрельбе ориентировались на данные СУ-76М, и тут американская машина явно превзошла советскую. Это касалось и стрельбы с места, и с коротких остановок. Стрельба с коротких остановок дала отличные результаты – 10 попаданий из 10. Совсем иная картина складывалась при стрельбе с хода. На дистанции 1000–700 метров из 8 выстрелов ни один не попал по цели, то же самое случилось и в ходе второй попытки. Наконец, исследование скорострельности показало следующие результаты: прицельная скорострельность САУ составила 7,7–9,7 выстрелов в минуту, максимальная – 11,4 выстрела в минуту.
Далее GMC T70 использовалась в «расстрельной команде» при испытаниях немецких боевых машин на НИБТ Полигоне. В частности, именно эта машина обстреливала Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, захваченный в августе 1944 года. 76-мм орудие M1A1 уверенно пробивало бортовую броню немецкого танка на дистанции до 1500 метров. Подкрылок танка был пробит на дистанции в 2000 метров, борт с того же расстояния пробить не удалось, но образовалась глубокая вмятина с трещинами. Одним словом, даже с таким грозным противником GMC T70 вполне могла справиться, ведя фланговый огонь. Другой вопрос, что имелся ряд других проблем. А еще та же самая пушка ставилась на Medium Tank M4A2(76)W, которые осенью 1944 года массово пошли в Красную Армию.
Единственный сохранившийся образец «советского» GMC T70 ныне находится в Техническом центре парка «Патриот». Эта же машина является единственной дожившей до наших дней GMC T70. Там же, но в другом павильоне, можно видеть и машину, к которой GMC T70 имеет самое прямое отношение. В 1945 году на НИБТ Полигон прибыл немецкий трофейный истребитель танков Krupp-Aldert Waffenträger. Машину оценили как общую концепцию, но забраковали шасси. Идея «советского Ваффентрагера» заключалась в том, чтобы поставить сопоставимое орудие на куда более подвижную базу. И вот как раз GMC T70 послужила образцом для подражания. Одна из пяти машин данного типа уехала в Свердловск, при создании будущей СУ-100П на американскую машину смотрели очень внимательно. Естественно, заимствование было концептуальным, но что прародителем СУ-100П стала GMC T70, это факт железобетонный. Одним словом, машина всё же пригодилась.
Список источников:
-
-
- ЦАМО РФ
- Архив автора
- US NARA
- Вестник Танковой Промышленности 7-9 1946
-