Несостоявшийся флагман Нидерландов в Ост-Индии. Линейный крейсер Проекта 1047

15

Статья об этом корабле была выложена у нас на сайте очень давно, ещё в 2013 году. За прошедшее время о корабле появилось на много больше информации, а главное его планируют ввести в игру World of Warships и появились очень хорошие 3D модели.

Содержание:

История проекта

В 30-е годы, голландская разведка считала, что, если дело дойдет до войны, Императорский флот Японии развернет свои наиболее сильные корабли (авианосцы и линкоры) против ВМФ США и Королевского флота Великобритании. Это оставит тяжелые и легкие крейсера, а также гидроавианосцы, в качестве наиболее сильных кораблей, доступных для атаки на Голландскую Ост-Индию.

Чтобы бороться с этими силами, в 30-е годы Koninklijke Marine (Королевский флот Нидерландов) подготовил проекты новых линейных крейсеров. Они проектировались из расчёта уверенного уничтожения японских кораблей этого класса.

Однако голландцы никогда не проектировали современных крупных кораблей. Поэтому они обратились к Германии за помощью. После продолжительных переговоров, Германия и Нидерланды достигли соглашения, по которому Германия должна была разработать и предоставить проект и чертежи, современного линейного крейсера. Взамен голландцы гарантировали, что данный корабль будет заказан на немецкой верфи.

Черновой проект был готов к февралю 1940 года. Однако посещение Италии побудило переосмыслить внутреннюю планировку крейсера, что привело к появлению нового проекта, датированного 19 апрелем 1940 года.

Это последний известный проект, созданный до вторжения Германии и оккупации Нидерландов. Окончательный проект линейного крейсера так и не был завершен, и данные корабли так и не были построены.

Обстановка в мире

Вторжение Японии в Маньчжурию в 1931 году ознаменовало начала периода растущей агрессивности со стороны Японской империи, и со временем, голландцы все больше беспокоились о безопасности своих колоний в Ост-Индии.

Голландские владения, такие как Ява, Суматра, Борнео и часть Новой Гвинеи, были чрезвычайно важны как в политическом, так и в стратегическом плане для голландцев, которые жили и торговали там более трех столетий. Более 500 000 поселенцев переехали из Нидерландов на эту «вторую родину», и Ост-Индия обладала обильными ценными ресурсами, наиболее важными из которых были каучуковые плантации и нефтяные месторождения; острова были четвертыми по величине экспортерами нефти в мире после Соединенных Штатов, Ирана и Румынии.

У Koninklijke Marine в регионе был только один морской броненосный корабль, размещенный в Ост-Индии, броненосец береговой обороны HNLMS Soerabaja (бывший De Zeven Provinciën ), построенный ещё в 1908 году. Поскольку этот корабль считался «имеющим небольшую боевую ценность», то основной силой оставались три легких крейсера (Java , Sumatra и De Ruyter), несколько эсминцев и подводные лодки.

HNLMS Soerabaja


HNLMS Soerabaja

Как уже упоминалось выше, голландцы считали, что если начнется война, крупные корабли Японии будут заняты линкорами ВМС США и Королевского флота Великобритании, а это означало, что обороне Ост-Индии придется иметь дело только с крейсерами Японии. Однако японские корабли были гораздо мощнее своих голландских аналогов, кроме этого их было на много больше. Было подсчитано, что к 1944 году, если не будут заказаны новые суда, пять легких крейсеров Koninklijke Marine (два класса Java , заложенные до Первой мировой войны, De Ruyter и два класса Tromp ) могли столкнуться с 18 тяжелыми и 27 легкими японскими крейсерами.

Эти факторы вынудили Koninklijke Marine подумать об усилении своих сил, и поэтому рассматривалось строительство трех «суперкрейсеров», способных превзойти крейсеры Императорского флота Японии, по крайней мере качественно.

Вашингтонский морской договор и Лондонское соглашение ограничило новые крейсеры из стран его подписавших, водоизмещением в 10 000 тонн и 8-дюймовыми (203-мм) орудиями. Однако такая относительно скромная военно-морская держава как Нидерланды не была участником договоров и не была связана их ограничениями. По данным голландской военно-морской разведки, японские крейсеры не участвовали в учениях с основным флотом линкоров и авианосцев, вместо этого они проводили тренировки с гидроавианосцами, поэтому предполагалось, что линейным крейсерам не придется сталкиваться с подавляющими авианалетами японской авиации. Более того, присутствие таких мощных кораблей, чьи более крупные орудия могли легко превзойти по дальности стрельбы пушки японских крейсеров и эсминцев. Это дало бы голландскому флот в Ост-Индии, некоторое преимущество, которое в теории позволило бы ему не позволить Японии провести десантную операцию в её колониях.

Особенности конструкции

В 1938 году несколько высокопоставленных морских офицеров в Koninklijke Marine встретились, чтобы обсудить возможные новые корабли для флота Ост-Индии. Они пришли к выводу, что голландцы должны иметь флот, достаточно сильный, чтобы заставить противника «использовать такую ​​большую часть своего военномоского потенциала, что это приведет к неприемлемому ослаблению его возможностей на других театрах военных действий». По итогам этой встречи была подготовлена аналитическая записка к министру обороны Нидерландов Й. К. К. ван Дейку. С учётом которой был подготовлен приказ флоту от 18 февраля 1939 года, который явился стартом планирования и оценку расходов на строительство двух или, возможно, трёх линейных крейсеров.

Данный корабли являлись ключевыми в программе перевооружения флота Нидерландов, которая получила названия «Линейные крейсера Нидерландов 1939 года».

Кроме крейсеров, по этому плану, ВМФ Нидерландов должны были усилить ещё два новейших эсминца, семь подводных лодок и нескольких торпедных катеров.

Требования к новому проекту линейного крейсера были следующими.

  • Максимальная скорость – 32 узла,
  • дальность плавания 4500 морских миль на скорости 20 узлов,
  • защита машинного отделения и погребов, должна была выдерживать попадания снарядов калибром до 8 дюймов
  • Желаемое вооружение должно было состоять из девяти 280-мм орудий главного калибра в трех трехорудийных башнях,
  • Универсальный калибр должен состоять из 120-мм орудий в четырех спаренных установках,
  • Противовоздушная оборона должна состоять из четырнадцати 40-мм орудий попарно с централизованным управлением огнем.
  • Авиагруппа должна состоять из двух истребителей и двух разведывательных самолетов.

Предварительные проекты

Поскольку планы 1913 года по строительству 24 650-тонных дредноутов для Голландского флота так и не были реализованы из-за Первой мировой войны, у голландцев не было опыта строительства таких больших кораблей. Столкнувшись с этой проблемой, голландцы обратились за технической помощью за рубеж.

Первоначально голландцы обратились к французам с просьбой продать им патент на линейные корабли типа «Дюнкерк». Однако, поскольку французы всячески тянули с ответом они так же обратились и к немцам с предложение продать проект линкора класса «Шарнхорст». А для того что бы усилить своё предложение они обязались заказать все необходимое оборудование и материалы для своей кораблестроительной программы в Германии.

Эскизный проект был завершен без иностранной помощи Департаментом строительства 11 июля 1939 года, но он не включал многочисленные технические новинки, которые появились на капитальных кораблях после Первой мировой войны. В частности, его схема бронирования была совершенно устаревшей, поскольку на корабле полностью отсутствовала броня палубы, а также противоторпедная защита. Таким образом голландский проект был ближе к проектам 20-25-летней давности, чем к проектам современных крейсеров и линкоров.

Немецкий линкор «Шарнхорст»


Немецкий линкор «Шарнхорст»

Несмотря на большой интерес к проекту линейного крейсера в Германии, обе стороны не смогли договориться об условиях. Немецкая делегация настаивала на том, чтобы заказы, размещенные в их стране, были гарантированы, с финансовой компенсацией, выплачиваемой немецким компаниям, если голландцы не построят корабли. Они также отказались предоставить полный комплект чертежей для «Шарнхорста».

В ожидании официального одобрения в Нидерландах продолжались работы над проектом. Был заключён контракт с немецкой компанией Ferrostaal AG Essen, и 15 мая 1939 года был представлен список продукции для покупки в Германии. Два месяца спустя в Бремене и Берлине (13 и 31 июля соответственно) состоялись переговоры, на которых немцы согласились предоставить планы и чертежи, которые, хотя и не касались конкретно «Шарнхорста», раскрывали их идеи по проектированию линейных кораблей и современных крейсеров. Эти чертежи показывали различные современные схемы бронирования, которые могли бы использоваться в новых линейных крейсерах.

4 октября немецкий адмирал, ранее назначенный в качестве посредника между двумя флотами, заявил, что, хотя Германия не может гарантировать пунктуальные даты поставок, она может заверить Нидерланды, что она будет оказывать давление на компании, чтобы они соблюдали договорные даты, и что Кригсмарине не будет вмешиваться в заказы этих компаний. Месяц спустя компания Ferrostaal AG Essen была официально назначена доверенным лицом Нидерландов в большинстве их сделок с Германией.

Работа над вооружением для новых кораблей была поручена компании Germaniawerft. Голландцы встретились с руководством компании 31 июля 1939 года, и та предоставила характеристики для основного и вспомогательного вооружения. По этим планам начальная скорость снарядов главного калибра составляла 850–900 м/с.

Что касается универсального калибра, то пушки имели максимальный угол подъёма в 80°. Приблизительно броня башен должна была составлять; 80 мм спереди, 150 мм на крыше, 50 мм по бокам. Система управления огнем обсуждалась 6 ноября 1939 года с голландской компанией NV Hazemeyer Signaal Apparatenfabriek.

К этому времени силовая установка, которая должна была быть построена в Нидерландах, уже обретала форму. Требования, отправленные в августе 1939 года, предписывали, чтобы корабли имели восемь котельных отделений, четыре комплекта редукторных турбин. В целом она должна была выдавать мощность в 180 000 л. с. После дальнейших работ Nevesbu и две немецкие компании (Germaniawerft отвечала за турбины, а Deschimag за котлы) начали составлять предварительные планы.

Проектирование

В декабре 1939 года две группы конструкторов представили свои проекты. Над ними работали инженеры из Нидерландов и Германии. По обоим проектам крейсера развивали мощность 180 000 л. с. Корабль голландского проекта был по площади на 199 м² больше немецкого. Хотя у немецкого проекта было преимущество в виде меньших размеров, голландцы были обеспокоены тем, что силовая установка немецкого проекта может оказаться неспособной работать надёжно (в реальности у Кригсмарине действительно возникали проблемы с силовыми установками своих кораблей).

Первоначально предполагалось, что для силовой установки потребуется отсек размером около 84 м, однако выяснилось, что можно обойтись отсеком длинной 72,8 м, если артиллерийские погреба будут незабронированными. В итоге по немецкому проекту для размещения машин требовалось 74 м. Голландцы в итоге смогли разместить машины в отделении длинной 78 м.

В декабре 1940 года, появились реальные сомнения по поводу необходимости этого проекта, поскольку был назначен новый министр ВМФ Нидерландов, а он считал, что голландцам будет лучше приобрести просто модернизированную версию старого броненосного крейсера. Так же были пересмотрены требования к будущему кораблю.

  • Скоростью будущего линейного крейсера должна составить 29 узлов,
  • Водоизмещением 16 000 длинных тонн,
  • Вооружение – девять 24-см (9,4 дюйма) орудий,
  • Броня – пояс 175 мм (6,9 дюйма) и палубу 75 мм (3,0 дюйма).

Хотя эти корабли превосходили бы любой договорный крейсер с 8 дюймовыми пушками и водоизмещением 10 000 тонн, голландцы посчитали, что корабль будет недостаточно мощным что бы уверенно бороться японскими крейсерами.

Главный броневой пояс и палубная броня были признаны недостаточными. Так же были признаны проблемы с машинами, которые были не способны дать преимущество в скорости над противниками. Всё это привело к тому, что руководство ВМФ Нидерландов «настоятельно рекомендовали оказаться от строительства такого корабля», однако предложение было отклонено и работы над проектом продолжились.

План постройки трех линейных крейсеров был утвержден в феврале 1940 года. Они, вместе с двумя легкими крейсерами класса Eendracht, должны были стать основой морской обороны Голландской Ост-Индии.

Крейсер типа «Эйндрехт»


Крейсер типа «Эйндрехт»

Новые легкие крейсеры должны были заменить старые крейсера типа Java, которые затем должны были стать артиллерийскими учебными кораблями. Разрешение на строительство больших линейных крейсеров означало, что будет построен новый 40-тысячетонный плавучий док и начнутся многочисленные модернизации баз флота в Ост-Индии и военно-морской верфи в Соэрабайе. Для строительства столь крупного корабля компания Netherlands Construction Company, Ltd. начала строительство нового 250-метрового стапеля.

Однако отказ Германии предоставить голландцам чертежи своих кораблей, в которых была представлена детальная конструкция «Шарнхорста» ниже ватерлинии, был серьезной проблемой. Не имея опыта в проектировании подводной защиты для корабля такого размера, голландцы были вынуждены обратиться за помощью к Италии, что позволило делегации инженеров и морских офицеров выехать в эту страну в феврале 1940 года.

Однако голландскую делегацию к технической документации строящегося линкора Roma не допустили, зато им был предоставлен доступ к завершенному проекту линкора Vittorio Veneto. Кроме этого, голландцы посетили несколько верфей, пообщались с главным конструктором итальянского флота и получили дополнительную информацию о конструкции «Шарнхорста» так как итальянцам было известно больше чем голландцам. Этот визит послужил катализатором кардинальной переработки компоновки внутренних отсеков проектируемых линейных крейсеров. Конструкторы отринули прежнее требование о центральной продольной переборке и предприняли попытку поднять двойное дно в надежде усилить защиту от магнитных мин. Однако, ограниченные необходимостью сохранить малую осадку, они вынуждены были отказаться от этой модификации.

Финальный проект

Когда очередная делегация отправилась в Германию для обсуждения злободневных вопросов, связанных с линейными крейсерами, голландцы представили свой перспективный проект. Данный проект был датирован 19 апреля 1940 года.

Нормальное водоизмещение теперь застыло в цифре 28 482 тонны (28 032 длинные тонны). Двигательная установка, хотя и не обрела окончательной формы, подверглась пересмотру в марте 1940 года. Главный вопрос заключался в достаточности 160 000 л. с., для столь большого корабля. По обновленному проекту предусматривалась установка восьми котлов Ярроу в четырех котельных отделениях и четырех турбин Парсонс с зубчатой передачей в двух машинных отделениях, предназначенных для вращения четырех винтов, каждая мощностью 40 000 или 45 000 л. с. (в зависимости от широты: 40 000 л. с. она могла выдать в тропических водах и 45 000 л. с. в суровых водах Северного моря). Габариты машинного отделения также претерпели изменения: одно в начале марта, а затем, 20 апреля 1940 года, в итоге его общая длина составила 79,5 метров.

Несостоявшийся флагман Нидерландов в Ост-Индии. Линейный крейсер Проекта 1047

Вооружение линейного крейсера

Таблица характеристик, представленная лейтенантом Юрриеном С. Нутом для проекта от 19 апреля 1940 года, хранит молчание о вооружении, вероятно, полагая, что оно осталось неизменным с более раннего проекта от 16 февраля 1940 года. Согласно нему, арсенал корабля состоял из девять 283-мм орудий в качестве главного калибра, дюжину 120-мм универсальных орудий, и ПВО, состоящий из четырнадцати 40-мм орудий Вофорс и восьми 20-мм пушек Эрликон.

Ответственность за создание основного вооружения легла на плечи Germaniawerft, взявшей за основу проекты башен линкора Шарнхорст. Что касается собственно пушек, то снаряд для них весом в 315 кг, обладал впечатляющей начальной скоростью в 900 м/с и дальностью поражения до 42 600 метров. Боекомплект каждого орудия насчитывал бы по 120 снарядов, а темп огня достигал бы 2,5 выстрелов в минуту. Орудия были способны подниматься на максимальный угол 45° а угол заряжания составлял около 2°.

Главные калибр Шарнхорста. Башни Проекта 1047-х должны были быть очень похожи на эти

Главные калибр Шарнхорста. Башни Проекта 1047-х должны были быть очень похожи на эти

В качестве вспомогательного вооружения планировалось использовать двенадцать 120-мм (4,7 дюйма) орудий Bofors в спаренных установках. Вопрос о том, какая версия орудия предполагалась к установке, устаревшая (устанавливавшаяся в качестве основного вооружения на голландских эсминцах с 1920-х годов) или совершенно новая – остается открытым. Детали, такие как дальность или скорострельность, также окутаны туманом. Однако даже если бы использовалось старое орудие, то его неизбежно ждала бы модернизация (включая переход от одиночных полущитовых установок к спаренным). Нужно заметить, что более современная версия увидела свет лишь в 1950-х годах, вобрав в себя все уроки прошедшей войны.

Что касается средств ПВО, то 40-мм и 20-мм скорострельные орудия должны были надёжно сдерживать натиск вражеской авиации. Среди них выделялся 40-мм «Bofors», вероятно, лучшее легкое зенитное орудие Второй мировой войны. Во время войны ему довелось сражаться во множестве стран, часто противостоявших друг другу. Так эти пушки стояли на вооружении американцев, британцев, голландцев, японцев, шведов и список можно продолжать долго. Созданная еще в начале 1930-х годов, 40-мм зенитная пушка шведской фирмы «Bofors» в Голландии впервые была размещена на крейсерах «Java» и «Sumatra», во время модернизации в 1934-35 годов.

40-мм Бофорсы на кормовой надстройке «Де Рюйтера» в 1939 году.


40-мм Бофорсы на кормовой надстройке «Де Рюйтера» в 1939 году.

Еще до начала Второй Мировой, голландская компания Hazemeyer, дочернее предприятие немецкой Siemens & Halske, разработала для «Bofors» передовую трехосную установку в комплекте с тахиметрической системой управления огнем. Когда в 1940 году Нидерланды пали под натиском врага, эта разработка была спешно эвакуирована в Великобританию на борту минного тральщика «Willem van der Zaan». Там ее скопировали и приняли на вооружение как британскую спаренную установку Mark IV. В документах, касающихся механизма управления огнем для проекта 1047 (обсуждался 6 ноября 1939 года), упоминалось, что 40-мм орудия должны были «управляться автономно с огневых позиций». Вероятно, речь шла именно о системе Hazemeyer, хотя прямых ссылок на это в источниках нет.

Еще до войны голландский флот закупил некоторое количество 20-мм пушек Hispano-Suiza для установки на торпедные катера и другие корабли. Шесть таких орудий были смонтированы на крейсере «Jacob van Heemskerck», когда он совершил дерзкий побег в Великобританию в 1940 году. Hispano-Suiza использовала боеприпасы калибра 20 × 110, схожие с снарядами Эрликона, но не взаимозаменяемые. При этом она отличалась более высокой скорострельностью и немного большей начальной скоростью снаряда. Недостаточно прочная для использования в качестве корабельного орудия, Hispano-Suiza впоследствии стала весьма успешной авиационной пушкой.

Отличия от класса «Шарнхорст»

Несмотря на обманчивое внешнее сходство, Проект 1047 и класс «Шарнхорст» разделяла пропасть различий. Уступая в броневой защите, голландский проект превосходил немецкий во многих аспектах: угол возвышения главного калибра был увеличен на 5°, противоторпедная защита была значительно усилена, размещение котлов было лучше продумано, а четырехвинтовой движитель обеспечивал повышенную надежность.

В отличие от «Шарнхорста», проект 1047 избежал использования проблемной немецкой силовой установки. Кроме того, универсальный калибр Проекта 1047, представленный двенадцатью 120-мм орудиями, значительно превосходил подобное вооружение «Шарнхорста», состоявшее из 150-мм противокорабельных и 105-мм зенитных орудий. Единый калибр линейного крейсера Проекта 1047 позволял не только экономить ценное пространство и вес, но и упрощал логистику, требуя лишь один тип боеприпасов для вспомогательного вооружения.

Судьба проекта

С началом Второй мировой войны проектные работы почти полностью прекратились, хотя конструкторы Germaniawerft продолжали трудиться над башнями и артиллерийскими установками вплоть до вторжения Германии в Нидерланды в мае 1940 года.

Первый корабль Проекта 1047 планировалось спустить на воду лишь в 1944 году, и в любом случае, даже будь он готов раньше, он не смог бы предотвратить японское вторжение в Голландскую Ост-Индию. Война оборвала все планы, окончательные чертежи кораблей так и остались незавершенными, а сами корабли – несбыточной мечтой.

Вариант линейного крейсера Проекта 1047 с 6-ю 380-мм пушками ГК:

Источник — https://en.wikipedia.org/wiki/Design_1047_battlecruiser

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account