Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи
В феврале 1928 года с немецким конструктором Фольмером, обладавшим значительным опытом в области создания и постановки на производство различных типов танков, был заключен договор на разработку маневренного колесно-гусеничного танка массой 8 тонн. Технический проект машины, который обошелся СССР в $70000, был принят у Фольмера в июне 1930 года. На машине с противопульным бронированием, выполненным из 8-мм и 15-мм броневых листов, предусматривалась установка двигателя конструкции Фольмера мощностью 125 л.с. Он должен был обеспечить танку максимальную скорость на колесном ходу 50 км/ч и на гусеничном 25 км/ч. Время перехода с гусеничного на колесный должно было составлять около 4 минут. Танк предполагалось вооружить модернизированной 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Экипаж машины должен был состоять из трех человек.
Поскольку чертежи танка Фольмера были получены после подписания договора на приобретение двух колесно-гусеничных танков американского конструктора Дж.У.Кристи и предоставления всесторонней технической помощи по ним, от постройки танка Фольмера отказались. Чертежи танка были переданы в Опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА для дальнейшего использования, а массовыми колесно-гусеничными танками в СССР стали танки с подвеской системы Кристи.
Проекты Тоскина
При организации серийного производства танков БТ отечественные конструкторы уже рассматривали варианты совершенствования машины. Еще в начале декабря 1930 года танковым отделом ХПЗ под руководством М.Н. Тоскина были представлены два проекта модернизации закупленных машин.
Первый проект представлял вариант танка массой 7,5тонн. Его предполагалось вооружить одной 45-мм или 37-мм пушкой и пулеметом ДТ, установленными в уменьшенной по высоте башне. Боекомплект должен был включать 90 выстрелов к пушке и 2520 патронов. В укороченном корпусе предусматривалась установка карбюраторного двигателя м-6 мощностью 300 л.с. Ходовая часть должна была быть выполнена по четырехкатковой схеме. На колесном ходу передние катки были управляемыми, задние — ведущими. Рачетная максимальная скорость на колесном и гусеничном ходу составляла 53 км/ч. Экипаж машины должен был состоять из двух человек.
Второй проект предусматривал создание танка, имевшего боевую массу 12-12,5 тонн, вооруженного одной 37-мм или 45-мм пушкой и двумя пулеметами ДТ (один пулемет устанавливался в лобовом листе рядом с механиком-водителем) с боекомплектом в 100 выстрелов к пушке и 2780 патронов к пулеметам. Проектировалась установка в танк карбюраторного двигателя М-17 мощностью 500 л.с. Броневую защиту предусматривалось изготовить из 6-, 10- и 13-мм бронелистов. В ходовой части предусматривалось использовать пятикатковую схему с двумя ведущими (задними) и управляемыми (передними) опорными катками колесного хода состороны каждого борта. Привод к ведущим колесам осуществлялся
"самостоятельной подвеской через две гитары, расположенные на одной оси".
Расчетная максимальная скорость танка на колесном ходу составляла 74 км/ч, на гусеничном — 53 км/ч. Экипаж должен был состоять из четырех человек.
второй проект Тоскина
При рассмотрении проектов НТК УММ постановил:
"1. Считать первоочередной задачей модернизацию существующего серийного образца.
2. по модернизации БТ:
— работы по БТ (утяжеленному типу) не прекращать. В узловых чертежах испраить все ошибки, как в части конструктивного исполнения, так и в расчетной."
В феврале 1931 г. Комиссией обороны эта задача была поставлена танковому отделу ХПЗ, московскому КБ Оружобъединения и НАТИ. В результате проведенных работ были разработаны варианты установки в танк 76,2-мм пушки Гарфорда, а также четырех 7,62-мм пулеметов ДТ. Боекомплект танка составлял 60 снарядов и 6000 патронов. Бронирование корпуса и башни было усилено за счет использования броневых листов толщиной 20, 25 и 45 мм. Ход дальнейших работ по этому направлению неизвестен.
Работы Дыренкова
6 июня 1931 года начальник вооружения РККА И. Уборевич и начальник УММ РККА И. Халепский утвердили "… задание на проектирование колесно-гусеничного танка типа Кристи". В этом образце предполагалось сделать следующее:
"I. Основным требованием является быстроходность, высокая проходимлсть по всем грунтам и высокий километраж службы до ремонта.
- Вес не более 14 т.
- Удельная нагрузка не более 0,35 кг/см2.
- Скорость на колесах по шоссе 70 км/ч, на гусеницах не ниже 40 км/ч. Преодолеваемые препятстви: подъемы — 30 град., крен — 30 град.
- Километраж службы до износа гксеничного движетеля и трансмиссии не менее 3000 км, на колесах — не ниже 10000 км.
- Живучесть мотора — не менее чем 500 часов работы.
- Проходимость: клиренс — 350 мм, ров — 2 м, брод — 1 м, стенка — 0,6 м.
- Вооружение — 76-мм противоштурмовая (временно) и 37-мм орудия и 2 пулемета. Одно орудие и один пулемет размещаются во вращающейся башне, второе орудие может быть установлено не в башне.
- Боекомплект — 40 выстрелов к 76-мм, 100 выстрелов к 37-мм, 5000 патрон.
- Броня: лоб — 30 мм, борт — 13 мм, башня — 20 мм, корма — 20 мм, дно, крыша — 6 мм.
- Экипаж — не менее 3 человек.
- Запас хода — не менее 4 часов.
II. Обязать начальника Артиллерийского управления в 5-месячный срок изготовить опытные образцы специальной танковой 76-мм пушки с полуавтоматическим затвором…
Производственное требование — при проектировании этой машины должны быть приняты все меры к использованию идущих или предполагавшихся в производстве агрегатов, частей и механизмов".
Осенью 1931 г. Н. И. Дыренковым был разработан проект модернизации вооружения танка БТ за счет установки 37-мм пушки во вращающейся башне и 76,2-мм пушки — в лобовом листе корпуса машины. Проект не был принят из-за малых размеров боевого отделения, неудачной конструкции агрегатов трансмиссии и приводов к двум парам задних ведущих колес.
Специальная комиссия «по проверке расчетов и оценки конструкций Д-4, Д-5 и Д-38» сочла данные решения неоправданными и работы по ним в существующем виде предписывала прекратить. Но в декабре 1931 г. начальник НКТ УММ Лебедев послал Н. Дыренкову письмо следующего содержания:
«Тов. ДЫРЕНКОВУ
Н.Т.К.
… декабря 1931 г.
Согласно решения НТКопг 21/10с.г. и Вашему пожеланию продолжить работы над усилением вооружения гусенично-колесных танков типа КРИСТИ путем установки в них 76-мм пушки. НТК поручает Вам завершить проэкт большой башни танка Д-38 второго варианта /с пушкой 76мм/, при условии ее установки на корпусе танка «БТ-КРИСТИ» без переделок последнего с исключением второй огневой точки в корпусе.
Эскизный проэкт большой башенной установки Д38 согласовать с КБ-3 ОРПО не позднее 10/2 с.г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НТК УММ РККА
/Лебедев/»
Таким образом, Н. Дыренкову давалась «зеленая улица» в создании танка, с корпусом БТ и большой башней, вооруженной 76-мм пушкой. Второй вариант модернизации колесно-гусеничного танка БТ конструкции Н. И. Дыренкова оказался более удачным. Танк, получивший название Д-38, был разработан в конце 1931 — начале 1932 гг. Ведущим инженером машины был Н. Гуленко. В январе 1932 г. был изготовлен опытный образец, причем гусеницы на нем были заимствованы от второго закупленного танка «Кристи» М. 1940, который находился в бюро на исследовании.
Машина отличалась от серийного танка БТ-2 установкой вооружения и конструктивными изменениями корпуса, связанными с установкой новой башни. Были разработаны два варианта башни: сварная из плоских броневых листов и куполообразная, штампованная.
В качестве основного оружия на машине, согласно техническому проекту, предполагалось установить две пушки: 37-мм танковую и 76,2-мм противоштурмовую пушку «Гарфорда». Однако, в ходе опытно-конструкторских работ был изготовлен деревянный макет башни с установкой одной 76,2-мм противоштурмовой пушки. В отличие от макета, на опытном образце танка была использована 76,2-мм пушка ПС-3 (полковая пушка обр. 1927 г. с укороченным откатом), которая устанавливалась в цапфах на станине, приваренной к башне и имела максимальный угол возвышения 25град. Для ведения прицельной стрельбы использовался удлиненный телескопический танковый прицел обр. 1930 г., для которого в броне башни было сделано специальное окно. Подъемный механизм был сохранен от полковой пушки.
Бронировка орудия на машине не устанавливалась. Справа от пушки автономно размещался 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект машины состоял из 50 выстрелов к пушке и 2700 патронов к пулемету.
25 марта 1932 году пушка ПС-3, установленная в башне конструкции Дыренкова на танке БТ, была испытана возкой и стрельбой. Из-за большого отката и чрезмерной реакции на погон испытания пришлось прекратить
«вплоть до готовности новой 76-мм танковой пушки укороченного отката».
Вместо запланированных на испытаниях 200 выстрелов было сделано лишь 50. Испытания же «улучшенной сварной башни», получившей индекс А-43, на танке Т-26 проходили в НИАП с 26 ноября по 5 декабря 1932 г. Эта башня была установлена на несколько переработанный корпус танка БТ. Большой размер круга обслуживания (погона) башни заставил нарастить длину подбашенного листа танка назад, что привело к установке кормового листа под большим наклоном.
Было выявлено большое количество недостатков как в конструкции самих башен, так и в конструкции пушки. Неудачный погон заставлял прикладывать на маховик поворотного механизма чрезмерные усилия, особенно при страгивании башни с места. Полковую пушку установить в башню не представлялось возможным из-за чрезмерной длины отката (до 900 мм). Уменьшить откат путем применения дульного тормоза АНИИ не разрешил. Поэтому башня А-43 испытывалась с пушкой «Гарфорда».
Только в начале 1933 г. в башне А-43 была смонтирована новая 76-мм пушка КТ обр. 1927/32 гг., представлявшая собой ту же «полковушку» с уменьшенной до 500 мм длиной отката. Конструкция башни была немного изменена, но кардинальных улучшений все же не последовало. Особенно угнетала теснота в боевом отделении. Так, при производстве выстрела заряжающему (он же – пулеметчик) приходилось буквально вжиматься в правую стенку башни и, «прерывая всякую возможность ведения стрельбы из пулемета», прижимать к себе левую руку (чтобы его не ударило откатывающейся казенной частью).
Танк БТ со штампованным вариантом башни А-43 (кинокадр), 1932 г.
«Механизированный» спуск давал частые отказы, а производить выстрел со шнура в такой тесноте было невозможно. Угол обстрела из башенного пулемета был никуда не годным. Обзор – крайне ограниченным.
Отсутствие вентиляции могло привести к угару экипажа при ведении огня с закрытыми кормовыми дверьми башни. По окончании этих испытаний башня была забракована УММ.
Проекты ОГПУ и завода «Красный Путиловец»
В декабре 1932 г. состоялось совещание в НТУ УММ по вопросу установки 76,2-мм полкового орудия обр. 1927 г. в танк БТ без удлинения его корпуса (допускались небольшие переделки). Общий вид башни разрабатывал завод № 1, а укладка снарядов выполнялась заводом «Красный Путиловец». Однако дальше технического проекта этот вариант усиления огневой мощи БТ-2 не прорабатывался.
БТ с опытной башней завода «Красный Путиловец»
Работы по усилению вооружения танка БТ-2 велись и в Автотанковом бюро (АТБ ЭКУ ОГПУ, возглавляемым И. А..Махановым. В 1932–1933 гг. ТО ЭКУ ОГПУ в Москве для танка БТ-2 был разработан проект новой башни с увеличенным погоном и 76,2-мм пушкой. Для наведения орудия использовались электромеханические приводы с оригинальным дифференциальным механизмом горизонтального наведения. В ходовой части предполагалось использовать мелкозвенчатые гусеницы с коваными траками. Опытный образец башни был изготовлен московским заводом «Красный Пролетарий» в 1933 г. В последствии опытная башня с 76,2-мм пушкой была использована ленинградским заводом им. Ворошилова (завод № 174) при разработке модернизации вооружения легкого танка Т-26.
БТ с опытной башней АТБ ЭКУ ОГПУ и 76,2-мм пушкой ПС-3
Кроме того, в начале 1932 г. на московском заводе «Красный Пролетарий» рассматривался вопрос о изготовлении штампованных «грибообразных» (полусферических) башен под установку 76,2-мм орудия и 7,62-мм пулемета ДТ. Однако из-за малой мощности штамповочного пресса, позволившего изготовить «грибообразную» башню из 6-мм брони вместо требуемой по техническим условиям — 11 мм, дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.
Эксперименты по усилению вооружения танков БТ показали необходимость в создании новой более просторной башни, и что сделать это на существующие корпусе танка было невозможно. Но против изменения конструкции корпуса категорически возражал Комитет обороны, поэтому все кончилось унификацией башен для танков Т-26 и БТ, получивших башню с 45-мм пушкой образца 1932 г., имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с и спаренным с ней пулеметом ДТ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ
Тип танка |
Проект №2 инж. Тоскина* |
Д-38 |
Боевая масса, кг |
12000-12500 |
11500 |
Экипаж, чел. |
4 |
3 |
Габаритные размеры, мм |
||
Длина |
6200 |
5350 |
Ширина |
2640 |
2230 |
Высота |
2430 |
2400 |
Клиренс |
350 |
350 |
Вооружение |
||
Пушки |
1 х 37-мм или 1 х 45-мм |
1 х 76,2-мм ПС-3 |
Пулеметы |
2 х 7,62-мм ДТ |
1 х 7,62-мм ДТ |
Боекомплект |
||
Пушки |
100 выстрелов |
50 выстрелов |
Пулеметы |
2780 патронов |
2700 патронов |
Приборы прицеливания |
телескопический танковый прицел обр.1930 г. |
телескопический танковый прицел обр.1930 г. |
Бронирование, мм |
||
Лоб корпуса |
13 |
13 |
Борт корпуса |
13 |
13 |
Корма корпуса |
10 |
10 |
Башня |
13 |
13 |
Крыша |
10 |
10 |
Днище |
6 |
6 |
Силовая установка |
||
Тип двигателя |
М-17, карбюраторный, 12-цилиндровый |
М-5-400, карбюраторный, 12-цилиндровый |
Мощность, л.с. |
500 |
400 |
Общая мощность, л.с. |
500 |
400 |
Трансмиссия |
механического типа |
3 передачи вперед и 1 назад |
Ходовая часть |
5 опорных катков (с приводом на 2 задних и двумя поворотными катками), переднее направляющее и 2 задних ведущие колеса |
4 опорных катка (с приводом на задний и двумя поворотными катками), переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
Скорость, км/ч |
||
На гусеницах |
53 |
60 |
На колесах |
74 |
90 |
Запас хода, км |
||
На гусеницах |
н/д |
120 |
На колесах |
н/д |
200 |
Преодолеваемые препятствия |
||
Угол подъема, град |
30 |
35 |
Высота стенки, м |
0,6 |
0,55 |
Ширина рва, м |
2 |
2 |
Глубина брода, м |
1 |
0,9 |
Средства связи |
отсутствовали |
отсутствовали |
*- данные расчетные
Список источников:
- Свирин М.Н. Броня крепка: История советского танка 1919-1937,
- Отечественные бронированные машины 1905-1941.т.1,
- Коломиец М. Легкие танки БТ. "Летающий танк 30-х",
- Советские легкие танки. 1920-1941,
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/bt-2.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/d-38.htm,
- http://pro-tank.ru/sssr/60-tankostroenie?start=1.