0

Данная статья выкладывается на сайт в продолжение темы летающего танка Джона Уолтера Кристи, поднятого уважаемым коллегой Serg-ом в статье "Фантазии на тему будущего военной техники из научно-популярных журналов 30-х годов".

Технический прогресс, получивший значительное ускорение в годы Первой Мировой войны, в 20-е и 30-е годы двигался семимильными шагами. Несмотря на очевидный спад объёмов военных заказов после окончания мировой бойни, боевая техника стремительно совершенствовалась. Особенно это относилось к танкам — ещё недавно неуклюжим угловатым мастодонтам, двигавшимся со скоростью пешехода.

Теперь же эти бронированные звери разгонялись до уровня серийных автомобилей. Но конструкторам и этого было мало. Идея вертикального охвата противника в будущих вооружённых конфликтах уже тогда витала в воздухе и для того, что бы разрабатываемые клещи были действительно стальными, десантникам требовались танки. Их-то и попытались научить летать инженеры сразу нескольких стран и в том числе набиравшей мощь Советской России.

В ходе попыток продвижения на рынок своей модели танка американский инженер Кристи опубликовал ряд рекламных заметок, где в нелишенной беллетризма форме описывалась возможность использования его в авиадесанитируемом — снабженном крыльями летающем — варианте. Описание низвергаемой небом танковой лавины, сметающей все на своем пути, не оставило равнодушными отечественных военных. Представитель советского военного ведомства Халепский был просто заворожен параметрами динамики — скорость на колесах танка Кристи доходила до 160 км/ч! Понятно, что в Политбюро быстро заинтересовались возможностями этой бронированной машины и оперативно приняли решение о закупке танка в нелетающем варианте и выделении необходимых на это средств.

Обычный танк Кристи нашей стране продал. Эта история многократно описана в литературе. Напомним только, что танк Кристи у нас стал родоначальником знаменитой серии танков БТ и, в конечном итоге, легендарного Т-34. Однако материалы по летающему танку Кристи не предоставил. Более того, ни в одной из публикаций не давалось сколь-нибудь внятного описания приспособления, позволявшего ему летать. Было не ясно — взлетает танк самостоятельно, поднимается на буксире за самолетом или перевозится на внешней подвеске. Все вопросы советской стороны Кристи неизменно переводил в коммерческую плоскость, не торопясь делиться подробными сведениями о механизме летания. В этой связи военные составили к сентябрю 1932 г. предварительные техтребования (скорее даже пожелания) на летающий танк:

«1. Боевой вес танка со всеми приспособлениями для летания в пределах 5-6 тонн.

2. Максимальная скорость на колесах 70 — 80 км/ч, гусеницах 50 — 60 км/ч, в воздухе 150 км, потолок 1 — 3 км.

3. Тип движителя — колесно-гусеничный.

4. Принцип подъемного аппарата для взлета — нормальные крылья или автожиры.

5. Тип летательных приспособлений — съемные автоматически выключающиеся при посадке танка без выхода команды и одевающиеся при взлете с выходом команды.

6. Продолжительность выключения летательного приспособления — 5 минут, продолжительность одевания летательного приспособления — 15 минут.

7. Потребная аэродромная площадь для посадки и взлета:

  • а) при наличии автожира 100–200 м.
  • б) при наличии нормальных крыльев самолета до 500 м.

8. Тип и мощность мотора — авиационный марки М-34. Допускается использование для охлаждения мотора этиленгликоль.

9. Бронирование танка 8-6-4 мм.

10. Вооружение одна 45 мм пушка с круговым обстрелом спаренная с пулеметом. Один лобовой пулемет.

11. Боеприпасы — артиллерийский комплект 50 снарядов. Пулеметный комплект 3000 патронов.

12. Команда 2 человека.

13. Запас горючего:

  • а) при движении по дорогам 150 км
  • б) при движении в воздухе 250 км.

Бензобаки для движения танка по дорогам и для воздуха д.б. самостоятельными, однако при проектировании д.б. предусмотрена возможность использования всего запаса горючего как для движения по дорогам так и для движения в воздухе.

14. Для получения указанного боевого веса допускается применение легких сплавов и специальных высококачественных сталей.

15. Указанные требования являются ориентировочными и могут быть изменены в соответствии с данными, полученными в результате предварительного эскизного проекта и расчетов»*.

В предельно сжатые сроки были готовы предложения изобретателей, на основе которых были выработаны более детальные требования на «самолетающий» танк с крыльями и «с автожиром». «Танк с автожиром» являл собой специальную конструкцию, его разработку выполнял Н.И. Камов, а «самолетающие» танки с крыльями разрабатывали на основе танка БТ конструктор Рафаэлянц и творческий дуэт Самсонова и Добровольского.

Для получения необходимых в расчетах исходных данных была изготовлена модель для продувки в аэродинамической трубе. Модель имела примитивную имитацию гусениц (в виде сплошных полос) и катков, с гладкой едва ли не отполированной поверхностью. По этой причине коэффициенты аэродинамического сопротивления были выведены неверно — с допущением в меньшую сторону. Предварительные подсчеты показали, что танк, используя лишь собственную силовую установку, сможет свободно взлетать.

Уже 10 сентября письмом №173943сс Нарком по Военным и Морским делам и председатель РВС СССР К.Е. Ворошилов был извещен:

«В связи с разработкой вопроса о летающем танке… дано указание различным организациям и отдельным изобретателям дать свои соображения по этой конструкции.

Конструктор по самолетостроению т. Рафаэлянц разработал эскиз летающего танка и берется выполнить проект этой конструкции. В настоящее время т. Рафаэлянц работает в ЦАГИ.

В случае Вашего подтверждения о необходимости разработки конструкции летающего танка, т. Рафаэлянц с несколькими инженерами по самолетостроению должен быть закреплен за этой работой с тем, чтобы дать ему возможность полностью разработать проект в одном из конструкторских бюро по самолетостроению. Необходимые для этой работы конструктора танкисты будут выделены…».

На основании эскизного проекта танка Рафаэлянца были несколько изменены тактико-технические требования на летающий танк. С конструктором 11 октября 1932 г. заключили договор №173129 на проведение работ. Согласно скорректированных требований и дополнительных условий, Рафаэлянц и его соратники — Никитин, Государев, Флеров, Шварц, Ермонский, Кургузов, Астахов, Асахин, Гришин — должны были предоставить военному заказчику «общий проект» в следующем объеме:

«a) аэродинамический расчет всей конструкции,
б) тяговый расчет танка,
в) расчет весов,
г) общая компановка всей конструкции летающего танка,
д) —//— конструкции танка для движения по земле,
е) —//— управления летающим танком при полете в воздухе и оборудования летающего танка,
ж) —//— конструкции включения приспособлений для полетов танка.».

При этом отмечалось, что если в процессе разработки общего проекта выяснится невозможность спроектировать летающий танк в соответствии с тактико-технической характеристикой заказчика, Рафаэлянц «оставляет за собой право возбудить вопрос об изменении технических условий», а также, в случае несогласия военных изменить технические условия и досрочного прекращения разработки проекта, заказчик уплачивал исполнителю сумму за выполненную часть заказа. Военным надлежало обеспечить:

1) Консультацию в процессе проектирования;

2) Предоставление сборочных чертежей танкетки Т-27 и танков БТ, Т-26;

3) «Содействие в подыскании для постоянного участия в проектировании конструктора танкиста».

К 4 декабря 1932 г. конструкция в целом оформилась, и параметры летающего танка приняли следующий вид:

«1. Тип летающего танка взят по типу Б-Т.

2. Боевой вес танка со всеми приспособлениями для летания (крылья)…5-6 тон.

3. Боевой вес самого танка при движении по земле 3,5 — 4 тон.

4. Максимальная скорость на колесах … 70-80 км/ч.

—//— на гусеницах … 50-60 км/ч.
—//— в воздухе … 160 км/ч.
—//— высота полета … 3000 мтр.

5. Продолжительность выключения летательного приспособления (крыльев) … 5 мин.

6. путь пробега при посадке … 400 мтр.

7. Мощность мотора … 650 л/с М-17.

8. Броня:

  • вертикальная … 8 мм.
  • горизонтальная … 6 мм.
  • дно … 4 мм.

9. Вооружение 1 — 20 мм автомат или пулемет ДТ.

10. Команда … 2 чел.

11. Запас горючего:

  • а) при движении по дорогам … на 150 км.
  • б) при движении в воздухе … на 250 км».

К 15 января 1933 г. выполнили все чертежи и необходимый комплекс расчетов, завершили изготовление демонстрационной модели танка в 1/5 натуральной величины и сделали экспериментальный образец трака из дюралюминия. С известной долей иронии это можно назвать начальным этапом изготовления опытного образца. В ходе выполнения технического проекта выяснилось, что танк стремительно набирает в весе. К этому времени его масса уже составляла 5176 кг. Авиаконструкторы посчитали, что это не могло положительно сказаться на получении необходимых ТТХ, а потому проект отослали в НИИ ВВС для получения оценки.

По получении из НИИ ВВС заключения на технический проект танка Рафаэлянца, 24 января 1933 г. прошло совещание с участием зам. начальника РККА Наумова, начальника 4-го управления штаба РККА Берзина, пом. начальника УММ РККА Бокиса, начальника НТУ УММ Лебедева.

На рассмотрение совещания были также представлены материалы, полученные из 4-го управления по летающему танку Кристи, заключение 4-го управления по этим материалам.

Совещание приняло постановление:

«1. По полученным 4-м управлением штаба РККА материалам можно совершенно точно установить, что у Кристи имеется только идея летающего танка, невьтолненная даже в чертежах, а представленные материалы ни в технической, ни в расчетной части не обоснованы, совершенно не разработана летная часть конструкции танка и не обоснована мощность мотора, что показали ориентировочные подсчеты НИИ ВВС и опыт проектирования и разработки чертежей летающего танка, выполненный нашим конструктором т. Рафаэлянц.

2. Напечатанные в мировой прессе сообщения о летающем танке Кристи являются не более и не менее как рекламой, и в настоящее время Кристи имеет улучшенный образец танка 1932 г., который не прыгает и не летает.

3. Просить заместителя председателя РВС СССР тов. Тухачевского поручить начальнику УММ тов. Халепскому на месте уточнить вопрос о летающем танке и только после его доклада принять решение.

4. Учитывая финансовые затруднения Кристи и его желание приехать к нам в Союз для работы — считать целесообразным приглашение к нам и просить зампреда т. Тухачевского поручить ведение переговоров с Кристи т. Халепскому».

О ходе работ 31 мая 1933 г. проинформировали Первого Красного Офицера Ворошилова, при этом отмечалось, что «проблема летающего танка в настоящее время оформилась в виде 3-х предложений», каковые имели следующие ТТХ (представлены в таблице 1).

Товарищ Ворошилов, ознакомившись с присланными материалами и, в частности, с особым мнением начальника 7-го сектора НИИ ВВС Горощенко

«летающий танк технически осуществим, но требует очень длительного времени для получения положительных результатов работы его»,

пришел к выводу о том, что проще подвешивать танк под многомоторный бомбовоз, нежели делать «самолетающий».

Таким образом, к лету 1933 г. все работы по летающим танкам Рафаэлянца, Камова и Самсонова-Добровольского были прекращены.

Основные усилия конструкторов были направлены на создание устройств для подвески танков под самолет. Так, в техтребования на перспективный бомардировщик ТБ-4 внесли дополнения. Уже в июле в ЦАГИ формально началась работа по приспособлению ТБ-4 для перевозки по воздуху танков – по две штуки Т-18, Т-34, Т-26, Т-37 или сразу четырёх танкеток Т-27.

Через некоторое время системы внешней подвески танков к самолету были доведены до работоспособного состояния и приняты на снабжение армии.

Позднее конструкторы М. Смалько (в 1937 г.) и О. Антонов (в 1941 г.) занимались конструированием летающих танков, но это уже совсем другая история…


*Стиль и орфография цитируемых документов сохранены с купюрами малозначительных фрагментов.

Источник: Летающий танк Рафаэлянца. История Авиации №23

Подписаться
Уведомить о
guest

30 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account