«Екатерины» как прообразы дредноутов.

0

В августе 1881 г. в Петербурге состоялось особое совещание, касавшееся вопроса будущего развития флота, где была принята долгосрочная кораблестроительная программа. Было принято постановление: «Первою заботой по восстановлению морских сил должно быть возрождение Черноморского флота, а затем уже и развитие флота и на других морях».

Участники совещания решили, что Россия должна быть готова к тому, «чтобы в момент наступления развязки овладеть устьями Босфора, укрепиться на обоих его берегах и, став прочно у входа в Черное море, оградить его воды и берега от всякого посягательства». Для этого было признано необходимым достичь преимущества Черноморского флота над турецким и увеличить количество транспортных судов с тем, чтобы в случае необходимости доставить к Босфору тридцатитысячный десант.

В 1883 г. в Николаеве и Севастополе закладываются три однотипных броненосца «Екатерина II», «Чесма», и «Синоп» водоизмещением 11 050 т со скоростью хода 16 узлов. Это были первые крупные военные суда, заложенные на Черном море после Парижского мира. И это при том, что ограничения Парижского мира на строительство кораблей были отменены еще в 1870 г.
Эти броненосцы отличало необычное расположение артиллерии. Шесть 305-мм пушек были расположены в трех барбетных установках, две на носу и одна на корме. Броненосцы всех стран были спроектированы так, чтобы обеспечить максимальную мощь огня на борт. Кстати, корабли даже характеризовались весом бортового залпа (точнее, весом снарядов). У русских же броненосцев типа «Екатерина II» на борт могло стрелять только четыре из шести 305-мм орудий. Зато вперед могли вести огонь четыре 305-мм пушки. Дело в том, что эти броненосцы были специально спроектированы для встречного боя в Проливах. Во встречном бою огневая мощь «Екатерины II» была по меньшей мере в два раза больше, чем у любого английского, французского или немецкого броненосца.
Но вот если бы эту мощь можно было еще увеличить!

   А между тем, на военно-морских тактических занятиях в николаевской Морской академии в 1883 году разбиралась "Морская дуэль" — широко известная в то время работа английского адмирала Коломба. Анализируя бой одиночных кораблей, британский специалист утверждал: гораздо выгоднее располагать восемь орудий главного калибра так, чтобы четыре из них могли стрелять на одни борт, и четыре — на другой.
   Молодой флотский офицер Владимир Алексеевич Степанов был участником этих занятий. Но в противовес мнению общепризнанного военно-морского авторитета, Степанов считал, что сражаться будут не столько одиночные корабли, сколько эскадры и полагал самым важным вопрос мощности бортового залпа. Лучшим строем считался кильватерный, и отсюда логично следовало: эскадры будут вести бой на параллельных или встречных курсах, бортами друг к другу. Следовательно, на один борт должно действовать как можно большее число тяжёлых крупнокалиберных орудий, решающих исход сражения. Эта простая мысль и послужила основой для проекта броненосца с линейным расположением артиллерии главного калибра.
   Тяжёлые орудия конца восьмидесятых годов 19 века  имели низкую скорострельность, поэтому считалось разумным в дополнение к ним устанавливать на броненосцах многочисленную среднюю (6-дюймовую) артиллерию. Такие орудия гораздо быстрее перезаряжались, а новые сорта бездымного пороха существенно повышали начальную скорость и бронепробиваемость шестидюймовых снарядов. Классикой того времени была установка на броненосцах двух двухорудийных 12-дюймовых башен в оконечностях, на носу и на корме, и шести-восьми шестидюймовых орудий в бортовых казематах. Но Степанов счёл, что средний калибр всё равно будет бессилен против тяжёлой брони линейных кораблей, и пошёл по пути увеличения количества крупнокалиберных орудий в бортовом залпе для компенсации их низкой скорострельности.
   В 1884 году Степанов защитил в качестве дипломной работы по кораблестроительному отделению николаевской Морской академии оригинальный проект эскадренного (то есть предназначенного для ведения боя в составе эскадры) броненосца, вооружённого только крупнокалиберной и скорострельной мелкой артиллерией для отражения атак миноносцев и минных катеров.

«Екатерины» как прообразы дредноутов.

  Проект Степанова обратил на себя внимание специалистов, обсуждался в Морском техническом комитете, и был признан необходимым для Черноморского флота.
Собственно рассматривалось три проекта по улучшению огневой мощи кораблей.
Проект-1 представлял собой трехбашенный «Георгий Победоносец  но с иным размещением башен (барбетов). Проектируя броненосец «Георгий Победоносец», конструкторы предложили иную схему расположения башен (барбетных установок). Некое совмещение классической и «черноморской»  («Екатериненской») схемы. Первая башня располагалась по стандарту  на носу, хотя и была смещена влево. Башня №2 находилась позади башни №1 и была смещена к правой стороне, а башня №3 (кормовая) уже «перевалила» за левый борт. Несмотря на сложность строительства (настройку придется смещать к корме), успех должен был превосходить все ожидания. Ведь в результате, при практически том же водоизмещении и практически той же сумме стоимости корабля (что не совсем соответствовало истине), броненосец «Георгий Победоносец» имел 6 орудий в носовом залпе! В три раза больше любого европейского броненосца. Однако были и существенные минусы — в частности углы обстрела при стрельбе на борт.
Проект-2 (доработанный) был представлен Рассказовым. Огонь прямо на нос достигал 8-и орудий!!! – сравняться по количеству орудий на нос удалось только французам спустя полвека.  Однако имея сильный носовой огонь, броненосец Рассказова имел бортовой и кормовой залп равный 4 орудиям.
Проект-3 представлял объединение  Проекта-1 и Проекта-2. 4 башни, носовой огонь
Проект Степанова в целом сходный с Проектом-3,  и был реализован.
 «Екатерины» как прообразы дредноутов.


В 1885 году заложен броненосец «Георгий Победоносец» превосходящий «Екатерин» по огневой мощи и размерам. Новый русский броненосец мог стрелять на нос и корму 6-ю орудиями – в три раза сильнее любого вражеского броненосца и в 1,5 раза специально созданных «Екатерин».  В отличие от первоначального проекта Степанова, поставившего только многочисленную противоминную артиллерию, броненосец имел 4 152-мм орудия. Морская комиссия посчитала средний калибр необходимым.
После постройки первого супер броненосца, встал вопрос каким путем двигаться дальше? Строить обычные броненосцы или сосредоточиться на строительстве супер броненосцев?  
Трех башенные «Екатерины» и четырех башенный «Георгий Победоносец»  предназначались для штурма турецких проливов. Зачем подобные корабли на Балтике или в Тихом океане? Большой, неповоротливый, дорогой. Но сильный.

«Екатерины» как прообразы дредноутов.

 «Георгий Победоносец» мог вести огонь на борт всеми 8-ю орудиями – т.е. как два броненосца. Уступая Англии в количестве кораблей, Россия могла взять качеством.  Если один «Георгий» в открытом бою может на равных сражаться сразу с двумя английскими кораблями, то два-три «Георгия» с  четырьмя-шестью. Ответ очевиден!
При строительстве супер броненосцев, перед  Российской Империей открывались новые возможности.
Первая. Располагая эскадрой «Георгиев»  Россия могла захватить Проливы,  так чтобы никто назад не отобрал.
Вторая — бросить таки вызов Англии, не только на суше, но и на море.
Третья – экономическая. Хотя новый броненосец стоил дороже, чем любой другой броненосец, однако при детальном подсчете выяснилась экономия. Ведь на каждые два броненосца нужно два комплекта машин и котлов и от 2 комплектов брони.

В качестве эксперимента выбор пал на  "Сисой Великий", первый корабль с современной артиллерией, насыщенный другими техническими новинками,  закупленными в Англии оптическими дальномерами Барра и Труда (АИ), дредноутом не будет и вступает в строй лишь чуть "технически более продвинутым", чем в реале. Аналогично с броненосцами "Три Святителя", "Ростислав" и тремя типа "Полтава"- к 1896 году они уже в высокой степени готовности (все пять спущены на воду), ясно, улучшения будут по- минимуму.
Естественно, "Сисой Великий", как единственный корабль с современной артиллерией, в 1896 году остаётся на Балтике, вместо него в Средиземное море посылают какой- нибудь старый корабль. Артиллерия "Сисоя Великого" испытывается стрельбой на максимальную дальность, меткость, скорострельность. По результатам опытных стрельб делается вывод о возможности с использованием оптических дальномеров и централизованной системы управления огнём ведения прицельной стрельбы из новых 12"/40 орудий на запредельных, по старым меркам, дистанциях порядка 40- 50 каб.  (Прим. рисунка не нашел)
Стоит отметить, что и броненосец «Наварин» то же предполагалось создать 8-и орудийным – по проекту Рассказова.
.«Екатерины» как прообразы дредноутов.
От строительства броненосца «Гангут»  было решено оказаться, предпочтение было отдано «супер броненосцам».  Впрочем, у супер броненосцев быстро выяснилась и одна не удача. Управление огнем супер броненосца, оставляло желать лучшего – особенно если надо было стрелять по двум вражеским кораблям. Однако это проблема была решаема

Первоначально, русские корабли  будучи построены никакого фурора не вызвали. Ну огромный броненосец.  Так  Франция в начале 80-х годов построили целую серию БР. (Дюпре, и др.) с 4 340 мм (две в носу, две в диаметральной плоскости), и с тремя орудиями ГК (три барбета в диаметральной плоскости. Никакой революции они не сделали (хотя имели полноценную батарею СК, как на Пелайо). Никто примеру французов последовать не захотел, а британцы так вообще считали эти корабли откровенно убогими.
А вот Германия внимательно изучив строящиеся русские корабли, ответила закладкой в 1890 году серии броненосцев «Бранденбург». В отличие от русских броненосцев, имевших сильный носовой огонь, немецкий броненосец имел преимущества в бортовом залпе. Все 4 башни могли стрелять на обо борта, при лучших углах, чем русский «Георгий Победоносец». Впрочем, стволы немецких орудий имели разную длину 2*2 280/ и 2*2 280/ , что сказывалось при  стрельбе на дальних дистанциях. Усиление крупнокалиберной артиллерии заставило отказаться от 88-мм артиллерии (количество 105-мм орудий достигло восьми).

«Екатерины» как прообразы дредноутов.

Не остановившись на достигнутом, Германия с 1892 по 1894 г разработала на основе «Бранденбурга» броненосец типа «Кайзер Фридрих 3»

«Екатерины» как прообразы дредноутов.

«Екатерины» как прообразы дредноутов.

Кроме строительство первых линкоров стоит обратить особое внимание на многобашенные крейсера. В Российской Империи пришли к выводу, что многобашенный броненосец может противостоять 2-м противникам, то  так может противостоять и крейсер. Причем не только в Черном море или на Балтике. Казалось странным, зачем крейсеру основная функция которого – «истребитель торговли» было нужно столь сильное вооружение. Ответ был парадоксальным – для защиты. Всегда существовала вероятность боя с каким-нибудь британским крейсером, а то и с двумя. И не смотря на победу русского крейсера, оставался не решен вопрос на счет ремонта. Британский крейсер мог пройти ремонт в своем порту. Русский крейсер, оторванный от своих баз, был практически беззащитен в этом плане. Первый бой грозил стать для него и последним – ведь после боя требовалось возвращаться для ремонта в свой порт.«Екатерины» как прообразы дредноутов.
 

А вот большое количество 203-мм пушек, давало возможность отправить противника на дно (или тяжело повредить), раньше чем противник мог причинить большие повреждения русскому рейдеру

«Екатерины» как прообразы дредноутов.

Что касается, «владычицы морей», Великобритании, то она с удивительным спокойствием и равнодушием реагировала на строительство новых черноморских броненосцев. Единственный протест вызвало строительство пятнадцати русских святых броненосцев, но после того как русские заверили, что число «святых не соответствует числу броненосцев» шумиха улеглась. Строительство балтийских кораблей не встревожило Англию. В Великобритании считали, что Россия закончит свои неудачные проекты супер броненосцев и вернется к обычным кораблям. А что до боя, то один русский броненосец, не в силах справится с 3-4 английскими. Но вот уже строительство еще и Германией многобашенных кораблей вызвало у Великобритании некоторую озабоченность….

    Тема создана при использовании 2-х тем ФАИ:
Ранние дредноуты Германии.
Мир ранних дредноутов.
Мои рисунки – цветные, черно-белые – результат творчества ФАИ и коллеги Борода.
Небольшие изменения впрочем я внес проекты «Наварин» и в броненосец Степанова (у Бороды он еще обозначен как «суперинфисибл»)

Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account