МТ-ЛБ на 30 лет раньше, или альтернативный средний артиллерийский тягач
Появление трактора Комсомолец, он же артиллерийский тягач для противотанковых орудий Т-20, произвело впечатление. Астрову удалось в очень скромные объемы упихнуть и полноценный тягач, и бронировку кабины и даже пулемет.
Комсомолец уверенно таскал «Сорокопятку» и даже 76мм дивизоннку. Но закономерно пасовал перед 122мм гаубицей М-30. Логично возникло желание сделать тягач большего размера и мощности для гаубиц и зенитных пушек. Раз Комсомолец сделан на основе узлов и агрегатов ГАЗ-ММ, то для следующего тягача закономерно взять за основу ЗИС-5/6.
На раме из швеллеров собрали КПП и двухступенчатую главную передачу от ЗИС-5, демультипликатор и радиатор от ЗИС-6. На главную передачу, лишенную дифференциала, установили бортовые фрикционы. От них полуосями момент передавался на тормозные барабаны от ЗИС-5. На тягаче использовали резино-металлические гусеницы, аналогичные гусеницам ЗИС-42. Также от ЗИС-42 использовали тележки и рессоры. В передней части рамы разместили пятитонную лебедку с приводом от коробки отбора мощности (КОМ). Бензобаки под сиденьями водителя и заднего пассажира. с противоположно стороны под сиденьем располагались аккумуляторные батареи.
Переднюю часть транспортера сделали как и на Комсомольце, из брони, толщиной 6мм. В бронекабине размещалось четверо: механик-водитель, командир орудия и оба наводчика, т.е. самые ценные члены орудийного расчета. В распоряжении командира была башня кругового вращения с пулеметом ДТ. Остальные восемь членов расчета сидели в кузове, на центральной скамейке, по четверо в ряд, спиной друг к другу. Два десятка снарядов с зарядами размещались в ящиках вдоль бортов. Дверки ящиков также были сделаны из 6мм бронелистов. Полный вес 10 тонн.
В процессе создания остро встала проблема двигателя. Родной 73-х сильный ЗИС-овский двигатель был слишком слаб для такой работы, надежды на более мощную 90-100 сильную модификацию не оправдались. Над неплохим шасси нависла угроза из-за отсутствия подходящего двигателя. Решение было найдено в виде последовательной спарки двух моторов ГАЗ-ММ.
Два мотора ГАЗ-ММ смонтированные на жесткой мотораме и соединенные муфтой имели общую систему зажигания на основе трамблера от ЗИС-101 и выдавали 97-98 л/с и 330 н*м. Получившийся импровизированный рядный 8-ми цилиндровый мотор уверено таскал транспортер и гаубицу М-30 на прицепе.
На испытаниях Средний Артиллерийский Тягач САТ разогнался до 45 км/ч, показал хорошую управляемость, а широкие гусеницы обеспечили высокую проходимость. САТ справлялся с буксировкой 122мм гаубицы М-30 и 85мм зенитки 52-К, при этом не отмечалось ни перегрева двигателя, ни тормозов. Правда, ходовая из 32 шт. мелких катков была сложной в производстве, требовала обслуживания и не отличалась долговечностью. В процессе подготовки к производству, было решено изменить ходовую В качестве катков использовали колесные диски от ЗИС-5 с более узким ободом и сплошной резиновой ошиновкой вместо пневматической покрышки. Количество катков сократили до четырех на сторону. В качестве упругих элементов использовали штатные рессоры ЗИС-5. Новая ходовая была немного жестче, но зато была проще, дешевле и за счет своей «дубовости» получилась долговечнее.
В таком виде САТ пошел в серию и на вооружение. К началу ВОВ, на 22.07.1941 в армии имелось более 200 единиц САТ. Производство САТ малой серией продолжалось всю войну. К 1943-му году конструкцию еще раз пересмотрели. Башня с пулеметом на гаубичном тягаче оказалась абсолютным излишеством, отстреливаться от вражеской пехоты из пулемета, как противотанкистам, расчетам гаубиц или зенитчикам, приходилось крайне редко. Поэтому, сложную в производстве, но бесполезную башню убрали, зато у командира появилась радиостанция, что улучшило взаимодействие между орудиями в батарее. Однако, сам бронекорпус хорошо себя зарекомендовал, как защита от шальных осколков и пуль. Поэтому, было решено его оставить, а за счет ликвидации башни увеличить толщину лобового бронелиста до 12мм
аодно с башней в кабине убрали заднюю стенку, а броневую крышу оставили только над передними сиденьями. Самым заметным внешним изменением стала унификация САТ-а по гусенице и ходовой с СУ-76. более узкая стальная гусеница ухудшила проходимость тягача, но не слишком сильно. Зато долговечность ходовой выросла в разы. Кроме этого, в трансмиссии использовали более подходящие по конструкции и более долговечные механизм поворота с бортовыми фрикционами и ленточными тормозами и бортовыми редукторами от СУ-76. До конца войны сделали еще 300 штук модернизированных САТ-ов.
++++++++++
++++++++++
Коллега картинки ставьте
Коллега картинки ставьте размером 700 или 680
boroda пишет:
Коллега
[quote=boroda]
[/quote]
Уважаемый коллега Борода, 730 нормально помещается (опытным путём проверено).
Вроде раньше вы писали что
Вроде раньше вы писали что оптимальный размер 800?
(Это я перетащил материал коллеги)
И снова спасибо!
А я поправил
И снова спасибо!
А я поправил картинки:)))
Да не за что…
Я так
Да не за что…
Я так понимаю, картинки не лезут потому что у нас реклама стала толще?:))
Очередная благодарность от
Очередная благодарность от меня за очередную часть великолепной работы.
С уважением. Стволяр.
Интересно.
В общем, помимо
Интересно.
В общем, помимо подготовки артиллеристов, ИМХО, низкий уровень инициативы у высшего офицерского состава имел место быть…
Уважаемый Андрей, как всегда,
Уважаемый Андрей, как всегда, замечательная работа + !
Однако, есть спорный вопрос, который можно обсудить.
Известно, что «Якумо» имел большие проблемы со скоростью, и по некоторым свидетельствам в бою 28 июля с трудом держал 16 узлов.
И мне в отечественных источниках попадалась эта информация, но сомнительно это, ведь японцы свои корабли старались в порядке держать, перед войной все ремонт прошли, и на примере "Асамы" это очень хорошо видно. А вот наш "Аскольд", также от германского производителя, никаких капремонтов в Порт-Артуре, уголёк так себе, но когда потребовалось, показал обороты как на ходовых испытаниях, и это с повреждёнными трубами.
Спасибо, уважаемый Спасибо, уважаемый земляк! Однако, есть спорный вопрос, который можно обсудить. А давайте:))) И мне в отечественных источниках попадалась эта информация, но сомнительно это, ведь японцы свои корабли старались в порядке держать, перед войной все ремонт прошли, и на примере "Асамы" это очень хорошо видно. Нет, достопочтенный коллега, я не могу так сказать, и дело вот в чем На Асаме и Токиве стояли котлы "цилиндррического" типа (огнетрубные, что ли?), а на четырех остальных крейсерах — котлы Бельвиля. При этом цилиндрические как раз и отличались высокой надежностью, простотой в эксплуатации, а также большой массой и медленным разогревом. Поэтому не приходится сомневаться, что "Асама" не должен был сильно потерять в скорости. Тем не менее, потеря имела место быть. Как Вы сами пишете Во второй половине сентября 1903 г. «Асама», имея водоизмещение 9 855 т, во время ходовых испытаний развил при естественной тяге и мощности механизмов 14 021 л. с. ход 19,5 уз. В то же время на испытаниях он развил при водоизмещении 9 778 т скорость 20,37 уз на 13 000 л.с. Иными словами мы видим, что при равном практически водоизмещении произошло падение скорости на 0,87 уз, при том что для достижения всего лишь 19,5 уз пришлось тратить на 1 021 л.с. больше.… Подробнее »
Уважаемый Андрей ! О чем это Уважаемый Андрей ! О чем это говорит? По правде говоря, скорее всего о том, что ошиблись Балакин с Дашьяном и не на 13 килопони Асама свои 20,37 узлов развил Они не ошиблись, они эти сведения у Питера Брука почерпнули, а он дядька серьёзный и дотошный. Однако это падение скорости "от возраста" и от отсутствия идеального угля и кочегаров-циркачей. Уважаемый коллега, уголь у японцев в боях использовался наилучший, английский атташе углю японцев отдельный очерк посвятил. До войны они японский жгли, а незадолго до нападения на Россию получили приказ уголь поменять. Вот я и удивляюсь, корабль после ремонта, недавно из дока (скорее всего), и вдруг еле шестнадцать узлов держит на английском "кардифе". Будь это китайцы или турки, тут без вопросов, но японцы… Неплохо было бы узнать, откуда "ноги растут" у этой инфы. Наверняка Вам встречалась и другая информация, со ссылкой на английских наблюдателей, якобы японцы оставили тонущий "Ясима", а он потом несколько суток на воде держался. Так вот, сборник рапортов английских наблюдателей Ваш покорный слуга уже двадцать раз прошёл вдоль и поперёк, нет там такого. Это просто байка. Поэтому пока не будут прочтены японские документы, вопрос со скоростью "Якумо" стоит считать открытым. в этой перестрелке «Асама» не получил… Подробнее »
Приветствую
Приветствую дружище!
насколько я помню, в отчете о том прорыве написано (не ручаюсь за точность цитаты): — "… мы дали двадцать узлов и японцы отстали…" То есть речь о развитии рекордной скорости (ЕМНИП 24 уз) речь не шла…
Или я что-то путаю?
Приветствую дружище!
Привет,
Приветствую дружище!
Привет, рад встрече !
насколько я помню, в отчете о том прорыве написано (не ручаюсь за точность цитаты): — "… мы дали двадцать узлов и японцы отстали…"
В критический момент прорыва машины "Аскольда" дали 132 оборота, а как мы помним, во время испытаний крейсера на полный ход машины при 128 об/мин развили мощность 23 500 л. с. Однако, насколько достоверны сведения о 132 оборотах, учитывая наличие в вахтенном журнале недостоверной информации о пожаре на "Асама", якобы вызванном огнём "Аскольда" ? Тут поневоле во всё начнёшь сомневаться.
Вроде бы нет, именно на 20
Вроде бы нет, именно на 20 узлах корабль и шел, причем есть основания сомневаться даже и такой скорости, возможно частично все же на 18 узлах
«Аскольд» — вообще
"Аскольд" — вообще красавчег….
!!! Класс!
Прекрасная фактология и
Прекрасная фактология и анализ, +++, всегда удивлялся, как японцы так на внешнем рейде хозяйничали!
Однако не стоит с одного отдельного случая статистику лепить. Три недели вооруж. резерв = 1,6 раза ухудшение точности! Может не "выветрились" достаточно…Если случаем
опохмелилисьпопадали лучше что? Будем говорить о пользе вооруж. резерва для меткости? А вот несколько месяцев- ето другое. Хотя и тогда попадали. В общем русские фаталисты и боевой стресс меньше их задевает.с уважением: анзар
Однако не стоит с одного
У нас таких случаев как бы два, и второй — сильное падение (в разы) точности за примерно шестимесячный простой между боем 27 января и 28 июля
Блин, ну в гавани можно
Блин, ну в гавани можно устроить стволиковые стрельбы, но толку с них если нет волнения?
И что делать?
И что делать?
Идти верной
Идти верной дорогой Степана Осиповича. Усе, иных вариантов нету
Отличный материал —
Отличный материал — заставляет думать. Вернее анализировать.
Мне вот только одно непонятно: как осколок снаряда мог повредить подшипник машины на Полтаве? Броня борта не пробивалась, бронепалуба тоже. Есть "дырка" через световой люк — ну дак во время боя она закрывается бронеплитами. Или должна закрываться, но не закрыли? Поясните пожалуйста, если кто в теме.
С уважением Bull.
Мне вот только одно
Судя по всему — именно через световой люк, вероятно снаряд крупного калибра ударил в оснастку правой грузовой стрелы, а люк там совсем неподалеку
Но ведь люк закрыт броневой
Но ведь люк закрыт броневой крышкой — там даже специальные грузовые устройства сооружены. Осколок, что пробил эту крышку? С трудом верится — вернее не верится совсем.
С уважением Bull.
Осколок, что пробил эту
ЕМНИП, осколки тяжелых снарядов может остановить только трехдюймовка броня и толще. А трех дюймов у этих крышек там не будет точно. Хотя я даже не помню, чтобы там были именно крышки — вроде про броневые решетки читал какие-то, и то не факт.
Броневые решетки — это в
Броневые решетки — это в дымовых трубах. А про бронеплиты на световые люки есть целые стенания — типа закрыли их и кочегары и машинисты не смогли покинуть тонущие корабли 2ТОЭ. Ну понятно с разбегу я их не найду — просто не помню уже где это описывалось.
С уважением Bull.
Но ведь люк закрыт броневой
Вот уж не знаю. Что обычно световой люк имел прикрытие брони — это да. А вот о бронекрышках которыми он закрывался слышу впервые
Чисто теоретицки, там рядом еще вентиляция стоит — могло туда прилететь
Чисто теоретицки, там рядом
Чисто теоретицки, там рядом еще вентиляция стоит — могло туда прилететь
Но ведь не точно в подшипник. Я так понимаю — подшипник как минимум на валу. Вал в самом низу машины. Сверху головки цилиндров. Их габариты перекрывают площадь вала многократно. Нужен рикошет от чего нибудь — но там столько всякого добра, что до попадания в подшипник, он в полете развалит дополнительно еще совсем не мало.
С уважением Bull.
++++++++++++
++++++++++++
Коллега, позвольте
Коллега, позвольте полюбопытствовать — а когда можно ждать от вас завершающей части этого цикла?
P,S. Топвар удалил из закладок, и ходить туда более не буду — эта бестолочь перестала отмечать непрочитанные комментарии. Отслеживать ход обсуждения статей стало, мягко говоря, проблематично, а в комментариях обычно треть всех вкусностей происходит…
Коллега, позвольте
На следующей неделе (за эту, наверное, допишу, на следующей — выкладка на товаре, а там и сюда можно)
Действительно, бестолочь… но она не то, чтобы совсем перестала, просто эта функция работает все хуже и хуже.
На следующей неделе (за эту,
Что ж, будем ждать. А то у меня чтиво заканчивается…)))
Не отмечает в темах, в которых я или комментарий оставил, или "звезду" кому-то. Т.е. именно в тех темах, которые мне интересны. Проверял — в темах, где я вообще не активен, отметки "новое" появляются. Ну или это совпадение.