После Зимней войны, хотелось руководству РККА и её БТВ максимально защищённого танка с большой-большой пушкой. Из имеющихся к тому моменту образцов, выбор пал на КВ-2.
Позднее, пошла развединформация про толстобронные и толстопушечные танки вероятного противника и началась свистопляска с двумя КВ-3, затем с КВ-4 и закончилась проектом танка КВ-5. Вся эта грустная история закончилась полным провалом, из-за отсутствия адекватной агрегатной базы для столь тяжёлых танков.
А какой максимальный танк, мог позволить себе, танкопром СССР на середину 1940 года, при условии максимальной защиты и такового же вооружения, при минимальном весе и чтобы машина была нормальной во всех смыслах, а не самоходным ДОТом ?
Итак проект весны 40-ого года с учётом всех хотелок руководства АБТУ и наличной агрегатной базы, в русле идей тех лет :
— наклонная броня не только лба, но и бортов,
— Двигатель — дизель В-2,
— пушка калибром 106,7мм с длиной ствола 38,4 калибра и баллистикой 107мм пушки обр. 10/30 года, с раздельным заряжанием.
Форма корпуса взята из предыдущего поста про АИ танки Т-70А,Б,В. Толщина вертикально-наклонной брони 65мм, горизонтальной и кормового экрана — 20мм (дно под мотором и бортовые экраны — 10мм), стенки башни и НЛД толщиной 120мм. Корма, дополнительно защищается канистрами с водой и ящиками с инструментами и ЗИП.
Мотор. Известно, что дизеля В-2 выпуска 40-41 годов, надёжностью не отличались и имели моторесурс 100-120 моточасов. На столь низкий моторесурс влияли в основном два фактора: отвратительный воздушный фильтр(пропускал абразив в ЦПГ) и невозможность совместной балансировки коленвала и маховика(маховик входил в состав ГФ), а последнее вело к разбиванию вкладышей "колена"(то же самое было и у М-17Т). Был ещё третий дефект — временами "дурила" топливная аппаратура, но двигатель хоть как-то, но работал и соответственно танк, хоть как-то , но ехать мог.
Поборемся с недостатками, самыми простыми методами. Вместо одного воздушного фильтра поставим два(что, заодно уменьшит высоту корпуса в районе МТО), а для уменьшения попадания частиц пыли на фильтрующий элемент(на то время масло и канитель, им пропитанная), поставим перед ним две наклонные кассеты — одну с тонкой медной сеткой, а вторую с тканью. При этом, частицы пыли, попадая на сетку и затем ткань, будут падать вниз, в пылесборник, под воздействием вибрации этой части фильтра и силы тяжести. И промывать такой фильтр через час, полтора движения не понадобиться — открыл воздухозаборную решетку, вынул кассеты, — кассету с сеткой стряхнул(если нужно), а в кассете с тканью, поменял ткань на новую и через три-пять минут поехал.
Посмотрев на схему танка, можно увидеть, что к коленвалу, вполне можно пристроить небольшой маховик, что позволить довести ресурс мотора по вкладышам до 200 часов.
С топливной аппаратурой почти ничего не поделать, за исключением того момента, что АИ танков предполагается выпустить до войны в 1,7 раза меньше, чем было произведено КВ и Т-34. Это значит, что можно вести более тщательный отбор плунжеров, распылителей и других деталей, для установки в танковые моторы.
И последнее мероприятие для поднятия ресурса мотора В-2, — это снижение максимальных оборотов и соответственно мощности движка. Сделаем два положения ограничителя оборотов : одно для повседневной эксплуатации — 1700 об/мин(400 л/с) и второе — боевое, 1750 об/мин(450 л/с). Тяговое усилие при этом окажется на уровне 58,6% от веса танка(при 24% потерь), а макс. скорость, соответственно- 38 и 39 км/час(тяговое усилие 6,1% от веса танка, при 28% потерь).
Предполагается, что суммированием всех вышеуказанных мероприятий,- станет ресурс двигателя, равный примерно двумстам часам, что позволит обучить экипажи в размере 100 часов и ещё сто часов останется для боёв. Это не считая того, что в резерве, на каждые два выпущенных танка будет иметься один запасной мотор, т.е. около 500 танков раннего выпуска(40-ого, начала 41 года), израсходовавших моторесурс весной 41 года, можно оснастить резервными двигателями.
Перейдём к трансмиссии, начав с ГФ и БФ-ов. Здесь было две основных проблемы: неполное выключение(вследствие трудности регулировки) и попадание грязи и пыли на трущиеся детали и в подшипники. При нахождении ГФ и БФ-ов в отделении управления, появляется возможность их быстрой регулировки мехводом и его помощником(он же радист), а также резко уменьшается загрязнение деталей.
КПП. Сделана по типу Кристи(БТ, А-32), но с устранением основных недостатков, коими были: надвижные шестерни и дополнительные трудности включения передач из-за перпендикулярных валов, относительно оси танка и большого расстояния от кулисы до КПП; увеличение момента на промежуточном вале, из-за расположения углового редуктора между ним и входным валом.
Поэтому, угловой редуктор переносим за КПП, валы делаем параллельными оси танка, кулису располагаем непосредственно на КПП. При этом, появляется возможность уменьшить размеры КПП(из-за уменьшившегося момента), но этого делать не надо, по причине всё той же надёжности(пусть всё будет большое и тяжёлое, зато крепкое). А за счёт выпуска меньшего кол-ва танков чем в РИ КВ и Т-34, высвобождается зубонарезное оборудование и рабочие, и всё это можно употребить, на изготовление зубчатых муфт включения передач(тогдашнего аналога синхронизаторов), т.е получить КПП с постоянным зацеплением шестерён для 2ой и 3-ей передач(возможно и для 4-ой тоже). Т.е. боевые, 2-я и 3-я передачи будут нормально переключатся в т.ч. и в бою, с отсутствием выкрашивания зубьев шестерён этих передач через три-четыре сотни км пробега.
Кроме того, повысим диапазон КПП до 7,27 едениц, путём увеличения расстояния между валами до 230мм(на Т-34 — 216мм, диапазон — 6,2).
Бортредуктор применим двухрядный, полностью находящийся за бортовой броней корпуса.
Вооружение танка состоит из 106,7 мм пушки с вышеуказанной баллистикой, а также 20мм пушки ШВАК(турельный вариант, расположена ниже пулемёта), и пулемёта ДТ.
В РИ, на тяжёлые танки хотели втулить 107мм пушки с баллистикой пушек М-60 и ЗИС-6. А зачем ? Та же пушка с баллистикой 107мм орудия обр. 10/30гг, вполне себе пробивала 100 мм брони с километра, а броня ожидавшихся по разведдонесениям танков противника не превышала эту величину. Единственное, что можно сделать — это досыпать несколько десятков грамм пороха в гильзу для применения с бронебойным снарядом, что повысит н/с до 670 м/с и позволить уверенно поражать 100мм КЦ броню с километра.
Для стрельбы по малозначительным целям можно использовать пушку ШВАК, ей же, можно обороняться от атакующих самолётов, путём установки на турель, возле люка одного из заряжающих.
Для ускорения заряжания, при его раздельном характере, запроектировано присутствие в башне двух заряжающих, находящихся в задней половине башни, за спинами командира и наводчика. Из 60 штатных снарядов, все находятся в башне в вертикально-наклонных укладках , а из 60 штатных гильз, — 40 вертикально, в хомутиковой б/у в бронированном барабане ниже башни, ещё 12шт. вертикально под сиденьями командира и наводчика и 8шт. горизонтально на полу барабана под пушкой. Т.е., все гильзы прикрыты 10мм броней подбашенного барабана, вращающегося вместе с башней. Можно принять и сверхштатный боезапас, в ящиках, расположив их на полу боевого отделения под барабаном, но пользоваться таким б/з можно будет только сделав перерыв в бою. Башня имеет две точки управления вращением — у командира и наводчика, также имеется два редуктора с ручным и эл/приводами(моторы по 2,5 кВт, один из них резервный).
Т. о. получаем идеальную "школьную парту" для малообученных танкистов и их командиров в начале войны: выехал, пострелял, по тебе постреляли(пусть и из Flak 18/36), за три-четыре раза, кой-чему, все вышеупомянутые, научились и начали потихоньку воевать. Матчасть, защита и большой запас хода вполне это позволяет. В отличии от одноразовых Т-26 и всяких БТ.
Противник. Конечно не спит, но его заделы по тигру первому и кошке летят в тар-тарары. Он вынужден монстрообразно отвечать и выкатит орудие ПТО РАК 43 в начале 43 года, а в конце того же года штук пятьсот-семьсот тигров вторых. Но, как говорится, ему же хуже, чем монструознее вооружение, тем меньшее количество, этого самого вооружения, можно произвести. И заодно,противник попадает в ту же опу, в которую попал СССР с танками КВ, КВ-2 в 41-42 годах(отсутствие адекватной весу, агрегатной базы). К тому же, ответ тоже готов: броня корпуса увеличивается до 80 мм, броня литой башни до 200-240мм(пониженной высоты, относительно приведённой на схеме, по типу ИС-3), 107мм орудие(по типу Д-25Т) ставится с н/с калиберного 18,8 кг снаряда 900м/с и бронепробиваемостью калиберным/подкалиберным снарядами 208/292мм с километра, гомогенной брони низкой твёрдости. Вес такого танка КВ-4М составит примерно 39т. Вероятно, аналог Курского сражения состоится осенью 1943 года где-то в районе старой госграницы.
Противник, на КВ-4М отвечает 128мм САУ на базе тигра второго(ок. 1200 шт) и выкатывает штук пятьсот, каких-нибудь Е-100 к лету 1944 года. В это время, вероятно, случится последнее сражение в Польше и Рейхе, с участием примерно 8000 КВ-4М.
Ценой потери 5-6 тысяч КВ-4М, противник оставляет в котлах все не подбитые тяжёлые и сверхтяжёлые танки из-за отсутствия ГСМ и боезапаса, а также выхода из строя ненадёжной матчасти, спешно запущенных в производство машин. После этого, происходит встреча союзников на Рейне.