Линкор «Муджихи» (Mujihi) = Ямато + Мусаси
В боях за Гуадалканал оба японских сверхлинкора типа «Ямато» приняли активное участие, и досталось им то же активно. Бой и потопление американских линкоров «Саут Дакота» и «Вашингтон» достались японскому линкору «Мусаси» тяжелой ценой. Практически вся корма и центр (оказавшиеся под огнем линкора «Вашингтон») пребывали — мягко говоря — в ужасном состоянии. При этом, носовая часть с двумя башнями главного калибра практически не пострадала.
В то же время, линкору «Ямато» (так же участвующему в боях) повезло гораздо больше, но его носовая часть – по первую башню, была оторвана, из-за интенсивных воздействий американской авиации…
Изначально, Япония хотела восстановить оба корабля. Однако, если ремонт «Ямато» обещал быть вполне легким (учитывая масштаб разрушений), то ремонт «Мусаси» грозил стать долгим… Рассматривались планы частичной переноски оборудования с «Синано» на «Мусаси» для ускорения ремонта, но возникло опасение, что Япония получит два корабля находящихся в различных стадиях ремонта, но не быстрого восстановления. Не смотря на победы при Мидуэе и Гуадалканале, было ясно, что война затягивается (откровенно говоря, война для Японии уже затянулась), и в следующем году – 1944м, США начнет массированное наступление. И Стране Восходящего Солнца требовались корабли.
В это время и было принято решение, возможно основанное на советском опыте (речь об эсминце «Беспощадный»). А именно – к наименее поврежденному линкору «Ямато» приделать носовую часть линкора «Мусаси». Нельзя сказать, что это было таким уж сложным вариантом, но в дело вмешался еще один фактор. Дело в том, что японцы пришили/приделали носовую часть к носовой части.
В результате «Синано» продолжал достраиваться как авианосец (в боях 1942 года стало ясно, что будущее за авианосцами), аналогично было решено поступить и с «Мусаси». Частично убрать-сдвинуть массированную надстройку, и заново сделать носовую часть (но уже не бронированную). Однако, учитывая характер повреждений, сложность ремонта, проект не был реализован. Оставшийся корпус «Мусаси», после восстановления кормовой башни, было решено превратить как в меру плавучую (буксируемую) батарею.
Что касается обновленного «Ямато», то произошел действительно адский апгрейд японского суперлинкора (еще бы 15 орудий главного калибра!), теперь вес его залпа достигал немыслимых 22 тонн (21900 кг если быть точным). Даже спешно достраиваемый американский линкор «Монтана» был бы сокрушен огневой мощью своего японского противника.
Необходимо отметить, что хотя «Ямато» прибавил в огневой мощи, скорости (благодаря улучшившейся гидродинамике), но японских конструкторов (и куда больше экипаж линкора) волновал вопрос как остойчивости, так и прочности корпуса. Уж слишком получившийся линкор вилял и стонал при волнении океана. В попытках усилить (упрочнить) конструкцию, а заодно и улучшить бронезащиту, линкор дополнительно получил железобетонную рубашку.
Обе стороны – и США и Япония, высоко оценивали боевой потенциал «Ямато», и прилагали много сил, чтобы утопить (США) и защитить (Япония) данный корабль. Меры уничтожения в США были разнообразными, в том числе и фантастическими (а почему бы и нам не приделать к «Монтане» еще парочку башен?), однако ни атаки подводных лодок, ни управляемые бомбы (не говоря уже о бомбах обычных), не смогли потопить японских линкор. Дело двигалось к традиционному «стенка на стенку», и хотя японская «стенка» и была усиленна суперкораблями (точнее одним), имела богатый боевой опыт прочности, но американская «стенка» была куда больше.
И последствия не замедлили сказаться. Линкор «Ямато», хотя и участвовал в самом пекле сражений, но он все же был один; в смысле другие японские корабли такой огневой мощью и защитой не обладали. И какой бы большой огневой мощью и защитой он бы не располагал (пусть даже и удалось потопить «Айову» одним залпом, предварительно нахватавшуюся бомб), но она постепенно слабела под огнем американских линкоров, и под атаками американской авиации. Вопреки опасениям японских конструкторов, «Ямато» утонул на ровном киле и даже не разломился.
В битве за Гавайские острова, хотя общий размен и оказался «линкор на линкор» (5 на 5), но американцы имели еще линкоры в запасе, а японцы – ни суперлинкоров, ни просто линкоров в запасе (в смысле достройке и ремонте) не имели. В последующих сражениях на Тихом океане (1944-1945 годах), японский флот, хотя и мог наносить чувствительные контрудары, но перехватить инициативу уже не смог.