Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 35. ФИАТ-Омский. Мундир Английский. Погон американский… С одним пулеметом
Основным бронированным вооружением на просторах бывшей Российской империи от Самары до Владивостока были бронепоезда. Даже те редкие бронемашины российского производства, которые попали в руки к чехословацким легионерам, большую часть времени провели на платформах легионерских бронепоездов. Но было и исключение, броневики, которые получили условное название «ФИАТ-Омский».
Построив в мастерских Омска (будем придерживаться этой версии истории) двухпулеметные броневики на шасси ФИАТ-55 американского производства еще несколько шасси было бронировано по условное схеме «короткий бронекорпус». Причем, если бронирование капотов было у всех машин «Омского типа» одинаковым, то бронекорпуса получились совершенно разными. Можно предположить, что один из вариантов машин был «работой над ошибками». Только вот какой? Если сравнить бронирование машин, то однопулеметные машины имеют вооружение во вращающейся башне, что конечно лучше, чем два пулемета в спонсонах если действовать в одиночку, но мощность вооружения упала, да и изготовление стало сложнее. То же самое касается и лобовой брони – у двухпулемётных машин она представляет ровным наклонный лист и «теоретически» стальные брызги и рикошеты могут попасть в наблюдательные щели водителя только при определенных углах, но выгнутая броня однопулеметных машин имеет меньший угол наклона и следовательно меньшую эффективную толщину, да и из-за выгнутости в верхней части все пули и осколки, попадающие туда, отражаются прямо в вертикальный лист, защищающий окошки экипажа. Двухпулеметная машина выглядит лучше спроектированной.
Но в то же время она тяжелее и при одинаковом шасси однопулеметная машина более надежна и маневренна, из-за меньшей перегрузки имеет большую проходимость вне дорог. Пока нет более точной информации, ни о числе выпущенных машин, ни о месте, ни о конструкторе. Но тем менее на всех фотографиях однопулеметных бронемашин на выгнутом листе нарисована тактическая цифра «3», что означает третье машину в автоброневом взводе. Можно сделать ничем не подтвержденный вывод, кроме одной фотографии и цифр «3» на броне, что однопулеметная машина производилась одна на каждые два двухпулеметные, и из трех машин формировалось боевое подразделение.
Японская оккупация Владивостока началась 5 апреля 1918 года, после убийства двух японских служащих коммерческой компании. К октябрю 1918 года численность японских войск в России достигла 72 тысяч человек они оккупировали Приморье, Приамурье и Забайкалье. Далеко идущей целью Японии было создание буферного государства, колоборантом должен был стать атаман Семёнов, которого подкармливали деньгами и оружием. Под свой контроль японцы взяли участок Трансиба – Амурскую ЖД. Формально таким образом они собирались гарантировать безопасность чехословацких легионеров при их эвакуации из России. На территории Дальнего востока сложилась вполне обычная ситуация для того времени – города и узкую полосу вокруг дороги контролировали интервенты, а всю территорию вне – партизаны разных цветов и мастей. Японцы отличались крайней жестокостью по отношению и к жителям, и к комбатантам противника. Через 30 лет подобное поведение военных стало преступлением против человечности. К 1920 году Красная Армия разгромила Колчака, после чего американцы эвакуировали свои войска, но с японцами Москва решила сначала договорится, была создана «буферная» Дальневосточная республика. Наверно примерно в этот момент, когда части сибирской армии Колчака отступали несколько бронированных машин Омского типа, попали в руки японцев, а однопулеметный, судя по всему, даже побывал в руках партизан, потому что на фотографии обозначено, что броневик захвачен с красным флагом.
Как это не удивительно, но оккупация Дальнего Востока Японией была окончена благодаря американцам, которые, боясь усиления очевидного противника, были категорически против любых территориальных изменений границ России. На Вашингтонской конференции 1921-1922 годов по проблемам тихоокеанского региона на Японию было оказано такое давление, что они были вынуждены уйти из России и Китая. 25 октября 1922 года последние японские войска покинули Владивосток, а уже 15 ноября совершенно «независимая» Дальневосточная республика вошла в состав РСФСР отдельными губерниями. «Мавр сделала своё дело, мавр может уйти». ©
В отличие от двухпулеметного броневика однобашенные машины на шасси ФИАТ «Омского типа» гораздо больше напоминали «эрзац-мобили», хотя боевые качества машин были на очень высоком уровне, тактическая мобильность, проходимость, возможности маневра огнем точно не уступали другим броневикам легкого класса.
ФИАТ-Омский/Броневики на шасси ФИАТ
Страна: Россия
Завод: ЖД Мастерские Омск/Владивосток
Год выпуска: 1918-1921 годы
Кол-во: 3? — 15? (Одно- и двухбашенных)
Боевая масса: 4000-4500 кг
Экипаж: 3 человека
Бронирование: 6 мм
Вооружение: 1×7,62-мм Максима обр 1910 г.
Шасси: FIAT typ 55 (США)
Двигатель: 72 л.с.