Юрий Пашолок. Новая башня с 47-мм пушкой для лучшего французского броневика
История башен Renault-Restany и CDM с 47-мм пушками SA 35 для бронемашины Panhard 178
То, что во время войны начинается ускорение целого ряда процессов, не является чем-то удивительным. В мирное время заказчик может не одно десятилетие ковыряться в различных местах, раздумывая, что ему надо. А вот когда наступают настоящие боевые действия, срабатывает режим «лежит, лежит, друг как побежит». С танкостроением, а также созданием бронемашин, наблюдается ровно такая же ситуация. Времени на раскачку остается уже не так много, и даже те, кто вел себя странно в довоенный период, начинает резко шевелиться. По крайней мере, в ряде случаев.

Опытный образец Panhard 178, январь 1934 года. На тот момент броневик оснащался башней под пулемет Hotchkiss калибра 13,2 мм
Наблюдались такие процессы и во французской армии. Начало Второй мировой войны Франция встретила в крайне странной ситуации. С одной стороны, у французов была развитая промышленность, позволявшая выпускать большое количество бронетанковой техники. С другой же стороны, кучка пенсионеров, сидевших в командовании, нормально распорядиться ей не смогла. С танками у французов дела обстояли так себе. А вот с бронемашинами ситуация была куда лучше. Panhard 178 был одним из лучших броневиков в мире, да и получился он вполне массовым. Кроме того, французы весьма активно занимались его модернизацией.
Создавался Panhard 178 по спецификации на AMD (Automitrailleuse de Découverte, бронемашина разведки боем). Спецификация на данную бронемашину появилась 2 декабря 1931 года, утвердил ее бригадный генерал Жан Флавиньи, командующий французской кавалерией. Изначально в данную спецификацию включили броневики, которые создали как временное явление. Ими стали Panhard 165, появившаяся позже модель Panhard 175, а также Laffly 80 AM. Они были вполне серийными броневиками, но тот факт, что эти бронемашины быстренько убрали в колонии, о многом говорит. А вот дальше началась уже реальная работа.

Попытка установки 47-мм пушки SA 35 а башню APX-3. Потенциально в башню Panhard 178 пушка влезала, но идея оказалась не очень удачной
Согласно спецификации на AMD, требовалась бронемашина повышенной проходимости, которая имела среднюю скорость движения по шоссе 40 км/ч, а максимальная скорость достигала 70 км/ч. При этом требовалось вооружение в виде пушки калибра не менее 20 мм, при толщине брони не менее 8 мм. В конкурсе участвовало 4 броневика – Renault VZ, Berliet VUB, Latil, а также Panhard 178. Все бронемашины имели привод на обе оси, а также башню AVIS №2, которая позже ставилась на танк-разведчик AMR 35 ZT1. Надо сказать, что в случае с другими броневиками (AMR и AMC) победу одержали не броневики, а танки. В случае же с AMD танков всё же не выставили. А победителем оказался Panhard 178.
Первый заказ на AMD 35 (Automitrailleuse de Découverte modèle 1935) был получен 25 апреля 1934 года, еще до постройки улучшенного прототипа. В виду различных изменений первые Panhard 178 были готовы в 1936 году, а поставки в войска начались годом позже. Но в данном случае ожидание того стоило. Как выяснилось, динамические характеристики бронемашины превысили расчетные: максимальная скорость достигала 72 км/ч, а средняя скорость по шоссе составила – 47 км/ч. Не менее важным моментом являлось то, что броневик отличался высокой проходимостью.
Panhard 178 являлся одноклассником немецких 4-осных броневиков, при этом явно их превосходил. Если немцы создали 4-местный броневик с одноместной башней, то у Panhard 178 башня APX 3 была двухместной. В качестве вооружения стояла 25-мм пушка SA 35, которая вполне поражала броню толщиной 30-40 мм. Имея схожую боевую массу (8,2 тонны), французский броневик получил несущий корпус, толщина брони достигала, в лобовой части корпуса 20 мм, а башни – 26 мм. Это означало, что немецкая 20-мм автоматическая пушка далеко не всегда могла ее пробить. Причем речь совсем не про теорию: в мае 1940 года встречи Panhard 178 и Sd.Kfz.231/232 были не единичными, обычно они для немецких броневиков не заканчивались ничем хорошим.
Не менее важным моментом стало то, что Panhard 178 получился массовым изделием. Всего их успели построить 529 штук, что было больше, чем всех других французских броневиков других типов, вместе взятых. С учетом того, что Panhard 178 создавались для разведки боем, сильно на них рассчитывать не строило, но в целом они выглядели едва ли не лучше всех остальных французских легких танков. Такое сравнение вполне уместно, поскольку по массе, вооружению и даже отчасти по броне детище Panhard вполне могло претендовать на звание колесного танка. Да и случаи их удачного боевого применения, в том числе и против немецких бронемашин, не единичны. Вместе с тем, еще до начала войны возникли идеи об усилении вооружения, причем по весьма необычным причинам.
В августе 1939 года на должность инспектора бронетанковых войск был назначен генерал Луи Келлер, запомнившийся рядом одиозных идей, которые скорее усугубили ситуацию во французском танкостроении. Но имелись и вполне разумные мысли, часть из которых даже успели реализовать. Одной из них стала идея создания колесных истребителей танков. Одним из результатов деятельности Келлера стали истребители танков Laffly W 15 TCC. В серию пошло не совсем то, что задумывалось изначально, но тем не менее. Еще одной идеей стала установка в башню AMD 35 танкового орудия SA 35 калибра 47 мм.
В имеющуюся башню такая пушка не влезала, поэтому ее создали с нуля. Работы довольно долго находились на паузе, поскольку армейский генерал Морис Гамелен, главнокомандующий французской армии, к данной идее относился скептически. По этой причине работы созданию новой башни стартовали только в конце мая 1940 года. Инженер Раймон Рестани, работавший на Renault, за 48 часов разработал башню, которая известна как Renault-Restany. Башня была сварена из листов толщиной 25 мм, а в лобовой части добавили лист толщиной 13 мм.
Работы по башне шли очень быстро. На испытания башня поступила 5 июня, а уже на следующий день бронемашина с новой башней отправилась в 1-й RAM. 11 июня поступил заказ на 4 улучшенные башни, которые получали электрический привод поворота и переработанный люк. Но как раз к тому моменту немцы подошли к Парижу, так что на этом всё закончилось. Бронемашина воевала до 17 июня, после чего ее бросили. Судя по снимкам, далее ее постепенно разбирали на запчасти.
Самое интересное, что с поражением Франции работы по модернизации Panhard 178 не остановились. В южной части страны, которая осталась под властью режима Виши, находилось 64 бронеавтомобиля Panhard 178, с которых сняли 25-мм пушки и поставили вместо них пулеметы. Часть машин и вовсе оказалось без башен. Они относились к тем броневикам, что в июне 1940 года успели закончить только в виде шасси. Как раз для них и предназначались, в том числе, башни Renault-Restany. Тем не менее, позже эти самые башни появились, причем совершенно новой конструкции.
Раймон Рестани остался на оккупированной немцами территории, что ему не помешало втихую работать дальше. В апреле 1941 года он разработал башню, более известную как CDM (Camouflage du Matériel). Под аббревиатурой CDM скрывалась программа «тихого» вооружений армии Виши, которую запустили еще в 1940 году. По большому счету, Рестани взял свою исходную башню и улучшил конструкцию. В частности, иначе была сделана бронировка системы. Также Рестани переделал башенный люк, который стал более удобен для использования.
Общий заказ составил 45 башен, именно столько имелось шасси Panhard 178, которые успели вывезти на юг. После того, как Рестани подготовил документацию, на предприятиях, размещавшихся на не оккупированной немцами зоне, начали изготовление башен. Правда, имелся ряд проблем. Помимо непосредственных проблем со сборкой, имелась не менее существенная трудность – поставки вооружения. Необходимого количества 47-мм танковых пушек SA 35 не оказалось, почему ставили то, что есть, включая и 25-мм пушки.
После того, как в ноябре 1942 года немцы оккупировали остальную часть Франции, они с удивлением обнаружили некоторое количество броневиков с новыми башнями. Их, естественно, включили состав немецкой армии. В дальнейшем часть бронемашин попало уже в третьи руки – FFL. Они их вполне применяли в боях 1944-45 годов, а потом некоторое время эксплуатировали в составе французской армии. В отличие от башни Renault-Restany, от которой остались только несколько снимков, одна башня CDM ныне находится в запасниках танкового музея в Сомюре. Возможно, когда-нибудь до нее дойдут руки.
Список источников:
- Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)
- Panhard 178, Pascal Danjou, TRACKSTORY №2, 2004
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914-1940, François Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- http://www.chars-francais.net
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/Z9MaqzxHOE2TtQsI
Ссылка на «Все части цикла» не кликабельна.