Эволюция проекта эскадренных броненосцев типа «Радецкий»

18

Первое совещание по обсуждению проекта нового типа эскадренного броненосца состоялось 15 марта 1904 года, спустя приблизительно год после спуска на воду броненосца «Эрцхерцог Карл» (SMS Erzherzog Karl). На нём присутствовали адмирал барон Герман фон Шпаун (Hermann Freiherr von Spaun), вице-адмирал граф Рудольф фон Монтекуколли (Rudolf Graf von Montecuccoli degli Erri), контр-адмирал Юлиуш Францишек фон Риппер (Juliusz Franciszek von Ripper), вице-адмирал барон Франц фон Минутилло (Franz Freiherr von Minutillo), контр-адмирал Антон Гаус (Anton Johann Haus) и инженер-кораблестроитель Зигфрид Поппер (Siegfried Popper). Н совещании было принято решение о создании нового проекта, однако начало строительства ожидалось не ранее 1907 года, времени окончания текущего строительства всех трёх броненосцев типа «Эрцхерцог Карл». Попперу было приказано начинать подготовительные работы по новому проекту.

Следующее совещание состоялось 18 мая того же года в Поле (Pola; совр. Пула / Pula в Хорватии), где адмирал Шпаун подтвердил, что строительство новых кораблей начнётся не ранее 1907 года, а в настоящее время требуется только провести подготовительную работу и определиться с выбором очертаний корпуса и вооружения. Согласились, что главный калибр должен составлять либо 305 мм, либо 280 мм по сравнению с 240 мм у предшественника, а калибр вспомогательной артиллерии — 190 мм. В связи с появлением новых бронебойных снарядов бронирование пришлось улучшить. Так водоизмещение возрастало примерно на 2000 тонн по сравнению с 10 600 тоннами у предшественника.

На этом совещании шло жаркое обсуждение расположения орудий. Были выдвинуты следующие предложения:

  • 2 башни с одним 305-мм орудием каждая
  • 2 башни со двумя 280-мм орудиями
  • 1 башня с одним и одна с двумя 305-мм орудиями
  • 1 башня с 305-мм орудием на носу, 1 башня с 240-мм орудием на корме

Однако никакого консенсуса по вооружению тогда достигнуто не было.

К лету 1904 года Техническая комиссия ВМФ (ТК ВМФ; Marinetechnische Komitee, MTK) во главе с Зигфридом Поппером подготовила шесть альтернативных вариантов. Из них только у одного (Проект I) имелись 280-мм 45-калиберные орудия, остальные вооружались 305-мм 40-калиберными орудиями. 240-мм орудия не передлагались. Вспомогательное вооружение составляли 190-мм 42-калибуерные пушки, броневой пояс было решено сделать толщиной до 230 мм. Башни главного калибра получали 280-мм лицевые бронелисты.

Содержание:

«Радецкий», предварительный проект «I» (1904 год)

Итак, первый из предварительных вариантов «Радецкого» 1904 года, я использовал очертания корпуса предшественника, типа «Эрцхерцог Карл», но увеличил их до размеров «Радецкого», две дымовые трубы, поскольку более широкий корпус давал больше места для котлов, а также элементы надстройки смешанного стиля «Радецкого»/«Эрцхерцога». Добавил 66-мм противоминные пушки, стандартного калибра для австрийского флота того времени.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: 12 650 тонн (стандарт)

Броня: 40 мм палуба, 230 мм пояс

Силовая установка: вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 18 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 37 км/ч (20 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2 280-мм/45-кал. пушки Škoda K04
  • 4×2,4×1 190-мм/42-кал. пушки Škoda K03
  • 10×1 70-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «II» (1904 год)

Из шести предварительных проектов 1904 года только проект I был оснащён 280-мм орудиями главного калибра. Все остальные несли 305-мм орудия в разном количестве, что говорит о предпочтении Зигфридом Поппером крупных калибров.

Данная серия показывает, что Поппер и команда из ТК ВМФ желала вписаться в ограничение в 13 000 тонн, а потому увеличиение или уменьшение клоичества орудий главного калибра было пропорционально изменению количества стволов вспомогательного калибра. В данном случае, для примера, 4 190-мм пушками в казематах пожертвовали ради увеличения главного калибра до 305 мм. Другой уникальной чертой данных проектов было использование 305-мм орудий, но длиной не 45 калибров как на окончательных планах, а более коротких в 40 калибров, что соответствовало значительному увеличению огневой мощи по сравнению с предшественниками. Однако только на этом проекте предусматривалась скорость в 19 узлов при 16 000-сильной машине, в сравнении с 18 000 л.с. у предшественника и 20 000 у окончательного варианта.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: 12 200 тонн (стандарт)

Броня: 40 мм палуба, 230 мм пояс

Силовая установка: вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 16 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 35 км/ч (19 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2 350-мм/40-кал. пушки Škoda K05
  • 4×2,4×1 190-мм/42-кал. пушки Škoda K03
  • 10×1 70-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «III» (1904 год)

Чтобы вписаться в ограничения по водоизмещению конструкторам пришлось пожертвовать вооружением ради других элементов корабля. На этот раз количество 305-мм орудий сократили с 4 до 3, что позволило увеличить количество 190-мм пушек с 8 до 12, а количество орудий по одному борту увеличить с 4 до 6. Данный шаг выглядит логичным, если у вас есть ограничение по водоизмещению, целевая скорость и установка по сохранению бронирования. В этом случае менять можно только вооружение, либо его калиб, либо количество. Данные принципы очевидны на флотах великих держав, но особенно важны они были для австрийского флота, который был ограничен не только по верфям (обе на предприятии «Стабилименто Текнико Триестино» (Stabilimento Tecnico Triestino, STT) и плавучим докам (в то время отсутствовали вовсе) для строительства / достройки, но и по экономическим показателям (материалам и финансам).

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: 12 650 тонн (стандарт)

Броня: 40 мм палуба, 230 мм пояс

Силовая установка: вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 18 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 37 км/ч (20 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 1×2,1×1 350-мм/40-кал. пушки Škoda K05
  • 4×2,4×1 190-мм/42-кал. пушки Škoda K03
  • 10×1 70-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «IV» (1904 год)

На проекте IV Зигфрид Поппер и конструкторы из ТК ВМФ достигли минимальной огневой мощи по главному калибру корабля! Количество стволов ГК снизили с трёх до двух при увеличении количества стволов вспомогательного калибра до 16, по 8 на борт. По факту получилась более современная версия броненосца береговой бороны типа «Хабсбург». С таким количеством 190-мм пушек шансы потопить вражеский корабль навесным выше, чем 305-мм орудиями! Тем не менее, это ещё один уникальный проект, возможно наименее полезный относительно запросов флота, но показательный в плане предлагавшихся вариантов.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: 12 650 тонн (стандарт)

Броня: 40 мм палуба, 230 мм пояс

Силовая установка: вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 18 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 37 км/ч (20 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×1 350-мм/40-кал. пушки Škoda K05
  • 4×2,8×1 190-мм/42-кал. пушки Škoda K03
  • 10×1 70-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «V» (1904 год)

Конструкторы пришли к выводу, что единственный способ обеспечить достаточную огневую мощь вспомогательного калибра (т.е. не менее 6 пушек по каждому борту) и вписать в требование на четыре 305-мм орудия главного калибра это увеличение стандартного водоизмещения почти до 13 000 тонн. Поэтому два последних проекта серии 1904 года имели увеличенное водоизмещение ради двух спаренных 305-мм орудий и шести 190-мм пушек по борту. Проект V сочетает схему башни главного калибра Проекта II и схему вспомогательного калибра Проекта III.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: 12 950 тонн (стандарт)

Броня: 40 мм палуба, 230 мм пояс

Силовая установка: вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 18 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 37 км/ч (20 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2 350-мм/40-кал. пушки Škoda K05
  • 4×2,4×1 190-мм/42-кал. пушки Škoda K03
  • 10×1 70-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «VI» (1904 год)

Последний известный проект броненосца типа «Радецкий» серии 1904 года. Вероятно, чтобы увеличить запас огневой мощи вспомогательного калибра в случае повреждений в бою на данном проекте все 190-мм пушки были смонтированы на одинарных установках, 4 в одноорудийных башнях, остальные стволы — в казематах. Для сравнения, у предыдущего варианта было 8 в двухорудийных башнях и 4 в казематах.

После совещания 19 сентября 1904 года, на котором обсуждали 6 предыдущих проектов, новое прошло только 10 февраля 1905 года, что свидетельствует о взятой паузе на проектирование почти в полгода.

На новом совещании присутствовали вице-адмирал фон Минутилло, контр-адмирал фон Риппер, капитан Юлиус Бек фон Велльштедт (Julius Beck von Wellstaedt), адмирал Йозеф Маулер фон Элизенау (Josef Mauler von Elisenau), контр-адмирал Гвидо фон Куард (Guido Ritter von Couarde), капитан Люциан Эудженио Циглер де Линтц-Поцца (Lucian Eugenio Ziegler de Lintz-Pozza), глава ТК ВМФ и главный инженер Фридрих Едличка (Friedrich Jedlička).

Поппер на этом совещании не присутствовал, поскольку обсуждался не проект броненосцев в целом, а конкретно вооружение. Главной темой было использование либо немецкого скользящего затвора «Крупп», либо британского от «Виккерс», либо затвора конструкции Велина. Каждый вариант имел свои за и против, но по итогам обсуждения было решено, что наилучшим вариантом для новых орудий остается затвор «Крупп».

Следующей темой были орудия главного калибра: либо 280-мм 45-кал. орудия, либо новые 305-мм 40-кал.

Так же поднимались вопросы возрастания массы снаряда и необходимое оборудование для затворной системы такого большого калибра ( в то время самым крупным орудием со скользящим затвором было немецкое 280-мм быстрозарядное 28 cm SK L/40, ставившееся на немецкие эскадренные броненосцы типа «Брауншвейг»), неуверенность в новом калибре 305 мм, а также имевшийся задел для создания орудий ещё большего калибра.

Также было отмечено, что в части баллистики не было большой разницы между 280-мм и 305-мм орудиями. При этом имелась заметная (100 кг) разница в массе снаряда (345 кг у 280-мм орудия и 445 кг у 305-мм).

Комиссия пришла к выводу о препочтительности использования на новых кораблях более крупного калибра 305 мм, а к рассмотрению вариантов 280-мм орудиями вернуться только в случае проблем с разработкой нового орудия. Позднее, в 1908-09 годах такая же ситуация повторилась, когда выбирали между 45-калиберным и 50-калиберным орудием для линкора типа «Вирибус Унитис»). По итогам обсуждений только двое, Циглер и Едличка, выступали за 280-мм артиллерию, трое выступали за калибр 280 мм только проблемах с разработкой 305-мм орудий, а остальные единогласно поддержали выбор 305-мм орудия, даже если бы для этого пришлось переходить на затвор конструкции «Виккерс»-«Максим» или Велина.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: 12 950 тонн (стандарт)

Броня: 40 мм палуба, 230 мм пояс

Силовая установка: вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 18 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 37 км/ч (20 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2 350-мм/40-кал. пушки Škoda K05
  • 12×1 190-мм/42-кал. пушки Škoda K03
  • 10×1 70-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «А» (1905 год)

Продолжаю серию предварительных проектов «Радецкого». Переходим к серии 1905 года, в которой все варианты имели 45-калиберные орудия (у главного, вспомогательного калибров и лёгкой артиллерии), а также имели четкие представления об очертаниях корабля. Хотя они несли меньше брони в сравнении с итоговым вариантом, использование более крупных орудий вспомогательного калибра и более длинных стволов при большей толщине брони орудийных башен вело к существенному увеличению водоизмещения.

После очередного совещания в середине февраля 1905 года в конце июня того же года до Адмиралтейства Австро-Венгрии дошли слухи, что в Великобритании готовится к закладке новый линкор, который будет иметь водоизмещение 18 000 и вооружение в десять 305-мм орудий. Данные сведения, а также дошедшая информация о разразившемся 27 мая сражении в Цусимском проливе во время Русско-японской войны, указали на необходимость переделывать проекты новых броненосцев.

Следующие совещания прошли 25 и 29 сентября 1905 года под председательством контр-адмирала фоне Риппера. Также в них принимали участие адмирал Маулер фон Элизенау, капитан Циглер де Линтц-Поцца, капитан барон Виктор фон Базелли-Зюссенберг (Victor von Baselli-Süßenberg), инженер-кораблестроитель Поппер и главный инженер Фридрих Едличка.

Обсуждалось вооружение броненосцев, водоизмещение которых было решено увеличить до 13 500 тонн. Риппер настаивал, что после Русско-японской войны на корабли нужно ставить лучшие и самые крупнокалиберные орудия, которые могла произвести промышленность Австро-Венгрия, и концерн «Шкода» в особенности. Циглер отмечал, что при водоизмещении в 13 500 тонн не получится установить достаточное количество длинноствольных 305-мм орудий (которые использовались на японских броненосцах), а потому его надо увеличить хотя бы до 16 000. Для этого потребовалось бы использовать новый более крупный плавучий док, который уже был полностью загружен. Маулер согласился с этим фактом и приказал построить новый. Поппер присоединился ко мнению Риппера, что стоимость строительства нового плавучего дока при росте расходов на 16 000-тонные броненосцы окажется слишком большой, поэтому он предложил ограничиться 13 500 т водоизмещения, при котором 4 орудия главного калибра можно было без проблем разместить и дополнить вспомогательным калибром.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: Неизвестно, предположительно 12 550 тонн (стандарт), 13 650 тонн (при полной нагрузке)

Броня: 40 мм палуба, 210 мм пояс

Силовая установка: Неизвестно, вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 20 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 38 км/ч (20,5 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2 283-мм/45-кал. пушки Škoda K04
  • 4×1 238-мм/45-кал. пушки Škoda K09
  • 8×1 190-мм/42-кал. пушки Škoda K03
  • 6×1 66-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «В» (1905 год)

На совещании 25 сентября, когда многие считали 305-мм 45-калиберные орудия наилучшим выбором для главного калибра, главный инженер Едличка пытался отстаивать вариант с 280-мм главным калибром, поскольку на 13 500-тонном корабле можно было бы установить только четыре 305-мм орудия без сильного вспомогательного калибра, но можно было поставить восемь 280-мм орудий, по два в четырёх башня каждая (в это же время на немецком флоте под такую конфигурацию рассматривали водоизмещение в 15 000 — 15 700 тонн!), которые пробивали 230-мм броню с дистанции 8 000 м. Он же предлагал увеличить калибр противоминной артиллерии с 66 мм до 100 мм, скорострельные пушки которой имели достаточный темп стрельбы, имели внушительную огневую мощь и увеличенную дальность стрельбы. Риппер настаивал на 305-мм орудиях, чьи снаряды за счет на 100 большей массы имели более стабильную траекторию, а Маулер вытупал за 190-мм вспомогательный калибр, который легко пробивал небронированные части кораблей. По итогам совещание большинство выступило за более тяжёлое вооружение.

Таким образом Проект «В» отражает идею Едлички о броненосце исключительно с 280-мм орудиями в двух двухорудийных и четырёх одно орудийных башнях со 100-мм противоминной артиллерией.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: Неизвестно, предположительно 13 300 тонн (стандарт), 14 400 тонн (при полной нагрузке)

Броня: 40 мм палуба, 210 мм пояс

Силовая установка: Неизвестно, вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 21 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 38 км/ч (20,5 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2 283-мм/45-кал. пушки Škoda K04
  • 12×1 100-мм/45-кал. пушки Škoda K07
  • 6×1 66-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «С» (1905 год)

Эта версия имела доработку относительно предыдущего варианта: четыре однорудийные башни были заменены на две двухорудийные. Таким образом схема размещения получалась ромбовидная, а не шестиугольная. Данное изменение позволяло сэкономить водоизмещение, которое пустили на доведение вспомогательного калибра из 100-мм орудий до внушительных 8 орудий на борт. В итоге по всем показателям получался практически дредноут, за вычетом того, что на нём по-прежнему стояли паровые машины, а не турбины. Как можно видеть на оригинальном рисунке углы обстрела крайних по бортам башен были ограничены. Они не могли стрелять прямо по ходу и по направлению к корме корабля, отчасти из-за сильного поражающего действия ударной волны на надстройку, отчасти из-за необходимости выделения мест под размещение шлюпок.

Данные проекты (от А до Е) Зигфрид Поппер предложил на совещании 29 сентября 1905 года. Все эти проекты впервые для до- и полудредноутов имели ограниченную противоторпедную и противоминную защиту, которую уже тогда едва хватало. Данный факт отражает дальновидность инженеров австрийского флота. В части брони, как я томечал выше, все имели 210-мм броневой пояс и 40-мм на палубе, однако толщина бронирования башен разнилась от проекта к проекта: у А и В она составляла 250 мм, у С — 230 мм, у последних двух D и Е — 280 мм.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: Неизвестно, предположительно 12 950 тонн (стандарт), 14 050 тонн (при полной нагрузке)

Броня: 40 мм палуба, 210 мм пояс

Силовая установка: Неизвестно, вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 20 600 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 38 км/ч (20,5 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 4×2 283-мм/45-кал. пушки Škoda K04
  • 16×1 100-мм/45-кал. пушки Škoda K07
  • 4×1 66-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «D» (1905 год)

Проект D являл собой фактически модификацию предыдущего проекта С:

При замене всех башен 280-мм орудий либо на одно-, либо на двухорудийные 305-мм получился бы самый маленький в мире линкор наподобие дредноута. Даже меньший, чем испанские линкоры типа «Эспанья» (clase España). Он нёс бы на один ствол по каждому борту меньше, но его старая силовая установка могла бы развивать более высокую скорость.

На совещании 29 сентября 1905 года после обсуждения калибра следующим вопросом на повестке дня было количество орудий главного калибра и его размещение. Едличка, фон Базелли-Зюссенберг, Поппер и Циглер согласились, что предпочтительным является вариант с шестью 305-мм орудиями, несмотря даже на дополнительные сложности с разработкой 305-мм орудий концерном «Шкода» в сравнении с проектом С о 280-мм орудиях. Циглер также добавил, что по итогам Цусимы ни 150-мм, ни даже 200-мм более не являются достаточными, и что на новые броненосцы надо ставить как можно большее количество как можно более крупнокалиберных орудий.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: Неизвестно, предположительно 12 850 тонн (стандарт), 13 950 тонн (при полной нагрузке)

Броня: 40 мм палуба, 210 мм пояс

Силовая установка: Неизвестно, вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 20 500 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 38 км/ч (20,5 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2,2×1 305-мм/45-кал. пушки Škoda K08
  • 16×1 100-мм/45-кал. пушки Škoda K07
  • 4×1 66-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», предварительный проект «E» (1905 год)

Проект Е был последним известным опытным предложением по типу «Радецкий» по которому у меня есть точные данные о бронировании, вооружении и компоновке. Как можно видеть, он почти не отличается от итогового варианта, за вычетом использования 190-мм орудий вспомогательного калибра вместо 240-мм (позднее его изменили) и толщины броневого пояса менее 210 мм.

На совещании 29 сентября 1905 года Йозеф Маулер настаивал на использовании старых 190-мм орудий, поскольку они имели более высокий тем стрельбы, их можно было установить больше, что позволяло увеличить точность стрельбы корабля, а также выводить вражеские корабли из боя за счёт нанесения тяжёлых повреждений или уничтожения небронированных частей. Он голосовал за вариант Е, И риппер склонен был с ним согласиться.

Следующим вопросом было вспомогательное вооружение. По этому вопросу Циглер, Базелли, Поппер и Едличка высказались за вариант D с шестью 305-мм орудиями. При этом Риппер и Маулер были за вариант Е с четырьмя 305-мм орудиями и восемью 190-мм пушками. После этого Базелли поднял тему привода башен и предложил использовать электропривод. Едличка подденржал это предложение, аргументируя тем, что гидравлическая система более чувствительна к образованию льда, и что её труднее перевести на ручное управление. Эту приводную систему вскоре утвердили. Под конец совещания участники быстро обсудили вопрос противоминного воружения, которое решили сделать 100-мм.

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: Неизвестно, за исключением ширины, так что я использовал данные по «Радецкому»: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,0 м x 8,1 м

Водоизмещение: Неизвестно, предположительно 13 100 тонн (стандарт), 14 200 тонн (при полной нагрузке)

Броня: 40 мм палуба, 210 мм пояс

Силовая установка: Неизвестно, вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 20 800 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 38 км/ч (20,5 узлов)

Дальность хода: 7 400 км при 18,5 км/ч (4 000 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2 305-мм/45-кал. пушки Škoda K08
  • 4×2 190-мм/45-кал. пушки Škoda K03
  • 12×1 100-мм/45-кал. пушки Škoda K07
  • 2×1 66-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

«Радецкий», окончательный проект «E» (1905 год)

Я крайне редко делаю рисунки окончательных проектов, только если они мне сильно понравились, или если считаю нужным отразить историю их становления. Как в этом случае. В данном случае вы можете видеть как формировался облик последних эскадренных броненосцев-предшественников линкоров типа «Тегеттхофф». Австрийские броненосцы типа «Радецкий» были самыми быстроходными кораблями своего класса из всех когда-либо построенных для Австро-Венгрии. Они также были самыми быстрыми среди своих современников, таких как британские эскадренные броненосцы типа «Лорд Нельсон» (Lord Nelson-class) и французские типа «Дантон» (сlasse Danton).

Как было заведено на австрийском флоте, император (Франц Иосиф I) должен был выбрать названия для новых кораблей из предложенных списков. Сначала, в конце февраля 1908 года, рассматривались следующие названия:

  • «Адмирал Штернэк» (SMS Admiral Sterneck)
  • «Адмирал Даун» (SMS Admiral Daun)
  • «Адмирал Монтекукколи» (SMS Admiral Montecuccoli)

Затем по требованию венгров о том, чтобы хотя бы один корабль был назван в честь венгра, были предложены следующие названия:

  • «Радецкий» (SMS Radetzky)
  • «Хуньяди» (SMS Hunyadi)
  • «Принц Ойген» (SMS Prinz Eugen)

Наконец, 24 марта 1908 года, были утверждены следующие названия:

  • «Радецкий»
  • «Эрцхерцог Франц Фердинанд» (SMS Erzherzog Franz Ferdinand)
  • «Зриньи» (SMS Zrínyi)

Так закончилась история разработки проекта «Радецкий».

Проект имел следующие характеристики:

Размеры: 137,5 м (ватерлиния) 138,8 м (общая) x 24,6 м x 8,1 м

Водоизмещение: 14 508 тонн (стандарт), 15 855 тонн (при полной нагрузке)

Броня: 48 мм палуба, 230 мм пояс

Силовая установка: вертикальные паровые машины «Ярроу» с тройным расширением, 20 000 л.с. на валу, 2 вала

Скорость: 38 км/ч (20,5 узлов)

Дальность хода: 9 600 км при 18,5 км/ч (5 200 мор. миль при 10 узлах)

Вооружение:

  • 2×2 305-мм/45-кал. пушки Škoda K08
  • 4×2 238-мм/45-кал. пушки Škoda K09
  • 20×1 100-мм/50 пушки Škoda K10
  • 6×1 66-мм/50 пушки Škoda K10
  • 3×1 450-мм подводных торпедных аппарата

Источник — https://vk.com/@marineproof-evoluciya-proekta-eskadrennyh-bronenoscev-tipa-radecki

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account