Несостоявшийся повелитель морей. Линейные корабли ВВ-67 USS Montana
У нас на сайте есть довольно давняя статья посвящённая этому кораблю. Здесь же я предлагаю вашему вниманию более свежий взгляд с профильного канала на Яндекс-Дзене.
Это была вторая попытка американского флота заиметь в своих рядах линкор с гордым именем «Монтана». Первый раз она провалилась в 1923,когда заложенный в 1920 линкор типа «Саут Дакота»-«Монтана»ВВ-51 был разобран на металл в соответствии с Вашингтонским соглашением 1922.
В следующий раз «Монтана» стала уже головным кораблем проекта из 5 единиц и получила бортовой номер ВВ-67.
Появлением на свет проект обязан информации,добытой американской разведкой ,о закладке в Японии третьего и четвертого линкоров типа «Ямато»,которые по данным той же разведки при 46 000 тонном водоизмещении несли 406 мм орудия.
В это время уже шли работы над проектом линкоров типа «Айова»-классическим быстроходным линкором 40-х. Но в американском флоте было и другое направление военной мысли,считавшее что для линкоров главное не скорость-а вооружение и броня. С учетом практически неограниченных возможностей американской промышленности и бюджета,шанс дали обоим вариантам. Мощные и защищенные линкоры типа «Монтана» представлялись соперником именно для японских «Ямато».
Было разработано 8 предпроектов нового линкора. Вариант №3 — стандартным водоизмещением 52 500 тонн (полным — 64 500 тонн), вооруженный 12 орудиями калибра 406 мм и 20 орудиями калибра 127 мм, с ГЭУ мощностью 130 000 л.с. способный развить скорость 28 узлов при габаритах по ватерлинии 262,1 × 34,7 метров и осадке 11 метров.
По варианту №4 корабль должен был иметь стандартное водоизмещение 54 500 тонн (полное — 64 500 тонн), нести аналогичное вооружение главного калибра, но 20 новых 127-мм универсальных орудий с длиной ствола 54 калибра. Длина по ватерлинии при этом возрастала до 265,2 метра при сохранении других размеров на прежнем уровне, а мощность ГЭУ увеличивалась до 150 000 л.с. для достижения 28-узловой скорости хода. Восьмой,самый максимальный, был представлен 15 марта 1940 — стандартное водоизмещение 70 000 тонн (полное 82 000 тонны) и увеличенные размерами -по ватерлинии до 320 × 36,6 метров и осадкой 10,7 метров. Мощность ГЭУ была увеличена до невероятных 320 000 л.с. для достижения скорости хода в 33 узла. 12 орудий калибра 406 мм и 20 новых 127-мм универсальных орудий с длиной ствола 54 калибра. Конструктивно «Монтаны» во многом являлись развитием типа «Норт Кэролайн».
«Монтана»-единственный тип американских линкоров-который по ширине не проходил через Панамский канал. Да кстати это вообще последние заложенные американские линкоры.А строили «Монтаны» на Атлантическом побережье…
Первые 2 линкора типа «Монтана» были заложены 19 июля 1940. В июне 1942 постройка была заморожена на неопределённое время, а 21 июля 1943 была окончательно отменена.
- USS Montana (BB-67). стал третьим боевым кораблём, названным в честь 41-го штата США, заложен 19 июля 1940.
- USS Ohio (BB-68). был назван в честь 17-го штата США, должен был стать четвёртым кораблём в ВМС США, носящим название данного штата. заложен 19 июля 1940.
- USS Maine (BB-69). был назван в честь 23-го штата США, был бы третьим кораблём, носящим название данного штата. Не закладывался.
- USS New Hampshire (BB-70). был назван в честь 9-го штата США, стал бы третьим кораблём носящим название данного штата. Не закладывался.
- USS Louisiana (BB-71). был назван в честь 18-го штата США, должен был быть третьим кораблём, носящим название данного штата. Стал последним линкором, заказанным для ВМС США. Не закладывался.
Характеристики:
Водоизмещение:
- стандартное — 60 500 т,
- полное — 70 500 т.
Размерения;
- Длина 281,94 м .
- Ширина 36,88 м,
- Осадка 11,17 м.
Бронирование;
- Борт — 406 мм;
- траверсы — 388 мм;
- главная палуба — 152…186+18…15 мм;
- верхняя палуба — 57 мм;
- башни ГК — 560 мм (лоб), 254 мм (борт), 233 мм (крыша);
- барбеты ГК — 457…513 мм;
- рубка — 457 мм (борт), 236 мм (крыша).
Машины;
- Двигатели — 4 ТЗА,172 000 л. с.,
- Скорость хода — 28 узлов (30 на форсаже).
- Дальность плавания15 000 морских миль (на 15 узлах),
- Экипаж 2149 человек.
Вооружение;
- Главный калибр — 4 × 3 — 406-мм/50,
- Универсальный калибр — 10 × 2 — 127-мм/38,
- Зенитная артиллерия — 8 × 4 — 40-мм/56,
- Зенитная артиллерия — 20 × 1 — 20-мм/70
- Авиавооружение — 2 катапульты, 3 гидросамолёта Kingfisher или Curtiss SC Seahawk .
Основное внимание в проекте «Монтана» конструкторы уделили вооружению и защищенности.Вес залпа должен был составлять 14 696 кг(у «Ямато«-13140 кг).
Четыре трехорудийных башни вмещали 12 406мм/50 орудий Мк7- две носовых и две кормовых.Возвышение орудий было до 45 градусов,снарядные погреба традиционно для американского флота-в барбетах,погреба-в нижних отсеках.Основным боеприпасом планировался 1225 кг АР Mark 8 .
20 универсальных 127 мм орудий Мк12 располагались в 10 спаренных установках. Малокалиберных зениток предполагалось иметь 32-40 Бофорсов 40мм в счетверенных установках и 60 «Эрликонов» 20 мм в одиночках и спарках.
Схема бронирования — «все или ничего». Главный броневой пояс состоял из брони «класса A» (гетерогенная, цементированная) толщиной 406 мм. В проекте решили отказаться от внутреннего главного броневого пояса как на предыдущих типах «Айова» и «Саут Дакота» и вернулись к схеме внешнего расположения с углом наклона наружу в 19 град. Цитадель замыкалась броневыми траверсами из брони класса А толщиной 388 мм. Лобовые плиты толщиной 560 мм и крыша толщиной 233. Башни артиллерии главного калибра изготавливались из брони «класса B» (гомогенная, нецементированная). Боковые стенки башни имели толщину 254 мм, тыльная бронеплита — 305 все из брони класса А. Барбеты башен номер 1 и 4 имели толщину 513 мм, 2 и 3 — 457 мм. Вертикальная защита 57 + 152—186 + 18-15 мм гомогенной брони. Башни средней артиллерии прикрывались 51-мм гомогенными плитами. Боевая рубка формировалась из брони класса B, с толщиной стенок до 457 мм, крыша — 236 мм.
Конструктивная противоторпедная защита- «американской» схемы — из нескольких продольных противоторпедных переборок. По конструкции она была похожа на применённую на «Норт Каролайнах» — с «ящикообразными» булями, без характерного для «Южных Дакот» и «Айов» подводного продолжения главного броневого пояса, переходящего в ПТП, за счёт чего увеличивалась глубина ПТЗ. Нижний броневой пояс из брони класса B был перенесён вглубь корпуса и крепился к одной из противоторпедных переборок с углом наклона 10 град. Толщина этого нижнего броневого пояса по высоте была различной и составляла: по верхней кромке 81 мм, по 219 мм в наиболее толстой средней части и 95 мм в нижней части. Предназначался он для защиты от подводных пробоин при недолётах — «ныряющих» снарядов.
Энергетическая установка — паротурбинная, четырёхвальная. 8 котлов фирмы Бабкок и Уилкокс, на высоких параметрах пара. Турбоагрегаты двухкорпусные (турбины высокого и низкого давления), двухступенчатые зубчатые редукторы,эшелонное расположение механизмов в 4 отсеках. Ожидалась скорость 28 узлов при суммарной мощности 172 000 л.с. и 30 узлов при форсировке. Дальность плавания экономным 15-узловым ходом предполагалась в 15 000 миль.
Оценивать «Монтана» достаточно сложно-во-первых корабли так и не были достроены,во-вторых,заложенные уже на исходе линкорной эпохи,они относились уже к «предельным» линкорам,когда ничем не ограниченная фантазия конструкторов впихивала в проект все максимально возможные достоинства. Теоретически встреча «Монтаны « с «Ямато» в честном бою доставила бы любителям флота весьма волнительное зрелище,но к счастью,она так и не состоялась,иначе половина команд обоих кораблей ,наверно ,сошла бы с ума когда почти полуторатонные снаряды начали бы долбить почти непробиваемые для них цитадели.Хотя дуэль могла ограничиться и обменом «чемоданами » на максимально возможной дистанции -без шанса пробить броневую защиту.Вес залпа ,бронепробиваемость и бронирование(с учетом разницы в качестве брони) у обоих гигантов сопоставимые,скорость практически одинаковая. Так что вопрос удачи и различных дополнительных факторов. А вот в европейских флотах соперников у «Монтаны» и не предвиделось…
Источник — https://dzen.ru/a/XVxK9rXpkgCu2N7E