Легкий Трактор двойного назначения Как альтернатива Бронесаранче
В общем то данный пост является продолжением старой темы: Вместо малых танков и танкеток нужно делать тягачи.
Собственно проблема в том что в 30-ых года такие тягачи не нужны, поскольку все орудия (до корпусного звена) возятся только лошадьми. Похожая ситуация и со снабжением. Идея поста заключается в создании Тягача двойного назначения, который года этак до 40 будет трудится в народном хозяйстве а после, с началом новой мировой войны его можно будет мобилизовать в Армию и обеспечивать выполнение широкого спектра вспомогательных задач т.е.: перевозка орудий, доставка топлива-боеприпасов по бездорожью, эвакуация раненых и прочее.
Без «попадуна» опять же никуда, ведь кто в начале 30-ых мог знать что через будет десять лет?
****
В качестве тягача для АИ я выбрал Vickers Carden-Loyd Tractor Truck 1931 года, он отлично подходит для данной АИ.
Точных данных по мотору этого трактора я не нашел, вероятно изначально устанавливался мотор Ford-A(I4 3.3L 40 л.с.) потом Ford-B(I4 3.3L 51 л.с.) также есть информация что устанавливались дизельные моторы Meadows (I4-60 л.с., I5-75 л.с.) созданные в 1935 году. Снаряженная масса Трактора 2 тонны, грузоподъёмность шасси 3-4 тонны.
В общем по своим характеристикам «Виккерс» полностью соответствовал «Комсомольцу» и это не случайно ибо построены они почти на одном и том же шасси.
![Легкий Трактор двойного назначения Как альтернатива Бронесаранче](http://alternathistory.ru/wp-content/uploads/2024/10/izobrazhenie_2024-10-03_181116497.png)
Один из первых комсомольцев
Главным преимуществом Виккерса перед Комсомольцем является то что он небронированный, а соответственно намного легче и дешевле, к тому же он обладает полноценной грузовой платформой что в купе с достаточно солидной грузоподъёмность (с перегрузом до 2 тонн) делает его вполне пригодным не только для армии но и для народного хозяйства.
Краткая предыстория
В 1930 году в Великобритании была куплена лицензия на Легкий Трактор Виккерс-Карденлойд, в 1931 году Трактор проходил испытания в СССР, по результатам которых был внесен ряд изменений в его конструкцию. В связи с отсутствием силовой установки выпуск трактора отложили на 1932 года когда в серию был запущен ГАЗ-АА. С 1934 года в серию пошла модернизированная версия с мотором ГАЗ-М, демультипликатором от ГАЗ-ААА и переработанной ходовой на манер Комсомольца. Всего за период 1932 по июнь 1941 года было выпущено 15000 тягачей, большинство из которых было мобилизовано в РККА, по итогу на момент июня 41 года в РККА было +-12 тысяч исправных тягачей.
ТТХ АИ тягача Т-33М «Комсомолец» (1934 года)
- Масса — 2 тонны;
- Двигатель — ГАЗ-М на 50 л.с. (25 л.с/тонну);
- Скорость — 50 Км/чам по шоссе;
- КПП — ГАЗ-ААА 4 ступенчатая с демультипликатором;
- Грузоподъёмность — 1 тонны (в перегруз до 2 тонн);
- Тяговое усилие — 3 тонны;
- Число мест — 2 в кабине 8 в кузове;
P.S. 1. Кол-во необходимых тягачей легкого класса — вопрос полемичный и зависит от количества мех соединений и их штатов цифру в 15000 произведённых я получил чисто исходя из общего количества Т-20/27/37/28 т.е. 15058 штук. 2. Я лично считаю что концепция юниверсал кериера и комсомольца в виде полубронированых транспортеров не слишком удачна, броня 7-10 мм прошивается даже пулями винтовочного калибра, да и защита от осколков тоже сомнительна, а вместо курсового пулемета был бы гораздо полезнее зенитный. 3. Цена АИ тягача ориентировочно районе 15 тысяч рублей.
Так СТЗ-5. Для нархоза не сильно подходил, слишком военный, а для военных слишком крестьянский…
Так АИшный трактор при +- аналогичной грузоподъёмности легче в 3 раза, что делает его вполне рентабельным. Уступает СТЗ он только в качествах Арт. Тягача + он в 2 раза быстрее
Первая проблема данной АИ — это не АИ. Корпусная, дивизионная артиллерия была расчитана на конную тягу, но лошадки расчитывали получить при мобилизации. Когда в тридцатых лошадки стали исчезать, а трактора появляться то появились планы мобилизации тех СГ тракторов в армию, вместо лошадок, и эта задумка была реализована в начале ВОВ Проблема № 2 в самой идее, и в оборотах мотора. Для селыскохозяйственного трактора скорость пешехода более чем достаточна, главное обеспечить высокий крутящий момент. Его обеспечивает низкооборотистый, большой и тяжелый двигатель. А низкооборотистый двигатель невозможно сделать легким — так как при равной мощности и степени сжатия ему нужен в разы больший обэм. А если поставить высокооборотистый двигатель — то ему нужно эти обороты искуственно снизить, тем же демультипликатором. Но демультипликатор это дополнительный вес, дополнительное трение, а значит и потеря КПД, и наконец дополнительная деталь, которая постоянно изнашивается и нуждается в замене. По итогу такой трансорт в качестве сельскохазяйственного будет хуже тракторов — современников, и в начале тридцатых будет тормозить индустриализацию — так как потребует отвлечь на себя больше ресурсов чем обычные СГ трактора при одинаковом результате. Соответственно он возможен только как специалыний тягач для армии, и в сельськом хозяйстве может использоваться только эпизодически, от безысходности и отсутствии альтернатив. И не забывайте… Подробнее »
Так это скорее Транспортный Трактор а не Сельскохозяйственный его конечно можно использовать в поле но вы сами перечислили проблемы, и количество 15 тысяч тракторов на фоне 390000 тысяч СХТЗ 15/30 выглядит смешно. (кстати в названии трактора так и написано Tracktor-Truck).
Как по мне такое решение выглядит оптимальным. Мы выпускаем тягачи вполне годные как для гражданки так и для армии (никаких минусов по сравнению с тем же комсомольцем или ЛТ-1 у него нету). При чем данный тягач не просто висит на балансе государства но и приносит пользу народному хозяйству.
С началом большой войны данные трактора-тягачи проходят капитальный ремонт и иммобилизируются в армию.
Кстати я изначально рассматривал вариант поставить в него Мотор СХТЗ 15/30 но все же передумал
Я ведь и не предлагал отменять те же СХТЗ-15/30 или СХТЗ-НАТИ.
Проблема в том что скоростной гусеничный тягач для экономики не особо нужен — трудно ему придумать свою нишу. Для перетягивания чего то большого нужны классические медленные тягачи, типа ЧТЗ. А для скоростной возки по дорогам — лучше подойдет колесный тягач, или грузовик, так как экономичность у колес выше чем у гусениц. А проходимый и при этом быстрый транспорт нужен в основном на войне. Получается проще рассматривать предложенный вами вариант как чисто военный, собственно это аналог консомольца и есть.
«С началом большой войны данные трактора-тягачи проходят капитальный ремонт и иммобилизируются в армию.»
Есть нюанс, коллега. Войну наша армия встретила не отмобилизованной, поэтому во многом и была нехватка средств тяги — эти средства мирно в колхозах сено жевали (или стояли на МТС, не суть).
Соответственно, вопрос в том, что в армию ваши трактора поступят тогда же, когда в реале в неё же поступило множество иных тракторов и лошадок, но вместе с тем — в начальный период войны у армии не будет тех же комсомольцев, т.е. проблем с мехтягой в самый критичный момент (в начале войны) будет ещё больше.
Это, конечно, если заранее не объявить мобилизацию (что вы вроде как описали в двух словах в тексте), при таком варианте ваша АИ конечно работает как должно. Правда трактор там будет лишь приятным маленьким дополнением к самому факту мобилизации армии перед войной)
Мобилизация армии перед войной уже кучу раз обсуждали на сайте и я не буду углубляться., у меня же попадун так что данный вопрос легко решаемый
Легкий Трактор двойного назначенияТ.е. вы хотите сказать, что сама идея трактора двойного назначения изначально неправильная. Трудно с вами не согласится.
Грузовик можно использовать в Армии и в народном хозяйстве.
Трактора, которые мобилизовали из сельского хозяйства, была вынужденная мера.
Вообще то ни разу не вынужденная, а вполне запланированная моб планом еще в начале тридцатых
Именно вынужденная, ибо небыло у советской страны денег на армейский комплект тракторов. Выкручивались как могли.
Все таки запланированная, все тридцатые годы бюджеты армии росли, создавались новые артиллерийские полки, танковые корпуса, пехотные дивизии, большой флот, авиаполки. Но никто даже не подумал обеспечить армию транспортом в мирное время, и даже появись дополнительные ресурсы — наделали бы больше ресурсоемких соединений — артиллерийских, танковых и авиаполков. СД на свой транспорт в мирное время переводить чудовищно дорого — это ж нужно кормить, ухаживать и обновлять прорву лошадей. Подвижные части могли бы обеспечить, что и сделали после войны, но инерция мышления и непомерные амбиции затормозили этот процесс. Обеспечение РККА автотранспортом и мехтягой до войны — вполне адекватная АИ, хоть и затратная.
Я же не спорю. Срана бедная, руководство при социализме экономит на спичках как при царе и на выходе получается всё криворуко и убого. А потом внезапно 22.06.
При царе жили лучше и богаче, чем при антирусском совке
И «внезапного 2206» не могло произойти в принципе.
Жили иначе и тяжко трудились.
А насчёт при царе этого/такого никогда небыло… вам написали ниже.
Конечно. Только внезапный Порт-Артур. Чем не блицкриг?
Пробили мирно спавшие
аэродромыпорты со скученной техникой, завоевали господствов воздухена море и разгромили в маневренной войне основные силы русской армии на ТВД. Одних пленных японцы захватили под 80 тысяч. Какие-то унемецкогорусского царя-батюшки тогда особенные принципы были, но уж точно не как в 41 году…Как вам идея извлекать лошадей из кавдивизий в нархоз в мирное время? Ввести хоббихорсинг как вид спорта на век раньше? Не очень? А вот с моторизированными дивизиями и с артиллерией идея мобилизовать транспорт отдельно почему то прокатывает.
Так ведь лошади уже используются, а армии тягачи нужны будут только к 39 году (когда там уже будут быстроходные пушки и полноценные мех соединения)
Откуда трава про
Если это Ford 201 (Ford-B), то это 4-цилиндровый.
Данная трава взята у англосаксов, никакой точной инфы по мотору сего трактора, я так и не нашел, я отредактирую эту часть поста
.
++++++++++++++++++++++++++++++++++
За идею использовать Vickers Carden-Loyd Tractor Truck 1931, а вот со статьёй не очень. Во первых где вы в н/х используете трактор бегающий со скоростью в 50 км/час? Возможно как трелёвочный. А во вторых загляните сюда, в португальской армии использовали его модификацию 1931 Vickers Carden Loyd in Portugal — Pre WW2 vehicles — HMVF — Historic Military Vehicles Forum там много интереснвх фоток по теме.
Качество не очень если честно я брал из другого места
https://tankdevelopment.blogspot.com/2015/07/tractor-truck.html
Поддерживаю. Но!
В начале 30-х, это чудо просто негде производить в требуемых количествах. А во второй половине 30-х, появился более совершенный (для СД) СТЗ-5.
ИМХО — СД РККА первой половины 30-х, вполне достаточно было и тягача на базе СХТЗ-15. Гораздо более актуальны были реально быстроходный (и достаточно мощный при этом) арттягач для механизированных соединений, и, для них же, недорогой и вместительный грузовой вездеход.
Данный трактор никакого отношения к СТЗ-5 не имеет (совсем разные весовые категории и скорости)
В смысле негде? Чем вас неустроил завод № 37? Данный трактор максимально простой, куда проще тех же комсомольцев. По цене он ненамного дороже ГАЗ-ААА 15 против 9,3 тысячи.
Недорогим он сразу перестанет быть (ГАЗ-64 куда хуже по вместимости а какой нибудь ЗИС-32 будет намного дороже АИ тягача). И что вас не устроило в данном тягаче? Вместимость вполне достаточна 8+2 человка+ грузовая кабина +- как у СТЗ-5 (по размерам и грузоподъёмности).
Скорость тоже хорошая, 25 л.с. на тонну и 50 км/ч максималка вполне себе быстро даже с сорокопяткой и расчетом он вполне сможет держать скорость марша до 30 км/ч
Машина для кавдивизий и мехкорпусов.