История флота – это не только хроника побед и поражений, это еще и захватывающая летопись инженерной мысли, человеческих судеб и политических амбиций. В этой летописи особое место занимают корабли, чья жизнь оказалась тесно переплетена с драматическими событиями эпохи, корабли, чья судьба – это отражение бурных перемен и сложных компромиссов. К таким кораблям, безусловно, относится тяжёлый крейсер «Таллин», бывший немецкий «Lützow», купленный Советским Союзом после подписания пакта Млотова-Риббентроппа.
История «Таллина» – это история корабля-призрака, корабля-фантома. Он был заложен в Германии как один из пяти крейсеров типа «Admiral Hipper», но так и не вошел в строй немецкого флота. Проданный Советскому Союзу, он получил новое имя, но так и не успел проявить себя в бою. Он стал свидетелем холодной войны, но его роль в этой войне осталась незаметной для широкой публики.
Эта статья – попытка разобраться в запутанной истории «Таллина», пролить свет на малоизвестные факты его биографии и ответить на многочисленные вопросы, окружающие его судьбу. Почему Советский Союз решил приобрести недостроенный немецкий крейсер? Какова была его реальная боевая ценность?
Класс тяжёлых крейсеров заявил о себе в ходе Первой мировой, но поучаствовать в ней не успел. Первенцем стал британский «Хокинс», оснащённый 190-мм орудиями, призванными сделать немецкие рейдеры с их максимальным 150-мм калибром (да и те не успели вступить в строй) лёгкой добычей. Затем последовала Вашингтонская конференция 1922 года, установившая жёсткие рамки для кораблестроителей. «Вашингтонские» тяжёлые крейсера не должны были превышать 10 тысяч тонн водоизмещения и нести орудия калибром более 203 мм.
Советский Союз не подписывал «Вашингтонское соглашение», поэтому не ограничивал себя в вооружении. Однако молодым советским инженерам не хватало опыта в строительстве крупных кораблей. Поэтому проект первого советского крейсера «Киров» был заказан у фирмы «Ансальдо», но заложенные в итальянском проекте 152-мм орудия главного калибра заменили на 180-мм. Получился корабль, занимавший промежуточное положение между лёгкими и тяжёлыми крейсерами: по броне и размерам — лёгкий, но с артиллерией значительно превосходящей «вашингтонских одноклассников». Но в 1936 году в СССР приняли программу строительства «большого флота», а значит, требовались настоящие тяжёлые крейсера.
Стоит сразу оговориться: в советской классификации «тяжёлыми крейсерами» должны были называться аналоги линейных крейсеров, такие как корабли типа «Кронштадт» с 305-мм орудиями главного калибра. А корабли полегче решили приобрести у Германии. Почему именно у немцев? Логика покупки была выражена в афоризме Сталина: «Корабль, купленный у врага, равен двум: на один больше у нас и на один меньше у врага». Поэтому советские военные моряки с особым вниманием наблюдали за учебными стрельбами «Адмирала Хиппера».
Германия, в отличие от СССР, не являлась участником Вашингтонских соглашений, что позволило тяжёлым крейсерам типа «Адмирал Хиппер» обойти установленные ограничения. Стандартное водоизмещение этих кораблей достигало 14240 тонн, а полное – 19800 тонн. Длина по ватерлинии составляла 199,5 метров, ширина – 21,8 метра, а осадка варьировалась от 5,9 до 7,2 метра. Бронирование для своего класса было достаточно эффективным: борт защищали плиты толщиной 40-80 мм, траверзы – 80 мм, палуба – 30+30 мм, скосы палубы – 50 мм, лобовая часть башен – 160 мм, барбеты – 80 мм, а боевая рубка – 150 мм.
Основное вооружение крейсеров состояло из восьми 203-мм орудий SK C/34, размещённых в четырёх двухорудийных установках, с длиной ствола 60 калибров (максимальная дистанция стрельбы – 33540 метров). Зенитное вооружение включало 6х2 105-мм универсальных орудия, 6х2 37-мм зенитных автомата и 10х1 20-мм «эрликонов». В дополнение к артиллерии корабли были оснащены четырьмя трёхтрубными торпедными аппаратами. При проектировании немцы прибегли к хитрости, заявив, что главным калибром будут 12 150-мм орудий в четырёх трёхорудийных башнях. Однако конструкция оснований башен изначально предусматривала возможность установки 203-мм орудий.
Пятый и финальный корабль данного проекта был заложен на верфи DeSchiMAG в Бремене 2 августа 1937 года. Спуск на воду состоялся 1 июля 1939 года, и корабль получил имя «Лютцов» в память о немецком генерале и герое наполеоновских войн, бароне Адольфе фон Лютцове. Однако, вскоре после спуска, работы по достройке замедлились, поскольку судостроительная промышленность Рейха испытывала трудности с быстрым расширением Кригсмарине.
23 августа 1939 года был заключен Пакт о ненападении между Советским Союзом и Германией. Дополнительно к пакту шли торговые соглашения, по которым СССР поставлял сырье Рейху, а в обмен приобретал промышленную продукцию. Тяжелые крейсера попадали под категорию «промышленной продукции», и Советский Союз выразил заинтересованность в покупке «Лютцова». В условиях войны с Англией, Гитлер не видел особой необходимости в кораблях, не предназначенных для океанских рейдов, поэтому… После непродолжительных переговоров, стороны договорились о цене в 104 миллиона рейхсмарок, и корабль, получивший обозначение «проект 53», был отправлен в Ленинград на Балтийский завод для достройки. Вместе с кораблем прибыла группа немецких инженеров для контроля за процессом достройки и оказания помощи советским коллегам. На момент продажи готовность корабля составляла 54 процента.
В российской историографии часто встречается мнение о том, что немцы намеренно затягивали строительство корабля, не желая укреплять ВМФ СССР накануне войны. Трудно утверждать наверняка, так ли это: по плану, корабль должен был быть готов не ранее 1942 года, и в самой Германии корабелы также не укладывались в сроки строительства. Перед войной наблюдался стремительный рост ВМФ как Рейха, так и СССР, и вполне возможно, что поставщики просто не справлялись с огромным объемом заказов. Задержки в поставках оборудования можно объяснить трудностями военной логистики.
В любом случае, на момент начала войны крейсер был готов на 70 (иногда указывается 75) процентов. Из артиллерии главного калибра были установлены только носовая и кормовая нижние башни с четырьмя восьмидюймовыми орудиями. Была поставлена зенитная артиллерия – 37-мм и 20-мм зенитные автоматы (боезапас был поставлен немцами в полном объеме). Но в сложившейся ситуации СССР было не до роскоши, и 15 августа 1941 года над кораблем, находившимся в условно боеготовом состоянии, был поднят военно-морской флаг. Командование кораблем принял капитан 2 ранга Александр Ванифатьев. Новый крейсер получил название «Петропавловск». Поскольку выход в море крейсеру не планировался, на борту остался только личный состав, необходимый для ведения огня и обеспечения работы артиллерии: комендоры, электрики, дизелисты…
7 сентября «Петропавловск» открыл огонь главным калибром по немецким войскам, надвигавшимся на Ленинград. Артиллерийская боевая часть крейсера непрерывно обстреливала врага на протяжении одиннадцати суток. Даже после того, как 11 сентября из-за взрыва снаряда в стволе, левое орудие первой башни вышло из строя (что часто объясняют диверсией немецких агентов, хотя аналогичные случаи происходили и на линкоре «Марат»), корабль продолжал вести огонь из оставшихся орудий. Тем временем, противник неумолимо продвигался к городу.
К 17 сентября крейсер и немецкие батареи на противоположном берегу Финского залива разделяли всего 3 километра. За период с 7 по 17 сентября «Петропавловск» произвел 676 выстрелов, в результате чего 10 членов экипажа погибли и 30 получили ранения. В ходе артиллерийской перестрелки с немецкими батареями, корабль получил 53 попадания, включая 20 снарядов калибра 210 мм, что было критично даже для крейсера в полной боевой готовности и с полным составом экипажа. Единственный генератор был уничтожен, огонь прекратился, и команда начала бороться с возникшими пожарами.
«Петропавловск» был на грани уничтожения: из-за уменьшенного штата команды борьба за спасение судна значительно усложнилась. Вследствие образовавшейся бреши крейсер дал крен влево (избежать полного опрокидывания удалось лишь благодаря прилегающей набережной), после чего осел на дно. Зенитные орудия с крейсера были демонтированы и установлены на суда Ладожской военной флотилии. Состав экипажа был изменен: основная часть личного состава перешла в ряды морской пехоты (согласно некоторым данным, во время Петергофской десантной операции погибли 44 моряка с «Петропавловска») и на корабли Ладожской флотилии, однако оставшиеся на борту специалисты электромеханической боевой части (БЧ-5) продолжали ремонтные работы, ликвидируя последствия боевых повреждений. После тщательного анализа повреждений стало ясно, что корабль возможно поднять и восстановить, а артиллерия главного калибра могла бы оказаться весьма полезной в условиях блокадного Ленинграда.
Сложность заключалась в близости вражеских сил, всего в четырех километрах, что вынуждало проводить все работы исключительно в темное время суток. К тому же, строжайшая секретность требовала применения лишь небольших спасательных судов с ограниченной мощностью водоотлива. В итоге, до наступления ледостава подъем крейсера оказался невозможным, и операцию перенесли на весну. Однако, остававшиеся на борту члены экипажа не теряли времени. Они методично откачивали воду из каждого отсека, после чего обеспечивали его герметичность. Сначала использовались портативные насосы небольшой мощности, но после осушения кормового машинного отделения удалось активировать электростанцию №1. Тогда в работу включились стационарные насосы, и корабль начал медленно подниматься. Осушение производилось ночью, а днем в некоторые отсеки вновь закачивали воду, чтобы скрыть признаки активности (стационарные насосы могли функционировать в полностью затопленном пространстве). В течение тяжелой блокадной зимы 1941-42 годов удалось запустить еще два дизель-генератора.
Несмотря на убежденность немцев в уничтожении крейсера «Петропавловск», 4 апреля 1942 года над затонувшим судном появился вражеский самолет (по некоторым данным, пилотируемый Хайнцем-Ульрихом Руделем) и сбросил 200-килограммовую бомбу. Бомба пробила палубу и взорвалась внутри корабля, к счастью, без жертв. К 10 сентября 1942 года основные работы были завершены. Ночью крейсер совершил контрольное всплытие, после чего снова был опущен на грунт.
В ночь с 16 на 17 сентября, прямо под носом у немецких солдат, «Петропавловск» подняли и отбуксировали к Балтийскому заводу. Из-за постоянного обстрела Морского канала, транспортировка в док была невозможна, поэтому ремонт проводился по «порт-артурскому методу»: был создан кессон размером 12,5 на 15 и на 8 метров. Эту конструкцию поочередно устанавливали на поврежденные участки, чтобы заделать пробоины. Одновременно восстанавливали артиллерию и электрооборудование внутри и на палубе.
Ремонт в осажденном Ленинграде продвигался медленно, но в январе 1944 года три сохранившихся 203-мм орудия крейсера вновь открыли огонь. Корабль был включен в состав 2-й артиллерийской группы, наряду с линкором «Октябрьская революция» и крейсерами «Киров» и «Максим Горький». (Существуют сведения о включении корабля в систему обороны Ленинграда еще 30 декабря 1942 года, но документальных подтверждений этому не найдено). 15 января «Петропавловск» выпустил 250 снарядов калибра 203-мм по вражеским позициям, поддерживая войска в ходе Красносельско-Ропшинской операции. Крейсер вел огонь по немецким укреплениям на Вороньей Горе, обстреливал вражеские коммуникации, наблюдательные и командные пункты. Всего корабль принял участие в 31 обстреле, выпустив 1036 снарядов. Корабль использовали активно, поскольку восстановление такого тяжелого крейсера считалось маловероятным.
Между тем, действия восьмидюймовок «Петропавловска» были весьма эффективны. Береговые наблюдательные группы насчитали три уничтоженных орудия, 29 автомобилей, 68 повозок и 300 убитых солдат и офицеров. 24 января 1944 года корабль сделал последние выстрелы — боевая жизнь бывшего «Лютцова» окончилась. 1 сентября 1944 года «Петропавловск» стал «Таллином». Сначала в воздухе витала идея довести корабль до ума: в руки советских кораблестроителей попал его недостроенный систершип «Зейдлиц», так что проблем с оборудованием возникнуть было не должно. Корабль отбуксировали в док, было составлено и рассмотрено несколько проектов достройки. Но…
Цена достройки была слишком высока для послевоенного СССР — 191 миллион рублей. Сначала решили достроить корабль в качестве учебного крейсера, но и на это денег не хватило. 12 января 1949 года «Таллин» переклассифицировали в лёгкий крейсер. Потом он успел побыть несамоходным учебным судном «Днепр», плавмастерской для крейсеров типа «Свердлов» и плавказармой ПКЗ-112, а 4 апреля 1958 года был исключён из списков флота и пущен на металл.
Как оценить покупку СССР немецкого тяжёлого крейсера? Несмотря на не самую счастливую судьбу корабля, на мой взгляд, как весьма удачное решение. Даже если не брать пользу от наличия в осаждённом Ленинграде его артиллерии главного калибра (не забудем и зенитные автоматы на кораблях Ладожской военной флотилии!), он, по крайней мере, не вошёл в состав Кригсмарине. Тот же «Адмирал Хиппер» наделал нам немало зла в ходе операции «Вундерланд». Правда, не факт, что «Лютцов» был бы достроен: «Зейдлиц» так до ума и не довели. Тем не менее, в ходе достройки корабля и эксплуатации сложной немецкой техники советские инженеры-кораблестроители приобрели ценный опыт, а на судостроительные предприятия было поставлено некоторое количество оборудования. Логика «лучшего друга советских физкультурников»: «У врага на корабль меньше, у нас — на корабль больше» сработала!
Источник — https://topwar.ru/259644-sovetskij-hipper-vedet-boj.html