История 149-мм гаубицы sFH 36 (15 cm s.Feldhaubitze 36 L/23), попытки модернизации 149-мм гаубицы sFH 18
Немецкая артиллерия в межвоенный период развивалась весьма бурными темпами. При этом можно было наблюдать достаточно прямолинейное развитие с точки зрения основных направлений. Касалось это и гаубичной артиллерии. Еще в годы Первой мировой войны были выбраны основные направления. Это легкие полевые гаубицы калибра 105 мм, тяжелые гаубицы калибра 149 мм (в немецкой терминологии указывался калибр 15 cm) и тяжелые мортиры калибра 211 мм (в немецкой терминологии указывался калибр 21 cm). Развивались эти орудия довольно прямолинейно, в итоге немцы получили удачные образцы, которые, с некоторыми изменениями, выпускались до конца Второй мировой войны.
Вместе с тем, наряду с орудиями основного направления развития, существовали и, можно сказать, боковые ответвления. Появлялись они по разным причинам, порой не имея отношения к основной линейке артиллерийских систем. Особенно это касалось 30-х годов, когда немецкие компании, по привычной для них схеме, начали работы по экспортным орудиям. Одним из результатов данных работ отчасти можно считать 149-мм гаубицу sFH 36 (15 cm s.Feldhaubitze 36 L/23). Она стала попыткой создания орудия, концептуально близкого к советской 152-мм гаубице М-10.
Во второй половине 20-х годов начались работы по созданию сменщика 149-мм гаубицы sFH 13. Она, кстати говоря, существовала в двух вариантах исполнения — с коротким и длинным стволом. Теперь же орудие делалось с куда более длинным стволом (29,5 калибров), разрабатывал его Krupp. Совершенно иным стал и лафет — с раздвижными станинами, а также цельнометаллическими колесами с шинами в виде сплошных резиновых массивов. Новый лафет, разработанный Rheinmetall-Borsig, позволял перевозить орудие на высокой скорости, что неслучайно. С 1926 года началась разработка тягачей, способных возить подобные орудия со скоростью до 50 км/ч. Результатом стало создание полугусеничного тягача Sd.Kfz.7.
Орудие получило обозначение 15 cm sFH 18, цифра 18 являлась маскировкой, чтобы не придирались ко времени создания (привет Версальскому договору). Особенностью орудия было то, что в походном положении ствол перевозился на специальной повозке. Связано это оказалось с тем, что типичным средством тяги артиллерии в пехотных дивизиях являлась конная. Боевая масса орудия составляла 5,5 тонн, что слегка так многовато. Неслучайно первым в работу пустили 8-тонный полугусеничный тягач, хотя конная тяга для 15 cm sFH 18 осталась основной как минимум до 1941-42 годов.
Между тем, Rheinmetall-Borsig искал дополнительные рынки для сбыта своей продукции. Результатом стало создание 152-мм гаубицы НГ (Немецкая Гаубица), лицензию на которую продали в СССР. Лафет был похожим на sFH 18, но длина ствола снизилась до 25 калибров (3810 мм), а боевая масса — до 4,5 тонн. Всё равно многовато, но общая тенденция налицо. В отличие от sFH 18, гаубица от Rheinmetall-Borsig имела развитый орудийный щит, а ствол оттягивался, но не перевозился отдельно. То есть немцам потребовался аналог гаубицы НГ.
НГ приняли на вооружение Красной Армии, но полноценного выпуска так и не состоялось. Тем не менее, немецкое орудие стало ориентиром для создания новых советских дивизионных гаубиц. Они имели длину ствола около 25 калибров, раздвижные станины, развитый орудийный щит, и высокие углы возвышения. НГ стала, помимо всего прочего, идейным прародителем 152-мм гаубицы М-10, чья боевая масса оказалась еще меньше — 4150 кг. Хотя и это оказалось многовато, да и система с обязательным наличием передка, который еще и ставился весьма хитро, была не лучшим решением.

Едва ли не единственная сохранившаяся гаубица, находится в военно-техническом музее, Кобленц, Германия
Между тем, в первой половине 30-х годов 15 cm sFH 18 стали поступать в немецкие пехотные дивизии. Новые орудия на голову превосходили 15 cm sFH 13, неслучайно их выпускали так долго. Вместе с тем, 15 cm sFH 18 была более чем в 2 раза тяжелее предшественницы, а это сказалось на особенностях возки конной тягой. Не говоря уже о том, что на сборку орудия тратилось время. Результатом стало то, что в 1935 году появилось требование на облегченную 15-см гаубицу, которую можно было таскать конной тягой, но без разделения на лафет и ствольную коробку.
Как и ранее, Krupp занимался стволом, а Rheinmetall-Borsig — лафетом. Уже в 1936 году на испытания вышел опытный образец гаубицы, который получил обозначение 15 cm s.Feldhaubitze 36. Нередко можно видеть еще одно обозначение — 15 cm s.Feldhaubitze 36 L/23, данный индекс проскакивает и у немцев. В других источниках указывается другая длина ствола — 25,5 калибров. И то, и иное не соответствует действительности. На самом деле длина ствола составляла 3555 мм, или 23,9 калибра. Krupp округлял длину до 24 калибров, что соответствует действительности.
За счет того, что ствол стал короче на 870 мм, начальная скорость снаряда снизилась не сильно — с 520 до 485 м/с. На самом деле разница небольшая, как и максимальная дальность стрельбы (13,32 км для 15 cm sFH 18 и 12,5 км для 15 cm sFH 36). Зато разница по массе ствола оказалась очень существенной — 1728 кг у 15 cm sFH 18 и 1302 кг у 15 cm sFH 36. В виду того, что лафет стал легче, понадобилось установить массивный щелевой дульный тормоз. С учетом того, что прямой наводкой тяжелые полевые гаубицы вели огонь не так часто, большой проблемой наличие дульного тормоза не являлось.
С точки зрения лафета Rheinmetall-Borsig не сильно напрягался, он был похож на 15 cm sFH 18. Но на самом деле различий набиралось немало. Поскольку изначально гаубица создавалась для конной тяги, справа-спереди появилось сиденье для номера расчета, который ехал на нем в походном положении. Чтобы его не забрасывало грязью, появился грязевой щиток. Также появился рычаг тормозного механизма, которым как раз и управлялся седок. Совершенно иначе был сделан передок, получивший колеса небольшого диаметра. Наконец, часть деталей изготовили из алюминия, чтобы облегчить конструкцию.
В итоге боевая масса 15 cm sFH 36 снизилась до 3280 кг, а в походном положении — до 3500 кг, очень приличный показатель. Такое орудие вполне легко перевозилось конной тягой (6 лошадей), либо при помощи 5-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.6. Впрочем, большого энтузиазма немецкие военные по поводу 15 cm sFH 36 не испытывали, а выпуск гаубиц, начавшийся в 1939 году, оказался крайне скромным. Общие цифры выпуска до сих пор не приводятся (сохранившееся орудие имеет номер ствола 362), но фронтовых снимков данных орудий как-то не встречается.
Причин для этого оказалось несколько. Во-первых, немцев вполне устраивала 15 cm sFH 18, а у облегченного орудия характеристики немного снизились. Во-вторых, алюминий был для Германии дефицитным материалом, транжирить его для гаубиц ради того, чтобы пехоте стало легче, особого желания не имелось. В-третьих, к 1941 году выпуск 8-тонных полугусеничных тягачей Sd.Kfz.7 заметно вырос, тем самым снимался вопрос, чем таскать 15 cm sFH 18. Причем при использовании мехтяги орудие возили как есть, то есть не разбирая на 2 части.
В результате дальнейший выпуск крайне затратной по дефицитным материалам гаубицы прекратили. Далее развитие 149-мм гаубиц немцы вели в обратную сторону, то есть за счет увеличения длины ствола. При этом в других странах достаточно легкие гаубицы калибра в районе 6 дюймов и длиной ствола около 25 калибров оказались вполне востребованы. Далее длина ствола стала расти, но общая идея о необходимости тяжелой гаубицы полегче и тяжелой гаубицы потяжелее (и с более длинным стволом) никуда не делась.
Список источников:
-
-
- US NARA
- Deutsche Schwere Feldhaubitzen, Waffen-Arsenal 135, J.Engelmann, Podzum-Pallas Verlag, 1992
- КБМ
-
источник: https://dzen.ru/a/Z909YBQnmGmY7FXf