Броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». «Уродливые сёстры» Российского Императорского Флота
Представляем вашему вниманию исследование, посвященное двум знаковым кораблям Российского Императорского флота начала XX века – броненосцам «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Эти корабли, часто объединяемые общим названием, стали не просто очередными единицами в составе флота, но и наглядным отражением противоречий, технологических поисков и стратегических амбиций эпохи. В историографии за ними закрепилось несколько ироничное прозвище – «уродливые сёстры», что, безусловно, подчеркивает их уникальный, отличный от других броненосцев облик и особенности конструкции.
В отличие от других ведущих морских государств, в Российской империи не существовало единого лица, ответственного за формирование облика новых кораблей. Эту функцию выполнял Морской технический комитет (МТК) – коллегиальный орган. Дополнительный контроль за развитием военно-морского флота осуществлял «инспектор кораблестроения». В рассматриваемый период вице-адмирал Фёдор Дубасов возглавлял МТК, а генерал-лейтенант инженер Николай Кутейников занимал должность инспектора.
В МТК вопрос о преемниках эскадренных броненосцев типа «Бородино» был поднят ещё в 1902 году, что было связано с принятием двадцатилетней программы судостроения, рассчитанной на период с 1902 по 1923 год. Этот вопрос спровоцировал оживлённые споры. Однако, согласно резолюции Николая II, «остановка судостроения чревата крайне негативными последствиями для государства». В результате, в декабре 1902 года министр финансов граф Сергей Витте выделил 12 миллионов рублей на 1903 год, и обещал выделить такую же сумму на 1904 год. Примечательно, что в тот момент ещё не было чёткого представления о том, какие именно корабли следует строить.
Выбор направлений был очевиден: повторить броненосцы типа «Бородино», слегка модифицировать существующий проект или создать принципиально новый корабль. Изучено 17 концепций «корабля будущего», включая новаторские предложения, способные привести к появлению первых российских дредноутов – кораблей без артиллерии среднего калибра. Однако бюрократия привела к утверждению проекта «улучшенный «Бородино».
При разработке рассматривались революционные решения, такие как замена орудий главного калибра на 50-калиберные вместо стандартных 40, что, в сочетании с увеличением угла возвышения, значительно увеличило бы дальность стрельбы. Но возникли трудности: более тяжелые орудия привели к перегрузке и увеличению водоизмещения, ограниченного 16 500 тоннами. Вице-адмирал Дубасов не стал настаивать на новых орудиях, предпочтя старые 40-калиберные пушки. В чем же заключалась новизна проекта?
Вместо двенадцати 152-мм орудий среднего калибра установили двенадцать 203-мм. Конструкция бортов новых судов отличалась прямолинейностью, в отличие от наклонных бортов броненосцев типа «Бородино». Традиционные мачты уступили место решетчатым, как на американских кораблях типа «Южная Каролина» (проектированием башен занимался Владимир Шухов, автор Шаболовской башни). Подводная продольная броневая переборка была смещена от борта на 4,9 метра, тогда как на «Бородино» это расстояние составляло 1,8 метра.
Следует отметить, что изменения в проект вносились непрерывно. Начавшись с закладкой в 1903 году, эта практика не только не прекратилась, но и усилилась! Цусимское сражение оказало значительное влияние на Морской технический комитет (МТК), что привело к пересмотру проекта во время строительства. Однако, пересмотр основывался на опыте проигранного сражения, полученном преимущественно из газетных публикаций: пленные еще не вернулись из Японии, а интернированные суда оставались в портах интернирования.
В связи с этим, бронирование нового корабля было распределено по бортам: главный броневой пояс имел толщину 203-216 мм и 102-127 мм в оконечностях, а над ним располагался дополнительный броневой пояс толщиной 127 мм и 89 мм в оконечностях. Третий броневой пояс защищал каземат 203-мм орудий и имел толщину 127 мм (внутри каземата орудия были разделены переборками). Над третьим поясом размещался четвертый, прикрывающий каземат 120-мм орудий, толщиной 89 мм.
Первоначальный проект вооружения корабля предусматривал наличие двух башен с четырьмя 305-мм орудиями главного калибра, а также шести бортовых башен для двенадцати 203-мм пушек промежуточного калибра с длиной ствола в 50 калибров. Однако, из-за превышения допустимого веса, от одной средней башни промежуточного калибра отказались, заменив её казематным расположением орудий. Сэкономленный вес позволил увеличить число 203-мм орудий в каземате с двух до трех, таким образом, общее количество 8-дюймовых пушек возросло до четырнадцати. Главной особенностью новых кораблей стали кольцевые погреба для снарядов башен главного калибра, что позволило вдвое увеличить скорострельность 305-мм орудий. По сравнению с броненосцами типа «Бородино», где скорострельность составляла один выстрел в 66 секунд, на новых кораблях, как показала практика, при механическом заряжании один выстрел производился за 32 секунды.
Изначально для противоминной обороны планировалось установить двадцать 75-мм полуавтоматических орудий, защищенных 76-мм броней, и двадцать 47-мм полуавтоматических орудий. Кроме того, корабль должен был нести пять 75-мм десантных орудий и восемь пулемётов. Проект предусматривал наличие шести торпедных аппаратов: пять подводных и один надводный. Учитывая ограниченную скорость и дальность торпед того времени, данное вооружение представлялось неэффективным уже на стадии проектирования. Трудно было представить ситуацию, когда кто-либо сможет подойти к кораблю с таким мощным артиллерийским вооружением на дистанцию торпедного удара, но проектировщики продолжали мыслить по старинке.
Первоначальный проект предусматривал скорость корабля на один узел выше, чем у броненосцев класса «Бородино» – 19 узлов. Однако, достижение этой скорости с использованием паровых машин тройного расширения мощностью 17 635 л.с., учитывая, что на «Бородино», имевших водоизмещение на 1500 тонн меньше, стояли машины в 16 300 л.с., представлялось чрезмерно оптимистичным. Особенно учитывая тогдашний хаос в судостроении, когда заводы могли значительно ошибаться в расчетах веса (ошибка в 237 тонн при определении веса башен 203-мм калибра не была редкостью). Увеличение водоизмещения в процессе строительства было обычным явлением, что отмечал и С. О. Макаров, предвидевший, что реальное водоизмещение новых кораблей превысит 17 тысяч тонн.
В стремлении снизить водоизмещение будущего преддредноута, было принято решение отказаться от полубака и уменьшить высоту надводного борта. Корректировки в проект вносились постоянно. Начальник Балтийского завода, Ксаверий Ратник, активно участвовал в этих изменениях, так как именно ему предстояло строить один из двух запланированных кораблей. Зная по опыту строительства «Бородино», что в процессе работы появятся рефрижераторы, прачечные, механизмы для подъема шлюпок и, возможно, изменения в вооружении, он стремился учесть все эти нововведения еще до закладки кораблей. Наивный идеалист!
15 августа 1903 года чертежи в полном объеме были переданы Балтийскому и Петербургскому портовым заводам. На следующий день были изданы приказы о строительстве кораблей, а 22 августа судам дали названия «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Однако, работы на «Андрее Первозванном» начались лишь 2 марта следующего года, а на «Императоре Павле I» — 14 октября. Планировалось, что корабли будут спущены на воду к лету 1906 года. Тем не менее, суровая действительность кораблестроения в дореволюционной России быстро внесла коррективы в эти оптимистичные планы.
Первые изменения были вызваны гибелью адмирала Макарова и броненосца «Петропавловск» на японских минах. Было решено демонтировать мины заграждения с новых кораблей (полагали, что именно детонация мин на борту привела к мгновенной гибели «Петропавловска»). Затем, поняв, что 75-мм и 47-мм орудия как противоминный калибр устарели, их заменили на 12 орудий калибра 120 мм. Количество торпедных аппаратов также сократили с шести до четырех. Привод шпилей якорного устройства был изменен с электрического на паровой. Боевой марс с пулемётом был убран.
28 апреля 1905 года состоялась официальная закладка «Андрея Первозванного»: «Его императорское высочество генерал-адмирал Алексей Александрович» лично прикрепил к килю корабля серебряную закладную табличку («Император Павел I» был заложен 27 октября 1905 года). После этого внесение изменений в проект продолжилось: было решено отказаться от двух из четырех торпедных аппаратов, толщина броневого палубного настила была уменьшена с 38,1 до 31,7 мм, толщина верхней и нижней палуб уменьшилась до 6,35 мм, были введены поперечные переборки между верхней и нижней палубами, уменьшена толщина вращающихся частей башен 12» и 8» орудий и так далее.
Все произведенные изменения оказались, по сути, бессмысленной тратой времени: британский «Дредноут» уже был в процессе строительства, что сделало проекты «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» устаревшими еще до их завершения. Вместо стандартных бортовых иллюминаторов в помещениях были установлены потолочные, небольшого диаметра, что преподносилось как инновационное решение для укрепления защиты корабля, но на практике превратило офицерские каюты и матросские кубрики в настоящие «парилки» из-за плохой вентиляции.
Первый корабль был спущен на воду 7 октября 1906 года, на четыре месяца позже запланированного срока, при готовности всего в 51 процент. И это было только начало проблем: Первая русская революция, забастовки и теракты тормозили строительство. Кроме того, задержки поставок комплектующих, например, броневых крышек для башен главного калибра, поступивших на Металлический завод лишь в апреле 1910 года, также повлияли на сроки завершения. Установка мачт также состоялась в это время. Отсутствие иллюминаторов усугубляло ситуацию: внутри кораблей, при неработающей вентиляции, условия были крайне тяжелыми, как в горячем цеху. В итоге последние работы на борту кораблей были завершены только в 1912 году – настоящая строительная эпопея!
Тем временем, еще находясь на заводе, эскадренные броненосцы были переквалифицированы в линейные корабли – появление «Дредноута» привело к изменению существовавшей классификации. Андреевский флаг на «Андрее Первозванном» был поднят 1 июня 1910 года, после чего корабль был введен в вооруженный резерв («Император Павел I» был введен в вооруженный резерв 7 сентября 1910 года). Впрочем, никто не питал особых иллюзий относительно реальной боеспособности этих кораблей.
Лучше всего это выразил командир «Императора Павла I» капитан 1 ранга Пётр Римский-Корсаков:
«Не раз я имел случай высказать своё мнение, что из кораблей «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» нельзя сделать дредноутов, сколько бы их не совершенствовали. И потому они никогда не достигнут того, чтобы сравняться с нашими будущими броненосцами. В то же время нельзя ни на минуту сомневаться в том, что эти корабли в том виде, как они теперь обдуманы, всегда останутся весьма серьёзными противниками для самых сильных броненосцев… Наши два корабля на некоторых курсовых углах с успехом могут состязаться даже с английским броненосцем «Дредноут». Но при всём том они всегда останутся кораблями только второй линии боевых судов активного флота: они туда будут поставлены своим ходом, который даже по проекту на 3 узла меньше хода будущих броненосцев нашего флота. К чему же спрашивается, что называется из кожи вон лезть в стремлении совершенствовать их в одном направлении, заведомо ухудшая другие боевые качества также первостепенной важности, каким, например, является ход корабля. Таким образом, я считаю, что совершенно необходимо теперь же и уже окончательно выяснить, в какой мере корабли «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» удовлетворяют современным тактическим требованиям и, уяснив себе это, твёрдо постановить, что эти корабли могут дать и чего с них можно требовать. С этим положением следует примириться и приказать их достраивать так, как они разработаны в настоящее время».
Последующая служба показала, что боевая эффективность этих кораблей была под вопросом. Взять, к примеру, их мореходные качества: из-за отсутствия полубака и низкого надводного борта они оставляли желать лучшего. Даже при небольшом волнении носовая часть преддредноутов постоянно заливалась водой, что существенно ограничивало возможность ведения огня из носовой башни главного калибра. Что касается скорости, то заявленные 19 узлов так и остались недостижимыми: максимальная скорость, которую удалось развить, составила 18,3 узла. Не стоит забывать и об обитаемости: условия проживания на кораблях были крайне некомфортными, и впоследствии пришлось устанавливать дополнительные иллюминаторы, так как штатная вентиляция не справлялась с обеспечением нормальной атмосферы в жилых помещениях. Внешний вид линкоров, с их устаревшими цилиндрическими башнями и авангардными мачтами Шухова, был настолько необычным, что они получили прозвище «уродливые сёстры».
Вооружение также вызывало вопросы. Хотя «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» и считались одними из самых слабых преддредноутов (их 203-мм вспомогательная артиллерия уступала 240-мм орудиям на «Радецких» или 234-мм на броненосцах типа «Король Эдуард VII»), количество стволов несколько компенсировало этот недостаток. С другой стороны, скорострельность 12-дюймовых орудий главного калибра русских линкоров превосходила аналогичные орудия на английских кораблях (хотя и уступала австрийским). Однако именно в скорострельности и заключалась проблема. Орудия «гадких утят» были разработаны для использования снарядов образца 1895 и 1907 годов, весом 331,7 кг и длиной от 2,65 до 3,16 калибра. Но в 1911 году на вооружение Российского императорского флота поступили новые, более тяжелые снаряды весом 470 кг и длиной в 5 калибров. Эти снаряды просто не помещались в кольцевые погреба «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I». В итоге, во время войны устаревшие «Слава» и «Цесаревич» могли хоть чем-то повредить немецкие линкоры, в то время как более современные преддредноуты такой возможности были лишены.
Судьба «уродливым сёстрам» выпала немного странная. На их долю не выпало громких сражений и подвигов: даже в Моонзунде и Ирбенском проливе с немцами дрались «Слава» и «Цесаревич» (к тому времени переименованный в «Гражданин»). Правда, нельзя сказать, что «сёстры» бездельничали — они проводили операции по обеспечению действий эсминцев и крейсеров. С другой стороны… Долгое строительство кораблей привело к хорошей подготовке экипажа в вопросах живучести и эксплуатации материальной части. Если же брать «Андрея Первозванного», то и к высокой сплочённости экипажа. В результате, когда началась революция, очень немногие корабли сохранили реальную боеспособность, и предредноуты были как раз в их числе. Более того, на «Андрее Первозванном» даже не произошло убийств офицеров (на «Императоре Павле I», переименованном в «Республику» — были…). «В тему» оказалась и броня, размазанная по бортам этих кораблей: во время «Ледового похода» из Гелсинфорса в Кронштадт, начавшегося 19 февраля 1918 года, «Андрей Первозванный» некоторое время достаточно успешно исполнял роль ледокола, при том что высота торосов на некоторых отрезках пути доходила до 5 метров!
После перехода «Андрей Первозванный» вошёл в состав ДОТа — действующего отряда кораблей Балтфлота. Боёв в этом качестве он не провёл. По крайней мере — с врагом. В 1919 году линкор активно стрелял по мятежному кронштадскому форту «Красная горка»: было выпущено 568 снарядов. «Республика» в данном мероприятии участия не принимала: экипаж там был куда хуже качеством, поэтому сразу после перехода из Гельсинфорса корабль передали на хранение в порт. В «Морских силах Кронштадта» он числился, но реальной ценности не представлял.
Во время «Кронштадской побудки» в час ночи 18 августа 1919 года «Андрей Первозванный» получил торпеду с английского торпедного катера в носовую часть. Сказалась подготовка моряков: несмотря на то, что экипаж на борту присутствовал далеко не в полном составе, борьба за живучесть корабля под руководством командира (и будущего советского адмирала) Льва Галлера была проведена образцово — своевременно задраили переборку на 13-м шпангоуте, течь из цепного ящика заделали клиньями, с поступлением воды справились водоотливные насосы. Сплошное бронирование сослужило кораблю хорошую службу: силу взрыва торпеды приняла на себя броня — две плиты сильно деформировались и отстали от борта на 45-75 см, две — сдвинулись, отстав от борта на 20-80 мм. В принципе, повреждения были плёвые и решались постановкой в док на три месяца, но… Во время революции наступает гарантированный бардак, и восстановить корабль даже не попытались. Между тем экипаж разбегался. Особенно активно процесс пошёл после второго кронштадского мятежа: среди 8000 участников мятежа, ушедших в Финляндию, хватало и матросов с линкора.
В 1923 году «Андрей Первозванный» и «Республика» были переданы в отдел фондового имущества — для разборки. Реальной боевой ценности пережившие революцию корабли не представляли. Но… пострелять по немцам пушкам линкоров довелось во время Великой Отечественной войны: 8» башенные установки к тому времени стояли на фортах «Красноармейский» (бывшая «Красная горка») и «Первомайский» (бывший «Тотлебен»). А станки 12» орудий были установлены на артиллерийские железнодорожные транспортёры ТМ-2-12.
У этих линейных кораблей не самая яркая судьба, но… Большинство людей, не равнодушных к флоту, очень неплохо с ними знакомы. Дело в том, что на «Императоре Павле I», а впоследствии и на «Андрее Первозванном» служили два брата — Александр и Леонид Соболевы. Старший, Александр, по некоторым сведениям, застрелился после получения приказа на обстрел форта «Красная горка». А младший, Леонид, стал известным советским писателем. Линкор «Генералиссимус» из его романа «Капитальный ремонт» списан с «Императора Павла I»…
Источник — https://topwar.ru/260731-urodlivye-sestry-rossijskogo-flota.html