Самолет, незамеченный историками техники. Легкий самолет «Проба». Российская империя
Создатели отечественных аэропланов начала XX в., несомненно, были выдающимися людьми. Описания первых наших летательных аппаратов собрал в знаменитом двухтомнике «История конструкций самолетов СССР» В. Б. Шавров. Долгое время считали, что в этих книгах все: от «летающей машины» М.В. Ломоносова до МиГ-17. Казалось, больше не найти. И все же он нашелся – самолет замечательного инженера-конструктора Петра Владимировича Можарова, который он построил в 1914 г. вместе со своими братьями и односельчанами.
ЮНОСТЬ КОНСТРУКТОРА
Петр Можаров родился 20 сентября 1888 г. (по старому стилю) в селе Саюкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье потомственного дворянина. Вскоре его семья переехала в село Красивка той же губернии, где отец новорожденного, Владимир Петрович, стал управляющим спиртовым заводом №70, который принадлежал его старшему брату Ивану Петровичу, как и деревообделочный завод в том же селе. Им также управлял отец Пети.
Будущий конструктор самолета закончил в селе Красивка церковноприходскую школу, а затем – Тамбовскую шестиклассную гимназию (реальное училище). В то время наш герой жил в тамбовском доме дядюшки. Иван Петрович слыл богачом и новатором. Он первым в городе обзавелся автомобилем, а позже – и несколькими, строил в губернии спиртовые и спичечные фабрики, поставляя на них сырье со своих и прикупаемых земель. Он полюбил увлеченного техникой племянника и обещал на свои деньги послать его учиться в Германию, но с условием, что тот будет шефствовать за границей над его детьми – Борисом и Сергеем. Хотя они были младше Петра, но участвовали во всех его технических забавах. Ожидая окончания гимназии двоюродными братьями, Петр Можаров занялся фотографией, а освоив ее, и конструированием.
По воспоминаниям родной сестры Бориса и Сергея Веры Ивановны, Петя, еще «реалистом» полюбил авиацию и мечтал летать на аэроплане. Видимо, набираясь опыта для воплощения своей мечты, он в 20-летнем возрасте, взялся за постройку глиссера – лодки с воздушным винтом. Зимой 1908-1909 гг. в Красивке на деревообделочном заводе Петр построил глиссер и приобрел для него четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения мощностью 60 л.с.. Борис и Сергей старались во всем помогать ему. Все трое умели работать на станках, находившихся на фабриках Ивана Петровича. Весной 1909 г. братья начали испытывать глиссер и плавали на нем до глубокой осени сначала по реке Вороне, на берегу которой стоит Красивка, а затем по Цне в районе Тамбова.
Когда же река стала, Петр решил сделать аэросани. Справился быстро. Аппарат был на трех лыжах, с мотором и пропеллером от глиссера. Братья часто катались на аэросанях. На дороге они пугали лошадей шумом движка, поэтому им не разрешали въезжать в город. Глиссер восстановили весной 1910 г. Однако Цна вышла из берегов, и плавать по ней больше не пришлось. Поэтому механизированное плавсредство продали кому-то с Волги, и тот увез его поездом.
Летом 1910 г. младшие братья закончили гимназию и сразу же вместе с Петром уехали в Германию. Все поступили в ВУЗы. Петр – в Лейпцигский университет на теплотехнический факультет. Местом их официального проживания стал город Хемниц, в котором находился мотоциклетный завод фирмы «Вандерер». Во время учебы братья много ездили на мотоциклах разных марок в Лейпциг за 80 км и дальше. Они освоили управление автомобилем и моторным катером, а Петр даже научился летать на легкомоторных самолетах, и, несмотря на занятость, находил время для занятий модной в те годы гиревой гимнастикой.
Братья на каникулах приезжали на родину. Катались на автомобилях Можаровых, жили то в Тамбове, то в Красивке, посещали другие села, где были заводы Можаровых. Летом 1913 г. во время приезда государя в Тамбов к своей тетке – великой княжне, братья, как и другие дворяне, на своих автомобилях встречали Николая II и возили высоких гостей. Об этом событии потом долго толковали на Тамбовщине, а в семье Можаровых вспоминали с гордостью.
В 1914 г. Петр защитил дипломный проект с отличием и стал инженером-теплотехником. Братья тоже закончили обучение, и все вернулись на Родину. Петр поселился в родовом селе дворян Можаровых Красивке. Здесь его застало известие о начале войны с Германией. Он состоял на воинском учете в качестве ратника ополчения 2-го разряда и собрался отправиться в действующую армию.
Однако поднявшаяся в прессе германофобия, внедряемая в обыденное сознание широких слоев населения страны, привела к формированию в обществе недоверия к гражданам России немецкого происхождения или получившим образование в Германии. Поэтому ему не разрешили служить в русской армии, а затем и отказали в получении работы на государственном или, как тогда говорили, казенном Тамбовском пороховом заводе (ТПЗ). Молодой инженер оказался не у дел, но в силу природной энергичности взялся за приведение в порядок всей техники Можаровых. Сначала отремонтировал автомобили и катер с бензиновым двигателем, а затем, стремясь к осуществлению давней мечты, начал строить аэроплан.
ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ
В этой работе участвовали и его братья Борис и Сергей. Он фотографировал свое детище по мере постройки. Часть этих фотоснимков оказалась в семейном архиве, а в 1990 г. – у автора этой статьи.
Свой самолет – трехместный низкоплан с коробчатым фюзеляжем, обшитым фанерой, Петр Можаров назвал «Проба». Фюзеляж собрали из труб, в носке которого закрепили трехцилиндровый W-образный двигатель с воздушным охлаждением мощностью 35 л.с., выпускавшийся французской фирмой «Анзани». Крылья, имевшие множество деревянных нервюр и металлические лонжероны, закрепили на уровне пола кабины. Их обтянули тканью и покрыли лаком. К трубчатым дугам над головой пилота подвесили бензобак, из которого топливо самотеком поступало в карбюратор двигателя. От них же шли расчалки, удерживавшие крылья, а также – тросовые тяги к задним плоскостям, изменявшим высоту полета. Тросы, управлявшие рулями направления, натянули под физюляжем. Шасси имело лыжи с обрезиненными бегунками в передней части и облегченные спицованные колеса с надувными шинами. На подрессоренной хвостовой опоре поместили обрезиненный ролик.
На большинстве фотоснимков аэроплан «Проба» запечатлен без лыж. Похоже, Петр со временем отказался от них, что может свидетельствовать о спокойном поведении самолета при посадке.
Испытания на прочность провели с использованием «человеческого фактора», размещая на самолете живой груз – участников постройки летательного аппарата и всех, желающих подняться ввысь. Видимо, и сам конструктор, и участники этих веселых испытаний были удовлетворены прочностью самолета.
Хвостовое оперение применили такое же, как на самолетах Ф. И. Былинкина, Ф. Ф. Терещенко, И. И. Стеглау. Расположение руля направления сверху и снизу плоскостей управления высотой полета характерно для низкоскоростных летательных аппаратов, к которым относился аэроплан «Проба». О том же свидетельствовала большая поверхность задней плоскости – руля высоты, поворачивавшейся целиком. Сопоставляя летательный аппарат Можарова с другими русскими самолетами того периода, его конструкцию можно считать соответствующей направлению развития легкомоторной русской авиации 1910-1913 гг. Это говорит о достаточно высокой авиационной культуре конструктора.
При постройке самолета, Петр многое приобретал в Тамбове, куда ездил на восстановленном автомобиле. Там же он заказывал изготовление деталей, которые нельзя было сделать на заводских станках Можаровых. Все деревянные детали самолета были изготовлены на деревообделочном заводе в Красивке. Взлетно-посадочную полосу сделали на околице села. Многие желали сфотографироваться около самолета – это стало своеобразной модой.
Вера Ивановна рассказывала, что при хорошей погоде Петр летал по округе. Сначала он поднимался в воздух самостоятельно, но, освоившись, брал пассажиров. С их помощью сделано несколько фотоснимков в воздухе. Полеты продолжались до глубокой осени 1914 г., возобновились ранней весной следующего года и продолжались летом, пока Петр оставался без работы. Получив ее, он переселился в Тамбов, иногда приезжал в Красивку и лишь изредка летал на аэроплане.
Петр Владимирович Можаров отличался мягким характером и вежливым отношением к работавшим с ним людям. Свидетельство тому – папка для бумаг, которую ему подарили сельские жители, участвовавшие в постройке его самолета. На ее внутренней обложке написано:
«1914 года ноября 30-го дня. Красивка. Сей подарок дарим инженеру Петру Владимировичу Можарову от группы рабочих на аэроплане» (орфография сохранена).
Далее следуют девять подписей.
ПОЛЬЗА ОТ «ПРОБЫ»
Благодаря постройке самолета, П. В. Можаров прославился на всю губернию. О его полетах знали в Тамбове. И добрая слава благоприятно отразилась на судьбе молодого конструктора. Так, 16 сентября 1915 г. его приняли в штат ТПЗ на должность инженера-теплотехника. Работая на этом государственном предприятии, он демонстрировал разнообразные выдающиеся способности.
Во время революции Петр Владимирович принял новую власть и продолжал работать на ТПЗ. Несмотря на это, в 1918 г. у дворян Можаровых реквизировали недвижимое имущество и технику: автомобили, катер, самолет и прочее. Что стало с аэропланом «Проба» – неизвестно.
На ТПЗ Можарову поручали проектирование и оснащение необходимым технологическим оборудованием зданий и цехов порохового производства. Он руководил разработкой и введением в эксплуатацию пироксилинового цеха, паро- и водопроводов, механизированных складов твердого топлива, автоматизированных конвейерных печей, спроектировал и подготовил к серийному производству стационарный дизельный двигатель ТПЗ-12, и многое другое. В то трудное время, трудолюбие и дисциплинированность П.В. Можарова служили примером всему предприятию, что отмечал военный комиссар страны. За успехи в модернизации производства ТПЗ Петра Владимировича неоднократно премировали и даже представили к награде орденом «Герой труда». Однако представление осталось без ответа. В 1924 г. П.В. Можаров перевелся на Ижстальзаводы, где прославился созданием первых ижевских мотоциклов. Но это уже другая история.
источник: Олег Курихин «Самолет, незамеченный историками техники» «Техника-молодежи» 2005-02