Компания Sikorsky Aircraft идёт в гибридную авиацию. Прототип конвертоплана будущего Sikorsky HEX 2-Rotor Tiltwing. Что известно о новинке американского вертолётного гиганта
В мире авиации, где инновации – это двигатель прогресса, компания Sikorsky Aircraft, заслуженный ветеран и новатор вертолетостроения, вновь заявляет о себе, уверенно смотря в будущее. На этот раз горизонт исследований лежит в области гибридной авиации, и Sikorsky, не теряя времени, представляет впечатляющий прототип конвертоплана, способного изменить представление о возможностях летательных аппаратов.
Sikorsky HEX 2-Rotor Tiltwing – это не просто новый проект, это манифест инженерной мысли, смелый шаг в неизведанное, где сочетаются проверенные временем технологии и передовые разработки. В этой статье мы раскроем его конструктивные особенности, проанализируем потенциал и рассмотрим перспективы, которые он открывает для военной и гражданской авиации. Мы изучим историю разработок Sikorsky, чтобы понять, как компания пришла к созданию этого уникального аппарата, и попытаемся оценить, сможет ли HEX 2-Rotor Tiltwing стать тем самым «связующим звеном» между вертолетами прошлого и будущего.
Содержание:
История разработки
В марте 2023 года, на выставке Heli-Expo 2023 в Атланте, штат Джорджия, Sikorsky ошеломила мир авиации, объявив о рождении своего амбициозного проекта – Hybrid-Electric Demonstrator (HEX). За кулисами, в лабораториях Sikorsky Innovations, команда дерзких инженеров под руководством Игоря Черепинского уже колдовала над созданием этого чуда техники – полностью автономного пассажирского гибридно-электрического демонстратора, призванного перевернуть представление о воздушной мобильности. Sikorsky тогда не раскрыла карт, оставив в тени вопрос: станет ли HEX гибридным вертолетом, или же это будет аппарат совершенно новой формации, рожденный специально для эры передовых воздушных путешествий.
Сердцем HEX станет система управления автономным полетом Matrix™ – плод десятилетних разработок Sikorsky. Для ее отладки и всесторонних испытаний роскошный Sikorsky S-76B был превращен в летающую лабораторию, получив гордое имя Sikorsky Autonomy Research Aircraft (SARA).
Известно, что HEX будет оснащен турбовальным двигателем General Electric CT7 с генератором класса 1 МВт и соответствующей силовой электроникой. Дальность полета превысит 925 км, а максимальный взлетный вес составит более 3175 кг. Эти характеристики, наряду с автономной системой, стали единственными приоткрытыми завесами тайны на Heli-Expo 2023.
Система автономного управления MATRIX™ – это универсальное решение для вертолетов и самолетов, созданное для обеспечения беспрецедентной безопасности, надежности и эффективности полетов. Она способна:
- Выполнять сложнейшие миссии на малых высотах, лавируя среди препятствий и в непредсказуемых условиях.
- Многократно повышать надежность системы за счет многоуровневого управления в нештатных ситуациях.
- Существенно снизить стоимость жизненного цикла и эксплуатационные расходы.
- Благодаря платформонезависимой конструкции, адаптироваться к различным типам воздушных судов и задачам.
Sikorsky Innovations возлагает на HEX роль летающей испытательной платформы, где будут обкатываться инновационные конструкторские решения, новые тяговые установки и архитектуры управления, необходимые для устойчивого зависания и других передовых технологий.
В перспективе Sikorsky планирует создать целое семейство масштабируемых автономных гибридно-электрических машин, предназначенных как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Компания уверена, что эти аппараты найдут свое применение как в гражданской, так и в военной авиации, открывая новую эру в истории воздухоплавания.
Февраль 2024 года ознаменовался представлением захватывающих концептуальных проектов гибридно-электрических самолетов вертикального взлета и посадки HEX.
24 февраля, в ослепительном свете Heli-Expo 2024 в Анахайме, штат Калифорния, компания Sikorsky явила миру три смелых концепции в рамках своей программы Hybrid-Electric Demonstrator (HEX) – автономного пассажирского самолета, вертикального взлета и посадки. Особенностью этих воздушных судов станет отказ от традиционного ручного управления – пилотирование полностью доверено искусственному интеллекту. Сердцем HEX станет турбовальный двигатель, соединенный с мегаваттным генератором и силовой электроникой, разработанными GE. Управление полетом и двигателем интегрировано в систему управления автономностью Matrix от Sikorsky, обещая беспрецедентную надежность и точность.

Концептуальные аппараты Сикорского программы автономного пассажирского самолета вертикального взлета и посадки Hybrid-Electric Demonstrator (HEX) представленные 24 февраля на выставке Heli-Expo 2024 в Анахайме, Калифорния, США.
HEX 2-Rotor Tiltwing – автономный гибридно-электрический демонстратор VTOL – являет собой воплощение инноваций. Представленные на Heli-Expo 2024 художественные концепции обретают реальность: Vertical Flight Society сообщила, что Sikorsky Innovations активно создает три демонстрационных образца HEX 2-Rotor Tiltwing. Параллельно ведется работа над нелетающим испытательным стендом для всесторонней проверки двигательной системы.
Несмотря на то, что количество пассажиров и крейсерская скорость пока остаются тайной, дальность полета HEX, как ожидается, превысит 575 миль (925 км) при расчетном максимальном взлетном весе в 9000 фунтов (4082 кг). Два ротора и два электродвигателя, закрепленные на высоком наклонном крыле, позволят значительно увеличить дальность полета. HEX открывает новые горизонты для междугородних и внутригородских перевозок, путешествий в сельскую местность, миссий «корабль-берег» и полетов в самые отдаленные уголки планеты. Фюзеляж, изготовленный из прочного и легкого композитного материала на основе углеродного волокна, обеспечивает оптимальное соотношение прочности и веса. Т-образное хвостовое оперение и убирающееся трехопорное шасси дополняют облик этого технологического чуда.
На борту HEX реализована многократная избыточность критически важных компонентов, гарантирующая максимальную безопасность пассажиров и груза. Эта архитектура, по прогнозам компании, обеспечит более тихий полет, снижение производственных и эксплуатационных расходов, экологичность, уменьшение механической сложности и повышение безопасности полетов.
Испытания и перспективы
В компании Sikorsky сообщается, что уже успешно проведены испытания маломасштабного макета аппарата вертикального взлета и посадки. Компания намерена начать серийное производство конвертопланов HEX в 2027 году, в зависимости от извлеченных уроков на испытательном стенде двигательной системы (PSTB).
В компании прогнозируют, что их следующее поколение гибридно-электрических самолетов вертикального взлета и посадки будет использоваться для улучшения воздушной мобильности (AAM), воздушных грузовых перевозок, а также использоваться в качестве БПЛА, как гражданского так и военного назначения.
Некоторые технические характеристики:
- Дальность: более 575 миль (925 км)
- Максимальный взлетный вес: 9000 фунтов (4082 кг)
- Пропеллеры: 2 ротора
- Электродвигатели: 2 электродвигателя
- Источник питания: Гибридно-электрический источник питания
- Фюзеляж: Композит из углеродного волокна
- Крылья: 1 высокорасположенное основное крыло
- Хвост: 1 обычный Т-образный
- Шасси: Убирающееся трехопорное колесное шасси
- Системы безопасности: В подсистемах самолета есть избыточность критических компонентов, обеспечивающих безопасность пассажиров или груза за счет избыточности. Наличие нескольких избыточных систем на любом самолете снижает вероятность возникновения единого отказа узла или агрегата.
Источник — https://evtol.news/sikorsky-hex-2-rotor