Секреты советского танкопрома. Зачем создавался КВ-122 и почему о нём постарались забыть

14

Тяжёлый танк КВ-122 самый загадочный танк СССР времён Второй Мировой Войны. Зачем его вообще создавали, и почему Котин, сразу после изготовления опытного образца, приказал не только уничтожить всю документацию по этому танку, но и запретил какие-либо упоминания о существовании этого проекта?

Многочисленные публикации об этом танке содержат самую противоречивую информацию. Трудно понять, кто был инициатором проекта, где его разрабатывали, зачем был нужен прямой конкурент ИС-2. Самое главное, они никак не объясняют мотивы такой довольно странной реакции Котина, и предпринятые им действия по сокрытию самого факта существования этой разработки.

Попробую предложить свою версию.

Секреты советского танкопрома. Зачем создавался КВ-122 и почему о нём постарались забыть

Начнем с самого простого. Кто инициировал проект. Общеизвестно, что танк КВ-122 был разработан группой конструкторов под руководством А.С. Шнейдмана. Но в уточнениях, где именно, в равной мере упоминаются и СКБ-2 ЧКЗ и КБ опытного завода №100. Да, Шнейдман после эвакуации ЛКЗ в Челябинск начинал в СКБ-2 ЧКЗ. Но с марта 1942-го года (то есть, сразу после создания опытного завода №100) был переведен в КБ этого завода, где и проработал до конца войны.

Опытный завод №100 был создан по инициативе Котина для совершенствования конструкции тяжелых танков, управлялся им и был, фактически, его «экспериментальным царством». Поэтому даже если сама идея КВ-122 и не принадлежит непосредственно Котину, то, в любом случае, не могла перейти в стадию разработки без его одобрения и личного приказа.

Чтобы понять зачем (и главное кому) в начале 1944-го года понадобилось создавать конкурента принятому на вооружение и пошедшему в серию ИС-2 неплохо вспомнить историю КВ-85 и ИС-1. Работы по танкам серии ИС, начались под руководством Котина. Но в июне 1943-го года он лишается поста зам. наркома и должности главного конструктора ЧКЗ. СКБ-2 возглавил Духов. Его проект и стал танком ИС-85 (ИС-1). Котин, оставшийся только главой завода №100, инициирует разработку КВ-85. Это, в принципе, КВ-1С с корпусом, расширенным вставками под погон башни ИС-85.

Оба танка одновременно проходят испытания, с разрывом в неделю принимаются на вооружение. Но поскольку с освоением ИС-1 у завода возникают неизбежные проблемы, КВ-85, не требующий кардинальной переделки производственных линий, и оказывается спасительным вариантом, позволяющим немедленно начать производство тяжелых танков с усиленным вооружением. Он и пошел в серию на три месяца, пока заводчане решали технологические проблемы с переходом на ИС-1.

ИС-2 тоже давался тяжело. Кроме того он требовал серьезной доводки, так как пошел в серию даже без необходимого объема тестовых испытаний. От обоих коллективов потребовали в срочном порядке довести танк. Если СКБ-2 в любом случае было вынуждено этим заниматься, так как вело серийное сопровождение, то Котину явно не нравилось, что его завод №100 оказался на вторых ролях, фактически, «на подхвате» у СКБ-2.

Отношения между заводами накалились до предела. Дошло до того, что в начале 1944-го года Котину вместе с его КБ официально запретили заниматься новыми разработками до ликвидации дефектов в конструкции ИС-2. Похоже, в такой ситуации, он вспомнил КВ-85 и решил пойти по тому же пути, протолкнув свой альтернативный вариант. КВ-122 действительно был проще, это был КВ-85 с установленной на нем башней ИС-2. Но на этот раз в роли спасителя выступить не удалось.

Был ли это согласованный проект, либо выполнялся в инициативном порядке? Часто можно прочитать, что КВ-122 это уникальнейший танк своего времени, который превосходил все и всех по характеристикам, являлся самой дешевой модернизацией и мог быть немедленно запущен в производство. И что проект был одобрен комиссией ГАБТУ, а потом они долго решали, запустить ли его в производство. Разумеется, нет. Для того, чтобы в это поверить, надо сначала допустить, что в ГАБТУ сидели полные идиоты, что не соответствует истине.

Для начала, скажем, что ИС-2 при одинаковом вооружении был гораздо лучше защищен и имел более удачную конструкцию ходовой части. И уже доказал свою боевую эффективность, в войсках его оценили. Плюс технологические линии ЧКЗ уже перестроены под его производство, объемы выпуска неуклонно росли.

КВ-85 базировался на серийно выпускающемся на тот момент КВ-1С, и требовал, в принципе, всего лишь простой и несложной доработки корпуса. Не требующей кардинального изменения техпроцесса. С КВ-122 ситуация другая. Выбранный за базу танк КВ-85 уже почти как полгода снят с производства. Корпусов нет. Возрождать производство КВ? Переделывая обратно только что построенную и с трудом отлаженную технологическую линию ИС?

Второй вариант, модернизировать уже выпущенные КВ-85. Но их выпустили всего 148 штук. И к весне уже как минимум половину потеряли. Отзывать с фронта оставшиеся танки для модернизации? Сколько это займет по времени и, главное, сколько это будет стоить? Стоит ли огород городить? Про КВ-1С вообще не стоит говорить. Тут уже заменой башни не обойтись. Танк надо разобрать до голого корпуса, а после его доработки собрать заново. Нереально. Так что никакого одобрения проекта быть не могло, никаких перспектив. Да и зачем бы в таком случае уничтожать все следы? Это далеко не первая разработка, которая не пошла в серию.

Секреты советского танкопрома. Зачем создавался КВ-122 и почему о нём постарались забыть

Похоже, до Котина дошло, что он сделал абсолютно никому не нужный танк. И не только это. Работы велись в период, когда должен был заниматься только доводкой ИС. Разработанный так же подпольно танк ИС-6 ему простили. Малышев сумел увидеть смысл хотя бы в отработке новых конструкторских решений при создании альтернативного варианта перспективного «Объекта 701». Здесь ситуация другая.

Это уже выглядело как разбазаривание сил и средств на создание изначально не имеющего смысла проекта в ущерб поставленной ГКО первоочередной важнейшей задаче. К тому же еще тлел конфликт с военпредом, который писал жалобы, что Котин занимается посторонними вещами (речь шла об ИС-6) не концентрируясь на основном деле. За это можно было и погореть, не хватило бы ни авторитета, ни покровительства Ворошилова, Сталин и не таких снимал. В таком ракурсе все произошедшее выглядит логично.

Любопытно, но при полном отсутствии КД, и каких либо документов по проекту, по некоторым данным, сам КВ-122 уцелел. Правда разобранный на части. Шасси досталось памятнику КВ-85 в районе Автово, а башня памятнику ИС-2 на территории Кировского завода. Знал ли Котин, что почти каждый день он видит фрагмент машины, сам факт существования которой он приказал стереть из памяти, не уточняется.

Источник — https://dzen.ru/a/ZGAKZG7fcA39WKLX

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account