Не успевшее на войну чудо-оружие Российского Императорского флота. Торпеды 45-12 образца 1917 года

19

Сегодня трудно сказать, чем больше потоплено кораблей торпедами или артиллерийскими снарядами. Но одно сказать можно точно, что для потопления торпед потребуется на порядок меньше. А зачастую хватит даже одной. Поэтому не стоит говорить насколько важно флоту иметь современные, точные и дальнобойные торпеды. И какое имеет флот преимущество, имеющий такое оружие, и насколько он слабее если у него его нет.

В данной статье речь пойдёт о перспективных торпедах, разработанных для Российского Императорского Флота, которые так и не успели принять участие в Первой Мировой Войне. Чего лишился флот и чего он мог с ними достигнуть думайте сами.

Торпеда 45-12. ЦВММ

Торпеда 45-12. ЦВММ

Как уже было отмечено после русско-японской войны в России было создано несколько образцов торпед, наиболее современной из которых являлась торпеда образца 1912 года, получившая наименование «45-12». Давайте познакомимся с ее конструкцией и особенностями поближе (надеемся будет слишком скучно).

Не успевшее на войну чудо-оружие Российского Императорского флота. Торпеды 45-12 образца 1917 года

Зарядное отделение торпеды 45-12 изготавливалось из бронзы и крепилось 22 болтами к воздушному резервуару торпеды. Вес за­ряда (БЧ) составлял 100 кг. В средней части зарядного отделения размещался удар­ник с запальным стаканом, в носовой части зарядного отделения находился кольцевой прорезатель сетей (кольцо — нож). Нож при ударе о сеть должен был углубиться в свое гнездо и наколоть пистоны, которые должны были вызвать взрыв порохового заряда, расположенного в гнезде. Этим взрывом нож с силой ударял по сети и должен был ее прорезать. Воздушный резервуар торпеды вы­полнялся стальным, к нему 37 болтами крепилась хвостовая часть. В центре воздушного резервуара размещался ниппель для трубопровода подачи воздуха. В кормовой части размещался подогревательный аппарат для воздуха.

Торпеда 45-12 в разрезе из собрания ЦВММ


Торпеда 45-12 в разрезе из собрания ЦВММ

Процесс работы: Сжатый воздух проходил в верхнюю часть подогревательного аппарата из ма­шинного регулятора низкого давления и через две диафрагмы поступал в среднюю часть камеры сгорания. Вода, вытесняемая сжатым воздухом из водяного отсека, проходила через водяной фильтр и водяной кран в пространство между внутренней стенкой камеры и испарителем и по трубкам шла в камеру. Керосин, вытесняемый из керосинового резервуара водой, поступал к кероси­новому фильтру, керосиновому крану и к форсунке, распыляющей керосин внутри камеры горения. Зажигательное приспособление воспламеняло распы­ленный керосин. Нагретый воздух, пары воды и продукты горения керосина (т.е. парогазовая смесь) подавались к золотникам главной машины .

Из представленной ниже диаграммы видно, что после введения подогревательного аппарата, обеспечивающего предварительный подогрев сжатого воздуха, по­ступающего в главную машину, запас энергии в торпеде увеличился почти в 3 раза, а применение в подогревательном аппарате впрыскивания воды, т. е. ис­пользование для работы главной машины парогазовой смеси, увеличило запас энергии в 4 раза. (Пояснение формулы: Е- дальность хода, м, V- скорость хода, м/с; m — масса торпеды, т).

Главная машина торпеды — это двухцилиндровый горизонтальный порш­невой двигатель. Как и все поршневые машины, она состояла из ци­линдров с поршнями; золотников, распределяющих парогазовую смесь в пе­реднюю и заднюю полости цилиндров, а также и передаточного (кривошипно-шатунного) механизма, преобразующего поступательное движение порш­ней во вращательное движение гребных валов и винтов. Валы — две латунные трубы, вложенные одна в другую. Они проходили через всю кормовую часть торпеды и выходили наружу в хвостовой ее части. На более короткий наруж­ный вал был насажан передний винт, а на более длинный, внутренний — зад­ний. Интересно, что через внутренний вал выходили в воду отработанные газы из машины.

Не успевшее на войну чудо-оружие Российского Императорского флота. Торпеды 45-12 образца 1917 года

Торпеда в различных условиях боевой обстановки должна идти с разной скоростью. Чем больше скорость торпеды, тем менее экономична работа ее ме­ханизмов, тем меньший путь может она пройти. При стрельбе на малую дис­танцию увеличивали скорость торпеды. Для этого усиливали сжатие пружины машинного регулятора низкого давления, и в подогревательный аппарат посту­пал воздух большого давления. Кроме этого увеличивали также поступление воды и керосина. В результате давление и количество парогазовой смеси, поступающей в цилиндры (а значит и скорость торпеды), увеличивались. Стреляя на дальнюю дистанцию, необходимо было уменьшить скорость торпеды, чтобы машина работала экономнее и торпеда могла пройти большой путь. Для этого ослабляли пружину регулятора низкого давления и сокращали подачу воды и керосина в подогревательный аппарат.

Первые же образцы торпед, в которых был применен подогревательный аппарат, на испытаниях показали значительное повышение скорости (30-35 уз­лов) и увеличение дальности хода (3-4 тыс. метров). Обратите внимание на рисунок ниже — каждая из трех кривых показывает, что с увеличением скорости торпед резко падает даль­ность их хода. Кроме того, сравнивая все три кривые, видим, что подогрев воз­духа и особенно испарение воды в подогревательном аппарате значительно по­высили дальность хода и скорость торпеды. Для торпед без гироскопа вместо кривой дана всего одна точка, так как лучшие из этих торпед ходили только на дистанцию 500 м со скоростью 30 узлов.

Поэтому при разработке торпеды 45-12 вновь возник вопрос о приведении в соответствие длительности и точности работы приборов управления с возросшими дальностью и скоростью хода тор­пед. Необходимо было разработать устройство, которое позволило бы удлинить время работы гироскопа и вместе с тем обеспечить достаточно высокую точ­ность хода торпеды по направлению. В 1911 году в гироскопический прибор русской торпеды впервые в мире было внесено существенное изменение — дополнительное дутье на волчок, -что привело к заметному увеличению времени работы гироскопа. Из представленного ниже графика видно, что использование воздуха для запуска волчка позволило резко увеличить частоту его вращения, а постоянное дутье обеспечило сохра­нение этой частоты вращения (высокую точность управления) на всем пути торпеды.

Гироскопический прибор торпеды типа 45-12 состоял из трех главных частей: 1) свободного гироскопа (уравновешенного волчка в кардано-вом подвесе); 2) турбинки, дающей волчку первоначальное вращение; 3) руле­вой машинки. В воде торпеда должна сохранять то направление, которое она имела при выходе из аппарата. Это направление фиксировал волчок гироскопи­ческого прибора. К тому времени, как торпеда, выходя из аппарата, попадает под действие внешних сил, сбивающих ее с курса, ось волчка должна быть сво­бодна и вращаться с необходимой скоростью. За полсекунды, пока торпеда движется в трубе аппарата, воздушная турбинка, вращающая волчок, должна сообщить ему частоту вращения 20000 об/мин и разобщиться от оси волчка. В момент выстрела к турбинке подавался воздух высокого давления. Через пол­секунды, когда торпеда выходит из торпедного аппарата, специальный меха­низм закрывал путь воздуха к турбинке и разобщал ее ось от оси волчка. Для того чтобы волчок точно сохранял первоначальное направление, скорость его не должна затухать. Для этого маховику волчка было придано свойство тур­бинного колеса. По всей его окружности были сделаны наклонные углубления, подобные лопаткам турбины, на которые подавался сжатый воздух. Вертикаль­ное кольцо было соединено с золотником рулевой машинки при помощи экс­центрика. Благодаря такому соединению при повороте кольца золотник переме­щался и пропускал сжатый воздух в цилиндр, а поршень передвигал рулевые тяги и перекладывал вертикальные рули. Как видим — сложная система для непосвященных!

Не успевшее на войну чудо-оружие Российского Императорского флота. Торпеды 45-12 образца 1917 года

Наряду с усовершенствованием конструкции гироскопа в 1908 году к не­му было добавлено устройство для угловой стрельбы. Такое дополнение не­медленно нашло отражение в правилах производства торпедной стрельбы. Сле­дует сказать, что предложения об угловой стрельбе поступали значительно ра­нее 1908 года. Только отсутствием необходимой поддержки русским изобрета­телям объясняется тот факт, что приспособление для угловой стрельбы появи­лось у нас, спустя 5-7 лет. В этой связи приведем рапорт лейтенанта Страхов­ского, датированный 21 января 1902 года:

«Я закончил разработку моего нового проекта, который заслуживает серьезного внимания. Я придумал спо­соб установки прибора Обри, когда мина уже вложена в аппарат. Причем са­мая установка прибора Обри связана с прицелом. Таким образом, управляясь у прицела, можно будет выпустить мину по любому желаемому направлению…

Мне кажется, это мое изобретение имеет громадное боевое значение…».

В объяснительной записке Страховского содержится полное описание уст­ройства, разработанного изобретателем.

Горизонтальными рулями торпеды 45-12 управлял специальный автомати­ческий прибор — гидростатический аппарат. Главная его часть — не­большой бронзовый подвижной диск 3, помещенный в торпеде так, что он свя­зан с забортной водой. Изнутри торпеды в диск упирается стержень, на кото­рый давит тугая пружина 8. Снаружи на диск давит забортная вода. Если тор­педа идет на глубине большей, чем ей назначено, давление забортной воды преодолевает сопротивление пружины и вдавливает диск внутрь. Если же тор­педа всплывает на глубину, меньшую, чем ей положено, пружина пересиливает давление воды и выталкивает диск наружу. Движение диска передается золотничку, управляющему рулевой машинкой, и ее поршень перекладывает гори­зонтальные рули вверх или вниз на заданный угол. А ведь это просто — заставить давление воды регулировать поведение торпеды!!

Не успевшее на войну чудо-оружие Российского Императорского флота. Торпеды 45-12 образца 1917 года

Для выравнивания хода торпеды по глубине в гидростатический аппарат ввели дополнительное устройство — тяжелый свинцовый маятник 5. Маятник подвешен на оси и соединен со стержнем, передающим усилие пружины под­вижному диску 3. Когда торпеда идет горизонтально (без дифферента), маят­ник не влияет на ее движение. Когда же торпеда начинает всплывать или по­гружаться, появляется дифферент и маятник отклоняется назад или вперед. В обоих случаях он будет выравнивать торпеду, то усиливая, то ослабляя дейст­вие пружины. В результате маятник сглаживает траекторию торпеды и ее от­клонения от заданной глубины не превышали 0,5 м вверх или вниз.

Торпеда в момент соприкосновения с бортом корабля бьет своей носовой частью в стальную преграду со скоростью 80—90 км/ч. Кинетическая энергия этого удара способна смять и разрушить зарядное отделение торпеды, прежде чем произойдет взрыв. Нa это уйдут сотые доли секунды. Для того чтобы взры­ватель успел взорвать заряд, нужно, чтобы он сработал еще быстрее. Обратите внимание на рисунок, где показана схема инерционного ударника торпеды типа 45-12. Здесь маятник 2 удерживает рычаги 3,12 и боек 13 с двумя иглами во взведенном положении. При ударе о корпус неприятельского корабля маятник смещается, освобождая рычаги и боек. Иглы накалывают капсюли-воспламенители 10, гремучая ртуть в них взрывается, и взрыв передается капсюлям-детонаторам 9, тетрилу в за­пальном стакане и заряду. Маятник двумя винтами удерживается на кольце 5, которое надето на колонку основания 15 и подвешено к ней тоже двумя винта­ми. Такое крепление позволяет маятнику при ударе отклоняться от вертикаль­ного положения вперед или в стороны.

На рисунке - схема "а" - ударник находится в безопасном положении. Маятник закре­плен, так что в углубление внутри его прилива (выступа) входит верхний конец штока 4. Кроме того, боевая пружина 6, посылающая боек вниз, не сжата, а иг­лы убраны внутрь бойка. Во время хода торпеды (сразу после выстрела) встречная струя воды вращает вертушку 7, лопасти которой выступают над оболочкой зарядного отделения, и приводит ударник в боевое положение — шток ввертывается в боек, опускается его верхний конец и освобождает маят­ник, а нижний выталкивает из бойка планку с иглами. Кроме того, при этом сжимается боевая пружина. Ударник приходит в боевое положение, показанное на схеме "б" (когда торпеда пройдет 100- 150 м). Две буферные пружины 77 и 14 удерживают маятник в вертикальном положении при тряске и толчках на ходу торпеды. На рисунке - схема "в"показано действие ударника в момент столкновения с кораб­лем. Маятник по инерции качнулся вперед, преодолев сопротивление буферных пружин, рычаги повернулись, освободили боек, и сжатая боевая пружина по­слала боек с иглами вниз. Иглы накололи капсюли-воспламенители, взорвали первичные и вторичный детонаторы, а также заряд.


На рисунке — схема «а» — ударник находится в безопасном положении. Маятник закре­плен, так что в углубление внутри его прилива (выступа) входит верхний конец штока 4. Кроме того, боевая пружина 6, посылающая боек вниз, не сжата, а иг­лы убраны внутрь бойка. Во время хода торпеды (сразу после выстрела) встречная струя воды вращает вертушку 7, лопасти которой выступают над оболочкой зарядного отделения, и приводит ударник в боевое положение — шток ввертывается в боек, опускается его верхний конец и освобождает маят­ник, а нижний выталкивает из бойка планку с иглами. Кроме того, при этом сжимается боевая пружина. Ударник приходит в боевое положение, показанное на схеме «б» (когда торпеда пройдет 100- 150 м). Две буферные пружины 77 и 14 удерживают маятник в вертикальном положении при тряске и толчках на ходу торпеды.
На рисунке — схема «в»показано действие ударника в момент столкновения с кораб­лем. Маятник по инерции качнулся вперед, преодолев сопротивление буферных пружин, рычаги повернулись, освободили боек, и сжатая боевая пружина по­слала боек с иглами вниз. Иглы накололи капсюли-воспламенители, взорвали первичные и вторичный детонаторы, а также заряд.

Для русского флота торпеда 45-12 стала не только основной торпедой пер­вой мировой и гражданской войн, но в определенной степени и переходным образцом от торпедного оружия старого русского флота к советскому.

Значи­тельную роль в постановке производства, пристрелке и техническом усовер­шенствовании торпед образца 1912 года сыграли офицеры флота Е.А. Пастухов и А.В. Трофимов. Торпеда состояла на вооружении отечественного флота вплоть до середины 40-х годов.

Практика боевых действий первой мировой войны показала, что для пора­жения современного линкора требовался заряд взрывчатого вещества не менее 160—200 кг. Разместить такой заряд в калибре торпеды 450 мм практически было невозможно. Поэтому пришлось переходить на более крупный калибр. Таким калибром во всем мире стал калибр 533 мм (21 дюйм). В 1914 — 1917 гг. такая торпеда в России была разработана и получила наименование «533-мм торпеда образца 1917 г.». Согласно конструкторской документации торпеда имела следующие тактико-технические характеристики: длина — 7,03 м, диаметр — 0,533 м; масса снаряженной торпеды — 1705 кг (масса БЧ — 215 кг). Торпеда могла двигаться со скоростью 45 узлов, при этом дальность хода составляла 3000 м (при скорости 30 узлов — 10000 м) при мощности двигателя 190 кВт.

В торпеде образца 1917 г. были применены все новинки, имеемые в отече­ственном торпедостроении к этому времени: подогревательный аппарат, рабо­тающий на керосине с инжекцией воды; гироскопический прибор с устройст­вом для угловой стрельбы и постоянным дутьем на волчок; предохранительная вертушка в инерционном взрывателе и ряд других.

В 1917 заводу № 1 Русского акционерного общества (бывш. Г.А. Лесснера) было заказано шесть опытовых торпед этого калибра. Однако на вооружение флота эта торпеда так и не пошла — к 1918 г. часть заказа была аннулирована, а в марте того же года был остановлен и сам завод. Между тем торпеда образца 1917 г. была не только в полном смысле слова оте­чественной торпедой, но и обладала по тем временам достаточно высокими тактико-техническими данными. Свою вторую жизнь эта торпеда получила уже в советском флоте.

Источник — https://dzen.ru/a/X1dP0GkqkGzQYNK9

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account