0

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.


Летом 1943 года конструкторы ГАЗ во главе с Н.Астровым  совместно с КБ НАТИ подготовили два проекта бронированных САУ, фигурировавших в переписке по наркомату танковой промышленности, как "безбашенные танки-истребители ГАЗ-74".

Между собой эти две САУ отличались расположением боевого отделения. В первой машине — ГАЗ-74а — боевое отделение должно было располагаться в корме машины по типу ГАЗ-71 и уже принятых на вооружение CУ-12(более известная как СУ-76), что улучшало распределение массы САУ на опорные катки, поднимало маневренность, правда, за это приходилось платить сравнительно большим силуэтом и массой машины.

Второй вариант (ГАЗ-74б) очень напоминал СУ-ИТ-76, предложенный НИИ-13 в 1942г. Машина имела низкий силуэт, хорошее бронирование (в лобовой части — 45 мм) с наклонным расположением броневых листов и вооружалась 76-мм пушкой С-1 (такая же пушка стояла на серийной СУ-76И). Новый истребитель должен был получить дизельный мотор GMC-71 (поставлялись по ленд-лизу) организация производства которых в СССР  планировалась на заводе ЯМЗ.

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

Самоходная установка создана на базе легкого танка Т-70 и относится к САУ закрытого типа.

Конструктивно самоходная установка ГАЗ-74б представляла собой "гибрид" из узлов и агрегатов танка Т-70, американского двигателя и оригинальных разработок. В целом советский проект был близок к более позднему немецкому "Hetzer", уступая ему по мощности вооружения и защищенности. Ходовая часть САУ, применительно на каждый борт, состояла из пяти опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и четырех поддерживающих роликов. Ведущие колеса размещались сзади, направляющие — спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми траками. Корпус изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной от 10 до 35 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки. В передней части корпуса находилось совмещенное отделение управления и боевое отделение, где размещался экипаж из четырех человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. В переднем лобовом листе бронированного корпуса вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.



Основное вооружение, состоявшее из одной 76,2-мм пушки С-1, устанавливалось в лобовом листе надстройки. Максимальные углы наведения по вертикали составляли от -5° до +14°. По горизонту орудие могло наводится в предалах 13,5° в обе стороны. Установка пушки, включая маску, была во многом аналогична СУ-76И. Рациональные углы наклона, чтобы обеспечить приемлемый внутренний объём для работы экипажа, имели бронелисты только передней части корпуса. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, где устанавливался американский двигатель GMC-71, который начинали производить на Ярославском заводе под обозначением ЯАЗ-206. На крыше корпуса имеется три люка с крышками; на крыше командирского люка установлена башенка с шестью смотровыми приборами. Воздухоочиститель масляно-инерционного типа.

 Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

ГАЗ-74б была построена, прошла заводские испытания, в целом была одобрена военными и даже под индексом СУ-76-И  или СУ-74 допущена до государственных испытаний. Которые она успешно и прошла.

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

 

Но в 1943 году вооружение таких машин 76-мм пушкой с длиной ствола 41 калибр считалось уже недостаточным для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Поэтому запускать в серию САУ ГАЗ-74б с 76-мм пушкой С-1, посчитали неперспективным занятием.

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

Летом того же 1943 года горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В.Грабина при поддержке Д.Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости. Это обстоятельство вновь подстегнуло проектировщиков к созданию противотанковых САУ.

ГАЗ упорно продолжал работы над своим истребителем танков. Причем одновременно шло, как создание новой машины ГАЗ-74б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование машины, оснащенной 76-мм пушкой (для нее из ЦАКБ ждали 76-мм пушку большой мощности С-54 с длиной ствола около 60 калибров).

Вариант с 57-мм пушкой получила название СУ-57Б.

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

Самоходная артиллерийская установка разработана на базе СУ-76Д.

В переднем лобовом листе корпуса в амбразуре размещена 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с ручными механизмами наведения.

Бронебойным снарядом обеспечивалась бронепробиваемость до 90 мм на дальности 1000 м и до 100 мм на дальности 500 м при нулевом угле встречи снаряда с броней.

Несмотря на то, что СУ-57Б выдержала почти все предложенные испытания, на вооружение она не принималась. К числу причин непринятия на вооружение назывались высокая стоимость САУ, необходимость производить новый дизель, не освоенного отечественной промышленностью (зависеть от зарубежных поставок в условиях войны было бы верхом неблагоразумия).

!?.С.С: Крайне спорное утверждение, учитывая, что поставляемые GMC-71 ставились на арттягачь ЯМЗ-12. К тому же в ряде источников, говориться, что СУ-57Б была оснащена карбюраторным двигателем ЗИС-16 мощностью 100 л.с. Об этом же говорит и буква “Б” в назывании самой САУ.

Работы по совершенствованию ГАЗ-74 в 1944 году привели к созданию улучшенной САУ, получившей индекс ГАЗ-76Д, или СУ-76Д ("дизельная"). Правда, пушку С-54 для нее так и не получили, но броню в лобовой части довели до толщины 60 мм и в таком виде с 76-мм пушкой С-1 допустили до государственных испытаний под индексом СУ-80. Но на вооружение она принята не была опять же ввиду отсутствия явных преимуществ(?) перед серийной СУ-76М и из-за наличия импортного дизеля, производство которого не было освоено ни в Ярославле, ни в Миасе, ни на подвергшемся в 1943 году повторной бомбежке, Горьковском автозаводе.

Интересно отметить, что в начале 1945 года, захваченную в Венгрии САУ "Хетцер" испытывали совместно с  СУ-57б, причем в заключении говорилось:

"Таким образом, немецкий опыт танкостроения показывает, что применение малоразмерных безбашенных танков в современной войне полностью себя оправдало… Сравнение немецкого безбашенного танка типа "оса" с машиной СУ-57б горьковского завода, имеющими сходную массу, показывает некоторые преимущества отечественной машины, связанные с применением дизель-мотора… Весьма удачным следует считать установку на крыше немецкого танка оборонительного пулемета с возможностью ведения огня из-за брони… К недостаткам СУ-57б можно отнести отсутствие в ее боекомплекте мощного осколочного или осколочно-фугасного снаряда…"

Послисловие.

Эти малоизвестные, но очень перспективные советские САУ, как будто стали жертвой злого рока. Проблемы с двигателями, завышенные ожидания и не совсем верные оценки сил противника, стали причиной того, что они так и не пошли в войск. Хотя появившись раньше Хетцера, вполне могли занять достойное место в советских БТВ. Особенно СУ-57Б с ее мощной противотанковой 57-мм пушкой. СУ-57Б и СУ-76Д  обосновано могли заменить легкий танк Т-70 с его 45-мм пушкой (напомню, что во время Курской битвы, доля легкого танка Т-70 была около трети от всех советских танков принимающих участие в сражении). А СУ-76М явно уступала ГАЗовским самоходкам, по уровню защиты и была больше и выше.

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

 То, что Хетцер был тяжелее чем СУ-57Б и Су-76Д на 6 и 5 тонн соответственно, как то выпало из внимания специалистов НКБТВ. К тому же упомянутая “дороговизна” новых САУ мне кажется несколько надуманной.

 

 

CУ-74

СУ-57Б

СУ-76Д

Hetzer

Боевая масса, т

11,6

 

9,56

11,6

16,1

Длина, мм

 

5850

7440

 

5850

6380

Ширина, мм

2430

 

2430

2430

 

2630

Высота, мм

1960

 

1960

1960

 

2170

Ср. уд. давл. на грунт, кг/см2

0,68

 

0,55

0,68

 

 

Клиренс, мм

340

 

330

340

 

 

Тип двигателя дизель

GMC-71

 

ЗИС-16

 

GMC71

 

Praga AC/2

Максимальная мощность, л.с

110

100

110

160

Запас топлива, л

270

300

270

320

Удельная мощность, л.с./т

9,5

10,5

9,5

 

Максимальная скорость, км/ч

36

40

36

42

Запас хода, км

250

150

200

177

Бронирование, мм

 

 

 

 

 

– лоб/борт/корма корпуса

35/15/15

25/15/15

60/15/15

60/20/10

– лоб рубки

35

 

25

60

60

– крыша / днище

10/6

 

10/6

10/6

10/8

Экипаж, чел.

 

4

4

4

4

Радиостанция…

 

12-РТ

12-РТ

12-РТ

FuG5

Переговорное устройство

 

ТПУ-ЗФ

ТПУ-ЗФ

ТПУ-ЗФ

FuG Spr f

Артиллерийское вооружение:

 

76,2-мм

C-1

57-мм ЗИС-4

 

76,2-мм

C-1

75-мм

Pak 39/L 48

Начальная скорость снаряда, м/с:

 

 

 

 

 

– осколочно-фугасного

662

 

662

 

– бронебойного

680

990

680

 

— подкалиберного

965

 

965

 

Макс, дальность стрельбы, м .

12100

 

8400

12100

 

 

Дальность прямого выстрела, м

950

1120

950

 

Скорострельность, выстр./мин:

 

 

 

 

 

– максимальная

 

20

20

20

 

– боевая…

 

15

15

15

 

Боекомплект, выстрелов

71

72

71

41

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

Альтернативный вариант.

При решении проблемы с двигателем GMC-71, его запуске в производство или направлении всех полученных по ленд-лизу двигателей на оснащение САУ вместо арттягачей, то запуск в производство САУ вполне мог иметь место. К тому же, не стоит исключать и возможность установкина САУ форсированных отечественных бензиновых двигателей или спарок ГАЗ-203, как на Су-76.

Применение дизеля мощностью 150-250 л.с. при 1700-1800 об/мин, позволило бы увеличить толщину броневой защиты САУ

 

Усиленный вариант САУ мог иметь 60-мм лобовую броню и наращенную до 25 мм бортовую. 

Если бы данная машина, условно говоря СУ-76Д/Б и СУ-57Б/Д, начали поступать в войска к концу 1943 года в место Т-70 и СУ-76, то нашему противнику было бы очень не сладко.

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

К тому же, установка орудия 76-мм ЗиС-3 в место С-1, позволила бы создать вполне мощную и универсальную САУ на той же базе.

Опытные САУ СУ-76д и СУ-57б (ГАЗ-74). СССР.1943-44г.

 СУ-76Д/Б могла бы стать замечательной машиной поддержки пехоты. А СУ-57Б/Д  относительно дешевым и серьезным противотанковым средством.

Продолжение следует.

Сергей Сыч.

Реконструкция: Сергей Сыч.

 

Источники: Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. 2.1.1 Лёгкие самоходно-артиллерийские установки/ Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2. — «Экспринт», 2005

А.В. Карпенко Часть 1. Лёгкие самоходные артиллерийские установки / Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. — Санкт-Петербург: «Бастион», 2000

 

Подписаться
Уведомить о
guest

189 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account