Юрий Пашолок. Завышенный саперный танк по-немецки

14

Юрий Пашолок. Завышенный саперный танк по-немецки

Опытный немецкий саперный танк Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. Antrieb, более известный как Minenräumpanzer III

Одной из сильных сторон немецкой армии являлось инженерное обеспечение. Немцы уделяли инженерным войскам много внимания, что приносило свои результаты. Немецкие саперы являлись одной из составляющих блицкрига, они оснащались самым разным оборудованием, значительная часть которого было одним из лучших в мире. На этом фоне несколько удивляет ситуация, которая сложилась с немецкой инженерной техникой на танковых шасси. Насколько удачными у немцев получились те же мостовые парки, насколько странными, мягко говоря, получалась бронетанковая инженерная техника.

Фото Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. в сборе совсем немного. Так машина выглядела, когда ее отправили в Винсен

Фото Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. в сборе совсем немного. Так машина выглядела, когда ее отправили в Винсен

Наиболее запущенная ситуация у немцев образовалась с минными тралами. Если немецкие мостоукладчики хотя бы немного повоевали, то с танковыми минными тралами дело обошлось единичными экземплярами. Зато странных аппаратов для борьбы с минами у немцев хватало. Одним из них стал саперный танк, который принято обозначать Minenräumpanzer III (по той причине, что базируется он на шасси Pz.Kpfw.III). На самом деле данная машина обозначалась как Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. Antrieb, причем информация о ней крайне противоречивая. Такая же, как сама машина.

Оттуда она уже уехала без тралов

Оттуда она уже уехала без тралов

История Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. Antrieb началась 18 октября 1939 года, когда Управление Вооружений выдало заказ на разработку средств борьбы с противотанковыми минами. Уже тот факт, что заказ появился спустя полтора месяца после начала войны, весьма показателен. Не говоря уже о том, что фактические работы начались еще позже — в 1940 году, по запросу 5-го отдела Департамента Вооружений, который отвечал за инженерное оборудование и фортификацию.

Перед погрузкой для отправки в США

Перед погрузкой для отправки в США

Среди подрядчиков 5-го отдела Департамента Вооружений оказался и Krupp, который с 1940 года начал работы над катковыми минными тралами. Конструкции, надо сказать, были далеко не самыми плохими, похожие минные тралы создавались и в СССР. Существенным отличием разработки Krupp было то, что трал крепился и спереди, и сзади танка. Несколько странная идея, которая, к слову, сильно влияла на управляемость танка. Поворачивать он мог с большим трудом, в значительной степени это стало одной из главных причин, почему катковый трал Krupp в серию не пошел.

На Абердинском полигоне, если что, это вид спереди

На Абердинском полигоне, если что, это вид спереди

Так вот, в рамках работ по данному тралу, существовавшему в нескольких вариантах исполнения, разработали инженерную машину, являющуюся героем этого материала. Нередко ее приписывают Krupp, но на самом деле это писано вилами по воде, никакого подтверждения данной информации нет. Против Krupp играет тот факт, что он не использовал шасси Pz.Kpfw.III, у него имелся свой танк, Pz.Kpfw.IV. Скорее на Krupp разработали катковый трал, который устанавливался спереди и сзади. Его сделали подъёмным, что во многом устраняло проблему с управляемостью. В случае необходимости экипаж просто приподнимал трал, после чего мог спокойно развернуться.

Обзор вперед, как видите, так себе

Обзор вперед, как видите, так себе

Впрочем, машина была куда более интересной. Вопреки различным слухам, с нуля ее никто не строил. В основе конструкции Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. Antrieb лежало ремонтное шасси Pz.Kpfw.III Ausf.F, которое очень сильно переделали. Наиболее заметные изменения оказались связаны с подвеской. Она осталась торсионной, но теперь балансиры связали хитрой системой тяг, которую вынесли на балки. Благодаря этому существенно увеличился клиренс. Смысл сего мероприятия был в том, чтобы максимально поднять корпус, снизив вероятность поражения днища минами. Также весьма существенно доработали крышу отделения управления и воздухозаборники надмоторной плиты. Башню сняли и ставить заново явно не предполагали.

Инженерная машина была построена на базе Pz.Kpfw.III Ausf.F

Инженерная машина была построена на базе Pz.Kpfw.III Ausf.F

Естественно, после таких изменений Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. Antrieb имел тенденцию к продольной раскачке. Но стоит акцентировать внимание на то, что подавляющее большинство фотографий аппарата сделана без установки трала. А вот с ним ситуация была совсем иной. После того, как пускались передняя и задняя секции, машина получала приличную продольную устойчивость. Впрочем, всё равно возникали вопросы, что будет, если трал получит повреждение. Самый же главный вопрос возникал совсем в другой плоскости. Зачем мудрить такую хитрую инженерную машину, если можно просто поставить катковый трал на самый обычный танк. Нормальные люди так и делали.

Подвеска у нее была, мягко говоря, непростой

Подвеска у нее была, мягко говоря, непростой

Конечно, на фоне Räumer S, который точно построили на Krupp, данная разработка выглядела еще более-менее разумной. Тем не менее, судьба Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. Antrieb оказалась вполне предсказуемой. После серии испытаний самоходный трал забросили как не имеющий перспектив. Далее его захватили американцы. Сначала машину отправили во Францию, где она стояла в районе Парижа. Оттуда Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. Antrieb уехал уже без трала, возможно, французы подрезали. Они как раз в это самое время городили самоходный трал на шасси Char B1 bis.

В 50-е годы Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. сдали в металлолом

В 50-е годы Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. сдали в металлолом

Далее Minenräumgerät mit Pz.Kpfw. Antrieb отправился в США, на Абрединский полигон. Большинство снимков данной машины сделано там. В начале 50-х годов его отправили на переплавку, вместе с Räumer S и целой кучей других уникальных машин. Вообще по объемам сдачи бронетанкового металллома Абердинский полигон и Бовингтон являются лидерами. И только Кубинка, которую некоторые критики ругают за «ржавые интерьеры», сохранила основной объем трофеев. Включая и самоходный трал Alkett, единственную немецкую инженерную машину, сохранившуюся до наших дней.

Список источников:

    1. US NARA
    2. Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
    3. eBay

источник: https://dzen.ru/a/Z9UTixhoaRcskQeL

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account