Автострадные агрессоры. СССР. Как нам усилить танк Кристи
В феврале 1928 года с немецким конструктором Фольмером, обладавшим значительным опытом в области создания и постановки на производство различных типов танков, был заключен договор на разработку маневренного колесно-гусеничного танка массой 8 тонн. Технический проект машины, который обошелся СССР в $70000, был принят у Фольмера в июне 1930 года. На машине с противопульным бронированием, выполненным из 8-мм и 15-мм броневых листов, предусматривалась установка двигателя конструкции Фольмера мощностью 125 л.с. Он должен был обеспечить танку максимальную скорость на колесном ходу 50 км/ч и на гусеничном 25 км/ч. Время перехода с гусеничного на колесный должно было составлять около 4 минут. Танк предполагалось вооружить модернизированной 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Экипаж машины должен был состоять из трех человек.
Поскольку чертежи танка Фольмера были получены после подписания договора на приобретение двух колесно-гусеничных танков американского конструктора Дж.У.Кристи и предоставления всесторонней технической помощи по ним, от постройки танка Фольмера отказались. Чертежи танка были переданы в Опытно-конструкторское и испытательное бюро УММ РККА для дальнейшего использования, а массовыми колесно-гусеничными танками в СССР стали танки с подвеской системы Кристи.
Проекты Тоскина
При организации серийного производства танков БТ отечественные конструкторы уже рассматривали варианты совершенствования машины. Еще в начале декабря 1930 года танковым отделом ХПЗ под руководством М.Н. Тоскина были представлены два проекта модернизации закупленных машин.
Первый проект представлял вариант танка массой 7,5тонн. Его предполагалось вооружить одной 45-мм или 37-мм пушкой и пулеметом ДТ, установленными в уменьшенной по высоте башне. Боекомплект должен был включать 90 выстрелов к пушке и 2520 патронов. В укороченном корпусе предусматривалась установка карбюраторного двигателя м-6 мощностью 300 л.с. Ходовая часть должна была быть выполнена по четырехкатковой схеме. На колесном ходу передние катки были управляемыми, задние — ведущими. Рачетная максимальная скорость на колесном и гусеничном ходу составляла 53 км/ч. Экипаж машины должен был состоять из двух человек.
Второй проект предусматривал создание танка, имевшего боевую массу 12-12,5 тонн, вооруженного одной 37-мм или 45-мм пушкой и двумя пулеметами ДТ (один пулемет устанавливался в лобовом листе рядом с механиком-водителем) с боекомплектом в 100 выстрелов к пушке и 2780 патронов к пулеметам. Проектировалась установка в танк карбюраторного двигателя М-17 мощностью 500 л.с. Броневую защиту предусматривалось изготовить из 6-, 10- и 13-мм бронелистов. В ходовой части предусматривалось использовать пятикатковую схему с двумя ведущими (задними) и управляемыми (передними) опорными катками колесного хода состороны каждого борта. Привод к ведущим колесам осуществлялся
"самостоятельной подвеской через две гитары, расположенные на одной оси".
Расчетная максимальная скорость танка на колесном ходу составляла 74 км/ч, на гусеничном — 53 км/ч. Экипаж должен был состоять из четырех человек.
второй проект Тоскина
При рассмотрении проектов НТК УММ постановил:
"1. Считать первоочередной задачей модернизацию существующего серийного образца.
2. по модернизации БТ:
— работы по БТ (утяжеленному типу) не прекращать. В узловых чертежах испраить все ошибки, как в части конструктивного исполнения, так и в расчетной."
В феврале 1931 г. Комиссией обороны эта задача была поставлена танковому отделу ХПЗ, московскому КБ Оружобъединения и НАТИ. В результате проведенных работ были разработаны варианты установки в танк 76,2-мм пушки Гарфорда, а также четырех 7,62-мм пулеметов ДТ. Боекомплект танка составлял 60 снарядов и 6000 патронов. Бронирование корпуса и башни было усилено за счет использования броневых листов толщиной 20, 25 и 45 мм. Ход дальнейших работ по этому направлению неизвестен.
Работы Дыренкова
6 июня 1931 года начальник вооружения РККА И. Уборевич и начальник УММ РККА И. Халепский утвердили "… задание на проектирование колесно-гусеничного танка типа Кристи". В этом образце предполагалось сделать следующее:
"I. Основным требованием является быстроходность, высокая проходимлсть по всем грунтам и высокий километраж службы до ремонта.
- Вес не более 14 т.
- Удельная нагрузка не более 0,35 кг/см2.
- Скорость на колесах по шоссе 70 км/ч, на гусеницах не ниже 40 км/ч. Преодолеваемые препятстви: подъемы — 30 град., крен — 30 град.
- Километраж службы до износа гксеничного движетеля и трансмиссии не менее 3000 км, на колесах — не ниже 10000 км.
- Живучесть мотора — не менее чем 500 часов работы.
- Проходимость: клиренс — 350 мм, ров — 2 м, брод — 1 м, стенка — 0,6 м.
- Вооружение — 76-мм противоштурмовая (временно) и 37-мм орудия и 2 пулемета. Одно орудие и один пулемет размещаются во вращающейся башне, второе орудие может быть установлено не в башне.
- Боекомплект — 40 выстрелов к 76-мм, 100 выстрелов к 37-мм, 5000 патрон.
- Броня: лоб — 30 мм, борт — 13 мм, башня — 20 мм, корма — 20 мм, дно, крыша — 6 мм.
- Экипаж — не менее 3 человек.
- Запас хода — не менее 4 часов.
II. Обязать начальника Артиллерийского управления в 5-месячный срок изготовить опытные образцы специальной танковой 76-мм пушки с полуавтоматическим затвором…
Производственное требование — при проектировании этой машины должны быть приняты все меры к использованию идущих или предполагавшихся в производстве агрегатов, частей и механизмов".
Осенью 1931 г. Н. И. Дыренковым был разработан проект модернизации вооружения танка БТ за счет установки 37-мм пушки во вращающейся башне и 76,2-мм пушки — в лобовом листе корпуса машины. Проект не был принят из-за малых размеров боевого отделения, неудачной конструкции агрегатов трансмиссии и приводов к двум парам задних ведущих колес.
Специальная комиссия «по проверке расчетов и оценки конструкций Д-4, Д-5 и Д-38» сочла данные решения неоправданными и работы по ним в существующем виде предписывала прекратить. Но в декабре 1931 г. начальник НКТ УММ Лебедев послал Н. Дыренкову письмо следующего содержания:
«Тов. ДЫРЕНКОВУ
Н.Т.К.
… декабря 1931 г.
Согласно решения НТКопг 21/10с.г. и Вашему пожеланию продолжить работы над усилением вооружения гусенично-колесных танков типа КРИСТИ путем установки в них 76-мм пушки. НТК поручает Вам завершить проэкт большой башни танка Д-38 второго варианта /с пушкой 76мм/, при условии ее установки на корпусе танка «БТ-КРИСТИ» без переделок последнего с исключением второй огневой точки в корпусе.
Эскизный проэкт большой башенной установки Д38 согласовать с КБ-3 ОРПО не позднее 10/2 с.г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НТК УММ РККА
/Лебедев/»
Таким образом, Н. Дыренкову давалась «зеленая улица» в создании танка, с корпусом БТ и большой башней, вооруженной 76-мм пушкой. Второй вариант модернизации колесно-гусеничного танка БТ конструкции Н. И. Дыренкова оказался более удачным. Танк, получивший название Д-38, был разработан в конце 1931 — начале 1932 гг. Ведущим инженером машины был Н. Гуленко. В январе 1932 г. был изготовлен опытный образец, причем гусеницы на нем были заимствованы от второго закупленного танка «Кристи» М. 1940, который находился в бюро на исследовании.
Машина отличалась от серийного танка БТ-2 установкой вооружения и конструктивными изменениями корпуса, связанными с установкой новой башни. Были разработаны два варианта башни: сварная из плоских броневых листов и куполообразная, штампованная.
В качестве основного оружия на машине, согласно техническому проекту, предполагалось установить две пушки: 37-мм танковую и 76,2-мм противоштурмовую пушку «Гарфорда». Однако, в ходе опытно-конструкторских работ был изготовлен деревянный макет башни с установкой одной 76,2-мм противоштурмовой пушки. В отличие от макета, на опытном образце танка была использована 76,2-мм пушка ПС-3 (полковая пушка обр. 1927 г. с укороченным откатом), которая устанавливалась в цапфах на станине, приваренной к башне и имела максимальный угол возвышения 25град. Для ведения прицельной стрельбы использовался удлиненный телескопический танковый прицел обр. 1930 г., для которого в броне башни было сделано специальное окно. Подъемный механизм был сохранен от полковой пушки.
Бронировка орудия на машине не устанавливалась. Справа от пушки автономно размещался 7,62-мм пулемет ДТ. Боекомплект машины состоял из 50 выстрелов к пушке и 2700 патронов к пулемету.
25 марта 1932 году пушка ПС-3, установленная в башне конструкции Дыренкова на танке БТ, была испытана возкой и стрельбой. Из-за большого отката и чрезмерной реакции на погон испытания пришлось прекратить
«вплоть до готовности новой 76-мм танковой пушки укороченного отката».
Вместо запланированных на испытаниях 200 выстрелов было сделано лишь 50. Испытания же «улучшенной сварной башни», получившей индекс А-43, на танке Т-26 проходили в НИАП с 26 ноября по 5 декабря 1932 г. Эта башня была установлена на несколько переработанный корпус танка БТ. Большой размер круга обслуживания (погона) башни заставил нарастить длину подбашенного листа танка назад, что привело к установке кормового листа под большим наклоном.
Было выявлено большое количество недостатков как в конструкции самих башен, так и в конструкции пушки. Неудачный погон заставлял прикладывать на маховик поворотного механизма чрезмерные усилия, особенно при страгивании башни с места. Полковую пушку установить в башню не представлялось возможным из-за чрезмерной длины отката (до 900 мм). Уменьшить откат путем применения дульного тормоза АНИИ не разрешил. Поэтому башня А-43 испытывалась с пушкой «Гарфорда».
Только в начале 1933 г. в башне А-43 была смонтирована новая 76-мм пушка КТ обр. 1927/32 гг., представлявшая собой ту же «полковушку» с уменьшенной до 500 мм длиной отката. Конструкция башни была немного изменена, но кардинальных улучшений все же не последовало. Особенно угнетала теснота в боевом отделении. Так, при производстве выстрела заряжающему (он же – пулеметчик) приходилось буквально вжиматься в правую стенку башни и, «прерывая всякую возможность ведения стрельбы из пулемета», прижимать к себе левую руку (чтобы его не ударило откатывающейся казенной частью).
Танк БТ со штампованным вариантом башни А-43 (кинокадр), 1932 г.
«Механизированный» спуск давал частые отказы, а производить выстрел со шнура в такой тесноте было невозможно. Угол обстрела из башенного пулемета был никуда не годным. Обзор – крайне ограниченным.
Отсутствие вентиляции могло привести к угару экипажа при ведении огня с закрытыми кормовыми дверьми башни. По окончании этих испытаний башня была забракована УММ.
Проекты ОГПУ и завода «Красный Путиловец»
В декабре 1932 г. состоялось совещание в НТУ УММ по вопросу установки 76,2-мм полкового орудия обр. 1927 г. в танк БТ без удлинения его корпуса (допускались небольшие переделки). Общий вид башни разрабатывал завод № 1, а укладка снарядов выполнялась заводом «Красный Путиловец». Однако дальше технического проекта этот вариант усиления огневой мощи БТ-2 не прорабатывался.
БТ с опытной башней завода «Красный Путиловец»
Работы по усилению вооружения танка БТ-2 велись и в Автотанковом бюро (АТБ ЭКУ ОГПУ, возглавляемым И. А..Махановым. В 1932–1933 гг. ТО ЭКУ ОГПУ в Москве для танка БТ-2 был разработан проект новой башни с увеличенным погоном и 76,2-мм пушкой. Для наведения орудия использовались электромеханические приводы с оригинальным дифференциальным механизмом горизонтального наведения. В ходовой части предполагалось использовать мелкозвенчатые гусеницы с коваными траками. Опытный образец башни был изготовлен московским заводом «Красный Пролетарий» в 1933 г. В последствии опытная башня с 76,2-мм пушкой была использована ленинградским заводом им. Ворошилова (завод № 174) при разработке модернизации вооружения легкого танка Т-26.
БТ с опытной башней АТБ ЭКУ ОГПУ и 76,2-мм пушкой ПС-3
Кроме того, в начале 1932 г. на московском заводе «Красный Пролетарий» рассматривался вопрос о изготовлении штампованных «грибообразных» (полусферических) башен под установку 76,2-мм орудия и 7,62-мм пулемета ДТ. Однако из-за малой мощности штамповочного пресса, позволившего изготовить «грибообразную» башню из 6-мм брони вместо требуемой по техническим условиям — 11 мм, дальнейшие работы в этом направлении были прекращены.
Эксперименты по усилению вооружения танков БТ показали необходимость в создании новой более просторной башни, и что сделать это на существующие корпусе танка было невозможно. Но против изменения конструкции корпуса категорически возражал Комитет обороны, поэтому все кончилось унификацией башен для танков Т-26 и БТ, получивших башню с 45-мм пушкой образца 1932 г., имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с и спаренным с ней пулеметом ДТ.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ
Тип танка | Проект №2 инж. Тоскина* | Д-38 |
Боевая масса, кг | 12000-12500 | 11500 |
Экипаж, чел. | 4 | 3 |
Габаритные размеры, мм | ||
Длина | 6200 | 5350 |
Ширина | 2640 | 2230 |
Высота | 2430 | 2400 |
Клиренс | 350 | 350 |
Вооружение | ||
Пушки | 1 х 37-мм или 1 х 45-мм | 1 х 76,2-мм ПС-3 |
Пулеметы | 2 х 7,62-мм ДТ | 1 х 7,62-мм ДТ |
Боекомплект | ||
Пушки | 100 выстрелов | 50 выстрелов |
Пулеметы | 2780 патронов | 2700 патронов |
Приборы прицеливания | телескопический танковый прицел обр.1930 г. | телескопический танковый прицел обр.1930 г. |
Бронирование, мм | ||
Лоб корпуса | 13 | 13 |
Борт корпуса | 13 | 13 |
Корма корпуса | 10 | 10 |
Башня | 13 | 13 |
Крыша | 10 | 10 |
Днище | 6 | 6 |
Силовая установка | ||
Тип двигателя | М-17, карбюраторный, 12-цилиндровый | М-5-400, карбюраторный, 12-цилиндровый |
Мощность, л.с. | 500 | 400 |
Общая мощность, л.с. | 500 | 400 |
Трансмиссия | механического типа | 3 передачи вперед и 1 назад |
Ходовая часть | 5 опорных катков (с приводом на 2 задних и двумя поворотными катками), переднее направляющее и 2 задних ведущие колеса | 4 опорных катка (с приводом на задний и двумя поворотными катками), переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
Скорость, км/ч | ||
На гусеницах | 53 | 60 |
На колесах | 74 | 90 |
Запас хода, км | ||
На гусеницах | н/д | 120 |
На колесах | н/д | 200 |
Преодолеваемые препятствия | ||
Угол подъема, град | 30 | 35 |
Высота стенки, м | 0,6 | 0,55 |
Ширина рва, м | 2 | 2 |
Глубина брода, м | 1 | 0,9 |
Средства связи | отсутствовали | отсутствовали |
*- данные расчетные
Список источников:
- Свирин М.Н. Броня крепка: История советского танка 1919-1937,
- Отечественные бронированные машины 1905-1941.т.1,
- Коломиец М. Легкие танки БТ. "Летающий танк 30-х",
- Советские легкие танки. 1920-1941,
- Павлов М. В., Желтов И. Г., Павлов И. В. Танки БТ,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/bt-2.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/d-38.htm,
- http://pro-tank.ru/sssr/60-tankostroenie?start=1.
Что за бредовая статия? Думал что выдумки типа «русские изобрели все» давно кончились.
Коллега Хоплит, зачем постите здесь из совковых книжек «патриотического» воспитания? Чтоб коллеги бросились издеваться над фраз о скажем «поцарапаная краска с днище Бисмарка»)) Дальше читать не получилось…
Вам что не известен термин Образное выражение»?!!
Бред. Фэри Суордфиш (англ. Fairey Swordfish — «меч-рыба») — британский торпедоносец-бомбардировщик с ав. Арк Ройал одной торпедой попал в кормовую часть, причинив тяжёлое повреждение рулевого механизма и заклинил рули. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и начал описывать левые циркуляции. Вот так ему «краску поцарапали».
У каждого исполина есть свои слабые места, и это было не единственное попадание торпеды в «Бисмарк», надо все таки различать главный броневой пояс и винто рулевую группу — https://warspot.ru/6137-posledniy-pohod-bismarka-v-zhizni-i-na-ekrane .
Вам что не известен термин Образное выражение»?!! Коллега, сам етот пример я привел как «образное выражение» вымислов. Не хотелось влезать в подробности (их много) но ладно, раз хотите. Начнем считать «образних» вымислов. Самое первое изречение… Е.Г. Ледин, изобретатель гексогеновой взврывчатки — земляк Берии, он родился….. Совсем «образно»)) Посколько дальше пропагандист сам ето опровергает (хотя ето тоже смахивает на вымысел) …сумел незаметно от них умыкнуть ее крошечный кусочек. (Обычно такие пробы уносят под ногтями.) Вот эта проба и попала к химику Е.Г. Ледину, который проанализировал образец и создал свою первую взрывчатку — копию немецкой. Названа она была ТГА Чтоб привести вам примеры пришлось читать дальше… Нет, невозможно остаться серьезним читая такую «литературу» 😀 ))) все ученые, профессоры и прочие специалисты просто сочли его безграмотным дураком. Но поскольку Ледин был вольнонаемным при военной лаборатории, то начальство не возражало, чтобы он «побаловался» над решением нерешаемой задачи. В это время случилась неприятность — Ледина призвали в армию. Специалисты в лаборатории были очень нужны, и начальство предложило присвоить ему офицерское звание и включить в штат лаборатории. Ему бы предоставили квартиру, высокий оклад, пайки и т.д. и т.п. Но в этом случае Ледин уже не смог бы заниматься своей взрывчаткой и вынужден был бы работать по… Подробнее »
Попробую ответить на адекватные замечания.
ТГА и A-IX-2 это разные типы ВВ, ее нельзя снаряжать ББ-снаряды.
ГК эсминцев, которые могли вести заградительный огонь по бомберам. или торпедоносцам (13 минута видео)
https://youtu.be/cjmeeXcsUkw
«В отчете описывается огромная работа немецких химиков по разгадке секрета этой взрывчатки. Из чего она создана, они, разумеется, немедленно поняли. Но как Ледин ее создал, они до конца войны понять не смогли. Эстафету у немцев приняли химики НАТО, США, Европы и всего мира. Бесполезно!» — Гексоге один, а взрывчатка Ледина это композиция из нескольких веществ, вот ее они не смогли воспроизвести, что ж тут непонятного?!!
Совка значит?!! Теперь мне ясно с кем имею дело.
Могли (кое как) и стреляли (из безвыходности) но не зенитними снарядами. Но в тексте говорится о зенитном снаряде сбившем 3… нет упоминания о корабли, посколько тогда возникнет вопрос- какие бомберы атакуют корабль в настолько сомкнутом строе из трех… ведь корабль движется… Хорошо что не скопление (любимое пропаганде слово) бомберов)))
непонятно- вы етому верите? 😯
Коллега Хоплит, название «совок» соц. системе шыроко используется вкл. здесь на сайте, откуда я его «усвоил». Что оно имеет несколько негативное (скорее бытово-критическое название социализма) звучание я догадываюсь, но «глубокие» значения (?) мне незнакомы- в болгарском нет такое. Так что мне неясно что вам ясно «с кем имеете дело«
Вся статья почти слово в слово совпадает с творчеством Юрия Мухина. Видимо из одного ура-патриотического ведра черпалась.
Я конечно понимаю что ура-патриотизм это лютый зашквар, но где проходит граница между ним и просто патриотизмом, и есть ли она вообще?
Интересно, сколько в этом тексте правды…..
Плюс только за интересную тему….
Если отбросить шелуху про героя-одиночку, борющегося с ужасТной сЫстемой тупиц, и аффторский бред про зависимость темы исследований от способа трудоустройства, то в сухом остатке будет, как минимум, следующее
ИМХО только хим. формулы. Можете сравнить с этим — статья Гексоген —
из Википедии.
Да как-то в Вики такие темы искать неохота….
Соглашусь с коллегами: тема поднята интересная, но стиль изложения, увы, всё испортил.
журнализды ТВ «Звезда», как ни крути, от своего НТВшного прошлого далеко уйти не могут — «интрига, сенсация, но не расследование» (с)
Тут или ошибка или статью писал не специалист.
Чувствительность к удару:
Тринитротолуол — 4%-8%
Гексоген — 80%-90%
А-IX-2 — 76%
А-IX-2 в несколько раз более чувствителен к удару!
Источником не поделитесь?