И-16. Лучший из возможного. Взгляд дилетанта

20

В начале 1941 года на заседании Главного Военного совета РККА при обсуждении вопросов аварийности материальной части военной авиации начальник Главного управления ВВС Рычагов П. заявил: «Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!»

И-16. Лучший из возможного. Взгляд дилетанта

Поводом к обсуждению послужила произошедшая 23 января 1941 года катастрофа с участием ДБ-3А. Его модификация ДБ-3Ф (Ил-4) производилась до 1945 года, а служила до 1952-го. Поэтому под «гробами» обычно понимают морально и технически устаревшие на тот момент истребители, в частности И-16.

Собственно, ничего особо интересного в этом вроде бы и нет. Технический прогресс не стоит на месте. И то, что было новым и хорошим сегодня, завтра будет уже устаревшим и не приемлемым для нормального использования.

Однако, по воспоминаниям маршала авиации А.А. Новикова (тогда — командующего ВВС Красной армии), 26 сентября 1942 г. его неожиданно пригласили в Ставку. Причиной вызова стало предложение возобновить выпуск старых истребителей:

«С.А.Худяков (Командующий ВВС 1-й Воздушной армии) при поддержке Члена Военного Совета Н.А.Булганина написал в сентябре 1942 г. Сталину письмо, в котором просил восстановить производство истребителей И-16 и И-153. Сделал это Худяков под нажимом командира истребительной авиадивизии Немцевича. Сталин, прочитав письмо, вызвал Худякова и Булганина. Выслушав, он не согласился с ними и сказал, что вызовет меня с фронта, переговорит со мной, прежде чем примет какое-нибудь решение. Я был у Сталина 28 сентября 1942 г. Он сказал мне, что Худяков и Булганин просят восстановить производство И-16 и И-153, но он не согласен с ними. Я ответил, что И-16 и И-153 хороши в оборонительном бою, но ни как не в наступательном. А мы собираемся наступать, завоевывать превосходство в воздухе. Поэтому производство И-16 и И-153 восстанавливать нецелесообразно. Сталин согласился с моими доводами и производство старых самолетов не было восстановлено…»

Справка: Немцевич Юрий Александрович, генерал майор авиации. https://www.bvvaul.ru/profiles/2550.php На указанное время полковник и командир 234-й ИАД. На вооружении истребители Як-1, Як-7Б и ЛаГГ-3

Воспоминания очевидца, вещь весьма специфическая, но сам факт … И ладно бы дело имело место в сентябре 1941 года, когда новейших машин ещё было мало и «страшно далеки они были от народа», а автором был какой-нить кавалерист или, не приведи господь, «свидетель секты ишаковой проблемы».

Прояснить ситуацию может помочь обзор «ВВС Юго-Западного фронта в цифрах. Май 1942 года» (https://dzen.ru/a/YUYwaoAM1EACkjlL)

Результат получился весьма и весьма интересный. Особенно в сравнении с, казалось бы, лучшим из новейших истребителей ВВС РККА – Як-1.

Так, если же судить об интенсивности всей боевой работы, то 28 И-16 совершили 886 самолетовылетов или 31.64 вылета на одну машину. А 55 Як-1 совершили 973 самолетовылета или 17.69 вылета на одну машину. Разница в 1.79 раза.

И-16. Лучший из возможного. Взгляд дилетанта

И не смотря на значительно большую интенсивность применения живучесть старого «ишака» была в 3.5 раза выше чем у Яка.

И-16. Лучший из возможного. Взгляд дилетанта

Правда, отдельные «специалисты» считают, что высокие потеря Яков связаны с большим количеством самолетовылетов на атаку наземных объектов. И действительно, вылеты на штурмовку: И-16 – 189 самолетовылетов, Як-1 – 257.

Вместе с тем максимальное количество боеспособных И-16 – 28, а Як-1 – 55.

Итого: один И-16 участвовал в штурмовке 6.75 раза, а один Як-1 – 4.67 раза. То есть, каждый отдельный пилот И-16 в 1.46 раза чаше заглядывал в стволы зенитной артиллерии чем такой же пилот Як-1.

Также, бытует «экспертное» мнение, что пилоты И-16, когда Яки честно исполняли свой долг на сопровождении штурмовиков и бомбардировщиков, отдыхали душой и телом на разведке, прячась за весенним солнышком и чуть что, сбегая в гостеприимные облака. Хотя так и саперы на минном поле, находятся буквально в двух шагах от рая. А согласно положению О НАГРАДАХ И ПРЕМИЯХ (http://www.wio.ru/tacftr/prik-nagr.htm), летчики истребительной авиации представляются к правительственным наградам:

в) За боевые вылеты на сопровождение штурмовиков, бомбардировщиков, минно-торпедной авиации, разведчиков и корректировщиков, а также за боевые вылеты на прикрытие боевых порядков наземных войск на поле боя, морских баз, коммуникаций и других объектов: к первой награде — за 30 успешных боевых вылетов; к последующим наградам — за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов.

г) За боевые вылеты на штурмовые действия и разведку войск противника: к первой награде — за 20 успешных боевых вылетов; к последующим наградам — за каждые следующие 30 успешных боевых вылетов.

И уже если Верховный Совет считает, что полеты на разведку дело не менее опасное, а местами и где-то более трудное, чем чисто истребительная работа, то чем мы хуже?

Яки потратили на разведку 36 самолетовылетов, на сопровождение – 127, и на перехват и патрулирование – 41. В общей сложности 204 самолетовылета. Или 3.7 самолетовылета на одну машину.

А И-16 затратил на разведку 301 самолетовылет. Или 10.75 самолетовылета на одну машину. Разница в 2.9 раза в пользу И-16.

То есть имея в разы больше возможностей навернуться, старый истребитель демонстрировал в разы же лучшую живучесть по сравнению с более новым собратом.

Так одна потеря у И-16 приходилась на 98.44 самолетовылета. То есть 28 «ишаков» успевали всей толпой без потерь слетать три раза, и только на четвертом вылете теряли одну машину. Или 3.5 вылета двумя полками на одну потерю.

Одна потеря у Як-1 приходилась на 27.8 самолетовылетов. То есть если яки взлетали всем кагалом в 55 единиц, то сразу же теряли две машины безвозвратно. Одномоментно. Или 0.5 вылета четырьмя полками на одну потерю.

Разница в шансах быть сбитым между одним И-16 и одним Як-1 в 7 раз.

Теперь стоит обратить внимание и на наступательный потенциал истребителей. Казалось бы, разница в сбитых говорит сама за себя. 71 победа у Яков и всего 17 побед у И-16. Разница в 4.18 раза.

И-16. Лучший из возможного. Взгляд дилетанта

Но есть, как говориться, нюансы.

В рамках теории вероятности притаился злобный зверъ ЗБЧ. Закон больших чисел. В приложении к нашему вопросу его упрощенная формулировка будет звучать примерно так: «Чем чаще стреляешь, тем больше шанс, что попадешь. Чем больше БК будет затрачено на одну цель, тем выше вероятность, что она будет уничтожена».

По объективным причинам чаще открывать огонь по самолетам противника в воздухе приходилось Якам. Чисто истребительной работой Як-1 занимался в 667 самолетовылетах, а И-16 – в 396. Разница в 1.68 раза. То есть при равных указанных возможностях, разница в сбитых будет уже не 4.18 раза, а 2.49 раза.

По объективным причинам, за счет превосходства в численности, одномоментно вести огонь по самолетам противника могло в 1.96 раза больше Яков, чем И-16. То есть при равных указанных возможностях, разница в сбитых будет уже не 2.49 раза, а 1.27 раза.

Оставшиеся 27 % это уже действительно беда конкретной модификации И-16. Согласно таблице расхода боекомплекта, из 28 И-16 пушечными было всего порядка 4 машин. Остальные чисто пулеметные. 68-71 кг минутного залпа против 105 кг у Як-1.  Огневая мощь И-16 в сравнении с Як-1 – 71/105=0.67 или 67%. Разница в 33%. С учетом пушечных машин, как раз в пределах тех самых 27%.

И-16. Лучший из возможного. Взгляд дилетанта

Тем самым в объективно равных условиях и без учета конструктивных особенностей летательных аппаратов, привести которые к единому знаменателю не целесообразно, поскольку именно они и сравниваются, разница в сбитых между Як-1 и И-16 будет всего 1.27 раза.

Что имеем в сухом остатке и долгосрочной перспективе?

И-16 в 7 раз превосходит Як-1 по живучести и в 1.27 раза уступает ему в результативности в равных условиях.

То есть до стачивания в полный ноль 55 Яков совершат 1529 самолетовылетов. И при результативности в 1 победу на 13.7 самолетовылетов собьет 112 самолетов противника.

Если считать результативность чисто по истребительным вылетам, то она составит 9.4 самолетовылета на одну победу и позволит считать сбитыми уже 162 самолета противника.

Для 28 И-16 такой «алес капут» наступит через 2756 вылетов. И при результативности в 1 победу на 52.12 самолетовылета это 52 победы.

Если считать результативность чисто по истребительным вылетам, то она составит 23.3 самолетовылета на одну победу и позволит считать сбитыми уже 118 самолета противника.

А вот если И-16 будет столько же сколько и Яков, то есть 55 машин, «стачивание» произойдет за 5414 вылетов. И при результативности в 1 победу на 52.12 самолетовылета это 103 победы.

Если же считать результативность чисто по истребительным вылетам, то она составит 23.3 самолетовылета на одну победу и позволит считать сбитыми уже 232 самолета противника.

162 сбитых против 232.

То есть при прочих равных условиях применения собственно боевая эффективность И-16 в 1.43 раза выше чем у Як-1. И это вполне объясняется летно-техническими характеристиками указанных самолетов.

В виде сводной таблицы это выглядит так:

И-16. Лучший из возможного. Взгляд дилетанта

Гонщик из И-16, конечно, никакой, а вот как боец – он лучший из советских истребителей даже на 1942 год. Не говоря уж у 1941-ом.

Список литературы:

С.Кузнецов. Первый Як. – М.Любимая книга. 1995

Н.В.Якубович. Истребитель Ла-5. Сломавший хребет Люфтваффе

Николай КРУГЛОВ «ИСТРЕБИТЕЛЬ МЕССЕРШМИТТ BF 109В» // САМОЛЕТЫ МИРА № 1 январь — февраль, 1998

М.А.Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова

М.А.Маслов, А.Н.Медведь, Д.Б.Хазанов. Истребитель МиГ-3

А.Н.Медведь, Д.Б.Хазанов. Истребитель «Мессершмит» Bf-109.

Н.В.Якубович. Истребитель ЛаГГ-3

Немецкие самолеты. НКАП СССР ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Москва 1944. НАУЧНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ Под редакцией инженер-полковника П.В.Рудинцева

Уголок неба. http://www.airwar.ru/

Подписаться
Уведомить о
guest

305 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account