Тяжелый крейсер вместо «карманного линкора». По сотне на каждую серию

1

 

Авторское предисловие.

Найденная тема на Цусиме про 240-мм "карманник" подтолкнула к работе над еще одним материалом – на этот раз с 220-мм орудиями. (Цитата с Цусимы: сделают 220-мм с форсиро­ванной баллистикой и назовут ее 20-см…) http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5175

А дальше, как натура очень творческая, которая никак не может быть стиснута официальными рамками…. Или как натура которая увлекающаяся прожектами, но не доводящая их до ума.

В общем, одна тема про "карманные линкоры" с 240-мм орудиями потянула вторую тему с 220-мм, а она в свою очередь еще парочку, а потом и троечку материалов. Когда начал разбираться (куда какие рисунки вставлять), обнаружил, что то встречаются два одинаковых рисунка к одному материалу (но в разных папках), то ни одного рисунка к материалу.

* * *

Первоначально в недрах Адмиральштаба вынашивался проект мощного океанского рейдера, способного выйти победителем из боя с любым английским крейсером и в то же время уйти от любого британского линкора. Этой концепции придерживался Шеер, однако победила точка зрения Хиппера. «Причина гибели эскадры фон Шпее при Фольклендах, говорил командующий линейными крейсерами, не подавляющее огневое превосходство англичан, а недостаточная скорость хода наших броненосных крейсеров. Океанский корсар-рейдер должен придерживаться тактики «кусай и беги» даже незначительные повреждения, полученные в бою, пусть даже этот бой закончился уничтожением неприятельского военного корабля, крайне нежелательны для крейсера, оперирующего за многие тысячи миль от своих баз, и поэтому боя следует всячески избегать». Так появился на свет проект «корсарского» крейсера, который и был принят кайзером (книга "Авианосцы: Евразия против Америки", 4 картинки оттуда).

Нечто подобное произошло и в нашем мире, естественно в рамках АИ (или произошло в каком-то параллельном мире). В 1924 году на пост командующего рейхсмарине был назначен адмирал Ценкер. Он предложил подобрать характеристики будущего корабля таким образом, чтобы он легко уходил от 2023-узловых линкоров и уверенно брал верх в бою со стандартным тяжёлым крейсером и даже, при острой необходимости, вступал в бой с противником посерьёзнее.

Но тут, адмиралу задали резонный вопрос:

"А что вы подразумеваете под противником посерьёзнее?"

И прежде чем Ценкер смог дать ответ, последовал разбор полетов. Если стандартный тяжелый крейсер – это 6-10 203-мм и 10 т.т водоизмещения,

то "противник посерьёзнее" выглядит как типичный линейный крейсер с 8-10 305-мм и 25 т.т…

И даже если немецкий рейдер будет иметь мощные кулаки (283-381-мм орудия), то по весовой категории он (т.е. наш десятитысячник) будет все равно проходить как "в легком весе" (а то и вовсе: "полегком весе") – имеется в виду в категории "серьезных противников". Поэтому вооружение рейдера должно быть легким, а вот скорость – высокой. Сторонники такого подхода считали, что 9 150-мм (или 170-мм) орудий будет вполне достаточным.

Другими словами, предполагался увеличенный проект крейсеров "Лейцпиг" или "Нюрнберг".

Но адмирал Ценкер показал, что адмиралом он стал не зря – и сразу же нашел другой аргумент – "Эмден". Не тот, который сейчас, а тот, в честь которого он так назван. А заодно Ценкер вспомнил и всю серию легких "городских" крейсеров. Идеальные для тактики "кусай и беги", они оказались слишком слабы не только для боя с равным ("Сидней" против "Эмдена"), но даже для противника, уступающего им в водоизмещении ("Бреслау" против "Новиков"). Никогда не стоит забывать, что наш рейдер может нарваться на гоночный крейсер противника (например не 8 152-мм, а с 6 203-мм) или вражеский транспортник будет вооружен, да и мало ли каких случаев.

С другой стороны сторонники "скорость вместо пушек" настаивали, что мощные пушки не спасут рейдер от повреждений. Да, конечно, броня может спасти от 6-дюймовых фугасок, но тогда упадет скорость – и в дело могут вступить уже 203-мм.

Далее последовал обмен препирательствами, постепенно перешедший в конструктивный спор, а он – в окончательное об рисование конструкции. Да, встречи с противником надо избегать, но не забывать, что тяжелый крейсер все же может быть противником.

Таким образом, планировавшееся вооружение в виде 6 283-мм было уменьшено до 6 240-мм, а оно в свою очередь трансформировалось в 220-мм. Конечно, уменьшить можно было и до стандартных 203-210-мм, но ведь должен же немецкий рейдер иметь "длинную руку".

Тип "Дойчланд" ("Лютцов").

Первоначальный проект предусматривал 24-см орудие, но в целях экономии веса было решено остановиться на калибре поменьше. Так появилась 220/60-см орудие (официально обозначенное как 20-см (20/58)). Планировалось (в рамках "пушки вместо скорости"), что рейдер будет иметь трехбашенную схему.

Но, посчитав, что рейдеру требуется скорость (уйти или догнать, т.е. "скорость вместо пушек") и бронирование (чтобы не нанесли повреждений, снижающих скорость), а вооружение на втором месте, то конечный результат "Дойчланда" стал двухбашенным.

Вспомогательное вооружение – 22 88-мм орудия: быстроходному немецкому крейсеру в океане могли угрожать или эсминцы, или авиация. Впоследствии 88-мм были заменены на крупные 105-мм орудия.

Броня – 100-мм пояс и 150-мм на башнях. "Адмирал Шеер" еще копировал защиту "Дойчланда", а вот "Адмирал Шпее" получил 120-мм бронепояс. (?).

"Некоторое удлинение брони — решаем за счёт среднего калибра и возможно ищем другие возможности (на уменьшение брони идти не хочется, хотя игры от Дойчланда к Шпее с 60 до 80 (или 100?) мм броневого пояса … Пока не рассчитывал. Да и гибельный это путь, хотя от 203-мм и 100 мм не защита в целом.. У немцев вроде 190-мм считались адекватными." – ЦсЦ

Скорость "Дойчланда" достигла 33 узлов.

В Европе немецкий корабль был встречен с неким интересом (ведь по сравнению с "Лейцпигом" или "Нюрнбергом" новый корабль прибавил в вооружении), ну тяжелый крейсер и все. Да, есть свои особенности (например сверхмощное ПВО – может немцы строят "зенитные крейсера"?), но в целом ничего интересного. Естественно, европейцев могла бы заинтересовать высокая скорость, но немцы естественно приложили усилия, чтобы скорость европейцев не интересовала. А чтобы не интересовала – назвали ее, вот только почему-то передав на всеобщее обозрение скорость "Дойчланда", немцы где-то потеряли несколько узлов..

 

Впоследствии англичане справедливо заметили, что немцы нарушили ограничения, и их "Дойчланд" имеет водоизмещение больше 10 т.т. Но, во-первых, стоило ли возмущаться, что немецкий тяжелый крейсер не укладывается в водоизмещение, если Великобритания легко могла парировать эту тень "угрозы" линкором? Во-вторых, англичане опасались "скандала"! Замечание, что немцы не укладываются в ограничения, могло привести к тому, что за руку могли поймать и саму Англию — ведь ее тяжелые крейсера так же не укладывались в Вашингтонское соглашение. Поэтому, англичане свои "замечания" оставили при себе.

А между тем немцы продолжили строительство тяжелых крейсеров.

Тип "Адмирал Хиппер" – официально четвертый корабль серии "Дойчланд". На самом деле глубоко переработанный проект. Во-первых, было увеличено водоизмещение; во-вторых, брони­ро­вание. Скорость осталась неизменной, а вот количество вспомогательного вооружения уменьшили до 16 105-мм. Изменили и силовую установку – паротурбинная установка вместо дизельной.

На типе "Хиппер" немцы решили закончить с тяжелыми крейсерами и приступили к строительству линейных крейсеров.

Тип "Шарнхорст" был похож на типы "Дойчланд" или "Хиппер", но имел несравнимо более мощное вооружение: 6 330-мм – "скопированных" с итальянских и французских пушек. Вот только немецкая разработка превосходила иностранные аналоги по дальности стрельбы и весу снаряда.

Набив руку на "кошках", немцы приступили к линкорам. Проектируемый тип "Бисмарк" продолжил традицию увеличения калибра. 9 430-мм орудий должны были показать всем, что немцы вернулись в океан и приложат усилия к отправке конкурентов на дно.

Дальше должен быть "Тирпиц" с 9 430-мм орудиями…. но вместо него "Шарнхорст" с 8 330-мм орудиями. Хотя что "Бисмарк" с 9, что с 12, что 381-мм, что 450-мм — в этой АИ он больше не упоминается.

* * *

Мелькнула мысль, что новый "Дойчланд" и "Хиппер" должны выглядеть иначе. Ведь 2 башни с 220-мм орудиями – это сокращение длины надстройки. Вот только выигрыш можно использовать по разному – увеличение защиты, вооружения, скорости. Но главное – в поиске. Другими словами – вместо одного самолета поставить два (или вместо двух – три).

 

В результате, около Ла-Платы, "Адмирал Шпее" заблаговременно обнаруживает английские корабли.

Немецкий пилот допустил ошибку капитана Лангсдорфа: "это транспортник и два эсминца", "это охрана конвоя", но английский "конвой" так и не был обнаружен. И хотя англичане по наличию гидросамолета сделали правильный вывод о наличии рядом немецкого корабля, "Шпее" ускользнул от погони.

Усиление бронирования помогло и типу "Адмирал Хиппер". При атаке ВМБ Хортену, тяжелый крейсер "Блюхер" получив два торпедных попадания, все уже успел выброситься на мель (и стал на короткое время трофеем норвежцев). Но вот в немецкий строй "Блюхер" уже не вставал – был продан СССР (обе стороны считали сделку удачной). Но какое-то проклятье висело над "немецким фельдмаршалом" — в 1942 году бывший "Блюхер", а ныне "Петропавловск" был потоплен вторично, но проплавав под флагом Нептуна ровно год, снова поменял "гражданство" – опять на советское.

А вот немцы, используя советские деньги достроили крейсер "Лютцов" (получивший новое название "Блюхер").

* * *

Далее проект "карманных линкоров" с 220-мм условно делится на три различных продолжения, поэтому продолжать данную альтернативу не стал.

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account