История военно-морских сил Австро-Венгрии. Часть 1. От истоков до 1867 года

21

Начинаю небольшую серию статей из группы [Marine Proof] в VK. Сегодня будет часть первая.

Содержание:

Истоки австрийского военно-морского флота

Хотя австрийский военно-морской флот был официально заложен только в XVIII веке, его истоки можно проследить до 1382 года, когда в состав Герцогства Австрия вошёл Триест (Trieste). В XII-XIV веках Триест стал конкурировать в морской торговле с Венецианской республикой, которая с перерывами владела городом в период с 1283 по 1372 годы. По условиям Туринского мира 1381 года Венеция отказалась от претензий на Триест, а видные жители города направили австрийскому герцогу Леопольду III (Leopold III. von Habsburg) прошение о включении порта в состав его владений. 30 сентября 1382 года в Грацском замке было подписано соглашение о вхождении Триеста в состав герцогства.

Пускай с вхождением Триеста Австрия и приобрела порт, городу была предоставлена широкая автономия, и австрийские герцоги долго не уделяли большого внимания порту или идее создания флота для его защиты. Вплоть до конца XVIII века предпринимались лишь отдельные попытки создания австрийского флота. В 1628 году, во время Тридцатилетней войны, генералиссимусу Альбрехту фон Валленштейну (Albrecht Wenzel Eusebius von Wallenstein) императором Священной Римской империи Фердинандом II (Ferdinand II.) были пожалованы герцогства Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Гюстров, а также титул «Адмирала Северного и Балтийского морей» в награду за ряд побед над Данией-Норвегией в северной Германии. Однако Валленштейну не удалось захватить Штральзунд (Stralsund), который не подчинился Францбургской капитуляции и успешно выстоял осаду благодаря поддержке датских, шотландских и шведских войск. Данная неудача лишила Валленштейна выходу к Балтике, равно как и возможности бросить вызов морской мощи Скандинавских королевств и Нидерландов. Гибель Валленштейна от рук его собственных офицеров в 1634 году пресекла появление какого-либо австрийского флота на Северном или Балтийском морях.

Следующая попытка Австрии обзавестись собственным флотом была предпринята на Дунае, а не на море. Во время Великой Турецкой войны принц Евгений Савойский (Eugen Franz, Prinz von Savoyen-Carignan) развернул небольшую Дунайскую флотилию (Donauflottille) для противостояния Османской империи. Данную тактику Габсбурги практиковали и ранее, во время войн с турками в XVI-XVII веках. На кораблях данных флотилий служили главным образом уроженцы портов на австрийском морском побережье. Они сыграли большую роль в перевозке войск по Дунаю, а также в воспрепятствовании получению турками контроля над стратегически важной рекой. В XVII и XVIII веках исходя из установки, что классы кораблей, хорошо показавшие себя в открытом море, также должны использоваться на Дунае, было построено несколько крупнотоннажных кораблей. Дорогостоящие дунайские фрегаты (такие как, например, «Терезия» (Theresia)) едва могли развернуться на Дунае, а из-за своей большой осадки они постоянно садились на мель.

Макеты дунайских фрегатов XVII-XVIII веков в экспозиции Музея военной истории в Вене. На переднем плане - т.н. получайка, на заднем плане - канонерская барка и полная чайка.


Макеты дунайских фрегатов XVII-XVIII веков в экспозиции Музея военной истории в Вене. На переднем плане — т.н. получайка, на заднем плане — канонерская барка и полная чайка.

Однако Австрия всё не спешила обзаводиться собственным военно-морским флотом, даже когда потребность в нём стала очевидной после бомбардировки французским флотом порта Триест в ходе Войны за испанское наследство. В отсутствие военно-морских сил Австрия была неспособна защищать свои города на побережье, равно как и проецировать свою мощь на Адриатическое или Средиземное моря. Данная война окончилась подписанием Утрехтского, Раштаттского и Баденского мирных договоров. По условиям Раштаттского договора Австрия получала Испанские Нидерланды, Неаполитанское королевство, Королевство Сицилия, Сардинское королевство, а также Миланское герцогство. Хоть Австрия и лишилась Сардинии и Неаполя в 1734 году, проиграв их Испании во время Войны за польское наследство, эти территории, а также Австрийские Нидерланды, обеспечили Австрии доселе невиданный выход к морю.

После Войны за испанское наследство Австрия снова проявила интерес к созданию полноценного военно-морского флота для защиты своих сильно увеличившихся приморских владений. В это же время в начале XVIII века большинство европейских держав стали проявлять повышенный интерес к меркантилизму, созданию и расширению колоний, выдаче патентных грамот заморским торговым компаниям. Главным препятствием Австрии на пути к морской торговле и мореплаванию стала её география. Несмотря на наличие у Австрии протяжённой береговой линии на Адриатическом море, основные австрийские порты были отрезаны от Вены высокими Австрийскими Альпами. Кроме того, внутренние районы страны не были связаны с адриатическими портами никакими реками. По территории Австрии протекали три крупные судоходные реки: Эльба, Одер и Дунай. Однако Эльба и Одер также протекали по территории Пруссии, где и впадали, соответственно, в Северное и Балтийское моря, а устье Дуная находилось на территории Османской империи. На протяжении XVIII века оба этих государства являлись основными противниками Австрии, что не давало австрийцам возможности использовать эти реки для выхода к морю.

Остендская компания

После окончания Войны за испанское наследство основной выход Австрии к морю лежал через только что полученные Австрийские Нидерланды. Не имевшие общей границы с Австрией Австрийские Нидерланды находились, однако, в пределах принадлежавшей Габсбургам Священной Римской Империи. На их территории также находилось множество портов с удобным выходом к Атлантическому океану, в т.ч. Гент (Gent), Антверпен (Antwerpen), Брюгге (Brugge) и Остенде (Oostende). Однако экономика Австрийских Нидерландов была сильно отмежевана от остальной Австрии, и большинство правителей из дома Габсбургов не уделяли большого внимания данной провинции. Даже принц Евгений Савойский после назначения генерал-губернатором Австрийских Нидерландов в июне 1716 года предпочёл остаться в Вене, а непосредственным руководством на местах занимался назначенный им представитель, маркиз Эркюль-Луи Туринетти (Ercole Giuseppe Lodovico Turinetti, marchese di Priero e di Pancalieri).

Успех Голландской, Британской и Французской Ост-Индских компаний в XVII — начале XVIII веков, в свою очередь, сподвиг остендских купцов и судовладельцев установить собственные прямые торговые связи с Ост-Индией. В декабре 1722 года император Карл VI (Karl VI.) пожаловал патент Остендской компании (Oostendse Compagnie / Compagnie d’Ostende) на торговлю с Ост- и Вест-Индией, а также с Африкой. Компания оказалась исключительно прибыльной. С 1724 по 1732 годы 21 судно компании было отправлено для осуществления торговых рейсов на Карибские острова, в Африку и, особенно, Азию. Самыми прибыльными рейсами Остендской компании оказались рейсы в Кантон (совр. Гуанчжоу / Guangzhou / 广州), поскольку растущие цены на чай обеспечивали высокие прибыли судам, торговавшим с Китаем. С 1719 по 1728 годы Остендская компания перевезла из Китая 7 млн фунтов чая, что равнялось почти половине всего объёма, ввезённого в это время в Западную Европу. Таким образом, по объёму чайной торговли компания оказалась на равных с Британской Ост-Индской компанией (East India Company). Однако Остендская компания проработала недолго, поскольку после заключения Венского договора Карл VI отозвал у неё патент в ответ на запросы Британии. Компания прекратила свою деятельность в 1731 году.

Карл VI и Мария Терезия

Император Священной Римской Империи Карл VI, считавший, что «Мореплавание и торговля являются основными столпами государства», замыслил и другие проекты, помимо создания Остендской компании, для развития торгового флота страны и создания военно-морского флота для его защиты. В рамках данных мер была построена новая дорога через перевал Земмеринг, связавшая Вену с Триестом, а в 1719 году Триест и Фиуме (Fiume; совр. Риека / Rijeka в Хорватии) объявили порто-франко. Для помощи австрийским купцам с защитой от пиратства Карл VI также приобрёл в 1720 году у Великобритании трёхпалубный 80-пушечный линейный корабль третьего ранга «Камберленд» (HMS Cumberland). Корабль переименовали в «Сан-Карлос» (San Carlos) и развернули в Неаполе (Napoli).

На Адриатике Карл VI построил ещё несколько кораблей, которыми обычно управляли итальянские и испанские офицеры. Данный Адриатический флот включал три линейных корабля, один фрегат и несколько галер. Всего он насчитывал 500 пушек и 8 000 человек команды. При этом, однако, после роспуска Остендской компании в 1738 году император сформировал комитет для рассмотрения статуса Адриатического флота Австрии. В его отчёте было дано заключение о «малой полезности флота, высокой затратности и высокой вероятности разгрома в случае нападения». Данный отчёт убедил Карла VI пустить на слом Адриатический флот и перевести большую часть офицеров и матросов на Дунайскую флотилию.

После смерти Карла VI 19 октября 1740 года Саксония, Пруссия, Бавария и Франция отвергли Прагматическую санкцию 1713 года, которая обеспечила права на наследование престола его дочери Марии Терезии (Maria Theresia Walburga Amalia Christina). В декабре 1740 года прусский король Фридрих II (Friedrich II.) практически незамедлительно вторгся в Австрию и занял богатую габсбургскую провинцию Силезия в ходе семилетнего конфликта, известного как Война за австрийское наследство. Для Австрии этот конфликт оказался в основном сухопутным. По этой причине недавно коронованная Мария Терезия не уделяла должного внимания морским делам. Всю войну она занималась обоснованием своих прав на австрийский престол и не думала о восстановлении флота на Адриатике, созданного в своё время её отцом.

К началу Семилетней войны в 1756 году у Австрии по-прежнему отсутствовал полноценный флот. Вражеские пираты и флибустьеры, а также берберийские корсары сильно тормозили развитие австрийского торгового флота. Дошло даже до того, что большую часть австрийской морской торговли приходилось вести через иностранные суда. Отсутствие у Австрии каких-либо военно-морских сил для защиты своего судоходства подтолкнула графа Венцеля Антона Кауница (Wenzel Anton Graf Kaunitz-Rietberg) к идее создания небольшого отряда фрегатов для защиты Адриатического моря. Однако Семилетняя война вынудила Вену уделять основное внимание сухопутной границе с Пруссией и её береговой линии на Адриатическом море, из-за чего осуществить программу Кауница не получилось.

В 1775 году была предпринята очередная попытка создать компанию для заморской торговли. Была основана Австрийская Ост-Индская компания (Österreichische Ostindien-Kompanie). Во главе компании был поставлен британец Уильям Болтс (William Bolts). 24 сентября 1776 года отправился первый рейс компании в Индию: из Ливорно (Livorno), Великое герцогство Тосканское, отбыл Ост-Индский корабль «Джузеппе-э-Тереза» (Giuseppe e Teresa) с Болтсом на борту. Кораблём управлял управлял сын Марии Терезии Леопольд. Болтсу также был пожалован 10-летний патент на торговлю с Персией, Индией, Китаем и Африкой под флагом Священной Римской Империи.

Австрийская Ост-Индская компания отметилась первой попыткой Австрии создать заморские колонии. В течение следующих двух лет Болтс учредил фактории на Малабарском берегу, на юго-восточном побережье Африки в заливе Делагоа и на Никобарских островах. Правда, данные устремления успехом не увенчались в силу давления со стороны других колониальных держав, таких как Португалия и Дания-Норвегия, обе из которых выдворили Болтса и его колонистов из Африки и Бенгальского залива соответственно. Более того, австрийское правительство не желало провоцировать другие державы после двух больших войн в континентальной Европе за 20 лет. Вена также не горела желанием оказывать крупную финансовую поддержку ни компании, ни созданию флота достаточного для защиты своих интересов. Отчасти потому, что австрийское правительство ожидало, что порты Триеста и Фиуме возьмут на себя строительство и содержание флота.

Основание австрийского флота

Австрийский военно-морской флот был официально учреждён в 1786 году, когда император Иосиф II (Joseph II.) приобрёл в Остенде два куттера, «Лё Жюст» (Le Juste) и «Лё Ферм» (Le Ferme), каждый вооружённый 20 пушками, и направил их в Триест. В составе флота также имелось несколько вооружённых торговых судов и канонерских лодок. Иосиф II также ввёл военно-морской флаг, представлявший собой красно-бело-красный штандарт с короной Эрцгерцогства Австрия на левой стороне. До этого австрийские корабли ходили под жёлто-чёрным флагом дома Габсбургов. Введённый Иосифом II военно-морской флаг Австрии использовался и позднее Австро-Венгрией вплоть до середины Первой мировой войны. Первым командующим флота был шотландец, майор Джордж Симпсон (George Simpson).

Начало Великой французской революции в 1789 году и последовавшие за ней Французские революционные войны кардинально изменили политическую карту Европы и привели к самому масштабному на то время расширению австрийского флота. При Леопольде II (Leopold II.), наследнике Иосифа II, австрийский флот был официально развёрнут в порту Триест. В 1797 году между Францией и Австрией был заключён Кампо-Формийский мир, который окончил Войну Первой коалиции, по условиям которого Австрия уступала Франции Австрийские Нидерланды и ряд островов в Средиземном море, включая Корфу и некоторые принадлежавшие Венеции острова в Адриатическом море. По его условиям Австрия стала крупнейшей и по факту единственной военно-морской державой на Адриатике. Венецианская республика и её земли были разделены между двумя странами. Австрия получила город Венецию, а также Истрию и Далмацию. Венецианский флот и его объекты также перешли Австрии, став ядром для формирования будущего ВМФ Австрии. Данный военно-морской флот, созданный в 1797 году, именовался «Австрийско-венецианским военно-морским флотом» (Österreichisch-Venezianische Marine / k.k. Veneta Marine).

Пока Венеция находилась под французской оккупацией, корабли, полученные Австрией при аннексии города, позволили ей к началу Войны Второй коалиции в 1799 году довести свой флот до 37 кораблей. Данные корабли были представлены в основном небольшими судами прибрежного плавания, на которые приходилось примерно 111 пушек и 787 человек команды. Он оставался очень маленькой флотской группировкой, где на один корабль приходилось примерно три пушки и 21 человек команды, оставался в целом неспособным проецировать свою мощь за пределы Адриатики или защищать австрийское судоходство на Средиземном море. Когда в 1799 году австрийская армия взяла Анкону (Ancona) австрийцы захватили три бывших венецианских линейных корабля, «Лаарп» (Laharpe), «Штенгель» (Stengel) и «Бейран» (Beyrand). Несмотря на наличие 74 пушек на корабль, гораздо больше, чем у других кораблей на Адриатике, австрийское правительство предпочло продать эти корабли на слом, чем включать их в свой флот.

Захваченные австрийцами в Анконе линейные корабли «Лаарп», «Штенгель» и «Бейран»


Захваченные австрийцами в Анконе линейные корабли «Лаарп», «Штенгель» и «Бейран»

В первой половине XIX века Венеция также оставалась главным пунктом базирования флота. Позднее ей на смену были созданы собственные военные порты в Поле (Pola; совр. Пула / Pula в Хорватии) и Каттаро (Cattaro; совр. Котор / Kotor в Черногории).

В конце XVIII века было принято несколько новых уставов по флоту. Они предусматривали, в частности, для офицеров не переходить на крик при отдании команд, для капитанов кораблей флота не заключать коммерческих сделок от своего имени, а также для судовых врачей прокуривать корабли несколько раз в день для профилактики вспышек заболеваний на борту. Одним из самых примечательных предписаний было обязательное изучение флотскими офицерами немецкого языка. В то время большинство австрийских морских офицеров было итальянцами или испанцами, а итальянский оставался основным языком офицерского корпуса вплоть до 1848 года. Практически все матросы и офицеры набирались из венецианцев, разговаривали на италовенетском языке и были воспитаны в мореплавательских, военных, культурных и исторических традициях Венеции. Однако данная политика отражала желание Австрии перестроить свою многонациональную империю вокруг германских государств Священной Римской Империи.

Наполеоновские войны

17 марта 1802 года австрийский эрцгерцог Карл Тешенский (Carl Ludwig Johann Joseph Laurentius von Österreich), занимавший пост генерального инспектора военно-морского флота, издал указ об учреждении в Венеции Императорско-королевского морского кадетского училища (k.u.k. Marine-Kadettenschule). Позднее, в 1848 году это училище переехало в Триест и было переименовано в Императорско-королевскую военно-морскую академию (k.u.k. Marine-Akademie).

Во время войн Второй и Третьей коалиций Австрия снова сошлась в войне с Францией. После сокрушительного поражения под Аустерлицем император Священной Римской Империи Франц II (Franz II.) был вынужден согласиться на заключение Пресбургского мира 1805 года, который ослаблял Австрийскую империю и реорганизовывал Германию по наполеоновскому видению в т.н. Рейнский союз. В 1806 году был сформирован «второй триестский флот» под командованием Жозефа Л’Эспина (Joseph Graf von L’Espine), который в течение своей короткой жизни в боях не участвовал.

Считая более неоправданным своё пребывание в статусе императора Священной Римской империи, Франц 6 августа 1806 года отрёкся от престола СРИ и в той же декларации объявил об упразднении Священной Римской империи. Это был политический шаг по подрыву легитимности Рейнского союза. Двумя годами ранее, в качестве реакции на провозглашение себя Наполеоном «императором французов», Франц провозгласил Австрию империей. Соответственно, после 1806 года он правил как австрийский император Франц I (Franz I.). Как следствие, военно-морские силы, ходившие под флагом Священной Римской империи, отныне становились частью австрийского флота.

Три года спустя Австрия снова объявила войну Франции, развязав Войну Пятой коалиции. После поражения Австрии в битве под Ваграмом Империя запросила мира. Завершивший войну Шёнбруннский мирный договор предусматривал жёсткие условия для Австрии. Последняя передавала Герцогство Зальцбург Королевству Бавария и теряла доступ к Адриатическому морю вследствие уступки Французской империи территорий Австрийского приморья (графства Горица и Градишка, Вольный имперский город Триест), а также Герцогства Крайна, Марки Истрия, западной Каринтии с Восточным Тиролем, вкупе с хорватскими землями к юго-западу от Савы. Западная Галиция отошла Герцогству Варшавскому, а Тарнополь — Российской империи. По данным условиям Австрия теряла всё побережье Адриатики, а также лишалась всего флота. Её военные корабли передавались Франции, которая использовала их для охраны своих новообразованных Иллирийских провинций. С 1809 по 1814 году Австрия не имела никаких приморских территорий, а потому не обладала каким-либо флотом для его обороны.

Модернизация флота

По итогам Венского конгресса 1814-15 годов и Парижского мирного договора 1815 года Австрия получила обратно свои приморские территории. По условиям Венского конгресса бывшие Австрийские Нидерланды были переданы новообразованному Объединённому королевству Нидерландов. При этом Австрия в качестве компенсации получала земли Ломбардо-Венецианского королевства. Данные территориальные изменения дали Австрии пять линейных кораблей, два фрегата, один корвет и несколько меньших кораблей, которые были оставлены французами в Венеции в ходе Наполеоновских войн. Однако десятилетия войн, которые Австрия вела с 1789 года, поставили Империю на грань банкротства. По этой причине большая часть этих кораблей была либо продана, либо брошена.

Фрегаты «Августа» и «Австрия» в порту Триеста перед отбытием эрцгерцогини Марии Леопольдины Австрийской в Бразилию, 9 апреля 1817 года


Фрегаты «Августа» и «Австрия» в порту Триеста перед отбытием эрцгерцогини Марии Леопольдины Австрийской в Бразилию, 9 апреля 1817 года

Тем не менее, к концу десятилетия началось воссоздание австрийского флота. Расширение австрийского флота в годы после Венского конгресса было продиктовано в первую очередь политической необходимостью, а также экономическими условиями. Брак между эрцгерцогиней Марией Леопольдиной Австрийской (Maria Leopoldine Josepha Caroline von Österreich) и бразильским императором Педру I (Pedro I do Brasil) в 1817 году ознаменовался первым переходом корабля ВМФ Австрии в Америку через Атлантический океан, когда эрцгерцогиня на фрегатах «Августа» (Augusta) и «Австрия» (Austria) отправилась в Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro). Тремя годами позднее фрегат «Каролина» (Carolina) сопровождал австрийского посла в Бразилию через Атлантику, а затем отплыл в Китай, став первым австрийским кораблём, ходившим в Восточную Азию. 1820-е годы — начало 1830-х годов характеризовались быстрым ростом австрийской торговли на Дунае и Средиземном море. В 1830 году было учреждено Первое Дунайское пароходство (Erste Donau-Dampfschiffahrts-Gesellschaft), и в 1834 году его пароход «Мари Доротее» (Marie Dorothee) стал первым в своём роде, совершившим переход на Средиземное море во время плавания от Триеста до Константинополя. В 1836 году был учреждён «Австрийский Ллойд» (Österreichischer Lloyd). Вместе с численностью торгового флота Австрии в 1820-30-х годах рос и военно-морской флот для защиты торгового судоходства в открытом море.

Австро-венгерские моряки и морская пехота, 1820-е годы


Австро-венгерские моряки и морская пехота, 1820-е годы

В ходе Греческой революции австрийский флот вступал в боестолкновения с греческими пиратами, которые регулярно атаковали австрийские торговые суда для изыскания средств на финансирование греческой борьбы с османским владычеством. В это же самое время берберийcкие корсары по-прежнему нападали на австрийские суда в западном Средиземноморье. Эти две угрозы сильно истончали австрийские военно-морские силы, которые всё ещё восстанавливались после Наполеоновских войн. В 1829 году отряд из двух австрийских корветов, брига и шхуны под командованием корветтен-капитана Франца Бандиеры (Franz von Bandiera) отбыл к атлантическому побережью Марокко, чтобы добиться освобождения австрийского торгового судна, захваченного пиратами. Хоть отряду и удалось освободить команду судна, марокканцы отказались возвращать само судно. В ответ австрийцы обстреляли Лараш (Larache / العرائش). В итоге отряд смог вернуть у Марокко захваченное судно, а также добиться компенсации для Вены. Бомбардировка Лараша положила конец атакам североафриканских пиратов на австрийское судоходство на Средиземном море.

Австрийские корабли во время экспедиции против берберийских корсаров


Австрийские корабли во время экспедиции против берберийских корсаров

К 1830-м годам были предприняты первые инициативы по модернизации флота. Австрийское правительство выделило финансирование на строительство новых кораблей и закупки нового оборудования. Самым главным преобразованием стало включение пароходов в состав флота. Первый такой корабль для австрийского флота, 500-тонный «Мария Анна» (Maria Anna), построили в Фиуме. На первые испытания он вышел в 1836 году. В 1837 году на флот записался эрцгерцог Фридрих Леопольд (Friedrich Ferdinand Leopold von Österreich). Третий сын эрцгерцога Карла, знаменитый ветеран Наполеоновских войн, Фридрих своим решением заметно поднял престиж флота в глазах австрийской знати и простого народа. Во время его службы на флоте Фридрих провёл множество реформ для его модернизации, а также чтобы сделать австрийский флот менее «венецианским» и более «австрийским» по духу.

Эрцгерцог Фридрих Леопольд


Эрцгерцог Фридрих Леопольд

Восточный кризис 1840 года

Первое серьёзное боестолкновение с участием Фридриха и австрийского флота состоялось во время Восточного кризиса 1840 года. После своей победы над Османской империи во время Первой турецко-египетской войны Мухаммед Али Египетский (محمد علي باشا‎ / Kavalalı Mehmet Ali Paşa) завоевал крупную часть Сирии. В 1839 году турки попытались отвоевать эти земли, но после сокрушительного поражения в Битве при Незибе Османская империя оказалась на грани развала. На основании Лондонской конвенции 1840 года Великобритания, Австрия, Пруссия и Россия вмешались для спасения Турции. Конвенцией Мухаммеду Али предлагалась наследственная власть над Египтом, который оставался номинально частью Османской империи, при условии оставления им большей части Сирии. Мухаммед Али не торопился с ответом на предложение, и в сентябре 1840 года европейские державы решились на столкновение с силами Мухаммеда Али.

Британский и австрийский флоты впоследствии блокировали дельту Нила и 11 сентября 1840 года подвергли бомбардировке Бейрут (Bayrūt / بيروت). 26 сентября Фридрих, командовавший австрийским фрегатом «Геррьера» (Guerriera) при поддержке британцев обстрелял порт Сайда (Ṣaydā / صيدا). Австрийцы и британцы высадились в городе и штурмовали его береговые укрепления, захватив его 28 сентября. После захвата Сайды австрийская морская эскадра отбыла к Акку (ʻAkkā / عكا‎ / עכו‏‎), обстреляв его в ноябре. Там австрийцы разрушили береговые укрепления и подавили находившуюся в городе артиллерию. В ходе штурма города Фридрих лично командовал австро-британским десантом и после захвата городской цитадели поднял над ней флаги Турции, Великобритании и Австрии. За командование во время кампании эрцгерцог Фридрих был награждён Военным орденом Марии-Терезии (Militär-Maria-Theresien-Orden) в степени кавалера. В 1844 году в возрасте 23 лет эрцгерцог Фридрих был произведён в вице-адмиралы и назначен главнокомандующим флотом. Однако эту должность он занимал недолго: спустя три года после его назначения он скончался в Венеции в возрасте 26 лет.

Британский колёсный паровой шлюп «Финикс» (HMS Phoenix) на фоне британских, турецких и австрийских кораблей, обстреливающих Акку.


Британский колёсный паровой шлюп «Финикс» (HMS Phoenix) на фоне британских, турецких и австрийских кораблей, обстреливающих Акку.

Революции 1848 года

Служащие австрийского флота - матросский состав, морская пехота, морская артиллерия, 1840-е годы.


Служащие австрийского флота — матросский состав, морская пехота, морская артиллерия, 1840-е годы.

После успеха революции 1848 года во Франции, когда был свергнут король Луи-Филипп I (Louis-Philippe Ier) и провозглашена Вторая республика, по Европе прокатилась волна революций. В Вене ушёл в отставку государственный канцлер Австрии Клеменс фон Меттерних (Klemens Wenzel Lothar von Metternich-Winneburg zu Beilstein) и отправился в изгнание в Лондон. При этом император Фердинанд I (Ferdinand I.) был вынужден отречься от престола в пользу своего племянника, Франца Иосифа. На просторах Австрийской империи националистические настроения среди разных этнических групп привели к ряду революций разного характера. Либеральные настроения были широко распространены главным образом среди австрийских немцев, что в свою очередь также вызвало аналогичные события в Германии. Венгры в составе империи в целом стремились создать своё королевство или республику, что вылилось Венгерскую революцию. Австрийские итальянцы также стремились к объединению с другими италоговорящими государствами Апеннинского полуострова для образования Королевства Италия.

Революция в Вене стала поводом к бунтам против Габсбургов в Милане (Milano) и Венеции. Фельдмаршал Йозеф Радецкий (Johann Joseph Wenzel Anton Franz Karl Graf Radetzky von Radetz) не смог подавить восстания венецианцев и миланцев в Ломбардо-Венеции и был вынужден вывести свои войска из западной Италии. Их путь проходил через цепь укреплений между Миланом и Венецией, известной как Квадрилатеро (Quadrilatero). Когда в самой Вене вспыхнуло восстание против династии Габсбургов, Австрийская империя оказалась на грани развала. 23 марта 1848 года, спустя всего день после вынужденного ухода из Милана, Сардинское королевство объявило войну Австрийской империи, дав старт Первой войне за объединение Италии.

Первая война за объединение Италии

В своё время Венеция была одним из крупнейших и важнейших портов Австрии. Начавшееся там восстание чуть было не привело к исчезновению австрийского флота. Австрийского коменданта Венецианского арсенала забили насмерть его же подчинённые. Начальник городской морской стражи не смог оказать никакой помощи в подавлении восстания, поскольку большая часть его подчинённых дезертировала. Вице-адмирал Антон Штефан фон Мартини (Anton Stephan Ritter von Martini), главнокомандующий флотом, попытался подавить восстание, но оказался предан собственными офицерами, большинство из которых были венецианцами, схвачен и заключён под стражу. К концу марта австрийские войска в Венеции были вынуждены покинуть город, а австрийский флот оказался на грани развала, поскольку многие австрийские моряки и офицеры были итальянцами по происхождению. Опасаясь мятежей австрийские офицеры в конечном итоге решили отстранить этих итальянских моряков от службы и дозволить им вернуться домой. Хоть эта мера и вызвала острую нехватку кадров на флоте, она позволила избежать крупномасштабного развала на флоте, от чего неоднократно страдала австрийская армия в Италии.

Австрийская блокада Венеции, столицы революционной Республики Сан-Марко, 1849 год


Австрийская блокада Венеции, столицы революционной Республики Сан-Марко, 1849 год

Потеря такого количества итальянских матросов и офицеров стала причиной того, что не попавшие в руки венецианских повстанцев корабли столкнулись с некомплектом личного состава. Из примерно 5 000 служащих австрийского флота до революции после означенных мер на флоте осталось всего 72 офицера и 665 матросов. Другой трудностью для австрийского флота стала утрата венецианских военно-морских верфей, складов, городского арсенала, а также трёх корветов и более мелких судов, которые отошли в руки восставших венецианцев. Потеря вице-адмирала фон Мартини также стала ударом для австрийцев, а флот за три месяца после смерти эрцгерцога Фридриха в конце 1847 года сменил четырёх главкомов. Захват в плен фон Мартини оставил ВМФ без пятого подряд командующего за несколько месяцев. После утраты Венеции австрийский флот реорганизовался под временным командованием фельдмаршал-лейтенанта графа Ференца Дьюлаи (Ferencz Gyulai von Maros-Német und Nádaska). Дьюлаи отозвал все австрийские корабли в Средиземном море, Адриатике и Леванте. Из-за близости Триеста к охваченным восстанием против австрийского владычества итальянским землям Дьюлаи также выбрал небольшой город Пола в качестве новой базы для австрийского флота. Так город впервые стал австрийской военно-морской базой, и оставался ею до самого конца Первой мировой войны. В конце апреля этот флот начал блокаду Венеции для помощи австрийской армии в борьбе с захватившими город итальянскими националистами.

В это же время дела у австрийцев шли всё хуже. Папская область и Королевство обеих Сицилий присоединились к войне на стороне сардинцев. Сицилийцы направили эскадру на Адриатику для помощи сардинцам в овладении Венецией. Данная флотилия состояла из пяти фрегатов и нескольких более мелких кораблей, захваченных итальянцами в Венеции. Против этой группировки австрийский флот насчитывал три фрегата о 44-50 пушках, два корвета с 18-20 пушками, восемь бригов с 8-16 пушками, 34 канонерки с тремя пушками на каждой, а также два парохода с двумя пушками. Несмотря на относительно большой размер для флотов Адриатики, австрийскому флоту недоставало опыта против объединённых сил итальянцев. Поэтому Дьюлаи и решил отвести свои корабли в Полу. Поскольку мощности верфей в Поле было недостаточно для такого крупного флота, после возвращения австрийцев в Триест на Адриатическом море установилась патовая ситуация. Австрийский флот был слишком малым для атаки на итальянцев, а у командующего итальянским флотом контр-адмирала Джованни Альбини (Giovanni Battista Albini) был приказ не атаковать порт Триеста, поскольку его нахождение на территории Германского союза могло втянуть другие державы центральной Европы в войну против Сардинии. Попытки австрийцев купить дополнительные военные корабли у Великобритании, России, Турции и Египта успехом не увенчались, поскольку средства на закупку кораблей были пущены на борьбу австрийской армии с восставшими венграми и итальянцами, а также на войну с Сардинией. Первые эксперименты по использованию самодвижущихся взрывных устройств (предшественников торпед) для атаки на итальянские корабли также провалились из-за ограничений технологий того времени. Дополнительные предложения по борьбе с итальянским флотом с помощью брандеров были отвергнуты по причине их «негуманности».

Венеция под австрийским обстрелом, 1849 год


Венеция под австрийским обстрелом, 1849 год

Патовая ситуация на Адриатике разрешилась, когда Папская область и Королевство обеих Сицилий вышли из войны. Австрийские подкрепления усилили войска Радецкого на Апеннинском полуострове, и после битвы при Кустоце (Custozza) в июле 1848 года, чаши весов склонились в сторону Австрии. 9 августа было подписано перемирие между Сардинией и Австрией. Месяц спустя адмирал фон Мартини был выпущен в рамках обмена пленными и вернулся на пост главкома флота. Пока Мартини безуспешно продвигал закупку новых пароходов для восстановления блокады Венеции, Сардиния 12 марта 1849 года возобновила боевые действия против Австрии. Как результат сардинский флот потерпел сокрушительное поражение в битве при Новаре, которая состоялась десять дней спустя. Полное поражение вынудило короля Сардинии Карла Альберта (Carlo Alberto di Savoia-Carignano) отречься от престола в пользу своего сына Виктора Эммануила II (Vittorio Emanuele II di Savoia), положив в августе 1849 года конец Австро-итальянской войне. 27 августа 1849 года пала Венеция, последний оплот итальянских националистов.

Последствия для страны и флота

Революции 1848 года стали вехой в истории австрийского флота. До этого на флоте доминировали итальянский язык, обычаи и традиции. До революции команды на австрийских кораблях были укомплектованы главным образом итальянцами, итальянский язык был основным языком. Даже названия кораблей использовались итальянские, а не немецкие. Например, «Липсиа» (Lipsia) вместо «Лейпциг» (Leipzig). И действительно, до 1848 года флот в основном рассматривался как «прерогатива властей Венеции». После 1848 года большинство офицеров флота происходило уже из немецкоговорящих частей Австрийской Империи, при этом большинство матросов были родом из Истрии и с побережья Далмации. Как результат, в рядах австрийского флота появились хорваты, немцы и даже венгры.

После отвоевания Венеции австрийцы приобрели несколько кораблей, которые находились в процессе постройки или уже были спущены на воду. Большая часть этих кораблей были включены в состав австрийского ВМФ, что к 1850 году существенно повысило численность и силу флота. В Венеции за австрийцами осталась военно-морская верфь. Здесь в 1861 году на воду была спущена винтовая канонерка «Керка» (SMS Kerka, команда 100 чел.), которая оставалась на службе до 1908 года.

Для воссоздания австрийского ВМФ занялись поиском подходящей кандидатуры на должность главнокомандующего. В последние месяцы блокады Венеции такую кандидатуру нашли. Им стал датчанин, коммодор 1-го ранга Ханс Бирк фон Далеруп (Hans Birch friherre von Dahlerup). Молодой император Франц Иосиф I (Franz Joseph I.) выбрал Далерупа в силу своего желания свести на нет итальянское влияние на флоте. В феврале 1849 года в Ольмюце (Olmütz; совр. Оломоуц / Olomouc в Чехии) император Франц Иосиф I лично его принял, назначил главнокомандующим флотом и произвёл в вице-адмиралы и фельдмаршал-лейтенанты. Прибыв на Адриатическое море его взору предстала вся тяжесть задачи — создать новую морскую державу из остатков австрийского флота, которые не ушли к восставшим итальянцам. Благодаря своим манере держаться и профессиональной компетенции ему удалось быстро заслужить расположение людей и приступить к работе. Далеруп провёл множество преобразований, включая реорганизацию командной структуры флота, ввёл новый устав, основал училище для морских офицеров. Личный состав кораблей стали активно пополнять австрийцами, команды стали отдавать всё чаще на немецком и италовенетском, названия кораблей перевели на немецкий. В 1850 году немецкий был утверждён в качестве единого служебного языка.

Ханс Бирк фон Далеруп


Ханс Бирк фон Далеруп

После восстановления контроля над Венецией штаб-квартира главнокомандования флота на время осталась в Триесте. Уже в то время многие предлагали перенести его в Полу, однако Далеруп отклонил данную идею. Тем не менее 20 ноября 1850 года был издан приказ о возведении в Поле морского арсенала. В целях подготовки личного состава корабли флота курсировали между австрийскими портами на Адриатике, а также охотились на пиратов в водах Греции и Турции.

Франц фон Вимпффен


Франц фон Вимпффен

Однако управленческий стиль Далерупа столкнулся с сильным противодействием господствовавших на ВМФ Австрии порядков и уже два года спустя подал в отставку. На замену ему был назначен фельдмаршал-лейтенант граф Франц фон Вимпффен (Franz Emil Lorenz Graf Wimpffen), армейский офицер. Во время его пребывания в должности существовавшая доселе Военно-морская коллегия была преобразована в Военно-морскую академию, ускорено строительство военно-морской базы в Поле. Граф фон Вимпффен ушёл со своего поста в 1854 году.

Эпоха Фердинанда Макса

По прошествии двухлетнего периода, когда должность главнокомандующего флотом занимал фельдмаршал-лейтенант граф Франц фон Вимпффен, в сентябре 1854 года император Франц Иосиф произвёл своего младшего брата, эрцгерцога Фердинанда Максимилиана (Ferdinand Maximilian Joseph Maria von Österreich), в контр-адмиралы и назначил его на должность главнокомандующего австрийским флотом. В возрасте 22 лет Фердинанд Макс стал самым молодым главнокомандующим в истории австрийского флота. Вставший во главе австрийского флота десять лет спустя эрцгерцог Фридрих Леопольд (Friedrich Ferdinand Leopold von Österreich) был старше его.

Эрцгерцог Фердинанд Максимилиан в униформе морского офицера


Эрцгерцог Фердинанд Максимилиан в униформе морского офицера

Несмотря на возраст, всего четыре года службы на флоте и отсутствие опыта участия в боях и командовании на море, Фердинанд Макс оказался одним из самых эффективных и результативных командиров австрийского флота в истории.

Фердинанд Макс упорно работал, чтобы оградить австрийский флот от его зависимости от австрийской армии, которая номинально осуществляла контроль над его жизнедеятельностью. 14 января 1862 года Франц Иосиф дал согласие на создание морского министерства, которому подчинялись и военно-морской, и торговый флоты Австрии. Во главе министерства был поставлен граф Маттиас фон Виккенбург (Matthias Constantin Capello Graf von Wickenburg). В рамках данной новой системы Фердинанд Макс остался в должности главнокомандующего, но больше не отвечал за политическое руководство флотом. Вдобавок к получению поддержки в создании министерства флота, Фердинанд Макс получил от императора карт-бланш на управление флотом, особенно в части строительства и приобретения новых боевых кораблей.

Развитие австрийского флота: 1854–1860-е годы

Фердинанд Макс незамедлительно приступил к работе по расширению австрийского флота. Опасения относительно чрезмерной зависимости от иностранных верфей помогли ему убедить брата дать добро на строительство нового сухого дока в Поле и расширение имевшихся в Триесте верфей. Более того, Фердинанд Макс инициировал амбициозную программу строительства в портах Пола, Триест и Венеция, невиданное со времён Наполеоновских войн. В частности, Поле было уделено особое внимание, поскольку её естественная гавань и стратегическое местоположение давали возможность стоящим в ней кораблях обеспечивать оборону Триеста и побережья Далмации. Она уже являлась базой флота во время революций 1848 года, однако небольшие причалы и портовая инфраструктура, вкупе с окружающей болотистой местностью, препятствовали её расширению. Помимо строительства в Поле нового сухого дока Фердинанд Макс распорядился об осушении болот и строительстве нового городского арсенала.

К 1855 году, после неудачных попыток разместить заказ на британских и американских судостроительных фирмах, в Поле был заложен паровой линейный корабль. В Триесте и Венеции строились соответственно два винтовых фрегата и два винтовых корвета. В течение года с момента назначения Фердинанда Макса на должность главнокомандующего австрийский флот имел в своё составе на Средиземном море четыре фрегата, четыре корвета и два колёсных парохода. Однако Фердинанд Макс не остановился над этим и в 1856 году приобрёл в Великобритании паровой фрегат «Радецки» (SMS Radetzky). Его проект был использован в качестве основы для строительства будущих кораблей для флота, положив начало современному судостроению в Австрии. С 1856 года большинство австрийских кораблей строились на собственных верфях. Следующим проектом Фердинанда Макса стал последний австрийский линейный корабль, «Кайзер» (SMS Kaiser). Он был принят в состав австрийского флота в 1859 году. Его строительство шло в 1855-58 годах на только что построенной судоверфи в Поле.

Паровой фрегат «Радецкий»


Паровой фрегат «Радецкий»

Благодаря данным проектам австрийский флот достиг максимального размера со времён Войны за австрийское наследство, состоявшейся сотней лет ранее. Тем не менее, вопреки данным усилиям флот страны по-прежнему был существенно меньше, чем у её соперников (Франции, Великобритании, Сардинии). Действительно, австрийский флот искал способы внедрить появившиеся в первой половине XIX века технические новшества, связанные с паровой машиной, когда в октябре 1855 года во время Крымской войны французы явили миру броненосную плавучую батарею «Девастасьон» (Dévastation). «Девастасьон» ознаменовала собой начало эры броненосных кораблей, которые начали массово строить в следующее десятилетие.

И действительно, технологическое и численное превосходство французского флота оказалось решающим. В 1859 году началась Австро-итало-французская война (Вторая война за независимость Италии). Во время неё эрцгерцог Фердинанд Максимилиан занимал сразу две должности: главнокомандующего флотом и генерал-губернатора Ломбардо-Венеции.

Тот факт, что австрийский флот ещё не накопил достаточно сил, не позволил эффективно использовать его против врага. Поэтому флот был вынужден оставаться в портах. Вместо этого он в основном занимался отражением вражеских атак. После поражения в Австро-итальянской войне Сардиния приступила к поиску потенциальных союзников. Премьер-министр Сардинии граф Камилло Бенсо ди Кавур (Camillo Paolo Filippo Giulio Benso, conte di Cavour, di Cellarengo e di Isolabella) заручился поддержкой французского императора Наполеона III (Napoléon III) благодаря тому, что во время Крымской войны Франция и Сардиния воевали на одной стороне против России. В 1858 году между Наполеоном III и графом Кавуром было заключено секретное Пломбьерское соглашение, по которому Франция обязуется оказать помощь Сардинии в её борьбе против Австрии, в обмен на которую Сардиния соглашалась уступить Франции Ниццу (Nizza / Nice) и Савою (Savoia / Savoie). В первой половине 1859 года франко-сардинские войска быстро разгромили австрийскую армию, что нашло своё выражение в Битве при Сольферино. В это же время французский флот блокировал Адриатическое море, заперев австрийский флот на базах и исключив его участие в войне. После разгрома при Сольферино Австрия, согласно условиям заключённых 10 ноября 1859 года Цюрихских мирных договоров, сохранила за собой выход к Адриатическому морю и порты на нём, равно как и флот. При этом уступила Франции большую часть Ломбардии и город Милан. Франция, в свою очередь обменяла их у Сардинии на Савою и Ниццу.

В ответ на быстрый разгром Франции в Австро-итало-французской войне Фердинанд Макс представил программу строительства флота, ещё более масштабную, чем предложенная при его назначении на должность главкома. Этот флот должен был стать достаточно крупным не только, чтобы демонстрировать австрийский флаг по всему миру, но также и защищать свой торговый флот и пресекать поползновения на Адриатике со стороны растущего Сардинского королевства. Однако проведённые после поражения конституционные реформы в Австрии, а также появления на флотах мира броненосцев увеличили стоимость программы. Если раньше эрцгерцог имел полную свободу действий в области флота и получал неограниченное финансирование на свои проекты расширения и модернизации флота, то недавние военные неудачи и финансовые трудности в связи с поражением в войне затормозили его планы по строительству новых кораблей. Несмотря на данные помехи запущенная в 1860-1861 годах в Италии программа строительства броненосцев вкупе с соображениями австрийцев о возможной угрозе итальянского вторжения или морского десанта против Венеции, Триеста, Истрии и побережья Далмации, требовали от австрийского флота дать ответ на растущую силу Королевского ВМФ Италии.

В 1860 году в состав военно-морского флота были переданы отдельные флотилии: Флотилия Венецианской лагуны, Гардазейская и Дунайская флотилии более не находились в ведении армии.

Австро-итальянская гонка броненосцев

После второй войны за независимость Италии Сардиния в 1860 году заказала у Франции два небольших броненосца. Когда эти два корабля находились в постройке Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Maria Garibaldi) начал свой поход за присоединение южной Италии к Сардинскому королевству. Он быстро, всего за несколько месяцев, сбросил правивший режим Королевства обеих Сицилий, крупнейшего государства региона. 17 марта 1861 года Виктор Эммануил II был провозглашён королём Италии. После объединения Италии различные флоты бывших итальянских государств были объединены в один, Королевский военно-морской флот (Regia Marina). К тому времени в строй были введены два броненосца типа «Формидабиле» (classe Formidabile). Они стали первыми батарейными броненосцами на Королевском ВМФ Италии.

Броненосный фрегат «Драхе» на якоре в Поле, ок. 1866 года


Броненосный фрегат «Драхе» на якоре в Поле, ок. 1866 года

Затем Италия запустила масштабную программу по укреплению сил флота. Итальянцы полагали, что строительство сильного флота сыграет решающую роль в становлении новообъединённого королевства как великой державы. Данные мероприятия привлекли к себе внимание Австрийской империи, которая смотрела на Италию с большим подозрением и тревогой, поскольку ирредентистские устремления итальянцев были направлены в том числе на такие австрийские территории, как Венеция, Трентино и Триест. В ответ на растущую силу итальянского флота австрийский флот в 1860 году заказал два броненосца типа «Драхе» (Drache-Klasse). В 1861 году на воду были спущены первые австрийские броненосные фрегаты («Заламандер» (SMS Salamander) и «Драхе» (SMS Drache)). В 1862 году со стапеля сошёл «Кайзер Макс» (SMS Kaiser Max). В первые годы после объединения Италии Австрия и Италия вступили в гонку морских вооружений, сосредоточившуюся вокруг строительства и приобретения броненосцев. Данная гонка вооружений между двумя странами продолжалась в течение всего пребывания Фердинанда Макса в должности главкома флота.

Важность военно-морского флота для Австрии проявилась в 1864 году во время выигранного Вильгельмом фон Тегетхоффом (Wilhelm von Tegetthoff) морского сражения у Гельголанда во время Австро-прусско-датской войны. В бытность его главным адмиралом на флоте были проведены давно назревшие реформы, такие как введение единого служебного языка для решения проблем с взаимопониманием между хорватами, итальянцами и австрийцами в открытом море, а также началась занявшая долгое время модернизация флота. До этого итальянский флот заметно превосходил австрийский. Кульминационным поворотным моментом стала морская битва при Лиссе в 1866 году, когда австрийцы одержали победу над численно превосходившими их итальянцами благодаря использованию таранной тактики. Эти первые большие успехи обеспечили австрийскому флоту финансирование, необходимое для модернизации корабельного состава. Железо быстро пришло на смену дереву в качестве основного строительного материала. Морское сражение при Лиссе также стало последним в истории, исход которого решили таранные крейсеры.

Отныне австрийский флот на Адриатике представлял собой ведущую силу. Помимо военных задач военно-морской флот также работал в интересах экономики и науки, осуществляя многочисленные научные экспедиции. Данные экспедиции ко всем континентам не только позволяли тренировать команды в реальных условиях, но также поднимали престиж страны посредством «демонстрации флага».

Экспедиция «Новары»

С 30 апреля 1857 года по 26 августа 1859 года по инициативе эрцгерцога Фердинанда Максимилиана состоялась кругосветная экспедиция фрегата «Новара» (SMS Novara) в сопровождении корвета «Каролина» (SMS Carolina). «Новара» стал первым австрийским военным кораблём, совершившим кругосветное путешествие. Оно заняло 2 года 3 месяца. Командовал ей коммодор Бернхард фон Вюллерсторф-Урбаир (Bernhard von Wüllerstorf-Urbair). Команду корабля составляли 345 офицеров и матросов, а также 7 ученых. Экспедицию планировала Императорская академия наук в Вене. Целью экспедиции было расширение знаний в области астрономии, ботаники, зоологии, геологии, океанографии и гидрографии. 30 апреля 1857 года «Новара» вышел из Триеста. По пути он посетил Гибралтар, Мадейру, Рио-де-Жанейро, Кейптаун (Cape Town), остров Сен-Поль, Цейлон, Мадрас, Никобарские острова, Сингапур, Батавию (Batavia; совр. Джакарта), Манилу, Гонконг, Шанхай (Shanghai / 上海), остров Понпеи, острова Стюарта (совр. Сикаиана), Сидней (Sydney; 5 ноября 1858 года), Окленд (Auckland), Таити, Вальпараисо (Valparaíso) и Рагузу (Ragusa; совр. Дубровник / Dubrovnik в Хорватии), после чего 30 августа 1859 года вернулся в Триест. В чилийском Вальпараисо было получено сообщение о возможности войны между Австрией и франко-сардинским союзом. Было принято решение как можно быстрее идти обратно в Австрию. В Гибралтаре стало известно, что в целях защиты находившихся на борту научных находок Франция объявила «Новару» «нейтральным» судном.

В 1863 году в Полу, главную базу австро-венгерского флота, совершил визит вежливости британский линейный корабль «Мальборо» (HMS Marlborough), флагман адмирала Чарльза Фримантла (Charles Howe Fremantle).

В апреле 1864 года эрцгерцог Фердинанд Максимилиан ушёл с должности главнокомандующего флотом и принял от Наполеона III мексиканский трон, став императором Максимилианом I (Maximiliano I). Его преемником в должности начальника военно-морской секции стал вице-адмирал Людвиг фон Фаутц (Ludwig Ritter von Fautz, 1865-1868 годы).

Из Триеста в Веракрус (Veracruz) он прибыл на фрегате «Новара» в сопровождении фрегатов «Беллона» (SMS Bellona, австрийский) и «Темис» (Thémis; французский), а императорская яхта «Фантази» (Fantasie) возглавляла процессию военных кораблей от его дворца в замке Мирамаре до открытого моря. Когда четыре года спустя он был арестован и казнён, адмирал Вильгельм фон Тегетхофф был отправлен в Мексику на фрегате «Новара» для возвращения тела Фердинанда Максимилиана в Австрию.

С 1865 по 25 февраля 1868 года инспектором морской пехоты и флота был эрцгерцог Леопольд (Leopold Ludwig Maria Franz Julius Eustorgius Gerhard von Österreich), офицер армии.

Морское сражение при Гельголанде

Морское сражение при Гельголанде, 1864 год. Ближайшие к нам - фрегаты «Шварценберг» (SMS Schwarzenberg) и «Радецкий» (SMS Radetzky).


Морское сражение при Гельголанде, 1864 год. Ближайшие к нам — фрегаты «Шварценберг» (SMS Schwarzenberg) и «Радецкий» (SMS Radetzky).

В 1864 году Австрия и Пруссия объединили силы против Дании в ходе войны за Шлезвиг-Гольштейн (Австро-прусско-датская война), в ходе которой состоялось морское сражение при Гельголанде. В первую очередь Вильгельм фон Тегетхофф получил приказ захватывать находящиеся в Средиземном море датские торговые суда, а также в целом препятствовать нахождению датских военных кораблей в Средиземноморье.

Затем он получил приказ идти со своими кораблями в Северное море. Приказ был тот же: захватывать датские торговые суда, выдавливать датские военные корабли и всеми силами защищать немецкое торговое судоходство.

9 мая 1864 года состоялось первое морское сражение между датским и австро-прусским флотами. По итогу сражения австрийские корабли вернулись в Куксхафен (Cuxhaven) сильно потрёпанными, однако датский флот также вернулся в родные воды. Ни одна из сторон не одержала решающей победы в сражении.

Война за Шлезвиг-Гольштейн (Австро-прусско-датская война) в 1864 году представляла собой вторжение в Шлезвиг-Гольштейн со стороны Пруссии и Австрии. В то время герцогство было территорией Дании. Контр-адмирал Вильгельм фон Тегетхофф командовал небольшой австрийской флотилией, которая совершила переход со Средиземного моря на Северное море.

9 мая 1864 года во время сражения при Гельголанде Тегетхофф командовал австрийскими военно-морскими силами со своего флагмана, винтового фрегата «Шварценберг» (SMS Schwarzenberg). Сражение завершилось тактической победой датских сил. Однако в стратегическом плане австро-прусский флот смог прорвать датскую блокаду. Сражение также стало последним крупным боем эскадр деревянных кораблей и последним крупным морским сражением в истории Дании.

Реформа флота

Пока флот и общественное мнение ожидали назначения фон Тегетхоффа на должность морского министра, военное министерство командировало его в учебно-ознакомительную поездку в Великобританию и США. По возвращении в Австрию адмирал получил приказ репатриировать из Мексики на фрегате «Новара» тело казненного императора Максимилиана I. По возвращении из плавания фон Тегетхоффу предложили изложить в письменном виде свои предложения по строительству австро-венгерского флота. Предложенное им к созданию морское министерство должно было стать четвёртым общим имперским министерством двуединой монархии. Позднее Венгрия настаивала на равном распределении местонахождения имперских министерств между Веной и Будапештом. С этим были не согласны ни императорский двор, ни австрийское (цислейтанское) правительство. В порядке компромисса было предложено учредить императорскую и королевскую военно-морскую секцию (k.u.k. Marinesektion) в составе имперского военного министерства. Все общие министерства оставались в Вене.

Император Франц Иосиф I согласился с предложениями и назначил 25 февраля 1868 года фон Тегетхоффа на должность главнокомандующего флотом и начальника военно-морской секции имперского военного министерства. В последующие годы начала претворяться в жизнь предложенная фон Тегетхоффом концепция подготовки (заведения для подготовки команд кораблей, учебные курсы для чиновников ВМС и морских инженеров (машинистов)). Также начали осуществлять предложенные ещё эрцгерцогом Максимилианом «миссионерские походы». Каждый год как минимум один военный корабль должен был выходить в «иностранный поход» для установления экономических контактов с иностранными государствами, углубления подготовки экипажей, а также для «демонстрации флага» и представления страны в целом.

Фридрих фон Пёк


Фридрих фон Пёк

После принятия в 1868 году новой программы строительства флота работа на верфях закипела. По первоначальным планам предполагалось построить 15 броненосцев, 8 фрегатов, 16 корветов и канонерок, а также 11 других вспомогательных кораблей. В 1869 году в Триесте началось строительство казематных броненосцев «Кустоца» (SMS Custoza) и «Эрцхерцог Альбрехт» (SMS Erzherzog Albrecht). В том же году начато строительство речных мониторов «Лейта» (SMS Leitha) и «Марош» (SMS Maros) по проекту Йозефа фон Ромако (Josef Ritter von Romako). Кроме того, при Тегетхоффе началось строительство винтовых корветов «Хельголанд» (SMS Helgoland) в Поле и «Фазана» (SMS Fasana) и «Зриньи» (SMS Zrínyi) в Триесте. Стоит также назвать плавмастерскую «Циклоп» (SMS Cyklop), построенную в 1871 году во французском Ла-Сен-сюр-Мер (La Seyne-sur-Mer). В 1871 году, после смерти Тегетхоффа должность главнокомандующего занял протеже эрцгерцога Леопольда, барон Фридрих фон Пёк (Friedrich Freiherr von Pöck). После назначения Пёка на должность тот принялся убирать людей Тегетхоффа из Вены и с Адриатики. Для примера: Макс фон Штернэк (Maximilian Daublebsky Freiherr von Sterneck zu Ehrenstein), бывший правой рукой Тегетхоффа, будущий главком флота, вскоре был отправлен в экспедицию в Заполярье.

Австро-прусско-итальянская война

Несмотря на совместную победу Австрии и Пруссии над Данией, трения относительно главенства в Германии сохранялись. В 1866 году Пруссия объединилась с Италией против Австрии.

Внутригерманский конфликт относительно Великогерманского или Малогерманского путей объединения Германии поставил Австрию перед войной на два фронта: Пруссия и некоторые германские государства на севере и Италия на юге. Последняя увидела в этом возможность освободить последние свои земли, остававшиеся под австрийским владычеством. Условием для предоставления Италией Пруссии военной помощи была область Венеция, вплоть до австрийского побережья. Чтобы к двум фронтам не добавился третий Австрия подписала пакт о ненападении с Францией.

3 июля 1866 года состоялось сражение при Кёниггреце (Königgrätz), которое окончилось разгромом австрийцев. В результате австрийская Южная армия была вынуждена после успешной второй битвы при Кустоце спешно идти на север, чтобы защитить от наступающих пруссаков Вену. Адриатическое побережье от дальнейших атак итальянцев теперь защищал только флот.

Морская битва при Лиссе

Одной из целей итальянцев был захват острова Лисса (совр. Вис), что обеспечило бы контроль над южным побережьем Адриатики.

Контр-адмирал фон Тегетхофф во время битвы при Лиссе


Контр-адмирал фон Тегетхофф во время битвы при Лиссе

В то время итальянский флот (команды кораблей которых состояли главным образом из моряков бывших сицилийского, сардинского и неаполитанского флотов) являлся одним из крупнейших и современнейших. Кроме того, незадолго до сражения считавшийся непотопляемым броненосец «Аффондаторе» (Affondatore) получил девятиметровый таран. При таких исходных данных фон Тегетхофф предпринимал всё возможное, чтобы сделать из устаревших и уступавших по характеристикам австрийских кораблей серьёзную военную группировку.

Фрегат «Новара», перестроенный в винтовой, сильно пострадал от пожара. Были затребованы ещё не до конца достроенные броненосные фрегаты «Эрцхерцог Фердинанд Макс» (SMS Erzherzog Ferdinand Max) и «Хабсбург» (SMS Habsburg). Линейный корабль «Кайзер», крупнейший австрийский деревянный корабль, считался безнадёжно устаревшим и бесполезным. Тем не менее, корпуса этого корабля, а также других фрегатов и корветов, были наскоро усилены в районе носа и бортов железнодорожными рельсами и якорными цепями.

17 июля 1866 года к острову подошёл итальянский флот, раздираемый враждой трёх командующих (адмирала Карло ди Персано (Carlo Pellion di Persano), вице-адмирала Джованни Альбини, адмирала Джованни Вакки (Giovanni Vacca)) и начал обстрел австрийских укреплений. После того как фон Тегетхофф получил разрешение, австрийский флот отбыл и пришёл к острову Лисса 20 июля. Завязалось морское сражение.

Вильгельм фон Тегетхофф понимал, что его корабли уступали вражеским, и поэтому ставку сделал не на артиллерийские дуэли с бортовыми залпами, а на бой на малой дистанции и таранные атаки. Фрегат «Эрцхерцог Фердинанд Макс» с фон Тегетхоффом на борту пошёл на таран итальянского броненосного фрегата «Ре д’Италия» (Re d’Italia). Итальянский броненосец затонул за несколько минут. Итальянская броненосная канонерка «Палестро» (Palestro) получила попадание в артиллерийский погреб, взорвалась и затонула. Дышавший на ладан «Кайзер» попытался протаранить броненосный фрегат «Ре ди Портогалло» (Re di Portogallo), но получил тяжёлые повреждения. При попытке протаранить «Кайзера» итальянский «Аффондаторе» получил такие тяжёлые повреждения от австрийской артиллерии, что через несколько дней затонул в гавани Анконы. При виде победы составленные в основном из венецианцев команды австрийских кораблей бросали в воздух головные уборы под крики «Да здравствует святой Марк!» (Viva San Marco).

Морская битва при Лиссе. На переднем плане справа виден австрийский линейный корабль «Кайзер».


Морская битва при Лиссе. На переднем плане справа виден австрийский линейный корабль «Кайзер».

В ходе сражения, длившегося два часа, итальянцы потеряли два броненосных корабля. Австрийцы — ни одного. «Кайзер» получил тяжёлые повреждения. Однако самые серьёзные устранили прямо в гавани Лиссы. Людские потери австрийцев также оказались заметно ниже итальянских.

Данное морское сражение стало последним крупным сражением XIX века, в котором участвовали парусные деревянные корабли, а также единственной крупной битвой столетия, в которой в качестве оружия применяли таран.

Вечером того же дня фон Тегетхофф сообщил императору Францу Иосифу I о победе. Пароход «Австрийского Ллойда» привёз ответ императора о производстве фон Тегетхоффа в вице-адмиралы.

Итальянцы справились с поражением по-своему. Они стали рассылать сообщения о победе. В первую очередь небылицы о потоплении «Кайзера».

Чтобы опровергнуть распространяемые британской и французской прессой ложные сообщения, фон Тегетхофф пригласил иностранных офицеров и корреспондентов лично осмотреть якобы потопленный корабль. Учреждённое всего несколько лет назад назад морское министерство отказалось оплачивать пребывание иностранных гостей и раскритиковало фон Тегетхоффа за самоуправство. С победой его поздравили император Мексики Максимилиан I и адмирал Далеруп.

Источник — https://vk.com/@marineproof-istoriya-voenno-morskih-sil-avstro-vengrii-ch-1-ot-istokov

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account