Попытка возвращения без надежды на успех. Проект легкого пассажирского самолета Messerschmitt Me 108F. Германия

Попытка возвращения без надежды на успех. Проект легкого пассажирского самолета Messerschmitt Me 108F. Германия
Предисловие редакции: Создание в 1973 году компании Taifun GmbH заставило учащенно биться сердца летчиков и любителей авиации, поскольку речь шла о возвращении легендарного самолета Bf 108 Вилли Мессершмитта в новом, существенно модернизированном варианте! О проекте легкого пассажирского самолета Messerschmitt Me 108F рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.
Корни этого проекта восходят к 1970 году, когда Рейнхольд Фихт (Reinhold Ficht) – тогдашний глава расположенной в Графинге (Grafing), недалеко от Мюнхена, компании Pneuma Technik – смог найти на севере Швеции и приобрести старый самолет Bf 108D. После того как самолет был доставлен в Баварию, с большой самоотдачей началась его многолетняя кропотливая реставрация. В ходе этих работ Рейнгольд Фихт и его коллега Роберт Россмайсль (Robert Rossmeisl) вскоре задумались о модернизированной версии «Тайфуна».
Наконец, состоялась встреча с профессором Вилли Мессершмиттом, с которым Райнхольд Фихт первоначально связался только в связи с реставрацией Bf 108D. Вместе с Вилли Мессершмиттом прибыл его «секретарь» Мано Циглер (Mano Ziegler), тогдашний глава службы по связям с общественностью компании MBB. Вилли Мессершмитт и Мано Циглер сразу же загорелись идеей модернизации «тайфуна», и Райнхольд Фихт со всем пылом занялся проектированием и разработкой самолета своей мечты, которому он присвоил обозначение Messerschmitt Me 108F (F – Ficht). Следует сказать, что авторство формы и конструкции машины принадлежит молодому и одаренному инженеру Роберту Россмайслю, который позднее перешел в компанию Dornier.

Схема в трех проекциях проекта самолета Me 108F, который должен был стать современным вариантом знаменитого Bf 108 Taifun
По характеристикам новая версия должна была значительно превзойти предшественника не только за счет усовершенствованной аэродинамики, но и благодаря более мощной силовой установке – 300-сильному двигателю компании Lycoming. Модернизированный «тайфун» должен был иметь шесть посадочных мест и, помимо всего прочего, убирающуюся носовую стойку шасси. Вилли Мессершмитт также внес множество предложений в конструкцию нового самолета.
По предложению Вилли Мессершмитта для изготовления и последующего продвижения на рынке самолетов Me 108F необходимо было создать отдельную компанию. В число акционеров вошли профессор Курт Танк, Альфред Кляйн (бывший директор компании Heinkel), Ингеборг Тубесинг (она внесла львиную долю финансовых средств), Людвиг Бёльков и Мано Циглер. С другой стороны, Райнхольд Фихт – реальный инициатор и, прежде всего, главный конструктор самолета Me 108F – все больше и больше отодвигался на задний план.
29 ноября 1973 года была основана компания Taifun Flugzeugbau GmbH. Серийное производство новых «тайфунов» должно было начаться уже в 1976 году на ещё не построенном заводе в Вайдене (Weiden), Верхний Пфальц. Цена продажи самолета Me 108F должна была составлять 140 000 немецких марок (почти 70 000 евро), и считалось, что «тайфун» будет иметь серьезное конкурентное преимущество и сможет избавить рынок Европы от монопольного положения таких американских компаний, как Beechcraft.

Модель проекта самолета Me 108F, предназначенная для испытаний в аэродинамической трубе, до сих пор существует
В целом стартового капитала было достаточно! Конечно, руководство компании пыталось найти других спонсоров, предлагая им налоговые льготы в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках дополнительно созданной компании Taifun GmbH & Co Entwicklungs- und Produktions-KG. Однако ожидаемого успеха не произошло.
Однако серьезные и растущие разногласия между акционерами привели к тому, что шумиха вокруг нового «тайфуна» стихла столь же быстро, как и возникла. Постепенно акционеры покинули компанию. Одним из этих акционеров был Рейнгольд Фихт, который напрасно надеялся, что выполненные им конструкторские работы будут приняты и оплачены компанией. В 1975 году компания была вынуждена объявить о банкротстве. Рейнгольд Фихт был обязан ликвидировать компанию Taifun Flugzeugbau GmbH.
Таким образом, это возвращение легендарного «тайфуна» провалилось не из-за идеи или технической и экономической целесообразности, а из-за человеческого фактора.
источник: Wolfgang Mühlbauer «Comebackversuch ohne Fortune. Messerschmitt Me 108F» «Fleugzeug classic» 2004-07, Seite 38