Тяжелый крейсер вместо «карманного линкора». По сотне на каждую серию
Авторское предисловие.
Найденная тема на Цусиме про 240-мм "карманник" подтолкнула к работе над еще одним материалом – на этот раз с 220-мм орудиями. (Цитата с Цусимы: сделают 220-мм с форсированной баллистикой и назовут ее 20-см…) http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5175
А дальше, как натура очень творческая, которая никак не может быть стиснута официальными рамками…. Или как натура которая увлекающаяся прожектами, но не доводящая их до ума.
В общем, одна тема про "карманные линкоры" с 240-мм орудиями потянула вторую тему с 220-мм, а она в свою очередь еще парочку, а потом и троечку материалов. Когда начал разбираться (куда какие рисунки вставлять), обнаружил, что то встречаются два одинаковых рисунка к одному материалу (но в разных папках), то ни одного рисунка к материалу.
* * *
Первоначально в недрах Адмиральштаба вынашивался проект мощного океанского рейдера, способного выйти победителем из боя с любым английским крейсером и в то же время уйти от любого британского линкора. Этой концепции придерживался Шеер, однако победила точка зрения Хиппера. «Причина гибели эскадры фон Шпее при Фольклендах, – говорил командующий линейными крейсерами, – не подавляющее огневое превосходство англичан, а недостаточная скорость хода наших броненосных крейсеров. Океанский корсар-рейдер должен придерживаться тактики «кусай и беги» – даже незначительные повреждения, полученные в бою, пусть даже этот бой закончился уничтожением неприятельского военного корабля, крайне нежелательны для крейсера, оперирующего за многие тысячи миль от своих баз, и поэтому боя следует всячески избегать». Так появился на свет проект «корсарского» крейсера, который и был принят кайзером (книга "Авианосцы: Евразия против Америки", 4 картинки оттуда).
Нечто подобное произошло и в нашем мире, естественно в рамках АИ (или произошло в каком-то параллельном мире). В 1924 году на пост командующего рейхсмарине был назначен адмирал Ценкер. Он предложил подобрать характеристики будущего корабля таким образом, чтобы он легко уходил от 20—23-узловых линкоров и уверенно брал верх в бою со стандартным тяжёлым крейсером и даже, при острой необходимости, вступал в бой с противником посерьёзнее.
Но тут, адмиралу задали резонный вопрос:
"А что вы подразумеваете под противником посерьёзнее?"
И прежде чем Ценкер смог дать ответ, последовал разбор полетов. Если стандартный тяжелый крейсер – это 6-10 203-мм и 10 т.т водоизмещения,
то "противник посерьёзнее" выглядит как типичный линейный крейсер с 8-10 305-мм и 25 т.т…
И даже если немецкий рейдер будет иметь мощные кулаки (283-381-мм орудия), то по весовой категории он (т.е. наш десятитысячник) будет все равно проходить как "в легком весе" (а то и вовсе: "полегком весе") – имеется в виду в категории "серьезных противников". Поэтому вооружение рейдера должно быть легким, а вот скорость – высокой. Сторонники такого подхода считали, что 9 150-мм (или 170-мм) орудий будет вполне достаточным.
Другими словами, предполагался увеличенный проект крейсеров "Лейцпиг" или "Нюрнберг".
Но адмирал Ценкер показал, что адмиралом он стал не зря – и сразу же нашел другой аргумент – "Эмден". Не тот, который сейчас, а тот, в честь которого он так назван. А заодно Ценкер вспомнил и всю серию легких "городских" крейсеров. Идеальные для тактики "кусай и беги", они оказались слишком слабы не только для боя с равным ("Сидней" против "Эмдена"), но даже для противника, уступающего им в водоизмещении ("Бреслау" против "Новиков"). Никогда не стоит забывать, что наш рейдер может нарваться на гоночный крейсер противника (например не 8 152-мм, а с 6 203-мм) или вражеский транспортник будет вооружен, да и мало ли каких случаев.
С другой стороны сторонники "скорость вместо пушек" настаивали, что мощные пушки не спасут рейдер от повреждений. Да, конечно, броня может спасти от 6-дюймовых фугасок, но тогда упадет скорость – и в дело могут вступить уже 203-мм.
Далее последовал обмен препирательствами, постепенно перешедший в конструктивный спор, а он – в окончательное об рисование конструкции. Да, встречи с противником надо избегать, но не забывать, что тяжелый крейсер все же может быть противником.
Таким образом, планировавшееся вооружение в виде 6 283-мм было уменьшено до 6 240-мм, а оно в свою очередь трансформировалось в 220-мм. Конечно, уменьшить можно было и до стандартных 203-210-мм, но ведь должен же немецкий рейдер иметь "длинную руку".
Тип "Дойчланд" ("Лютцов").
Первоначальный проект предусматривал 24-см орудие, но в целях экономии веса было решено остановиться на калибре поменьше. Так появилась 220/60-см орудие (официально обозначенное как 20-см (20/58)). Планировалось (в рамках "пушки вместо скорости"), что рейдер будет иметь трехбашенную схему.
Но, посчитав, что рейдеру требуется скорость (уйти или догнать, т.е. "скорость вместо пушек") и бронирование (чтобы не нанесли повреждений, снижающих скорость), а вооружение на втором месте, то конечный результат "Дойчланда" стал двухбашенным.
Вспомогательное вооружение – 22 88-мм орудия: быстроходному немецкому крейсеру в океане могли угрожать или эсминцы, или авиация. Впоследствии 88-мм были заменены на крупные 105-мм орудия.
Броня – 100-мм пояс и 150-мм на башнях. "Адмирал Шеер" еще копировал защиту "Дойчланда", а вот "Адмирал Шпее" получил 120-мм бронепояс. (?).
"Некоторое удлинение брони — решаем за счёт среднего калибра и возможно ищем другие возможности (на уменьшение брони идти не хочется, хотя игры от Дойчланда к Шпее с 60 до 80 (или 100?) мм броневого пояса … Пока не рассчитывал. Да и гибельный это путь, хотя от 203-мм и 100 мм не защита в целом.. У немцев вроде 190-мм считались адекватными." – ЦсЦ
Скорость "Дойчланда" достигла 33 узлов.
В Европе немецкий корабль был встречен с неким интересом (ведь по сравнению с "Лейцпигом" или "Нюрнбергом" новый корабль прибавил в вооружении), ну тяжелый крейсер и все. Да, есть свои особенности (например сверхмощное ПВО – может немцы строят "зенитные крейсера"?), но в целом ничего интересного. Естественно, европейцев могла бы заинтересовать высокая скорость, но немцы естественно приложили усилия, чтобы скорость европейцев не интересовала. А чтобы не интересовала – назвали ее, вот только почему-то передав на всеобщее обозрение скорость "Дойчланда", немцы где-то потеряли несколько узлов..
Впоследствии англичане справедливо заметили, что немцы нарушили ограничения, и их "Дойчланд" имеет водоизмещение больше 10 т.т. Но, во-первых, стоило ли возмущаться, что немецкий тяжелый крейсер не укладывается в водоизмещение, если Великобритания легко могла парировать эту тень "угрозы" линкором? Во-вторых, англичане опасались "скандала"! Замечание, что немцы не укладываются в ограничения, могло привести к тому, что за руку могли поймать и саму Англию — ведь ее тяжелые крейсера так же не укладывались в Вашингтонское соглашение. Поэтому, англичане свои "замечания" оставили при себе.
А между тем немцы продолжили строительство тяжелых крейсеров.
Тип "Адмирал Хиппер" – официально четвертый корабль серии "Дойчланд". На самом деле глубоко переработанный проект. Во-первых, было увеличено водоизмещение; во-вторых, бронирование. Скорость осталась неизменной, а вот количество вспомогательного вооружения уменьшили до 16 105-мм. Изменили и силовую установку – паротурбинная установка вместо дизельной.
На типе "Хиппер" немцы решили закончить с тяжелыми крейсерами и приступили к строительству линейных крейсеров.
Тип "Шарнхорст" был похож на типы "Дойчланд" или "Хиппер", но имел несравнимо более мощное вооружение: 6 330-мм – "скопированных" с итальянских и французских пушек. Вот только немецкая разработка превосходила иностранные аналоги по дальности стрельбы и весу снаряда.
Набив руку на "кошках", немцы приступили к линкорам. Проектируемый тип "Бисмарк" продолжил традицию увеличения калибра. 9 430-мм орудий должны были показать всем, что немцы вернулись в океан и приложат усилия к отправке конкурентов на дно.
Дальше должен быть "Тирпиц" с 9 430-мм орудиями…. но вместо него "Шарнхорст" с 8 330-мм орудиями. Хотя что "Бисмарк" с 9, что с 12, что 381-мм, что 450-мм — в этой АИ он больше не упоминается.
* * *
Мелькнула мысль, что новый "Дойчланд" и "Хиппер" должны выглядеть иначе. Ведь 2 башни с 220-мм орудиями – это сокращение длины надстройки. Вот только выигрыш можно использовать по разному – увеличение защиты, вооружения, скорости. Но главное – в поиске. Другими словами – вместо одного самолета поставить два (или вместо двух – три).
В результате, около Ла-Платы, "Адмирал Шпее" заблаговременно обнаруживает английские корабли.
Немецкий пилот допустил ошибку капитана Лангсдорфа: "это транспортник и два эсминца", "это охрана конвоя", но английский "конвой" так и не был обнаружен. И хотя англичане по наличию гидросамолета сделали правильный вывод о наличии рядом немецкого корабля, "Шпее" ускользнул от погони.
Усиление бронирования помогло и типу "Адмирал Хиппер". При атаке ВМБ Хортену, тяжелый крейсер "Блюхер" получив два торпедных попадания, все уже успел выброситься на мель (и стал на короткое время трофеем норвежцев). Но вот в немецкий строй "Блюхер" уже не вставал – был продан СССР (обе стороны считали сделку удачной). Но какое-то проклятье висело над "немецким фельдмаршалом" — в 1942 году бывший "Блюхер", а ныне "Петропавловск" был потоплен вторично, но проплавав под флагом Нептуна ровно год, снова поменял "гражданство" – опять на советское.
А вот немцы, используя советские деньги достроили крейсер "Лютцов" (получивший новое название "Блюхер").
* * *
Далее проект "карманных линкоров" с 220-мм условно делится на три различных продолжения, поэтому продолжать данную альтернативу не стал.