Попытка возвращения без надежды на успех. Проект легкого пассажирского самолета Messerschmitt Me 108F. Германия
Предисловие редакции: Создание в 1973 году компании Taifun GmbH заставило учащенно биться сердца летчиков и любителей авиации, поскольку речь шла о возвращении легендарного самолета Bf 108 Вилли Мессершмитта в новом, существенно модернизированном варианте! О проекте легкого пассажирского самолета Messerschmitt Me 108F рассказывает Вольфганг Мюльбауэр.
Корни этого проекта восходят к 1970 году, когда Рейнхольд Фихт (Reinhold Ficht) – тогдашний глава расположенной в Графинге (Grafing), недалеко от Мюнхена, компании Pneuma Technik – смог найти на севере Швеции и приобрести старый самолет Bf 108D. После того как самолет был доставлен в Баварию, с большой самоотдачей началась его многолетняя кропотливая реставрация. В ходе этих работ Рейнгольд Фихт и его коллега Роберт Россмайсль (Robert Rossmeisl) вскоре задумались о модернизированной версии «Тайфуна».
Наконец, состоялась встреча с профессором Вилли Мессершмиттом, с которым Райнхольд Фихт первоначально связался только в связи с реставрацией Bf 108D. Вместе с Вилли Мессершмиттом прибыл его «секретарь» Мано Циглер (Mano Ziegler), тогдашний глава службы по связям с общественностью компании MBB. Вилли Мессершмитт и Мано Циглер сразу же загорелись идеей модернизации «тайфуна», и Райнхольд Фихт со всем пылом занялся проектированием и разработкой самолета своей мечты, которому он присвоил обозначение Messerschmitt Me 108F (F – Ficht). Следует сказать, что авторство формы и конструкции машины принадлежит молодому и одаренному инженеру Роберту Россмайслю, который позднее перешел в компанию Dornier.
По характеристикам новая версия должна была значительно превзойти предшественника не только за счет усовершенствованной аэродинамики, но и благодаря более мощной силовой установке – 300-сильному двигателю компании Lycoming. Модернизированный «тайфун» должен был иметь шесть посадочных мест и, помимо всего прочего, убирающуюся носовую стойку шасси. Вилли Мессершмитт также внес множество предложений в конструкцию нового самолета.
По предложению Вилли Мессершмитта для изготовления и последующего продвижения на рынке самолетов Me 108F необходимо было создать отдельную компанию. В число акционеров вошли профессор Курт Танк, Альфред Кляйн (бывший директор компании Heinkel), Ингеборг Тубесинг (она внесла львиную долю финансовых средств), Людвиг Бёльков и Мано Циглер. С другой стороны, Райнхольд Фихт – реальный инициатор и, прежде всего, главный конструктор самолета Me 108F – все больше и больше отодвигался на задний план.
29 ноября 1973 года была основана компания Taifun Flugzeugbau GmbH. Серийное производство новых «тайфунов» должно было начаться уже в 1976 году на ещё не построенном заводе в Вайдене (Weiden), Верхний Пфальц. Цена продажи самолета Me 108F должна была составлять 140 000 немецких марок (почти 70 000 евро), и считалось, что «тайфун» будет иметь серьезное конкурентное преимущество и сможет избавить рынок Европы от монопольного положения таких американских компаний, как Beechcraft.
В целом стартового капитала было достаточно! Конечно, руководство компании пыталось найти других спонсоров, предлагая им налоговые льготы в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках дополнительно созданной компании Taifun GmbH & Co Entwicklungs- und Produktions-KG. Однако ожидаемого успеха не произошло.
Однако серьезные и растущие разногласия между акционерами привели к тому, что шумиха вокруг нового «тайфуна» стихла столь же быстро, как и возникла. Постепенно акционеры покинули компанию. Одним из этих акционеров был Рейнгольд Фихт, который напрасно надеялся, что выполненные им конструкторские работы будут приняты и оплачены компанией. В 1975 году компания была вынуждена объявить о банкротстве. Рейнгольд Фихт был обязан ликвидировать компанию Taifun Flugzeugbau GmbH.
Таким образом, это возвращение легендарного «тайфуна» провалилось не из-за идеи или технической и экономической целесообразности, а из-за человеческого фактора.
источник: Wolfgang Mühlbauer «Comebackversuch ohne Fortune. Messerschmitt Me 108F» «Fleugzeug classic» 2004-07, Seite 38