Юрий Пашолок. Слишком большая противотанковая пушка под легкое колесное шасси

14
Юрий Пашолок. Слишком большая противотанковая пушка под легкое колесное шасси

Юрий Пашолок. Слишком большая противотанковая пушка под легкое колесное шасси

История 57 mm Gun Motor Carriage T44, единственной американской колесной САУ с 57-мм противотанковой пушкой

Первыми, кто задумался о создании истребителей танков, стали немцы. с учетом того, что именно против них впервые применили танки, вполне логично. Идея состояла в повышении мобильности противотанковой артиллерии, правда, получилось у них это как-то не очень. Ни один из немецких истребителей танков довоенной разработки в серию не пошел. Вместе с тем, выработанная немцами концепции отлично ложилась в то, что пытались сделать другие страны, причем к этим идеям там приходили самостоятельно. Далее всё зависело от базы, на которой создавалась машина. Именно база во многом привела к тому, что типичным истребителем танков стала боевая машина с неподвижной рубкой. Вместе с тем, идея размещения орудия с круговым сектором стрельбы по горизонтали нет-нет, да снова поднималась на поверхность. Касалось это и американцев.

57-mm Gun M1 стал самой массовой американской противотанковой пушкой. По ТТХ и массе она была сопоставима с ЗИС-2, так что вопрос механизации возник быстро

57-mm Gun M1 стал самой массовой американской противотанковой пушкой. По ТТХ и массе она была сопоставима с ЗИС-2, так что вопрос механизации возник быстро

3-inch Gun Motor Carriage T1, самый первый американский истребитель танков, пущенный в работу, имел крайне ограниченные сектора обстрела. Но это напрямую зависело от базы. В идеале всё равно было требование иметь горизонтальный сектор обстрела. Это наглядно показал 37 mm Gun Motor Carriage T2, первый американский истребитель танков, построенный в металле. Вместо гусеничной базы использовали колесную, сама машина получилась не особо удачной, но дело было сделано. Особенно за неимением иной базы. В форсированном режиме шла работа по истребителям танков с использованием шасси легких грузовиков. Итог такой настойчивости был закономерен: путем проб и ошибок на свет появилась 37 mm Gun Motor Carriage T21, созданная на базе многоцелевой полноприводной машины Dodge T214. Позже ее приняли на вооружение как 37 mm GMG M6, она даже повоевала. Впрочем, к началу 1942 года американские военные стали думать о САУ с орудием помощнее, понимая, 37-мм противотанковая пушка M3A1 имеет ограниченные возможности по пробитию брони перспективных танков.

57 mm Gun Motor Carriage T44 в ходе отработки установки вооружения

57 mm Gun Motor Carriage T44 в ходе отработки установки вооружения

С февраля 1941 года американский Департамент Вооружений начал работы по организации выпуска английской 6-фунтовой (57-мм) противотанковой пушки Ordnance QF 6-pounder. Серийное производство американской версии орудия началось в феврале 1942 года, но еще в 1941 году система получила индекс 57-mm Gun M1. В отличие от англичан, американцы сразу использовали 50-калиберный ствол, а также обошлись без дульного тормоза. Кроме того уже в середине января 1942 года был поднят вопрос о механизации орудия. Дело в том, что масса 57-mm Gun M1 составляла 953 кг, более чем в 2 раза больше 37-мм противотанковой пушки M3A1. Первой же подходящей колесной базой стала опытная 37 mm Gun Motor Carriage T33, которая 15 января 1942 года была закончена на Абердинском полигоне. На следующий день впервые был поднят вопрос об установке на ней более мощного орудия. 26 января состоялся телефонный разговор, в ходе которого Абердинский полигон получил задание о переделке GMC T33 по установку 57-mm Gun M1. Окончательно работы утвердили 29 января, тогда же истребитель танков получил индекс 57 mm Gun Motor Carriage T44.

GMC T44 после завершения постройки

GMC T44 после завершения постройки

Поскольку новое орудие было явно больше 37-мм пушки M3A1, для начала Абердинский полигон проводил исследования, встанет ли 57-mm Gun M1 на такую платформу. Боевая масса машины, согласно требованиям, не должна была превышать 3175 кг. Экипаж предполагался в 4 человека, минимально 3. Заднюю часть машины снова разобрали, а на место старой тумбы поставили новую, более мощную. К 16 февраля 1942 года переделанный, в первом приближении, GMC T33 вышла на испытания. Масса машины пока что находилась в пределах допустимого, но уже тогда появились первые опасения насчет перспектив. Для понимания, расчет показывал, что сопротивление откату составит 2223 кг. Означало это одно — машину при стрельбе будет сильно трясти.

Машина всё еще была низкой, но даже до начала стрельб к ней имелись вопросы

Машина всё еще была низкой, но даже до начала стрельб к ней имелись вопросы

Новая тумба получилась не сильно отличающейся от предшествующей, чего не скажешь об орудии. 57-mm Gun M1, даже без лафета, была существенно тяжелее, а главное больше 37-мм орудия M3A1. Вместе с тем, пробные тесты прошли более-менее нормально, хотя стрельбы не проводилось — банально не имелось боеприпасов. Проверить удалось только то, что сама по себе 57-mm Gun M1 влезает на самоходную платформу. Последовало указание о достройке САУ в финальной конфигурации, но уже на этом этапе появились первые сомнения в успехе предприятия. Первым звоночком стало то, что ни о каком круговом секторе обстрела не шло и речи. Теперь получалась «тачанка», угол обстрела в горизонтальной плоскости составлял по 45 градусов влево и вправо.

Пониженный силуэт - это хорошо, но вперед GMC T44 стрелять уже не могла

Пониженный силуэт — это хорошо, но вперед GMC T44 стрелять уже не могла

Спустя месяц на испытания вышла финальная версия машины. И если GMC T33 выглядела весьма перспективно, то про GMC T44 подобное можно было говорить с массой оговорок. С одной стороны, требование получить истребитель танков с низким силуэтом плюс-минус удалось выполнить. Даже после того, как орудие получило развитый щит, добавивший лишнюю массу, высота GMC T44 оказалась в пределах допустимого. С другой стороны, распределение массы стало совсем иным. На заднюю ось теперь давили дополнительные более чем полтонны массы. Длительных ходовых испытаний Абердинский полигон не проводил, но вряд ли они бы закончились чем-то хорошим.

Как размещать расчет машины, стало загадкой. Сиденье было только у водителя

Как размещать расчет машины, стало загадкой. Сиденье было только у водителя

Проблемы оказались не только в чрезмерной нагрузке на заднюю ось. Для расчета GMC T44 была далеко не такой удобной, как предшественница. До этапа установки сидений расчета дело так толком и не дошло, но, в лучшем случае, удалось бы разместить съемные сиденья. Таким образом, даже трое номеров расчета сидели непонятно как. Вопросов не возникало только по месту водителя, ибо оно не менялось. На Абердинском полигоне поработали над размещением боекомплекта, вновь придя к концепции специальных снарядных укладок. Всего место нашлось для 56 унитарных патронов. С этой точки зрения дела обстояли неплохо.

Массивный орудийный щит добавил лишней массы на и так загруженную заднюю ось

Массивный орудийный щит добавил лишней массы на и так загруженную заднюю ось

Главным, впрочем, стало поведение GMC T44 на испытаниях стрельбой. На испытаниях, которые проводились Абердинским полигоном в марте 1942 года, стало очевидным — лафет для пушки маловат. При стрельбе назад GMC T44 относило вперед почти на метр. При сопротивлении откату более чем в 2 тонны иного ожидать было сложно. При стрельбе на максимальных углах горизонтальной наводки машину если и не переворачивало, то склонность к подобному вполне наблюдалась. При таких результатах вердикт огневых испытаний выглядел вполне ожидаемым.

Для боезапаса сделали специальные укладки

Для боезапаса сделали специальные укладки

Справедливости ради, частично проблему чрезмерного сопротивления отката можно было решить. Во-первых, установкой дульного тормоза, во-вторых, поставив съемные упоры. Последнее, на истребителе танков ЗИС-30, реализовало КБ завода №92. Их самоход был ближайшим аналогом GMC T44. Другой вопрос, что Истребительному командованию американской армии такие методы решения проблемы вряд ли бы пришлись по душе. Дульный тормоз означал демаскировку при стрельбе, а опоры — дополнительное время для приведения в боевое положение. Уже само то, что круговой сектор обстрела машина не обеспечивала, являлось большим минусом, а мартовские испытания окончательно похоронили идею.

GMC T44 стала единственной колесной американской САУ с 57-мм пушкой M1

GMC T44 стала единственной колесной американской САУ с 57-мм пушкой M1

Окончательно программу GMC T44 прикрыли 20 апреля 1942 года. Вердикт генерала Барнса был вполне справедлив. Шасси Ford GLJ оказалось слишком легким и маленьким для столь мощного орудия. Ближайшим аналогом 57-mm Gun M1 была советская противотанковая пушка ЗИС-2, можете примерно представить ее на аналогичной машине. Даже ЗИС-30 была маловатой платформой для подобного орудия, а тут легкий грузовик примерно в габаритах ГАЗ-61. У нас бы такое даже не стали бы городить. В дальнейшем GMC T44 переделали обратно в грузовой вариант Ford GLJ, но он был американской армии не нужен. Зато пригодилась его увеличенная версия, Ford GTB. Так что концепция Ford Swamp Buggy все же смогла пробить себе дорогу в серию. Получилось сделать самоходный лафет и для 57-mm Gun M1. Речь идет о 57-mm Gun Motor Carriage T48, создававшейся для англичан, но более известной как СУ-57. Слова про «лафет побольше» оказались пророческими. Колесные истребители танков с 57-мм противотанковой пушкой американцы более не делали, а вот T48 получилась вполне удачной.

Источники:

      1. US NARA
      2. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002
      3. hemmings.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/slishkom-bolshaia-protivotankovaia-pushka-pod-legkoe-kolesnoe-shassi-612f3e072b0cae5ee09ac0f8

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account