Ну что же, я посмотрел My Little Pony: A New Generation (фильм-интродукцию к новому, пятому поколению поньков, являющемуся теоретически отдаленным продолжением четвертого)… и мои подозрения в целом, оправдались.
1) Фильм детский. Нет, я не спорю, что MLP вообще (изначально) для детей, но… как в G1, так и в G4 вполне себе хватало и драмы, и саспенса, и даже вполне-таки себе хоррора. Опасности, угрожавшие поняшам, были вполне себе реалистичны, встретившиеся на пути монстры далеко не всегда оказывались «трагически непонятыми персонажами, которых надо просто понять и пожалеть» (хватало и просто объективных чудовищ, которые просто хотели кушать пони), и ситуация зачастую требовала от маленьких цветных лошадок реально бежать и спасать балансирующий на грани вполне внушительной катастрофы — погружения в вечную ночь, уничтожения древним демоном, или завоевания расой энергетических вампиров-метаморфов — мир.
В G5 же… ничего такого нет. С реальными опасностями герои сталкиваются только в самом финале, лесные монстры за прошедшее с G4 время ушли на пенсию (вся фауна представлена исключительно разными вариациями пушистых шариков — кроликами, птицами и померанскими шпицами), и вся завязка сюжета строится исключительно вокруг взаимного непонимания между перессорившимися расами пони. Причем что самое удручающее — нельзя даже сказать-то, что рассорившиеся друг с другом и живущие моноэтническими поселениями пони как-то особо от этого страдают! Если в G4 конфликт между расами пони автоматически запускал механизм региональных масштабов армагеддона (появление агрессивных сущностей — виндиго — которые в буквальном смысле замораживали территорию), то в G5 результатом конфликта стало только исчезновение у пони магических способностей. Исключая впавших в коллективный депрессняк единорогов (целая раса рогатых осликов иа-иа), остальные расы вполне себе здравствуют: пегасы и земнопони создали мощные индустриальные цивилизации и по большей части совершенно довольны жизнью.
Все это как-то… снижает значимость сюжета. Главная героиня, Санни Старскаут, решает отправиться в эпический квест не потому, что миру угрожает опасность, и даже не потому, что рассорившиеся расы пони чахнут и страдают, а просто потому, что ей захотелось. Вот как бы хорошо всех помирить и передружить, потому что ну в самом деле, хорошо же! Этакая Дюдюка Барбидокская с противоположным знаком.
2) Повесточка. Ох, повесточка. На повесточке дня у пони в этот раз расизм — и надо сказать, что это едва ли не сильнейшая сторона фильма. Авторам удалось вполне реалистично показать царящую между расами атмосферу предубеждений — земнопони тупые и ограниченные деревенщины, пегасы агрессивные и жестокие монстры, единороги маниакальные властолюбцы, умеющие магией выжигать пони мозги — которую пропаганда повторяет так упорно, что даже сами пропагандисты в это искренне верят. А кое-кто и пользуется этим: предприимчивая бизнес-пони сколотила состояние на продаже устройств самообороны от единорогов и пегасов (включая заземленные шапочки от выжигания мозгов…), которых сама ни разу в жизни не встречала.
Причем — что приятно необычно — от предубеждений не полностью свободны и главные герои. Другое дело, что они готовы (из любопытства, желания дружить, или чисто прагматичных соображений) пересмотреть свою точку зрения под влиянием объективных фактов.
Высшей точкой фильма я считаю момент, когда и.о. шерифа Спроут становится диктатором земнопони и начинает готовиться к войне (превентивной, конечно же, «чтобы они не успели напасть на нас первыми!») с единорогами и пегасами. Авторам фильма удалось реально блестяще показать, как маленький, не слишком умный, не особенно талантливый человечек пони, приходит к власти на волне страхов, предубеждений и паранойи. Как целая нация превращается в одержимую параноидальной ненавистью толпу, готовую громить любого «неземнопони». Песня «Danger, danger» в которой (глав)злодей играет на страхах, на неуверенности обывателей — настоящий шедевр:
Fight, see in black and white
That’s your pony right
Time to lift your manes and proudly
Throng, numbers make you strong
Millions can’t be wrong
Especially when they’re screaming loudly
You might not have a bale of hay to borrow
Are you saddled with your sorrow?
Are you scared about tomorrow?
Well, it’s all gonna work out painlessly
If you follow my orders brainlessly…
Но… в своем стремлении точно придерживаться канона американской политической повесточки, авторы фильма не сумели завершить удачное начало столь же удачным концом. (Глав)злодей, созданный как явная аллюзия на Трампа — массивный, красного оттенка и со светлой гривой — в итоге сводится к глуповатому, инфантильному маменькиному сынку, который попадает в нелепые ситуации и ничего не может сделать правильно. Вся созданная драма — единственная в фильме — рассеивается практически мгновенно. А причина, как верно заметил коллега youROKer, проста: отсылка на Трампа должна быть очевидной. А нынешний образ Трампа в масс-медиа не допускает иных толкований, кроме как «предубежденный инфантильный дурак». И поэтому авторы губят лучший шанс завершить сюжет реально драматическим противостоянием, вместо этого сводя все к «недалекий дурачок, не в силах признать, что был неправ, громит все вокруг и пытается убить главгеров.»
3) Фильм ничего не объясняет и не желает этого делать. Позиционируя себя как продолжение G4 — со множеством отсылок и пасхалок — он совершенно не пытается хоть как-то послужить реальным мостом между поколениями. Почему жившие в согласии расы пони вдруг взяли и рассорились? Этот ключевой пункт (на котором строится весь сюжет!) абсолютно никак не объясняется и даже не намекается. Потому что, видимо. Куда девалась Твайлайт Спаркл — бессмертная, практически неуязвимая и относительно всемогущая принцесса-аликорн, для которой поддержание дружбы между расами пони было прямым занятием? Нет ответа. Какое отношение ко всему имеют кристаллы, и почему их соединение вернет магию? Нет объяснения.
В общем… фильм оправдал опасения, хотя и не без нескольких светлых мест и намеков на возможности. Сумеет ли сериал выправить впечатление? Вряд ли, но… будем посмотреть…