Юрий Пашолок. Траншейные приспособы для 34-ки

12
Юрий Пашолок. Траншейные приспособы для 34-ки

Юрий Пашолок. Траншейные приспособы для 34-ки

Фашины для преодоления инженерных заграждений, разработанные НИБТ Полигоном для Т-34

Вопрос преодоления танками препятствий был ключевым еще в ходе создания самых первых боевых машин данного типа. Schneider CA 1, первый французский серийный танк, изначально комплектовался приспособлением для проделывания проходов в проволочных заграждениях. Для того, чтобы преодолевать рвы и широкие траншеи, английские танки получили характерную ромбовидную форму. Отчасти она сработала, но боевые действия показали, что зачастую и этого недостаточно. Поэтому англичане стали первыми, кто создал для танков различные приспособления, повышающие проходимость. Среди них было и знаменитое бревно самовытаскивания, и шпоры, улучшающие сцепление с грунтом. Наконец, англичане применяли фашины, которые сбрасывались в окопы и рвы. Тем самым танк получал дополнительную точку опоры и мог пройти через препятствие.

Установка фашины на Т-34 в боевом положении

Установка фашины на Т-34 в боевом положении

В Советском Союзе вопросу преодоления танками препятствий уделялось немало внимания. Еще с конца 20-х годов начались работы по изучению данного вопроса. Большой объем работ провели в 30-е годы, одним из тех, кто много занимался подобной темой, стал Анатолий Федорович Кравцев. Занимались различными приспособлениями и на НИБТ Полигоне в Кубинке. Среди них были и фашины. Отрабатывались самые разные варианты крепления фашин, а также способы их изготовления. Предлагались различные версии деревянных фашин, конструкции из соломы, а также досок. Они показывали вполне удовлетворительные результаты, но по ряду причин широкого распространения не получили. Подобные работы то вспыхивали, то затухали. Очередной всплеск работ по фашинам случился в 1940 году, но и он относительно быстро затих.

Танк почти не мог стрелять из курсового пулемета, а обзор механика-водителя сильно снизился

Танк почти не мог стрелять из курсового пулемета, а обзор механика-водителя сильно снизился

В начале 1941 года случился очередной всплеск активности по работам над изучением проходимости советских танков. Среди предполагавшихся работ по повышению проходимости оказались фашины. Тактико-технические требования на разработку фашин к Т-34, КВ и БТ были подписаны 8 февраля 1941 года. Согласно им, сброс фашин должен был производиться без выхода экипажа из танка. Также требовалось не вносить в конструкцию танков изменений, ухудшающих его характеристики. Фашины изготовлялись из наиболее простых и дешевых материалов, приоритетом являлся хворост. Конструкция изделия должна была выдержать проход не менее 5 танков (КВ или Т-34). Еще одним требованием стало то, что экипаж должен был оборудовать подобное устройство на танке не более чем за 30 минут, а его установка осуществлялась за 5 минут. Работы по фашинам возложили на НИБТ Полигон, уже имевший опыт подобных разработок. В результате на свет появились фашины, которые испытывались, в том числе, и на танке Т-34.

Первый вариант установки фашин на танк

Первый вариант установки фашин на танк

Следует отметить, что работы по фашинам находились отнюдь не в высшем приоритете. Главными направлениями в разработке инженерного оборудования значились минные тралы, мостоукладчики, сбрасываемые ящики со взрывчаткой, а также дымовые шашки. Также активно шла тема камуфляжной окраски на танках и бронемашинах. В результате работы по фашинам шли медленно. НИБТ Полигон испытывал два типа фашин (деревянные и из хвороста), которые крепились на тяжелом танке КВ-1. Проводились эти работы летом 1941 года и максимально соответствовали тактико-техническим требованиям. То есть создавалась наиболее простая конструкция как фашин, так и их креплений к танку.

Хорошо видны крепления фашин к танку

Хорошо видны крепления фашин к танку

Какое-то движение по другим танкам началось только в августе 1941 года. При этом разработка фашин вообще не мелькала в перечне приоитетных задач. При этом несколько удивительно, что поначалу речь шла о разработке фашин для Т-26 и БТ «по типу аналогичного приспособления на танке КВ». По факту же такую конструкцию начали адаптировать под другой танк — Т-34. Ко второй половине августа 1941 года разработка фашин для БТ и Т-26 была слегка так не актуальна, поскольку чудовищные потери лета 1941 года существенно сократили поголовье этих танков. Поэтому более приоритетным стало создание фашин для тех танков, которые состояли в серийном производстве.

Танк подходит к рву

Танк подходит к рву

Для Т-34 были подготовлены фашины, представлявшие два барабана длиной 1000 мм и диаметром 1100 мм каждый. Собирали их из хвороста, соединенного при помощи проволоки. Насаживались барабаны на общую ось (бревно), общая ширина конструкции составила 3500 мм. Таким образом, в требования по габаритам конструкции полигон вписался. Также были выполнены и требования на установку фашин, при которых в конструкцию танка не вносилось изменений. Если для более ранних конструкций требовались полозья или аналогичные доработки, то в случае с КВ-1 и Т-34 обошлись без таких доработок. На штатные буксирные крюки ставились опорные стаканы, в которые вставляли бревна, к которым проволокой прикручивались крепления фашины (по факту две пары бревен покороче). Таким образом, не требовалось ни приварок, ни каких-то специальных приспособлений. Именно то, что требовал заказчик.

Перед сбросом. На заднем плане видны деревянные фашины, которые испытывали на КВ-1

Перед сбросом. На заднем плане видны деревянные фашины, которые испытывали на КВ-1

Достаточно просто происходил и процесс установки фашины на танк. Фашину размещали, вместе с ее креплениями, перед погрузочным тупиком. Предлагалось два варианта таких тупиков, обе конструкции были простыми с точки зрения исполнения. Дальше фашину затягивали так, чтобы бревна вошли в с стаканы. В боевом положении фашины крепились при помощи двух тросов. Их крепили к крыше боевого отделения, для чего на крыше снимали по три болта, а также крепили две планки. Все эти действия легко осуществлялись в полевых условиях. Крепилась планка на два болта, а через отверстие от третьего внутрь пропускался тросик. Испытания показали, что монтаж деталей крепления фашины происходил за 12-15 минут, а установка фашины производилась двумя экипажами за 5-8 минут.

Момент сброса

Момент сброса

Простым оказался и принцип действия. Танк подходил, под прямым углом, к рву. Водитель дергал за тросик, после чего освобождались замки, крепежи опускались вниз и фашина падала вперед. При этом крепежные брусья выходили из стаканов. Всё, можно идти вперед. В случае, если глубина рва составлял 3 метра и больше, требовалось поставить несколько фашин. Это мог сделать либо один танк за несколько заходов, либо, что более логично, несколько танков совместными действиями. Надо сказать, что первая попытка сбросить фашину успеха не имела. Причиной тому стало чрезмерное натяжение троса. После устранения найденного недостатка произвели вторую попытку, на сей раз сброс прошел без проблем.

3-метровый ров танк преодолеть не смог

3-метровый ров танк преодолеть не смог

Естественно, установка фашины вызвала ряд проблем. При маневрировании фашину раскачивало, сильно снижался сектор обстрела курсового пулемета (по сути стрелять он не мог) и обзор с места механика-водителя. По итогам испытаний комиссия НИБТ Полигона указала на необходимость доработки стаканов крепления брусьев, чтобы улучшить устойчивость. Вместе с тем, конструкцию НИБТ Полигона признали удачной. Требовалось ее чуть доработать, после чего допускался запуск в серию. Отмечалось, что это наиболее удачная из испытанных конструкций. Увы, далее ситуация сложилась так, что НИБТ Полигону стало не до фашин. Именно это стало главной причиной, почему работы застопорились. Но — не прекратились.

Деревянные фашины на испытаниях в январе 1942 года

Деревянные фашины на испытаниях в январе 1942 года

В январе 1942 года под Казанью проводились совместные испытания английских танков, немецкого Pz.Kpfw.III и Т-34. Главной целью испытаний была отработка противотанковых заграждений, но попутно испытали и средства их преодоления. Среди них оказались и те самые фашины, правда, на сей раз их изготовили из бревен. Габариты фашин оказались примерно те же: — диаметр и ширина 1000 мм, общая ширина 3500 мм. На сей раз тестировали не столько сброс фашин, сколько возможность их использования. Поочередно в ров глубиной 3 метра сбрасывали 1, 2, 3 и 4 фашины. Т-34, на который установили штатные шпор, смог преодолеть ров во всех случаях. Даже 1 фашины, как показали испытания, оказалось достаточно.

При использовании шпор для преодоления 3-метрового рва хватало и 1 фашины

При использовании шпор для преодоления 3-метрового рва хватало и 1 фашины

В заключении следует отметить, что вариант установки фашин, который предлагал НИБТ Полигон, в серию не пошел. А вот с фашинами в целом иная ситуация. Предложенная конструкция оказалась вполне серийной, ее нет-нет, да можно увидеть на снимках военного периода. Главный вопрос в том, что фашины были нужны в редких случаях, поэтому их и применяли редко. В любом случае, рассказы о нецелесообразности фашин остаются на совести тех, кто такое пишет. Отработанная в 1940-41 годах конструкция оказалась вполне удачной и пошла в войсках. Вопрос в том, что использовали их не совсем так, как это предполагало, в начале 1941 года, руководство ГАБТУ КА.

Список источников:

      1. ЦАМО РФ

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/transheinye-prisposoby-dlia-34ki-61d8193b50585f32fba2f0d4?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account