Вездеход и Страж-1. История развития первого танка России из History of Conspi
Пояснения для читателя в некоторых моментах: в этой АИ Россия будет сильнее развита промышленно, чем наша Российская Империя 1914 года. Если в реальности объем промышленного производства в России в 1913 г. в расчете на душу населения составлял 1/10 от соответствующего показателя США, то в этой АИ составляет 3/10 от соответствующего показателя США. Ошибки, связанные с проведением протекционистской политики правительства, не были допущены в этой АИ. Поэтому промышленность этой России могла позволить себе производить собственные разработки.
Содержание:
Разработка вездеходной машины »Вездеход»
В Августе 1914 года Александр Пороховщиков что бы заработать деньги, обратился в ставку Верховного главнокомандования русской национальной армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков тогда не предоставил и ему было отказано. Лишь 12 Июня 1915 года когда началась ПМВ на приёме у начальника снабжения Северо-Западного фронта генерала Якова Александровича, Пороховщиков показал готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой «Вездеход». 4 Октября 1915 года Пороховщиков испытал свою машину в пробеге по хорошей дороге на гусенице, переход на колеса при этом не производился. При испытании её скорость достигала 25 км/ч. После небольших доработок решили провести официальную демонстрацию «Вездехода», которая состоялась 9 Ноября 1915 года. Вопреки расчетам Пороховщикова возможности его машины были очень далеки от боевых. Хуже того, элементарно не мог разворачиваться на своей единственной гусенице. Конструкция ходовой части была признана неудачной, так как гусеница нередко соскакивала с барабанов. Испытания проводились в плоть до Декабря 1915 года и дальше проект признали неудачным, «построенный экземпляр „Вездехода“ не выказал всех тех качеств, которые обусловлены докладом Пороховщикова.
Разработка танка »Страж»
В течение 1916 года отечественный изобретатель А. А. Пороховщиков, основываясь на своем опыте разработки «Вездехода», трудился над созданием более совершенной машины. Пороховщиков решил избавиться от старого и ненадежного колесно-гусеничного шасси в пользу полностью гусеничного шасси, разрабатываемого на базе трактора Рыбинского Завода. После изучения этого тракторного шасси, Пороховщиков создал его доработанный вариант для проекта «Вездеход-2». Позднее была разработана военная модификация «Вездехода-2» под названием «Страж-1», в которой количество членов экипажа было увеличено до двух, а многослойное бронирование было заменено обычной 12,7 мм броневой сталью. В теории такая защита полностью обеспечивала безопасность экипажа от осколков и пуль винтовочного калибра.
Также были внесены изменения в двигатель, поскольку полная масса машины составляла 4,5 тонны, в отличие от первого прототипа «Вездехода» 3,5 тонн. Вместо этого был установлен двигатель от бронеавтомобиля «Руссо-Балт тип C», карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, с жидкостным охлаждением. Мощность двигателя составляла 40 лошадиных сил. 12 сентября 1916 года начались испытания, в результате которых «Вездеход-2» продемонстрировал лучшие показатели надёжности, чем «Вездеход-1». На шоссе этот вездеход мог развивать скорость до 25 км/ч, а на пересеченной местности — до 15 км/ч.
После демонстрации двухместного военного варианта под названием «Страж-1», оснащенного 7,62-мм пулеметом Максим, военным это новое боевая машина пришлась кстати. России очень не хватало машин для прорыва германской линии фронта , поэтому военные заказали партию в 30-55 боевых машин. К марту 1917 года было изготовлено всего 25 единиц, а к июлю их общее количество достигло 30. Сформировался отдельный броневой полк, где эти боевые машины доказали свою эффективность в бою на киевском направлении, они смогли успешно преодолевать окопы противника и отодвинуть линию фронта на 2 километра с поддержкой пехоты и артиллерии. Однако, из-за некоторых конструкционных дефектов в бронировании, 6 машин «Страж-1» были потеряны, а еще 2 поломались до достижения линии фронта. В итоги военные решили сфокусироваться на производстве на данный момент имеющейся идеальной боевой машины для прорыва линии фронта — «Страж-1», и забраковали многие другие разработки бронированных автомобилей, такие как полноприводные бронеавтомобили Джеффри-Поплавко. В 1917 году Пороховщиков разработал модификацию «Страж-1П», вооруженную специальной 37-мм пушкой Гочкиса, чтобы увеличить огневую мощь. Это привело к увеличению массы до 4,7 тонн.
За время Первой Мировой войны Пороховщиков сумел собрать состоятельную сумму денег, которую он вложил в расширение своего предприятия, и закупки западных станков для улучшения качества своих вездеходов и боевых машин, в последствии к концу 1920 годов Страж-1 по классификации признают как лёгкий танк.