Если же отдалиться от темы, то главный провал танкостроительной программы СССР в провале и разломе между лёгкими танками и средними. Слишком велико было различие по массе, а оно давало всё от отсутствия радиостанций, тесноты и отсутствия командирских башенок, до слабого бронирования. СССР был необходим 20-тонный танк. Вот в него можно установить 76-мм орудие. И отказаться как от линии БТ, так и от Т-26. К несчастью, у нас были лишь Т-26, БТ и Т-28 (Т-35 не считаем, это парадный крокодил): слишком лёгкий, слишком фанерный, слишком дорогой, сложный и тяжёлый. Так и выходит две альтернативы: либо «СССР – страна 10000 самоходок», либо «Танк – вес 20 тонн? Халепский, заверните!».
«Т-26 А – ты слишком блондин! (На мыло пущу!)»
В качестве предисловия к небольшому циклу статей о семействе альтернативной бронетехники не случайно был взят отрывок из статьи нашего уважаемого коллеги Каламбура. На сайт неоднократно выкладывались статьи с альтернативными вариантами модернизаций советских легких и средних танков тридцатых годов, которые в большинстве своем походили на сделанную недавно в Белоруссии модернизацию БРДМ-2. Фактически вместо модернизации получалось создание новых машин. И в этом нет ничего удивительного; как справедливо заметил коллега Каламбур, советские предвоенные танки были предельны по своим параметрам и не допусками серьезного улучшения своих тактико-технических характеристик без кардинального изменения их конструкции.
Логичным представляется создание машин на «платформе», являющейся промежуточной между тогдашними легкими и средними танками. Могли ли в предвоенном СССР быть созданы данная платформа и семейство бронетехники на ее базе? Ответ мы находим в книге уважаемого (ныне, к сожалению, покойного) Михаила Николаевич Свирина «Самоходки Сталина. История советской САУ 1919 – 1945»:
Подобно истории танков, в истории самоходных установок в 1933 г. произошло подведение некоторых итогов и корректировка курса. Во-первых, если прежде бытовало мнение, что самоходная артиллерия для сопровождения мотомехчастей и пехоты должна создаваться с условием особенностей применения и потому не может быть взаимозаменяемой, то потом оно ушло в небытие. В частности, в рекомендациях, полученных УММ в ноябре 1932 г. за подписью М.Н. Тухачевского, говорилось: «Не следует увлекаться созданием универсальных пушечных систем для оснащения мотомеханизированных войск и пехоты…
Механизированные войска нуждаются более в мобильных легкозабронированных пушках и гаубицах, тогда как для пехоты нужны хорошо забронированные установки, которые можно использовать для укрытия от огня противника… Их вооружение достаточно иметь в виде полковой или дивизионной пушки калибра 76-мм с дальностью выстрела около 2000 мтр…»
Однако уже в середине 1933 г., на совещании с участием Г. К. Орджоникидзе, М. Н. Тухачевского, И. П. Павлуновского и И. А. Халепского, победило мнение, что «…разработка во многом дублирующих друг друга боевых машин расточительна», и потому «лучше ограничиться разработкой унифицированных шасси, одинаково пригодных для установки артиллерии для нужд пехоты, мотомехвойск и кавалерии…»
Таким образом, в середине 1933 года была возможна разработка тактико-технических требований и выдача технического задания на универсальное шасси.
Содержание:
Технические требования к универсальному шасси
С точки зрения авторов наиболее оптимальными требованиями к универсальному шасси должны были стать следующие:
- общий вес (с возможностью использования в варианте танка, САУ и т.д.) – 20 т;
- макс. скорость движения – 40-50 км/ч;
- скорость движения по пересеченной местности – до 25 км/ч;
- удельное давление на грунт не более 0,65-0,7 кг/см²;
- запас хода – 200-230 км;
- вооружение шасси – 7,62-мм пулемет в башне;
- бронирование шасси:
- лоб – 30 мм,
- борт – 20 мм,
- пулеметная башня – 20 мм,
- днище – 10 мм,
- крыша – 10 мм;
- движитель – гусеничный;
- проходимость
- клиренс не менее 350 мм,
- ров – 2 м,
- брод – 1 м,
- стенка – 0,6 м;
- километраж службы до износа гусеничного движителя и трансмиссии не менее 3000 км;
- двигатель – 250-300 л.с.;
- подвеска – простая, ремонтопригодная и обеспечивающая плавность хода;
- компоновка – с передним размещением двигателя и КПП;
- обеспечение удобного доступа к двигателю, агрегатам трансмиссии, ходовой части.
Выбор гусеничного движителя объясняется стремлением к упрощению и удешевлению конструкции шасси, которое должно было быть массовым.
Рис. 1 Универсальное шасси образца 1933 года (шасси показано с пулеметной башенкой уменьшенной высоты)
В качестве силовой установки авторами были предложены шестицилиндровые рядные двигатели водяного охлаждения, создававшиеся на базе немецкого авиамотора BMW-IV либо Junkers L-2/L-5. Данные двигатели могли быть закуплены СССР в двадцатых годах с организацией лицензионного производства и модернизацией совместного с немецкими коллегами. В перспективе возможна их замена на дизель типа В-4.
Предложенный авторами вариант компоновки позволяет без серьезных переделок использовать шасси в вариантах танка, штурмовой САУ, САУ поддержки, БРЭМ и т.д..
Машины, создававшиеся на базе универсального шасси, могли бы использоваться в составе:
- • механизированных соединений, предназначенных для решения как самостоятельных задач в отрыве от главных сил войск армии (фронта), так и во взаимодействии с ними;
- • танковых частей, организационно входящие в состав общевойсковых соединений и предназначаемых для совместных действий с ними во всех видах боя.
Таким образом, создававшиеся на базе универсального шасси танки должны были занять ниши легких танков общевойскового (Т-26) и оперативного (БТ) типов, а также дать альтернативу значительно более дорогому среднему танку качественного усиления (Т-28).
Машины семейства бронетехники на базе универсального шасси образца 1933 года
Машины самостоятельных механизированных соединений
1 Основной танк механизированных соединений
Основной танк механизированных соединений вооружен 45-мм пушкой и двумя 7,62-м пулеметами. Пушка и один спаренный пулемет размещены в двухместной башне, один пулемет – в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.
Бронирование башни: маска пушки – 30 мм, остальная часть башни – 20 мм, крыша башни – 10 мм.
Экипаж танка – 4 человека.
Рис. 2 Основной танк механизированных соединений
2 Танк поддержки механизированных соединений
Танк поддержки механизированных соединений вооружен 76,2-мм полковой пушкой образца 1927/32 годов (КТ) и тремя 7,62-м пулеметами. Пушка и два пулемета размещены в трехместной башне, один пулемет – в передней пулеметной башне уменьшенной высоты. Данные танки могут сводиться в отдельные соединения качественного усиления.
Бронирование башни: передняя часть башни – 30 мм, остальная часть стенок башни – 20 мм, крыша башни – 10 мм.
Экипаж танка – 5 человек.
Рис. 3 Танк поддержки механизированных соединений
3 Триплекс САУ
Триплекс САУ представляет собой три самоходные артиллерийские установки, различающиеся между собой вооружением, размещенным на поворотной тумбовой установке:
- • дивизионная 76,2-мм пушка образца 1902/30 года;
- • 122-мм гаубица образца 1910/30 года;
- • 152-мм мортира образца 1931 года.
Дополнительным вооружением САУ триплекса являются одиночные пулеметы в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.
Бронирование щитка – 10 мм.
Экипаж САУ – 5 человек.
Рис. 4а Триплекс САУ дивизионная 76,2-мм пушка образца 1902/30 года
Рис. 4б Триплекс САУ 122-мм гаубица образца 1910/30 года
4 Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина вооружена 7,62-мм пулеметом в стандартной передней пулеметной башне. Задняя часть корпуса предназначена для размещения оборудования.
Рис. 5 Бронированная ремонтно-эвакуационная машина
5 Зенитные САУ
Основным вооружением зенитной САУ является зенитная пушка, установленная на тумбовой платформе. Тяжелая зенитная САУ оснащена зенитной 76,2-мм пушкой образца 1931 года (3К), средняя зенитная САУ оснащена 40-мм зенитной пушкой QF 2 pounder Mark II («пом-пом») или перестволенным отечественным вариантом – 37-мм автоматической зенитной пушкой образца 1928 года. Вспомогательное вооружение – 7,62-мм пулемет передней пулеметной башне стандартной высоты.
Экипаж зенитной САУ – 5 человек.
Рис. 6а Тяжелая зенитная САУ с зенитной 76,2-мм пушкой образца 1931 года (3К)
Рис. 6б Средняя зенитная САУ с 40-мм зенитной пушкой QF 2 pounder Mark II («пом-пом»)
Машины танковых частей, организационно входящие в состав общевойсковых соединений
1 Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты («чистильщик окопов»)
Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты («чистильщик окопов») представляет собой танк, оснащенный тремя 7,62-мм пулеметами в трех стандартных пулеметных башнях: одной передней и двух бортовых. Бронирование башен: передняя часть башни – 20 мм, остальная часть стенок башни – 15 мм, крыша башни – 8 мм.
Экипаж танка – 4 человека.
Задачей танка является непосредственная поддержка пехоты своим огнем.
Рис. 7 Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты
2 Химический танк
Химический танк представляет собой вариант «чистильщика». Вооружение химического танка состоит из двух пулеметов и одного огнемета, размещенных в трех стандартных пулеметных башнях.
Экипаж танка – 4 человека.
Задачей танка является непосредственная поддержка пехоты своим огнем.
Рис.8 Химический танк
3 Штурмовая САУ НПП
Вооружение штурмовой САУ НПП должно состоять из установленной в неподвижной рубке на тумбе 76,2-мм полковой пушки и 7,62-мм пулемета в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.
Бронирование рубки САУ: лоб – 30 мм, борта – 20 мм, крыша – 10 мм.
Экипаж САУ НПП – 5 человек.
Штурмовая САУ НПП предназначена для уничтожения полевых укреплений, пехоты противника, гнезд ПТО и легкой бронетехники противника.
Рис. 9 Штурмовая САУ непосредственной поддержки пехоты
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: универсальное шасси
Общая боевая масса: 20 т
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения BMW-IV (отечественный вариант М-18 [АИ]), развивавший мощность 250 л.с.
Размеры:
длина 6039 мм
ширина 2558 мм
высота 1611 мм
клиренс 385 мм
Бронирование:
лоб 30 мм
борт 20 мм
днище 10 мм
крыша 10 мм
Источники цитат и вдохновения: