Конвертоплан Bell V-280 Valour. Преемник легендарного Чёрного ястреба

11

В 2019 году, в США была инициирована программа Future Long-Range Assault Aircraft (FLRAA) по замене заслуженного вертолёта Sikorsky UH-60 Black Hawk.

5 декабря 2022 года в СМИ появилось сообщение что по этой программе была выбрана машина компании Bell Textron (в составе корпорации Textron). И ей стал, что любопытно, не вертолёт, а опытный конвертоплан Bell V-280 Valour. Именно эта машина в будущем заменит легендарный американский вертолёт и, в дальнейшем, именно она будет доведена до серийного производства.

Конвертоплан Bell V-280 Valour. Преемник легендарного Чёрного ястреба

Несколько слов о, собственно программе FLRAA. Согласно требованиям программы, предполагалось создание среднего многоцелевого вертолета на замену основному американскому вертолету этого класса Sikorsky UH-60 Black Hawk. Новая машина должна иметь возможность перевозить 12 полностью экипированных пехотинцев с крейсерской скоростью не менее 230 узлов (около 428 км/ч) на дальность не менее 229 морских миль (424 км). Начало серийных поставок нового летательного аппарата планировалось с 2030 года.

В свою очередь, программа FLRAA (категория JMR-Medium / FVL-Medium) выступает как часть более обширной программы Future Vertical Lift (FVL), реализуемой с 2004 года и предусматривающей создание пяти типов новых вертолетов или летательных аппаратов вертикального взлета и посадки для замены всего парка вертолетов армейской авиации (OH-58, AH-64, UH-60, CH-47). Новые машины, созданные по этой программе, должны начать поступать в войска примерно с 2030-2035 годов.

В 2013 году, армия США по программе FLRAA, выбрала на первом этапе технологический демонстратор JMR TD, проект конвертоплана V-280 компании Bell. Скоростной вертолет S-97 Raider консорциума Sikorsky и Boeing, а также проекты большого конвертоплана компании Karem Aircraft и скоростного вертолета компании AVX Aircraft.

Конвертоплан Bell V-280 Valour. Преемник легендарного Чёрного ястреба

Два последних проекта являлись инициативными и в августе 2014 года отпали, хотя AVX заявляла, что продолжает разработку своего летательного аппарата по конкурсу FLRAA.

По условиям конкурса, которые были уточнены в 2014 году, свои прототипы-демонстраторы участники конкурса должны предоставить к концу 2017 года. Однако это условие выполнил только конвертоплан компании Bell.

Первый и единственный опытный образец-демонстратор конвертоплана Bell V-280 Valor (так называемый Аir Vehicle Concept Demonstrator — AVCD, регистрационный номер N280BH) совершил первый полет 18 декабря 2017 года в Амарилло (штат Техас). Теперь, после почти пяти лет испытаний, он объявлен победителем в тендере по FLRAA.

V-280 был фактически разработан так называемым альянсом Team Valor в составе Bell Helicopter (ныне Bell Textron), Lockheed Martin, General Electric, Moog, IAI, TRU Simulation & Training, Astronics, Eaton, GKN Aerospace, Lord, Meggitt и Spirit AeroSystems. Машина практически полностью выполнена из композиционных материалов и оснащена двумя турбовальными двигателями. Отличием V-280 от прежних типов конвертопланов (в частности, V-22 Ospey) является то что у него осуществляется поворот не всей мотогондолы с двигателями, а только винтов, за счет оригинального шарнирного механизма.

Конвертоплан Bell V-280 Valour. Преемник легендарного Чёрного ястреба

В декабре 2020 года V-280 достиг скорости 305 узлов (565 км/ч), налетав к тому времени в ходе испытаний более 200 часов в 159 полетах.

Прототип-демонстратор V-280 был оснащен двигателями серии General Electric T64. Кстати, вопрос о том какие двигателя будут на серийных образцах пока окончательно не решён. Ранее сообщалось, что вертолеты любых предложений по FLRAA должны оснащаться в серии двумя перспективными турбовальными двигателями General Electric Т901, создаваемыми по программе армии США Future Affordable Turbine Engine (FATE) и имеющими взлетную мощность более 5000 л. с. Однако в октябре 2021 года Bell Textron и Rolls Royce объявили о решении заменить на демонстраторе V-280 Valor двигатели Т64 на турбовальные двигатели Rolls-Royce AE 1107F, представляющие собой модификацию двигателей Rolls-Royce T406/AE 1107C, используемых на конвертоплане V-22 Osprey. Максимальная взлетная мощность AE 1107F должна достигать 7000 л. с. По последним сообщениям, армия США выбрала вариант V-280, именно, с моторами Rolls-Royce AE 1107F, что, помимо прочего, обещает также унификацию с парком уже существующих конвертопланов армии США.

Крейсерская скорость серийной машины на основе V-280 должна составлять 280 узлов (520 км/ч, отсюда и индекс «280»), максимальная — более 300 узлов (560 км/ч). Перегоночная дальность заявлена в 3900 км, радиус действия (в зависимости от нагрузки) — от 930 до 1480 км. Серийный конвертоплан V-280 при экипаже из четырех человек должен перевозить 14 военнослужащих. При заявленном максимальном взлетном весе порядка 30 тысяч фунтов (13620 кг; видимо фактически будет больше) аппарат должен иметь максимальную полезную нагрузку до 10 тысяч фунтов (4540 кг).

Конвертоплан Bell V-280 Valour. Преемник легендарного Чёрного ястреба

Выступавший конкурентом Bell V-280 в тендере по FLRAA представленный консорциумом Sikorsky и Boeing демонстратор скоростного вертолета Sikorsky S-97 Raider совершил первый полет 21 марта 2019 года. Raider использует разработанную Sikorsky новую несущую схему, сочетающую соосные несущие винты противоположного вращения с хвостовым толкающим винтом, приводимым от редуктора несущих винтов. Эта схема отрабатывалась Sikorsky на экспериментальном вертолете Х2, который совершал свои испытательные полёты в 2008-2011 годах и достиг максимальной скорости 460 км/ч. При этом 5-тонная машина S-97 Raider, имела «паспортную» максимальную скорость 444 км/ч и крейсерскую — 407 км/ч.

Обе конкурировавшие группы по программе FLRAA заявляли также о ведущихся ими проработках ударных вариантов своих машин для их соответствия требованиям армии США по подпрограмме Capability Set 3 / FVL-Attack (для замены боевого вертолета Boeing AH-64 Apache). В частности, Bell Textron сообщала, что ведет разработку ударного варианта под индексом АV-280.

По материалам — https://bmpd.livejournal.com/4624284.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account