Специалист по танкам предельных параметров

24

Еще одна интересная статья из жж Юрия Пашолока.

Содержание:

В отличие от западных конструкторов бронетанковой техники, среди которых действительно известных наберется немного, советское танкостроение не такое «неблагодарное». Реально известных создателей танков наберется немало — Шукалов, Гинзбург, Котин, Кошкин, Морозов, Астров, Духов, Ермолаев, Барыков, Горлицкий, Троянов. Это не весь список, и это только те, кто известен больше по танкам/САУ межвоенного и военного периода. Их едва ли не больше, чем известных зарубежных конструкторов, вместе взятых. И это только,так сказать, звезды первой величины. Есть и менее известные фамилии (Балжи, Щукин, Кучеренко, Бушнев, Алеексеенко, Москвин и другие), которые менее известны, но вклад их в советское танкостроение подчас ничуть не меньше.

Специалист по танкам предельных параметров

Как раз к менее известной плеяде советских конструкторов-танкостроителей относится человек, которому посвящен этот материал. Николай Федорович Шашмурин, ему сегодня исполнилось 110 лет. Не такой известный, как Котин или Духов, он, тем не менее, оставил мощнейший след в истории отечественного танкостроения. Дед, как его называли те, кто знал Николая Федоровича в 80-е и 90-е годы, был ключевым человеком в создании наиболее знаковых боевых машин, разработанных в Ленинграде и Челябинске. Да и не только их. Знаменитый «Кировец» К-700 — это тоже Шашмурин. За словом в карман он не лез, особенно сложными отношения у Шашмурина оказались с Котиным (и на то были объективные причины). Но главное не то, что он про них говорил, а результаты. И не только с точки зрения танкостроительного опыта: часть тех материалов по тяжелым танкам и САУ, что дожили до наших дней, сохранились как раз благодаря Николаю Федоровичу, который спас их из разоренного музея КБ Кировского завода. За что тему большое спасибо.

Талантливый и резкий

Николай Фёдорович относился к плеяде конструкторов-танкостроителей третьей войны, которая пошла с середины 30-х годов. Родился он 26 июня 1910 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Ф.И.Шашмурин, был потомственным шахтером, участник русско-японской и Первой мировой войн, неоднократно награжденный, революционер. Несмотря на все революционные завихрения, с образованием Шашмурину сильно повезло. Он учился в советской трудовой школе №4, под этим названием скрывалось «Петришуле», одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга. Далее он поступил в ЛПИ (он в 1930 году был разделен, Шашмурин оказался в Ленинградском институте механизации социалистического земледелия), где учился до 1936 году. Уже учась там, в 1930 году, он всерьёз увлекся танкостроением. Собственно говоря, от тракторов до танков один шаг, так что практики у Шашмурина хватало. Например, в 1-й механизированной бригаде им. Калиновского. Далее были ЛБТКУКС (Ленинградские броне-танковые курсы усовершенствования командного состава РККА), а в июне 1937 года Шашмурин оказался в СКБ-2 Кировского завода.

Та самая "торзионная" подвеска, дебют Шашмурина

Та самая «торзионная» подвеска, дебют Шашмурина

Молодой инженер-танкостроитель очень быстро себя проявил на новом месте. Как раз летом 1937 года шли работы по Т-29ЦН, и для него Шашмурин разработал принципиально новую подвеску. Ее сделали по информации о Landsverk L-60, который стал первым танком с торсионной подвеской. Ее, как и в докладе, называли «торзионной». С Т-29ЦН дело не продвинулось дальше эскизных проектов, но наработки реализовали в новом танке — СМК-1. Первоначально машина предполагалась с блокированной подвеской, данную идею продвигал Ж.Я. Котин, возглавлявший СКБ-2. Но Шашмурин смог настоять на более прогрессивной подвеске. Данную идею опробовали на Т-28, с успешными результатами испытаний. Но как раз именно эта самая подвеска стала первой причиной конфликта Шашмурина с Котиным. Это противоборство, начавшееся в 1938 году, потом шло десятилетями. Далее торсионную подвеску Шашмурина использовали на тяжелом танке КВ, который, к слову, поначалу как раз он же и вел (еще на стадии дипломного проекта). И да, именно Шашмурин неоднократно упоминал, что КВ в СКБ-2 расшифровывали как «Котин-Ворошилову». Также Шашмурин разработал механическую КПП для КВ, далее данную коробку передач заменили на ту, что разработали по проекту Л.Н. Духова. На этом фоне у Шашмурова возникла неприязнь: он часто обвинял Духова в том, что тот создал ненадежную КПП, которая, по итогу, погубила КВ в его исходном виде.

8-скоростная КПП для Т-220, разработанная Шашмуриным. Далее она послужила базисом для новых разработок

8-скоростная КПП для Т-220, разработанная Шашмуриным. Далее она послужила базисом для новых разработок

В дальнейшем Шашмурин вел работы по коробкам передач. Для Т-220 он разработал 8-скоростную КПП, которая в дальнейшем была использована и на тяжелом танке КВ-3 (точнее, должны были использовать). Надо сказать, что у Шашмурина были основания для критики духовской КПП. В ходе испытаний Т-220 происходили поломки мотора, элементов трансмиссии, но коробка передач была надежной. А ведь речь идет о 60-тонной машине. У КПП Духова проблемы начались к моменту, когда боевая масса достигла 50 тонн. Имелись в 1941 году и другие работы. Как и ряд других конструкторов СКБ-2, Шашмурин оказался вовлечен в конкурс по созданию тяжелого танка КВ-4. Он этом эпизоде сам конструктор вспоминал с юмором:

«Получив наряду с другими ведущими работниками КБ задание на разработку проекта такого циклопа, но непременно многобашенного, я, не разделяя должного оптимизма в отношении последнего условия (многобашенности – давно ли мы отказались от «Мюр-Мерилиз», заложенном в СМК), сделал «ход конем». Вообще отказался от башенных установок, и повторил то, что в свое время сделал на танке КВ-1 при установке гаубицы М-10, калибра 152 мм, то есть капонирную (рубочную) надстройку на бронекорпус. А поскольку уже был создан новый, практически сверхтяжелый танк КВ-3, то решил не мудрить о суперновом танке. Сбросив с него башню, повторил предыдущий вариант, как самоходное орудие большой мощности, установив там пушку Грабина калибра 107 мм. Указав в пояснительной записке, что в определенных условиях пушка может быть изъята, а вместо нее в боевом отделении может быть размещено стрелковое отделение пехотинцев. Этот вариант на конкурс не был допущен, так как не были выполнены условия – более высокая защита, масса танка 80–100 тонн, башенная (многобашенная) установка вооружения. Чтобы избежать ненужной конфронтации, я пошел на компромисс. Считая, что супертяжеловес не может быть танком, приняв к исполнению заданную защиту, вложился в вес порядка 90 тон, сохранил капонирную установку основного орудия, а на крышу пониженной рубки установил серийную башню танка КВ-1. Кончилось это тем, что И.М. Зальцману этот вариант очень понравился (с учетом его «разумной», как он выразился, универсальности,) и я получил вторую премию в размере 1000 рублей. Это здорово. Купил на эти деньги жене шубу».

КВ-4 Шашмурина

КВ-4 Шашмурина

О самой идее КВ-4 и КВ-5 Шашмурин всегда вспоминал резко отрицательно. Всю эту работу он называл Б.С., что расшифровывалось как «бред сумасшедшего». Сложно ему что-то возразить в ответ. Ну а дальше началась война.

Главное детище жизни

30 июня 1941 года по Кировскому заводу был издан приказ, согласно которому в Челябинск переводилось 18 инженеров-конструкторов, включая Духова, Павлова и Шашмурина. Уехали они с недостроенным образцом КВ-3. Данную машину собирались осваивать на ЧТЗ, но ничего путного из этого не вышло. Так начиналась трудовая деятельность Шашмурина в Челябинске, ставшая апогеем в его карьере.

КВ-1с, на этом танке пригодилась 8-скоростная КПП разработки Шашмурина

КВ-1с, на этом танке пригодилась 8-скоростная КПП разработки Шашмурина

20 марта 1942 года вышло постановление ГКО №1472, которое обязывало поднять качество устанавливаемых на КВ-1 двигателей и коробок передач. Впрочем, уже тогда начались работы по созданию облегченного танка, более известного как КВ-1с. Также в работу пошли опытные образцы коробок передач. Первые 8-скоростные коробки передач вышли на испытания в апреле 1942 года, но их внедрение в серийные танки затягивалось. Форсирование работ по новым КПП началось лишь после совещания с участием Сталина, которое состоялось 5 июня 1942 года. Это совещание стало в своем роде отправной точкой для перехода от КВ-1 к КВ-1с. Улучшенных КПП было два типа. Первую, КПП «группа 12–21», создал Ф.А. Маришкин. Вторую КПП, известную как «группа 21–212», разработал Н.Ф. Шашмурин. Испытания начались с 20-х чисел апреля 1942 года. К тому моменту опытными работами занимался специально организованный завод №100. По итогам испытаний выяснилось, что коробка передач «группа 21–212» конструкции Шашмурина более надежная, именно на ней и был остановлен выбор. Окончательно конструкцию коробки передач утвердили в середине июня 1942 года. Именно она и пошла на серийный танк.

КВ-13 (ИС-1), первая машина Шашмурина как ведущего инженера

КВ-13 (ИС-1), первая машина Шашмурина как ведущего инженера

Всё это время Николай Фёдорович занимался отдельными узлами машин, но тяжелое лето 1942 года преподнесло ему неожиданный поворот в судьбе. 19 июля 1942 года умер Н.В. Цейц, на тот момент ведущий инженер тяжелого танка КВ-13 (на заводе №100 он уже тогда назывался ИС-1). Смерть спровоцировало постановление ГКО №1958 от 3 июля 1942 года «О танках Т-34 и Т-70», согласно которому на ЧКЗ организовывалось производство Т-34. В виду этого работы по ИС-1 заморозили. Шашмурин обвинял в смерти Цейца и Котина. Так или иначе, ИС-1 осиротел, на должность ведущего инженера машины назначили Шашмурна. Тот проект невзлюбил, считая, что надо делать полноценный тяжелый танк, а не пытаться делать нечто в габаритах и массе Т-34. Машина получилась «сырой», при этом Шашмурин водил ее на пределе, усугубив проблему. Своего он добился: в текущем виде ИС-1 «умер», было принято решение машину переделать. Так появился второй вариант КВ-13 (ИС-1), который уже с самого начала проектировал Шашмурин. Машина существенно потяжелела — боевая масса выросла с 32 до 37 тонн. Этот проект, разработка которого затянулась, также оказался неудачным, но при этом наработки по второму варианту стали базой для самой удачной машины Шашмурина.

Объект 237, предтеча ИС-1. Первый крупный успех Шашмурина как ведущего инженера машины

Объект 237, предтеча ИС-1. Первый крупный успех Шашмурина как ведущего инженера машины

Летом 1943 года на испытания вышел Объект 237, существенно переработанная машина. На ней стояла принципиально новая башня с 85-мм пушкой, сильно переделали шасси. Несмотря на небольшие недочеты, данный танк оказался куда лучше, чем его предшественники. В это же время Шашмурин был ведущим инженером Объекта 238, попытки создания на базе КВ-1с танка с 85-мм пушкой в штатной башне. Вставить орудие удалось, но расчету там было откровенно тесно. Поэтому от серийного выпуска данной машины отказались. Как временная мера на вооружение приняли Объект 239, шасси от КВ-1с и башня Объекта 237. Но уже было понятно, кто реально победил. 4 сентября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС». Объект 237 приняли на вооружение Красной Армии как ИС-85 (ИС-1).

Объект 240, предтеча ИС-2, вершины конструкторской карьеры Шашмурина

Объект 240, предтеча ИС-2, вершины конструкторской карьеры Шашмурина

Параллельно шла разработка танка с усиленным вооружением. Еще в мае 1943 года начались работы по установке более мощного орудия с баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. Эскизный проект «установки 122 мм танковой пушки в башне танка «ИС» был подготовлен КБ завода №9 совместно с КБ завода №100 к середине июля 1943 года. Работы велись в инициативном порядке. Со стороны челябинского завода работу курировал Ж.Я. Котин, ведущим инженером выступал Н.Ф. Шашмурин. Так на свет появилась система Д-25Т. Танк с данным орудием, получивший обозначение Объект 240, с нуля не строился. За основу был взят второй опытный образец Объекта 237. Правда, с началом переделок случилась небольшая заминка: 8 сентября танк осматривал Сталин. Несмотря на некоторую заминку, а также определенные «шероховатости» на испытаниях, сама по себе идея установки Д-25Т стала удачной. 31 октября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4479сс «О тяжёлом танке ИС-2 со 122-мм пушкой». Согласно ему, уже в декабре 1943 года должен был начаться выпуск первых танков данного типа. Данная машина получила обозначение ИС-2 (ИС-122). Она стала самым массовым из «классических» тяжелых танков.

Проект модернизации ИС-2

Проект модернизации ИС-2

Дальнейшая работа Шашмурина на заводе №100 велась по модернизации ИС-2. В частности, весной 1944 года им был разработан вариант глубокой модернизации танка с кормовым расположением боевого отделения. Но данная разработка так и не была реализована в металле. С подачи Котина началась разработка тяжелого танка ИС-6, который во многом базировался на наработках по глубокой модернизации ИС-2. Вместе с тем, не без участия Шашмурина удалось внедрить на ИС-2 спрямленную лобовую деталь корпуса. Это было одна из последних работ Шашмурина в Челябинске. Вскоре он, с группой конструкторов, вернулся в Ленинград, где занялся восстановлением СКБ-2 на Кировском заводе. Кстати, у Шашмурина была возможность стать главным конструктором на ЧКЗ, но там была своя история. В Ленинграде же он стал заместителем главного конструктора. К тому моменту он был дважды лауреатом Сталинской премии (одну премию второй степени он получил за КВ-1с). Награда за ИС-2, Сталинская премия второй степени, нашла Николая Фёдоровича в 1946 году.

Послевоенная деятельность

Возвращение в Ленинград на некоторое время выбило Шашмурина из «Большой игры», так можно назвать противостояние завода №100 и ЧКЗ. При этом за завод №100 был Котин, но борьбу за преемника ИС-2 он проиграл. Победу одержал ИС-3 (по его поводу Шашмурн отзывался крайне отрицательно), а ИС-6 ушел в небытие. Впрочем, уже в начале 1945 года завод №100 начинает разработку Объекта 257, первого танка, который носил индекс ИС-7. В это время на Кировском заводе шли работы по восстановлению завода и организации выпуска на нем ИС-2, а также ИСУ-152. Но уже в то время пошли и самостоятельные работы. Одной из них стало создание трелевочного трактора КТ-12, советского аналога Steyr RSO. Поначалу работы над ним велись при участии Шашмурина, но министр транспортного машиностроения (в 1946 году Минтрансмаш пришел на смену НКТП) В.Я. Малышев дал ему указание сконцентрироваться на другом танке — Объект 260.

Пучковая подвеска ИС-7, разработка Шашмурина

Пучковая подвеска ИС-7, разработка Шашмурина

В случае с ИС-7 Шашмурин не был ведущим инженером, но сделал немало для создания данной машины. Для начала, именно Николай Фёдорович был автором революционной конструкции — пучковых торсионов. Дело в том, что V-образная конструкция днища не позволяла поставить торсионы обычного типа. Потому Объект 257 имел блокированную подвеску с буферными пружинами. Шашмурин же придумал поставить «пучок» торсионов, благодаря чему конструкция получалась более компактной, а сама подвеска получалась даже лучше привычной. Его авторство также и в случае с эжекционной системой охлаждения. Прорабатывал он альтернативный вариант коробки передач. Наконец, его полем деятельности было общее техническое руководство проектом, а также общая компоновка танка.

Еще одно его изобретение - водометы ПТ-76

Еще одно его изобретение — водометы ПТ-76

По ряду причин в феврале 1949 года поступила команда о прекращении работ по ИС-7, а наработки по нему решили использовать в новом танке — Объект 730. Вместо Шашмурина поставили Ермолаева, при этом сам Николай Фёдорович считал, что новый танк был шагом назад. ПО его мнению, надо было делать машину массой 58 тонн, максимально используя наработки по ИС-7. На этот счет в Минтрансмаше явно были иного мнения. Тем не менее, нашелся танк, где Шашмурину снова нашлась работа. Это легкий плавающий танк Объект 270, вскоре переименованный в Объект 740. На его без разрабатывался и бронетранспортер Объект 271, переименованный в Объект 750. Известны эти боевые машины как ПТ-76 и БТР-50. Так вот, водометы, стоящие на данных машинах — детище Шашмурина.

Объект 282, одно из многочисленных послевоенных детищ Шашмурина

Объект 282, одно из многочисленных послевоенных детищ Шашмурина

В дальнейшем Шашмурин продолжал активно работать по теме различных узлов и агрегатов для техники, создаваемой в Ленинграде. Это целая серия опытных танков с ракетным вооружением, включая Объект 282 (для него Шашмурин разработал трансмиссию и подвеску). Большим достижением стал колесный трактор «Кировец» К-700, которым Николай Фёдорович занимался с 1960 года. При этом продолжалась «война» с Котиным, который, разумеется, отвечал «взаимностью». Шашмурин занимался музеем КБ завода, вероятно, его уничтожение в январе 1979 года — последняя «месть» Котина, умершего в октябре того же года. Сам же Шашмурин пережил своего визави на 17 лет. В 1974 году он получил звания доктора технических наук, читал лекции в родном ему ЛПИ. В Куженкино он организовал собственный «музей», куда попали материалы из уничтоженного музея КБ. Как раз в эти годы в Ленинграде появились те, кто живо интересовался историей бронетанковой техники. Шашмурин был для них кладезью информации. В 1987 году он подготовил мемуары «50 лет Противоборства. К вопросу о развитии отечественного танкостроения.». Злые, местами не совсем точные по фактам, но понять «Деда» можно. Он всей душой болел за своё дело.

Не стало Николая Федоровича в 1996 году. Его имя куда менее известное, чем у имя главного визави. Но те машины, которые создавал Шашмурин, говорят сами за себя. Его делом были не интриги, а создание машин, которые принесли, в том числе, и победу в Великой Отечественной войне. Его ИС штурмовал Берлин и шел по брусчатке Красной площади 24 июня 1945 года. А ведь тех машин, к которым имел отношение Шашмурин, куда больше. Если увидите «К-700» и его развитие — вспомните Деда, это то же его детище.

источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12853430.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account