Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

12

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

Эдуард де Нипор (Edouard de Niéport) родился во французской дворянской офицерской семье с довольно жесткими правилами. Он начал обучение в высшей электротехнической школе, и общение с современной молодежью побудило его восстать против консервативной семьи. Он изменил свою фамилию с де Нипор на Ньюпор (Nieuport), прервал учебу и занялся современными видами спорта и даже стал профессиональным велосипедистом. В 1908 году Эдуард Ньюпор был очарован авиацией и полностью посвятил себя ей. Средства для этого были получены за счет эксплуатации небольшой электростанции в Сюрене (Suresnes).

Ньюпор основал компанию Société ďAérolocomotion и начал разрабатывать, строить и испытывать собственные самолеты. В своей деятельности Эдуард Ньюпор жестко придерживался выбранной схемы самолета-моноплана с минимальным количеством расчалок и подкосов. При создании самолетов вопросы аэродинамики и уменьшения сопротивления воздуха имели для Ньюпора первостепенное значение: будучи профессиональным велосипедистом он как никто другой знал, на что способен сильный встречный ветер.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

Эдуард Ньюпор

Хотя Nieuport I – первая созданная Ньюпором в 1909 года машина – имела непокрытый обшивкой фюзеляж, но это уже был моноплан. Спустя год Эдуардом Ньюпором был создан Nieuport II с покрытым обшивкой фюзеляжем в виде аэродинамического профиля и с минимальным количеством расчалок и полумачт. Новый самолет был оснащен сложным шасси с выступавшей вперед противокапотажной лыжиной. Еще одной особенностью легкого самолета Nieuport II было положение пилота: если в большинстве самолетов тех лет летчик почти полностью находился в воздушном потоке, то в машине Ньюпора из кабины выступала только одна голова.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

легкий самолет Nieuport I

В 1910 году компания Эдуарда Ньюпора сменила название на Société Anonyme des Etablissements Nieuport (Nieuport) и ее производственные мощности располагались в Исси-ле-Мулено. Ньюпор на Nieuport II выполнял полеты в Шалоне, где добился значительных результатов. Легкий самолет Nieuport II, оснащенный миниатюрным плоским 20-сильным (14,7 кВт) двигателем воздушного охлаждения Darracq показал максимальную скорость свыше 70 км/ч.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

первоначальный вариант легкого самолета Nieuport II

Тем не менее, «двойка» имела различные недостатки, в том числе и в хвостовом оперении. Стабилизатор легкого самолета Nieuport II имел овальную форму и был прикреплен к верхней части фюзеляжа. Рули высоты располагались чуть выше стабилизатора у самого конца фюзеляжа, к которому крепились две вертикальные поверхности. Но затем в ходе развития «двойки» конструктор отказался от столь громоздкой конструкции, и самолет был построен с классическим хвостовым оперением, лишенным киля и имевшим небольшой руль направления. Когда Эдуард Ньюпор представил свой самолет в Реймсе и со столь слабым двигателем смог достигнуть скорости 72 км/ч, его машина многими специалистами по праву была названа лучшим самолетом 1910 года.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

хвостовое оперение первоначального варианта легкого самолета Nieuport II

В 1911 году Ньюпор оснастил «двойку» собственным двухцилиндровым 26-сильным (20,6 кВт) двигателем и дал машине обозначение Nieuport IIN. На аэродроме Шалона Эдуард Ньюпор целенаправленно готовился к побитию мирового рекорда скорости. 11 мая 1911 года он разогнался до 119,76 км/ч, 16 июня его машина показала 130,06 км/ч, а 21 июня – 133,14 км/ч. Этими достижениями Эдуард Ньюпор показал мировой авиации всю важность аэродинамики.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

легкий самолет Nieuport N (1911г.)

Два последних достижения были получены на модифицированном Nieuport IIG, где литера G указывала на использование семицилиндрового 50-сильного (37 кВт) ротативного радиального двигателя Gnôme Gamma. С этого момента ротативные двигатели компании Gnôme стали стандартными силовыми установками для последующих самолетов компании Nieuport.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

схема легкого самолета Nieuport IIG; рисунок инженера Зденека Одехнала

Легкий самолет Nieuport IIG также установил несколько рекордов дальности и высоты. 16 июля 1911 года бельгиец Ян Олисляхерс (Jan Olieslagers) пролетел 625 километров, а француз А. Гобе (A. Gobé) 25 декабря 1911 года смог преодолеть 740,3 километров. 28 декабря 1913 года Жорж Легань (Georges Legagneux) на легком самолете Nieuport IIG, оснащенном 80-сильным (59 кВт) ротативным двигателем Gnôme Monosoupape A, достиг высоты 6120 метров.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

легкий самолет Nieuport IIG (1912г.)

Но вернемся к гонке за призраком скорости. Поскольку в 1910 году гонки на приз Гордона-Беннета выиграл англичанин Грэхэм-Уайт (Grahame-White) [1], то состязания 1911 года проходили в Истчерче, Великобритания. Генки в Англии прошли под знаком самолетов компании Nieuport: победителем стал американец Чарльз Вейман (Charles Weyman) на Nieuport IIG, сам Эдуард Ньюпор пришел третьим, а пятое место занял пилот Шевалье (Chevalier) на Nieuport IIG.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

ГОНКИ НА ПРИЗ ГОРДОНА-БЕННЕТА В ИСТЧЕРЧЕ. Слева и справа: М. Шевалье, принявший участие в гонках на двух «ньюпорах». Снимок сделан незадолго перед стартом. На круглой вкладке Эдуард Ньюпор, принявший участие в гонке и летящий на машине своей компании

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

ГОНКИ НА ПРИЗ ГОРДОНА-БЕННЕТА В ИСТЧЕРЧЕ. (1) Победитель гонок американец г-н Вейманн и его моноплан Nieuport IIG. (2) самолет г-на Вейманна перед стартом; (3) резкий вираж вокруг пилона №1; (4) посадка «ньюпора» после победы

К сожалению, Эдуард Ньюпор не смог продолжить создавать самолеты и устанавливать новые рекорды, поскольку 16 сентября 1911 года он, демонстрируя свой самолет французским военным, погиб в авиакатастрофе. Руководство компанией взял на себя его брат Шарль, он он ненадолго пережил Эдуарда: в 1913 году авиакатастрофа унесла и его. В январе 1914 года компанию возглавил Густав Деляж (Gustave Delage), который на посту главного конструктора заменил работавшего с Ньюпором М. Паньи (M. Pagny). Деляж изменил конструктивную схему самолетов компании Nieuport с монопланов на полуторапланы, которые добились большого успеха в годы Первой Мировой войны.

Эпоха оригинальных монопланов Эдуарда Ньюпора была не только временем достижения рекордов, но и реальной практикой использования его самолетов. Одноместный Nieuport IIG и двух- и трехместные легкие самолеты Nieuport IVG – все с классическим управлением и гошированием крыла – завоевали большую популярность и были широко распространены в гражданской и спортивной областях. Однако самое большое применение было в военной сфере. Перед началом Первой Мировой войны «ньюпоры» можно было обнаружить в составе армий Франции, России, Италии и у британского флота.

С самолетами компании Nieuport связано имя и штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова, который 27 августа 1913 года выполнил первую в мире мертвую петлю.

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

макет самолёта Nieuport IVG, на котором Нестеров совершил «мёртвую петлю»

Самые быстрые самолеты в мире. Часть 7 Легкие самолеты Nieuport IIN и IIG, Франция 1911

памятник Петру Николаевичу Нестерову, установленный в Нижнем Новгороде в сквере его имени

На «ньюпоры» устанавливали пулеметы и другие устройства для ведения воздушного боя. В Российской империи и в Италии изготавливали легкие самолеты Nieuport IVG как по лицензии, так и собственные самолеты, в основе которых лежали «ньюпоры». В заключение следует сказать, что работы Эдуарда Ньюпора внесли огромный вклад в перевод авиации из области сенсаций и ярмарочных аттракционов в область обычной экономической деятельности.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип:        Nieuport IIN               Nieuport IIG       
Силовая установка:    
тип двигателя Nieuport Gnôme Gamma
мощность, л.с. 1×28 1×50
общая мощность, л.с. 28 50
Размеры:    
размах крыла, м 8,40 8,65
длина, м 7,20 7,50
площадь крыла, м² 14,00 14,60
Вес:
пустого, кг 240 240
взлетный, кг 290 310
Летные характеристики:
максимальная скорость, км/ч 120 133
практический потолок, м 910 2100
дальность полета, км 80 400

 

Примечание: с двигателем Monosoupape A максимальная скорость легкого самолета Nieuport IIG составляла 145 км/ч, практический потолок – 6120 метров

[1] летал на Blériot Xlbis и показал среднюю скорость 98 км/ч

источники:

текст – VÁCLAV NĚMEČEK «nejrychlejší letadla světa NUEUPORT IIN a IIG FRANCIE 1911» «L+K» 7/92, стр.12-13/396-397
часть фотографий – http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28471.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account