Забытый бомбардировщик великого Мясищева ДВБ-102
Конечно, у нас на сайте эта машина совсем не забыта, про неё есть очень информативная статья. Однако она довольно давняя. Так что думаю многим будет интересен современный взгляд на историю разработки ДВБ-102.
В статье ниже будут проанализированы особенности конструкции, так же автор попытался оценить потенциальные возможности, которые он мог бы реализовать и почему же эта перспективная разработка так и не получила «зеленый свет»? Какие политические и технические факторы повлияли на ее судьбу?
Содержание:
Бомбардировщик из «шарашки»
В период с 1935 по 1940 год в Советском Союзе активно разрабатывались масштабные авиационные проекты. Государство стремилось преодолеть технологический разрыв с лидерами мировой авиационной промышленности, особенно в военной сфере. В СССР было инициировано множество конструкторских работ по созданию разнообразных военных самолетов, начиная от истребителей и заканчивая стратегическими бомбардировщиками. Теоретически, многие из этих проектов демонстрировали впечатляющие характеристики, однако их практическая реализация в тогдашних условиях оказалась крайне затруднительной.
Многие технические задания на разработку самолетов, предложенные советским военным ведомством, отличались нереалистичными требованиями. Их осуществление часто оказывалось невозможным, а проблемы с запуском в серийное производство и созданием опытных образцов иногда приводили к обвинениям в саботаже и диверсиях.
Массовые аресты 1937-1938 годов нанесли серьезный урон советской авиационной промышленности. Среди арестованных были известные авиаконструкторы, руководители заводов, рядовые инженеры и техники. Одним из первых был арестован Туполев, а затем и значительное число сотрудников Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
Эта участь не миновала и талантливого советского авиаконструктора Владимира Мясищева, которого арестовали в начале 1938 года и осудили на десять лет лишения свободы по сфабрикованному обвинению во «вредительстве». Кроме того, конструктора обвинили в участии в «антисоветской вредительской организации», созданной Туполевым. Негативную роль сыграло и не пролетарское происхождение Мясищева, родившегося в купеческой семье в городе Ефремове.
В Советском Союзе высоко ценили опытных конструкторов и старались не терять ценные кадры. Заключенных инженеров привлекали к работе в специальные конструкторские бюро, известные как «шарашки». Так, в конце 1938 года в Москве было создано ЦКБ-29 НКВД – второе и последнее подобное бюро в авиационной отрасли. Его штат состоял из ранее арестованных авиаконструкторов и инженеров.
ЦКБ-29 было разделено на четыре бригады, возглавляемые известными советскими конструкторами, которые ранее были осуждены по 58-й статье УК РСФСР. Среди них были такие выдающиеся личности, как Владимир Петляков, Владимир Мясищев, Андрей Туполев и Дмитрий Томашевич. В ЦКБ-29 эти конструкторы выполняли государственные заказы по разработке передовой авиационной техники для Военно-воздушных сил РККА.
Находясь в «шарашке», Владимир Мясищев разрабатывал свою версию высотного истребителя ВИ-100. Также в период заключения он продолжил работу над проектом дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102, который планировалось оснастить мощными двигателями М-120. Этот самолет отличался множеством инновационных и смелых конструкторских решений. Работа над проектом продолжилась и после освобождения Мясищева 25 июля 1940 года, хотя реабилитирован он был только в 1955 году.
Какими особенностями обладал ДВБ-102?
Предполагается, что стартовые этапы разработки перспективного бомбардировщика могли быть инициированы в конце 1936 года на авиационном заводе № 84, расположенном в Химках. Эти работы осуществлялись под прямым контролем авиаконструктора Владимира Мясищева, убежденного в необходимости создания нового самолета для Военно-воздушных сил РККА ввиду сложной международной обстановки. При этом характеристики уже используемого бомбардировщика ДБ-3, разработанного Ильюшиным, казались Владимиру Михайловичу недостаточно эффективными.
Мясищев продолжил разработку самолета, находясь в заключении. Бомбардировщик получил свое обозначение по номеру конструкторской бригады № 102, возглавляемой авиаконструктором. Руководство страны проявило интерес к данному проекту, включив разработку высотного дальнего бомбардировщика в план опытного строительства Наркомата авиационной промышленности (НКАП) на 1940 год, что обеспечило проект государственным финансированием. Создание именно высотной модификации бомбардировщика было продиктовано, в частности, стремлением уменьшить его подверженность воздействию средств противовоздушной обороны противника.
Создание двухмоторного высотного бомбардировщика для Советского Союза стало настоящим прорывом, демонстрируя ряд передовых характеристик, сопоставимых с лучшими зарубежными аналогами. В отличие от предшествующих проектов, ДВБ-102 предполагалось оснастить герметичными кабинами. Хотя к началу войны в СССР существовали разработки гермокабин, все они основывались на принципе регенерации, аналогичном применяемому на подводных лодках.
Мясищев предложил для нового бомбардировщика более современную систему герметизации – вентиляционную гермокабину, обеспечивающую оптимальные условия для высотных полетов. При этом самолет должен был иметь две гермокабины: одну для пилота и штурмана, а другую – для стрелков (один из которых – радист). Такое решение позволяло сократить общий герметизированный объем и вес конструкции.
Пространство между гермокабинами отводилось под просторный бомбовый отсек, рассчитанный на размещение двух тонн бомб различного калибра (от 50 до 2000 кг). Оборонительное вооружение планировалось разнообразным: изначально – пулеметы ШКАС и крупнокалиберный УБ (в общей сложности четыре единицы). В процессе испытаний огневую мощь увеличили. В носовой установке ШКАС заменили на 20-мм автоматическую пушку ШВАК, а в нижней дистанционной установке – на 12,7-мм пулемет БС.
Визуально разрабатываемый высотный бомбардировщик представлял собой свободнонесущий высокоплан классической аэродинамической компоновки с обтекаемыми формами. Отличительной чертой конструкции являлось двухкилевое, разнесенное вертикальное оперение, призванное улучшить управляемость самолетом. К подобной схеме Мясищев впоследствии обращался неоднократно.
Новинкой для советского авиастроения стало и шасси бомбардировщика с передней стойкой. К 1939 году в СССР существовал лишь один самолет подобной конструкции – летающая лаборатория «трёхколеска Толстых». При этом опыт эксплуатации самолетов с таким шасси имелся только у летчиков-испытателей, непосредственно связанных с данной летающей лабораторией.
На первый взгляд, это тривиальное решение имело колоссальное значение. Шасси с тремя точками опоры и передней стойкой обеспечивало повышенную стабильность во время движения по аэродрому на любой скорости. Помимо этого, подобная конструкция шасси упрощала маневрирование на земле и значительно улучшала видимость для пилота. Кроме того, при наборе скорости обеспечивалось снижение аэродинамического сопротивления, что сокращало дистанцию разбега.
Отдельного внимания требуют силовые установки, ставшие настоящей головной болью для инженеров. Изначальный проект бомбардировщика был одобрен с использованием двигателей М-120ТК с водяным охлаждением, оснащенных турбокомпрессорами. Эти мощные 18-цилиндровые двигатели Y-образной конфигурации разрабатывались в конструкторском бюро КБ-26 под руководством Климова. Мощность двигателей на взлете достигала 1850 лошадиных сил. На высоте 9 километров они должны были развивать мощность в 1620 л. с.
Почему ДВБ-102 так и не пошел в серию?
Свою роль в судьбе бомбардировщика ДВБ-102 сыграла Великая Отечественная война, которая затормозила строительство опытного образца самолета. Последовавшая уже в июле 1941 года эвакуация ЦКБ-29 также не способствовала скорейшему завершению постройки высотного бомбардировщика. В итоге самолет был готов только в начале 1942 года. Строили самолет уже в эвакуации в пригороде Омска на заводе № 288.
Первый полет дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 состоялся чуть более 80 лет назад – 17 февраля 1942 года. Поднял машину в небо летчик-испытатель Валерий Жданов. В первом же полете он отметил неустойчивую работу двигателей М-120ТК. Проблема с двигателями стала основной. Если обзор из кабины пилота и штурмана можно было улучшить, бомбоотсек – переделать, то получить требуемые двигатели с необходимыми характеристиками не представлялось возможным.
В доступной версии двигатель М-120ТК не мог обеспечить заданных технических характеристик. С этими моторами бомбардировщик мог подняться на высоту не более 8 300 метров, а максимальная скорость не превышала 542 км/ч. Значение было выше скорости большинства существующих дальних бомбардировщиков, что отдельно отмечалось в отчете по испытаниям. При этом, согласно требованиям госзадания, скорость должна была быть ещё выше.
Стараясь это исправить, на самолет в 1943 году решили установить более мощные двигатели – М71. С новыми двигателями бомбардировщик совершил перелет из Омска обратно в Москву. В столице самолет подвергли доводке, в частности, поставили новую гермокабину. Параллельно с этим процессом к началу 1944 года был готов еще один прототип ДВБ-102, на который планировалось ставить новые двигатели АШ-72.
С новыми моторами бомбардировщик сумел набрать высоту 10 500 метров, а максимальная скорость выросла до 570 км/ч. Но одновременно с достижением требуемых параметров появились и новые проблемы, которые требовали решения. С другой стороны, доводить перспективный самолет с высокими летными данными до серийного производства в военное время было гораздо сложнее. Промышленность не нуждалась в экспериментах, необходимо было в плановых объемах производить определенные модели уже доведенных до ума боевых машин.
В этих условиях процесс создания самолета ДВБ-102 продолжался до лета 1945 года. Завершившаяся война сделала тематику самолетов данного типа неактуальной. В свою очередь, конструкторская мысль сместилась в пользу создания четырехмоторных бомбардировщиков повышенного радиуса действия, отправив проект бомбардировщика ДВБ-102 на полку истории.
Источник — https://topwar.ru/192714-zabytyj-bombardirovschik-dvb-102.html
++++++++++