Юрий Пашолок. Последняя ступень перед «Першингом»
История Heavy Tank T26E1, прямого предшественника T26E3, запущенного в крупную серию
Эволюция танков часто созвучна со знаменитым «однако во время пути собачка могла подрасти». В этом смысле что у немцев, что у американцев ситуация выглядела очень похоже. Разница в том, что немцам от начала программы VK 20.01 до Pz.Kpfw.Panther пришлось пройти более 4,5 лет, причем часто речь шла о «бумажных» машинах. У американцев такой роскоши со временем не было. Уже шла война, поэтому требовались быстрые решения, нередко приводившие к тупиковым результатам. Тем не менее, такой подход довольно быстро дал результат. Принципиально новый танк получился спустя менее 2,5 лет после начала работ.
В 1943 году перспективные американские средние танки стали разрастаться с точки зрения вариантов исполнения. Еще в 1942 году появилось три типа Medium Tank T20, T22 и T23. Далее приоритетным направлением признали Medium Tank T23, который, в свою очередь, тоже начал почковаться. Появился Medium Tank T25, с 90-мм пушкой T7. В довесок к нему решили выпускать Medium Tank T26, то же самое, но с лобовой броней, чья толщина достигла 4 дюймов (102 мм). Наконец, 23 декабря 1943 года Комитет по вооружениям утвердил разработку Heavy Tank T26E1. Он стал приоритетным направлением в разработке толстобронных средних танков.
Появление новой версии танка стало результатом проблем, которые выявились в случае с Medium Tank T26. Изначально предполагалось, что боевая масса танка достигнет 36,3 тонн, но довольно быстро стало понятно — подсчет оказался неверным. Такая проблема не была чем-то уникальным, перегруз конструкции был вполне рядовым явлением. Но в случае с Memium Tank T26 он стал очень значительным. Осенью 1943 года стало ясно, что боевая масса составляет 39,9 тонн, причем существовал риск перейти отметку в 40 тонн. Ходовая часть, между тем, была критичным пунктом для новых американских средних танков.
Среди одной из причин перегруза являлась электромеханическая трансмиссия. Она была удобной с точки зрения управления, но при этом тяжелой и чувствительной к пыли. По этой причине Комитет по Вооружениям решил подстраховаться. 23 декабря 1943 года заказ на 10 Medium Tank T26 пересмотрели. Таких танков заказывали всего 2, зато появлялось 10 танков с планетарной коробкой передач Alisson Torqmatic и гидротрансформатором. Данную разработку утвердили как Medium Tank T26E1. Примерно в это же время аналогичная ситуация стала складываться вокруг более легкого Medium Tank T25. Он получил вариант T25E1 со схожей «начинкой».
Решение оказалось абсолютно верным, поскольку опасения перешагнуть отметку в 40 тонн боевой массы были не напрасными. T26, по итогам разработки, достиг боевой массы 43,14 тонн, не Pz.Kpfw.Panther, но очень близко. Впрочем, еще в начале 1944 года стало понятно, что этот танк будет не приоритетным. Войсковые испытания Medium Tank T23 показывали, что электромеханическая трансмиссия слишком капризная. С другой стороны, ничуть не менее капризную связку «планетарная КПП+гидротрансформатор» постепенно начали приручать. По крайней мере, она постепенно становилась более работоспособной системой. Неудивительно, что ситуация вокруг Medium Tank T26E1 развивалась куда быстрее.
Подрядчиком по выпуску данных танков выступил завод Fisher Tank Division, Гранд-Блан (штат Мичиган), на котором также выпускались Medium Tank T25E1. Более тяжелый танк шел в кильватере данной боевой машины, первый образец которой сдали в январе 1944 года. Это позволило устранить некоторые проблемы с конструкцией танка до того, как первый образец T26E1 сдали заказчику. Случилось это в самом конце февраля 1944 года, а уже в начале марта танк прибыл на Абердинский полигон. Поначалу внешняя разница между T25E1 и T26E1 была незначительной. Самым главным моментом стало увеличение толщины лобовой брони до 102 мм. Рост брони заставил доработать орудийную установку T99. Доработанный вариант получил индекс T99E1.

Данные наших военных по состоянию производства данных танков. По ряду причин шло отставание от графика
Впрочем, достаточно просто посмотреть на ходовую часть, и можно понять, какой именно перед вами танк. Естественно, увеличение толщины брони сыграло на повышение боевой массы. Если у Medium Tank T25E1 она составляла 34,75 тонны, то T26E1 имел изначальную боевую массу 38,87 тонн. Много, но более чем на тонну легче Medium Tank T26. В связи с этим ходовую часть существенно переделали. Танк получил траки T81 шириной 610 мм, это позволило снизить удельное давление на грунт. Также ввели более опорные катки, чья ширина выросла с 102 до 152 мм. Расширили и крылья, причем сделали их составными.
Рост боевой массы повлиял и на динамические характеристики. Изначально скорость Medium Tank T26E1 ограничили 40 км/ч. Почти в 1,5 раза ниже скорости предшественников, да и удельная мощность стала ниже (12,86 л.с. на тонну), но тут главное не это. Как показали испытания, скорость и надежность сочетаются далеко не всегда, особенно это касалось ходовой части. «Ноги» являлись главной головной болью для потенциальных наследников Medium Tank M4. В этом смысле ходовая часть, которая была усилена для компенсации роста боевой массы, стала ключевым фактором с точки зрения дальнейшего успеха нового танка.
Серия из 10 танков (регистрационные номера U.S.A. W-30103292-30103301) сдавалась в рамках контракта T-8244. Согласно ему, первый танк сдали в феврале 1944 года, а далее, партиями по 3 танка, они сдавались в марте-мае. Так обычно и принято считать. Но советские документы говорят об обратном. К июню 1944 года было сдано 6 танков, при этом уже в июне появилась новая классификация, пока неофициальная. На Абердинском полигоне данный танк уже обозначался как Heavy Tank T26E1. Учитывая массу, вполне логичное решение. Официально же Medium Tank T26E1 стал Heavy Tank T26E1 позже — 25 июля 1944 года.
Смена классификации, впрочем, ничего не означало, кроме как бюрократию. Интенсивные испытания (а на Абердинский полигон уехало 5 T26E1) показывали, что американские инженеры выбрали, наконец, правильное направление. По итогам первого этапа совместных испытаний на Абердинском полигоне, которые закончились 21 мая 1944 года, однозначным лидером стал Medium Tank T26E1. Он страдал меньшим количеством дефектов, чем Medium Tank T23 и Medium Tank T25E1. Проблемы, естественно, имелись. На Абердинском полигоне указывали на плохое охлаждение дифференциала и другие дефекты, связанные с моторно-трансмиссионной группой. Также критике подверглась укладка основного боекомплект. Но на фоне других танков проблем действительно оказалось меньше.
Помимо Абердинского полигона, данные танки направлялись на полигон General Motors. Также несколько Medium Tank T26E1 ушло на войсковые испытания в Форт-Нокс. Там военные выявили большее количество недочетов. Вентиляцию башни признали недостаточной, также переработать защиту люков от попадания в них пуль и осколков. Боекомплект предлагали увеличить до 70 унитаров. Следует отметить, что в Форт-Нокс ушли боле поздние танки, которые несколько отличались по конструкции. Также они стали немного тяжелее — боевая масса достигла 39,62 тонн. Тем не менее, и тут T26E1 превзошел конкурентов.
Так или иначе, но летом 1944 года стало ясно — долгожданный сменщик Medium Tank M4, наконец, появился. Требовалось доработать танк, после чего его можно было запускать в серийное производство. Уже упомянутый выше контракт T-8244, который то составлял 250 танков, то 10, снова расширили. Теперь он составлял 260 танков, из которых 10 являлись Heavy Tank T26E1. Больше их, впрочем, выпускать не предполагалось. По итогам всех изменений доработанный Heavy Tank T26E1 переименовали в Heavy Tank T26E3. Именно этот танк и стал серийной машиной. Так или иначе, чуть более чем за 2 года американские инженеры смогли, наконец, выйти на финишную прямую.
Увы, ни одного из Heavy Tank T26E1 до наших дней не сохранилось. Эти машины использовались как испытательные лаборатории. Тем не менее, с ними связан один интересный факт. Первый экземпляр Heavy Tank T26E1 позже превратился в первый образец Heavy Tank T26E4. И он стал единственным из «протопершингов», который всё же отправился на фронт. Данный танк достоин отдельного рассказа.
Список источников:
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996
источник: https://dzen.ru/a/Z4tQBo8B81tcR5Jb