Катастрофа Бронзового века и её возможная причина

14

Второе тысячелетие до нашей эры. Восточное Средиземноморье процветает, а люди занимаются привычным для себя делом: изобретают, торгуют, исследуют, а иногда устраивают войны и набеги. Кажется, что ничего не может нарушить устоявшийся миропорядок. Но что-то пошло не так.

Отец мой, корабли врага пришли. Они сожгли мои города, и зло принесли на землю мою. Разве не знает отец мой, что все войска мои и все колесницы мои в земле Хатти, а все корабли мои в земле Лукка? Сама себе предоставлена страна эта. Да будет известно отцу моему: семь кораблей врага, пришедшие сюда, нанесли нам большой урон.

Аммурапи, последний правитель Угарита

Восточное Средиземноморье. До нашей эры ещё более тысячи двухсот лет. Государства Бронзового века воюют, торгуют и заключают между собой династические браки. Люди выращивают хлеб и варят пиво, добывают металлы и делают из них орудия труда, украшения и оружие. Ниточки торговых караванов тянутся через почти всю известную тогда Ойкумену. В бронзовом слитке, найденном на территории нынешнего Израиля, может встретиться добытая на Кипре медь, а также олово анатолийского, афганского или даже британского происхождения [1]. Этим металлам предстояло проделать длительный и опасный по тем временам путь, прежде чем встретиться в каком-нибудь кинжале или топоре.

Мы видим могучие империи с сильной централизованной властью, видим корабли, бороздящие просторы Средиземного и прилегающих морей. Правители гордо смотрят вдаль из окон своих дворцов и уверены, что этот миропорядок будет вечным, и их династии никогда не прервутся. Идиллия. Достижения ученых и инженеров заметны в каждом торговом корабле, в каждой водопроводной трубе Минойского дворца, в каждом вздохе кузнечных мехов. Цивилизация кажется вечной и несокрушимой. Кажется.

Содержание:

Народы моря

Но что же может пойти не так? Какое потрясение могло произойти, чтобы за очень короткий срок, подавляющее большинство государств Бронзового века превратились в бархатную пыль истории? Изменения эти носили такой серьёзный и необратимый характер, что вошли в историю под названием Катастрофа Бронзового века (Late Bronze Age collapse). Хеттское царство, Ассирия, Вавилон, Микенская цивилизация либо исчезают вовсе, либо из гегемонов превращаются в карликов. В Египте начинается так называемый Третий переходный период, сопровождающийся ослаблением царской власти, и упадком страны в целом. Что послужило причиной этой масштабной катастрофы? Катастрофы, которая растянулась на три столетия [2].

Катастрофа Бронзового века действительно поражает своим размахом. Торговые связи были надолго разорваны, а многие технологии утрачены на века, и начали активно использоваться только спустя несколько столетий [3]. Есть мнение, что практически каждый город между Троей и Газой был уничтожен. Хаттуса, Микены, Угарит, Кадеш, Аскалон, Каркемиш, Хацор и многие другие поселения лежат в руинах. Люди снова начали заселять некоторые из этих городов лишь спустя столетия, иные же так и остались навсегда городами мёртвых. И куда бы мы не направили свой взор, то повсюду увидим примерно одно и то же. Разруху. Раскопки некоторых городов открывают нам следы пожаров и вооруженных нападений. Так кто стоял за этими нападениями, не оставив и камня на камне от некоторых городов и царств? Эти люди, несмотря на своё нынешнее название, могли приходить как с моря, так и по суше. И возможно, что именно их действия стали причиной заката Бронзового века.

Так на политической арене восточного Средиземноморья появляются новые действующие лица, появляются для того, чтобы навсегда вписать свои имена в историю. Нам они известны как «Народы моря». Это группа различных народов и племён доиндоевропейского и индоевропейского происхождения. Их воинственные и грозные названия известны нам благодаря надписям в погребальном храме Рамзеса III, во время правления которого Египет относительно успешно противостоял этому противнику. А вот родина этих народов до сих пор остаётся предметом дискуссий, но скорее всего она расположена в регионе Эгейского моря.

Атаки «Народов моря» не обязательно были вторжениями ради добычи. Иногда их целью был захват нового жизненного пространства. Люди редко бросают насиженные и обжитые места без веских причин. И такие причины были. Группа учёных пишет о том, что примерно во время описываемой катастрофы в регионе наблюдается засуха, засуха длиною в триста лет [2]. Очевидно, что такой длительный природный катаклизм мог спровоцировать неурожаи, и, как следствие, массовый голод. Дикие, огромные массы людей, озверевшие от голода и вызванных им социальных проблем, отправились на поиски лучшей жизни. Но и внутри империй Бронзового века даже без «Народов моря» вполне могло хватать своих собственных проблем. Никто не отменяет повышенной вероятности народных волнений и восстаний, а также государственных переворотов в критическое время. Например, город Хацор в Ханаане, по мнению некоторых специалистов, стал жертвой именно восстания, а не вторжения внешних врагов [3].

Ряд учёных полагают, что основной причиной разрушений могли стать и землетрясения [4]. Эта позиция была популярна в XX веке, но и в наше время некоторые исследователи придерживаются таких позиций. Вполне возможно, что основная причина краха цивилизации Бронзового века никогда не будет установлена из-за того, что мы имеем дело с целым комплексом проблем и причинно-следственных связей. Ведь так легко предположить, что при таком катастрофическом стечении обстоятельств даже самые развитые общества могут не выжить, и существенно откатить в своём научно-техническом и культурном развитии. Как показала история, почти все государства Бронзового века оказались не в силах противостоять такому мощному потоку катаклизмов, и одно за другим уходили в историю. С катастрофой Бронзового века нас разделяет пропасть веков, а свидетельства очевидцев тех событий слишком скудны, что не может дать всей полноты картины. Однако, многие археологические находки ещё не стали находками и ждут своего часа, поэтому в будущем мы можем получить новые ответы, которые прольют свет на тайны гибели цивилизации Бронзового века.

Рассмотрим же теперь внимательнее, как коллапс международной торговли, вызванный природными катаклизмами и набегами варваров предрешил судббу первой глобальной цивилизации…

Поздний Бронзовый век. Мировая торговля процветает, купеческие суда и сухопутные караваны перевозят самые разнообразные товары. Экономические связи настолько широко охватывают Средиземное море, что в трюме одного торгового корабля могут встретиться товары из Египта, Месопотамии и с Балканского полуострова [1]. Единой системы мер и весов ещё не существует, но гирьки, которыми пользуются торговцы из северной Сирии и Междуречья не сильно различаются по массе [2], что вполне очевидно намекает на глобальность торговых связей.

Зависимость крупного города, или державы, от торговли может быть настолько сильной, что разрушение даже одной экономической связи будет иметь самые неприятные последствия. Ведь если мы представим, что в наше время международная торговля резко прекратится, то в рамках одной относительно небольшой территории мы не сможем сделать даже простой карандаш [3]. А если и сможем, то этот карандаш будет сильно отличаться от того, который мы можем купить в магазине. Леонард Э. Рид в своём эссе «Я карандаш» очень доступно объясняет, что даже при производстве такого обыденного предмета задействованы широкие экономические связи. И мы должны понимать, что при коллапсе торговли в бронзовом веке, люди могли остаться без многих привычных им товаров.

Улубурунский корабль, или негоцианты бронзового века

Этот корабль, затонувший неподалёку от современного турецкого города Каш, был обнаружен в 1982 году на глубине более 40 метров. Основными характеристиками этого судна, сделанного из кедра, можно считать длину 15 метров и грузоподъёмность более 20 тонн [4]. На месте кораблекрушения были обнаружены обломки вёсел длиной до 1,7 метра и 24 каменных якоря. Нам доподлинно известны три корабля бронзового века, причём данный корабль является наиболее исследованным [1]. Считается, что он был построен около 1400 года до н.э., а датой гибели судна принято считать примерно 1300 год до н.э. Для того, чтобы поднять его содержимое потребовалось 10 лет, а список товаров, которые он перевозил поражает воображение. Итак, что же перевозил улубурунский корабль? Это товары как минимум из 7 стран или империй.

  1. Медь кипрского происхождения — 10 тонн;
  2. Олово, около 1/3 которого было добыто на территории современного Узбекистана [5] — 1 тонна;
  3. Терпентинная смола (из фисташкового дерева), применявшаяся для изготовления благовоний — 1 тонна;
  4. Чёрное дерево из Нубии — 20 брёвен;
  5. Месопотамское сырое стекло — почти 200 слитков;
  6. Ханаанские сосуды для провизии, в которых хранились та самая терпентинная смола, виноград, гранаты, фиги, кориандр, сумах (пряность) — около 140 шт.;
  7. Глиняная утварь с Кипра и из Ханаана, в том числе масляные лампы, миски, кувшины и сосуды;
  8. Скарабеи из Египта и цилиндрические печати из других регионов Ближнего Востока. Причём на судне был обнаружен маленький золотой скарабей с именем Нефертити, что указывает на то, что корабль не мог отправиться в своё последнее плавание ранее 1351 года до н.э.
  9. Мечи и кинжалы из Италии и Греции, включая меч с наборной рукоятью из черного дерева и слоновой кости, а также каменный скипетр с Балкан;
  10. Лазурит, добытый в Афганистане и проделавший чрезвычайно долгий путь, прежде чем попасть на судно;
  11. Различные ювелирные украшения, статуэтки, клыки бегемота и слоновый бивень.

Список товаров действительно впечатляет и однозначно говорит о том, что мы имеем дело с очень развитой, глобальной (по тем меркам) экономикой. Конечно, мы можем допускать, что корабль, который рискнул собрать на своём борту все эти товары, был единственным в своём роде, но следующая глава может быть очередным доказательством глобальности экономики «Бронзового века».

Международная система единиц измерения в Бронзовом веке

Нам может показаться, что торговля, в такие дремучие времена, как Бронзовый век, представляла собой примитивный обмен, однако, уже тогда для определения веса своих товаров торговцы пользовались гирьками. В своей статье группа учёных называет их Shekel (шекель, сикль) [2]. Причём, очень любопытным является тот факт, что масса этих гирек не очень разнится по регионам:

  1. Месопотамский шекель 8,2-8,8 грамма;
  2. Левантийский (угаритский) шекель 9,2-9,3 грамма;
  3. Общеевропейский шекель — 9,4-10,2 грамма.

Конечно, можно посетовать, что разброс в 10 и более процентов с нашей точки зрения недопустим, но всё-таки стоит понимать, что до римской системы мер и весов, и уж тем более полноценной единой системы СИ ещё было очень далеко и человечество приняло её лишь в прошлом столетии — спустя три тысячи лет после бронзового века! Причём, никто не может отменять того факта, что столь разнящиеся по массе гирьки, могли быть следствием недобросовестности купцов, которые за счёт разных масс обманывали на торжищах своих конкурентов или «недалёких» варваров.

«Родиной» технологии взвешивания можно считать область, ограниченную Месопотамией, Левантом и Нижним Египтом. Откуда потом, по данным археологов, гирьки начали свой далёкий и непростой путь длиной в пару тысячелетий до Британии, Пиренейского полуострова и Индии. И снова глобализация экономики Бронзового века не может не удивить. Единая система весов распространилась на огромную территорию и могла позволить купцам играть по одним правилам. Карта, представленная ниже, наглядно показывает откуда пошли гирьки, и какое время им понадобилось на своё «путешествие».

Синарану, тамкар из Угарита

Нет, это не генератор бредовых слов. Синарану — это имя одного купца (на аккадском языке — tamkar) из города Угарит, который находился на территории современной Сирии. Этот, несомненно уважаемый, человек жил и торговал около 1260 года до н.э. [1], и меня чрезвычайно радует тот факт, что спустя десятки веков нам известно имя и род деятельности конкретного человека. Считать можно по-разному, но между нами от 150 до 200 поколений, и, тем не менее, мы его знаем. Есть ли в мире волшебство? Есть. И имени у него два. История и археология.

Тамкар Синарану стоял в гавани и смотрел на запад. Все его мысли витали вокруг торгового корабля, который ушёл на остров Крит. Жертвы богам были принесены и можно не бояться коварных штормов и свирепых морских разбойников. Корабль Синарану рассекал несговорчивые волны Средиземного моря и шёл на запад, вслед уходящему солнцу. Синарану стоял и смотрел. Аммистамру, сын Нигмепы, царь Угарита обещал. А обещание царя крепче бронзы, ибо в его словах воля богов. Аммистамру обещал, что корабль Синарану будет свободен от податей по возвращении с Крита, а это значит, что привезённые зерно, пиво и оливковое масло не пойдут во дворец правителя — товары Синарану принесут прибыль лишь только одному Синарану. Он знал, что корабли других тамкаров, прибывающие из Египта и страны Хатти, уже освобождены от податей. Синарану ждал. Он ждал и не знал, что не пройдёт и одного столетия, и Угарит будет сметён ордами «Народов моря» и превратится в пыль, в бархатную пыль неумолимой истории. Чтобы потом на руинах «Бронзовой цивилизации», как феникс из пепла восстала цивилизация железного века. Он не знал, что блага его современности, которые кажутся привычными, будут утрачены на столетия. А время, в которое он жил, получит название «Бронзового века» и по праву будет считаться одной из «Золотых эпох» человечества. Синарану просто ждал и смотрел на заходящее солнце, чтобы спустя тысячелетия мы узнали о нём и его деле.

Выводы

Бронзовый век можно охарактеризовать чрезвычайно развитыми экономическими связями и допускать, что могли быть некие зачатки единой системы измерения весов. Развитая торговля была одним из столпов Бронзового века, а экономические связи тянулись через всё Средиземноморье и вглубь Евразии. Такую экономическую модель можно считать достаточно сложной, особенно, если учесть, что описываемые события происходил три тысячи лет назад. Можно ли говорить о том, что такая сложность системы является не только преимуществом, но и её ахиллесовой пятой? Да, можно. Ведь даже одна оборванная связь может оставить людей без уже привычной им еды, орудий труда и оружия, товаров роскоши и товаров первой необходимости. Сам факт уничтожения данной экономики должен казаться очевидным хотя бы потому, что во время Катастрофы бронзового века было разрушено подавляющее большинство крупнейших торговых городов Восточного Средиземноморья. Основа всей торговли была сильно подорвана и даже «мелкие частники», снующие между Грецией и Египтом, не смогли восстановить разрушенных экономических связей [1].

Коллапс торговли вполне мог вызвать деградацию технологий и быть катализатором «Катастрофы бронзового века». Один из ведущих хеттологов, Итамар Зингер, предполагает, что именно «внезапный распад традиционных структур международной торговли, которые были жизненно важны для бурно развивавшейся экономики Угарита в бронзовом веке» был причиной падения этого города. Кристофер Монро из Корнеллского университета привлекает к анализу более широкий контекст, указывая, что наиболее богатые города-государства Восточного Средиземноморья в наибольшей степени пострадали от событий двенадцатого столетия до нашей эры, поскольку они являлись не только самыми привлекательными объектами для нападения, но и сильнее прочих зависели от международной торговой сети. Монро предполагает, что эта зависимость (возможно, сверхзависимость) от капиталистической предприимчивости и в особенности от междугородней торговли могла способствовать экономической нестабильности, очевидной для конца позднего бронзового века [1].

Нельзя также отрицать того, что одновременно с разрушением торговых связей мы наблюдаем и вторжения «Народов моря», и климатические проблемы в виде засухи и землетрясений, а также народные волнения. Но, если под катастрофой Бронзового века подразумевать в первую очередь существенный откат в технологиях, то можно допускать, что именно торговый коллапс похоронил Бронзовый век. Можно ли говорить о том, что на данный момент учёные со стопроцентной вероятностью могут назвать основную причину падения «бронзы»? Скорее всего нет. Слишком многое нам неизвестно, и наверное многое нам ещё предстоит открыть. Можно ли допускать, что коллапс торговли был причиной краха цивилизации? Почему бы и нет. Возможно в этом и кроется основная прелесть и загадка Катастрофы бронзового века, мы знаем достаточно много, чтобы предполагать и аргументировать, но слишком мало, чтобы утверждать.

Автор: Алексей Пикалов

Источник — https://dzen.ru/a/Z4OfgReCoAWPuyi2

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account