Первый водородно-электрический самолёт Jetcruzer 500E скоро поднимется в небо
Конечно, это не полноценный, большой авиалайнер не сотни пассажиров. Это маленький самолётик всего на 6 человек. Однако и в самолёте братьев Райн то же трудно было узнать современные белоснежные гиганты, бороздящие небо планеты. Главное это, судя по всему, первый серийный самолёт с водородно-электрической силовой установкой. И именно он даёт дорогу авиалайнерам будущего, конечно, если его эксплуатация окажется успешной. Но обо всём по порядку.
Разработчиком Jetcruzer 500E является компания ZeroAvia, известная своими амбициозными планами по декарбонизации авиации. Они уже несколько лет работают над технологией водородно-электрических силовых установок и демонстрируют прототипы на различных платформах. Jetcruzer 500E – это, по сути, воплощение их наработок в коммерчески жизнеспособном продукте. Самолёт рассчитан на полёты дальностью до 500 морских миль (около 926 километров), что открывает возможности для региональных перевозок и бизнес-авиации.
Принцип работы силовой установки достаточно прост: водород хранится в баках на борту самолёта и подаётся в топливные элементы. В топливных элементах происходит химическая реакция между водородом и кислородом из воздуха, в результате которой образуется электричество и водяной пар. Электричество питает электромоторы, вращающие пропеллеры, а водяной пар является единственным выбросом в атмосферу. Таким образом, полёт на Jetcruzer 500E не оказывает никакого вредного воздействия на окружающую среду.
В отличие от самолётов, работающих на ископаемом топливе, Jetcruzer 500E практически бесшумен. Это не только повышает комфорт для пассажиров, но и снижает шумовое загрязнение в районе аэропортов. Кроме того, водородно-электрические силовые установки имеют меньше движущихся частей, чем традиционные двигатели, что потенциально снижает затраты на обслуживание и повышает надёжность.
Из других характеристик. Мощность силовой установки составит 600-киловатт (815 л.с.). Электродвигатель EPS для машины будет поставлять компания ZeroAvia. При этом первый мотор уже был поставлен в 2025 году. То есть это не прожект, двигатель уже существует и сейчас проходя испытания и сертификация самолёта с ним. До этого машина испытывалась с традиционным турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney PT6.
Перспективы использования водородно-электрических самолётов в будущем огромны. Если технология будет успешно масштабирована, то в скором времени мы сможем увидеть крупные авиалайнеры, совершающие дальние перелёты без выбросов CO2. Это станет важным шагом на пути к экологически чистой авиации и поможет снизить негативное воздействие на климат.
Jetcruzer 500E – это лишь первый шаг, но он открывает новую эру в авиации, где полёты будут не только быстрыми и удобными, но и экологически безопасными. После лётных испытаний и получения сертификации FAA, Jetcruzer 500E может стать первым в мире сертифицированным полностью электрическим самолётом, работающим на водороде. Начало коммерческой эксплуатации самолёта запланировано на 2028 год.